УМК по истории
учебно-методический материал по теме

Парфенов Иван Витальевич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_istoriya.docx175.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования,

науки и молодежной политики Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Первомайское многопрофильное училище»

Рассмотрено                                                                                           Утверждено

на заседании кафедры ООД                                                                  зав.учебной частью

___________Парфенов И.В.                                                               __________Номоконова Е.Н.

«____» _____________2013                                                                  «____» _____________2013

УМК

«История»

             по профессиям «Автомеханик»                                 код 190631.01

                                       «Сварщик»                                         код 150709.02

                                       «Продавец, контроллер-кассир»     код 100701.01

                                       «Повар, кондитер»                            код 260807.01

                                       «Электромонтер по обслуживанию

                                        и ремонту электрооборудования»  код 140446.03

 

п.Первомайский - 2013г

Содержание УМК по учебной дисциплине «История»

  1. Нормативная и учебно-методическая документация.

  1. Учебно-информационные материалы.

  1. Учебно-методические материалы по УД.

  1. Комплект материалов фонда оценочных средств.

  1. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Нормативная и учебно-методическая документация

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Перечень оборудования кабинета:

Наименование оборудования

Количество

1

Компьютер

11

2

Интерактивная доска

1

3

Мультимедиа проектор

1

4

Колонки

1

5

Калькуляторы

8

6

Телевизор цветной

1

7

Видеомагнитофон

1

2. Учебно-информационые материалы

Наименование учебника

автор

1

«Россия и мир» 10 кл, 11 кл

О.В. Волобуев

2

История России

Сахаров, Буганов

3

Наименование учебного пособия

автор

1

Методические рекомендации по использованию учебника «Россия и мир»  

А. В. Игнатов

2

История России

Сахаров, Буганов

3

История России экспресс-диагностика 36 вариантов 6кл

Е.В. Смирнова

4

История России экспресс-диагностика 36 вариантов 7кл

Е.В. Смирнова

5

История России экспресс-диагностика 36 вариантов 8кл

Е.В. Смирнова

6

Хрестоматия 10-11 кл

Г.Н. Севостьянов

7

История России в художественно-исторических образах

А.В.Шестаков

8

Россия в 19-нач20века задания и тесты

Е.Н.Захарова

9

Контрольные и проверочные работы 5-9кл

Л.В. Жукова

10

Контрольные и проверочные работы 9-11кл

А.А. Данилов

11

Тематические схемы по истории России 10-18 вв

А.Ф.Кузьменко

12

Тематические схемы по истории России 19 век

А.Ф.Кузьменко

13

Тематические схемы по истории России 20 век

А.Ф.Кузьменко

Наименование учебных видеозаписей

автор

1

Дмитрий Донской

Учебный фильм

2

Куликовская битва

Учебный фильм

3

Ледовое побоище

Учебный фильм

4

Казанский поход

Учебный фильм

5

Пирамиды

Учебный фильм

6

Греция

Учебный фильм

3. Учебно-методические материалы по учебной дисциплине

Наименование раздела

Учебные и учебно-методические пособия

Дидактические материалы

1

Цивилизации древнего мира и раннего средневековья

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, видеофильм «Пирамиды», «Греция»

2

Древняя Русь

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, видеофильм «Куликовская битва»

3

Западная Европа в 11-15 вв

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация

4

Российское государство в 14-17 ввеках

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, видеофильм «Казанский поход», карточки-задания

5

Запад в новое время

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, карточки-задания

6

Российская империя в 18 веке

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

7

Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, атлас и контурные карты

8

Россия на пути модернизации

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

9

Культура 19 века

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 10 класс

Презентация, карточки-задания

10

Россия и мир в начале 20 века

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

11

Мировая война и революционные потрясения

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

12

Мир в межвоенный период

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

13

Социалистический эксперимент в СССР

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

14

Вторая мировая война

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

15

Биполярный мир и «холодная война»

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

16

СССР и социалистические страны Европы

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

17

Запад и «третий мир» во второй половине 20 века

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания, атлас и контурные карты

18

Россия в современном мире

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация, карточки-задания

19

Духовная жизнь

Учебник «Россия и мир» автор Волобуев 11 класс

Презентация

Методические рекомендации  по организации  практических, лабораторных и семинарских занятий по УД


       В настоящее время учебников, научных и научно–популярных книг по истории издаётся очень много, стремительно растёт и число исторических сайтов в интернете. Учащийся, заинтересовавшийся какой-либо исторической проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы (например, для написания реферата), обычно не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело – овладение способами работы с этой информацией, определёнными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для её действительного, а не формального усвоения. Материалы могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.


 Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста. 


Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).


Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития. 


Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.


Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. Пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.


Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.


Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.


Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.


Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

-критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

-основные выводы,

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

 Оформление титульного листа:

- название учебного заведения,

- тема реферата,

- Ф.И. автора, группа,

- Ф.И.О. преподавателя,

- год написания реферата.

Планы и сценарии открытых уроков

http://www.dazzle.ru/spec/pic-221.jpg

Методические указания и контрольные работы для студентов

4. Комплект материалов фонда оценочных средств.

http://www.delod.odessa.net/images/article/b_649_2011_10_03_03_15_38.jpg

5. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование тем

Объем времени,ч

Форма контроля

1

Цивилизации древнего мира и раннего средневековья

1

Самостоятельная работа

2

Древняя Русь

-

-

3

Западная Европа в 11-15 вв

1+13(реферат)

Самостоятельная работа

4

Российское государство в 14-17 веках

1

Самостоятельная работа

5

Запад в новое время

2

Самостоятельная работа

6

Российская империя в 18 веке

-

-

7

Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации

2

Самостоятельная работа

8

Россия на пути модернизации

1

Самостоятельная работа

9

Культура 19 века

1

Самостоятельная работа

10

Россия и мир в начале 20 века

1

Самостоятельная работа

11

Мировая война и революционные потрясения

2

Самостоятельная работа

12

Мир в межвоенный период

1

Самостоятельная работа

13

Социалистический эксперимент в СССР

-

-

14

Вторая мировая война

3

Самостоятельная работа

15

Биполярный мир и «холодная война»

-

-

16

СССР и социалистические страны Европы

-

-

17

Запад и «третий мир» во второй половине 20 века

2+13 (реферат)

Самостоятельная работа

18

Россия в современном мире

20

Самостоятельная работа

19

Духовная жизнь

-

-

Перечень необходимой литературы

  1. Учебник О.В. Волобуев «Россия и мир»
  2. Учебник Сахаров, Буганов «История Отечества»
  3. Энциклопедия по истории.
  4. История в лицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...

Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А

Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А...

Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».

Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины   XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....

Творческая работа-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «История моего рода в истории любимого города»

Любовь к Родине начинается с любви к матери, к дому, к месту, где родился и вырос человек. В каждой местности есть свои достопримечательности, которые с детства западают в душу человека и сопровождают...

Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»

Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...

Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.

   История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...

Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)

 Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме  «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...