Разработка региональной олимпиады по химии для учащихся СПО И НПО (2012-2013 уч.г.)
олимпиадные задания по теме
Материал включает в себя задания и ответы к ним олимпиады по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada.docx | 285.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кодовый номер ___________
Тесты и задания к Олимпиаде по химии
Время проведения Олимпиады 18.04.2013 г.
- При выполнении заданий этой части необходимо выбрать правильный ответ и дать пояснения.
- Число электронов в ионе Са2+ равно
- 18
- 20
- 22
- 40
- Неметаллические свойства наиболее выражены у
- кремния
- углерода
- кислорода
- фосфора
- Верны ли следующие суждения о кальции и его соединениях?
А. Кальций относится к щелочным металлам.
Б. Оксид кальция относится к амфотерным оксидам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
1.4. Одна из связей образована по донорно-акцепторному механизму в
1) хлориде натрия
2) бромиде аммония
3) бромиде алюминия
4) хлориде железа (II)
1.5. Не проявляет своей высшей валентности, равной номеру группы, элемент
1) углерод
2) хлор
3) фосфор
4) фтор
1.6. Молекулярную кристаллическую решётку имеет
1) литий
2) оксид натрия
3) красный фосфор
4) белый фосфор
1.7. В перечне веществ
А) NH4Cl
Б) (NH4)2SO4
В) NH4HCO3
Г) NaH
Д) CaHPO4
Е) KHS
к кислым относятся:
- АБВ
- АВГ
- БГД
- ВДЕ
1.8. Верны ли следующие суждения о фосфоре?
А. Фосфор горит на воздухе с образованием P2O5.
Б. При взаимодействии фосфора с металлами образуются фосфиды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
1.9. Оксид калия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) масляной кислотой и водой
2) уксусной кислотой и водородом
3) оксидом натрия и серой
4) кремнием и гелием
1.10. Ортофосфорная кислота
1) относится к наиболее сильным электролитам
2) легко разлагается при хранении
3) не взаимодействует с щелочными металлами
4) получается в промышленности из фосфора или фосфатов
1.11. Хлорид аммония в отличие от хлорида калия
1) хорошо растворяется в воде
2) легко разлагается при нагревании
3) даёт осадок с нитратом серебра
4) не реагирует с щелочами
1.12. Для осуществления превращений в соответствии со схемой:
P2O5→X→Y→Ca (H2PO4)2
необходимо последовательно использовать
- водород, гидроксид кальция, соляную кислоту
- водород, азотную кислоту, кальций
- воду, гидроксид кальция, серную кислоту
- гидроксид кальция, воду, оксид кальция
1.13. Только sp2 – гибридизация атомных орбиталей углерода имеет место в молекуле
1) бутена – 1
2) бутена – 2
3) циклопропана
4) бутадиена – 1,3
1.14. В отличие от пропена пропин взаимодействует с
1) аммиачным раствором оксида серебра
2) бромной водой
3) раствором перманганата калия
4) хлороводородом
1.15. Этиленгликоль реагирует с
1) водородом
2) бромной водой
3) натрием
4) оксидом алюминия
1.16. Верны ли следующие суждения об углеводах?
А. К полисахаридам относятся целлюлоза и крахмал.
Б. Глюкоза – типичный представитель гексоз.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
1.17. Гидролизом карбида алюминия получают
1) этан
2) метан
3) этин
4) этен
1.18. В схеме превращений
C6H5CH3→X→C6H5COOCH3
веществом X является
- C6H5COOН
- C6H5C2Н5
- C6H5OН
- C6H5CH2ОН
1.19. К реакциям замещения относится взаимодействие
1) уксусной кислоты и гидроксида натрия
2) уксусной кислоты и хлора
3) уксусной кислоты и соды
4) уксусной кислоты и глицина
1.20. Для увеличения скорости взаимодействия цинка с хлором следует
1) уменьшить давление хлора
2) уменьшить температуру
3) добавить несколько гранул цинка
4) измельчить цинк
1.21. Для смещения равновесия в сторону продукта реакции в системе:
N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г) + Q
необходимо
- увеличить температуру
- уменьшить давление
- уменьшить концентрацию водорода
- уменьшить температуру
1.22. Электролитом является каждое из двух веществ
1) бутанол и бутановая кислота 3) ацетон и ацетат калия
2) бутанол и изопропанол 4) ацетат натрия и хлорид метиламмония
1.23. Краткое ионное уравнение
2H+ + S2- →H2S
отвечает взаимодействию
- соляной кислоты и сульфида железа
- соляной кислоты и сульфида калия
- азотной кислоты и сульфида меди
- угольной кислоты и сульфида натрия
1.24. Кислую реакцию среды имеет водный раствор
1) нитрата кальция
2) хлорида стронция
3) хлорида алюминия
4) сульфата цезия
1.25. Водород проявляет свойства восстановителя в реакции, схема которой
1) Na + H2 t°
2) C + H2 t°
3) Cа + H2 t°
4) Ва + H2 t°
1. 26. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?
А. Перманганат калия относится к пожаробезопасным веществам.
Б. При получении раствора серной кислоты следует всегда добавлять воду к концентрированной кислоте.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
1.27. Гидрометаллургический метод получения металлов отражает реакция:
1) HgS + O2 → Hg + SO2
2) CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
3) 2NaCl электролиз 2Na + Cl2
4) AlCl3 + 3K→ Al + 3KCl
1.28. Максимальный объём аммиака, который теоретически может быть получен исходя из 40 л азота и 30 л водорода, при н.у. составит
1) 40 л 3) 70 л
2) 30 л 4) 20 л
Часть 2
В заданиях 2.1.-2.5. к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
2.1. Установите соответствие между формулой органического соединения и его названием.
ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ
А) С2Н5ОН 1) дивинил
Б) С6Н5СН=СН2 2) этанол
В) СН2(ОН)СН(ОН) СН2(ОН) 3) изопрен
Г) СН2 = С(СН3) СН= СН2 4) глицерин
5) толуол
6) стирол
А | Б | В | Г |
2.2. Установите соответствие между схемой реакции и формулой восстановителя в ней.
СХЕМА РЕАКЦИИ ФОРМУЛА
ВОССТАНОВИТЕЛЯ
А) К2СО3 + Br2 → KBr + KBrO3 + СО2 1) К2СО3
Б) Br2 + Сl2 → BrCl 2) Br2
В) Br2 + I2 → IBr 3) Сl2
Г) HBr + HBrO3 → Br2 + H2O 4) I2
5) HBr
6) HBrO3
А | Б | В | Г |
2.3. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, выделяющимся на аноде при электролизе водного раствора этого вещества
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА АНОДНЫЙ ПРОДУКТ
А) NaF 1) кислород
Б) Hg(NO3)2 2) металл
В) FeCl3 3) водород
Г) КНSO4 4) сера
5) фтор
6) хлор
А | Б | В | Г |
2.4. Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора.
НАЗВАНИЕ СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА
А) хлорид золота (III) 1) нейтральная
Б) сульфат железа (II) 2) кислая
В) ортофосфат цезия 3) щелочная
Г) ацетат калия
А | Б | В | Г |
2.5. Установите соответствие между простыми веществами и формулами реагентов, с которыми они могут взаимодействовать.
ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО ФОРМУЛЫ РЕАГЕНТОВ
А) Na 1) КBr, KI
Б) Cl2 2) Н2O, HCl
В) N2 3) Н2SO4, Al
Г) Н2 4) C2H4, O2
5) Cu, N2
6) O2, Al
А | Б | В | Г |
2.6. Радикалами являются частицы
1) С2Н5
2) NO2
3) СН4
4) N2
5) Не
6) Br
Ответ: _________________ .
2.7. Сложный эфир не образуется при взаимодействии
1) муравьиной кислоты и карбоната натрия
2) уксусной кислоты и пропанола
3) пропионовой кислоты и изопропилового спирта
4) бутанола-2 и калия
5) бутанола-2 и фенилаланина
6) глицина и гидроксида магния
Ответ: _________________ .
2.8. Аминобутановая кислота реагирует с
1) Mg(OH)2
2) Cu
3) C3H7ОН
4) HBrO4
5) SiO2
6) C3H8
Ответ: _________________ .
Ответом к заданиям 2.9.-2.10 является число. Решите задачу и запишите ответ.
2.9. При смешивании 155 г 5- ного раствора и 207 г 11-ного раствора мочевины получится раствор с содержанием мочевины _____________ г (Запишите число с точностью до десятых)
2.10. Объём сероводорода, который выделится при действии избытка соляной кислоты на 10 г сульфида алюминия, равен _____________ л (н.у.). (Запишите число с точностью до десятых)
Часть 3
В этой части дайте полное решение всех заданий
3.1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
PH3 + KMnO4 + Н2SO4 → MnSO4 + H3PO4 + … + …
Определите окислитель и восстановитель.
3.2. Нитрат меди прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте. Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурного газа. Запишите уравнения 4 описанных реакций.
3.3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
пропанол-1→ Х2 Br2 Х2 изб. КОН(спиртов), t° X3 → ацетон → пропанол-2
3.4. Медь, выделившаяся в результате реакции 2, 6 г цинка с 160 г 5 -ного раствора сульфата меди (II), полностью прореагировала с 20 мл разбавленной азотной кислоты (плотность равна 1, 055 г/мл). Определите массовую долю нитрата меди (II) в полученном растворе.
3.5. Установите молекулярную формулу вторичного амина, массовая доля азота в котором равна 23, 7.
Ответы на задания
ЧАСТЬ 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в их числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
1.1 | 1 | 1.11. | 2 | 1.21. | 4 |
1.2. | 3 | 1.12. | 3 | 1.22. | 4 |
1.3. | 4 | 1.13. | 4 | 1.23. | 2 |
1.4. | 2 | 1.14. | 1 | 1.24. | 3 |
1.5. | 4 | 1.15. | 3 | 1.25. | 2 |
1.6. | 4 | 1.16. | 3 | 1.26. | 4 |
1.7. | 4 | 1.17. | 2 | 1.27. | 2 |
1.8. | 3 | 1.18. | 1 | 1.28. | 4 |
1.9. | 1 | 1.19. | 2 | ||
1.10 | 4 | 1.20. | 4 |
ЧАСТЬ 2
Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число).
За полный правильный ответ в заданиях 2.1. – 2.8. ставится 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
За правильный ответ в заданиях 2.9. и 2.10. ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
2.1. | 2643 | 2.6 | 126 |
2.2. | 2245 | 2.7. | 146 |
2.3. | 1161 | 2.8. | 134 |
2.4. | 2233 | 2.9. | 30,5 |
2.5. | 2164 | 2.10. | 4,5 |
ЧАСТЬ 3
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом.
За выполнение заданий 3.1. и 3.5. – ставится от 0 до 3 баллов, за задания 3.2. и 3.4. – от 0 до 4 баллов, за задания 3.3. – от 0 до 5 баллов.
3.1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
PH3 + KMnO4 + Н2SO4 → MnSO4 + H3PO4 + … + …
Определите окислитель и восстановитель.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
8 Mn+7 + 5 е → Mn+2 пр, в-тся, окислитель 40 5 Р -3 ̶ 8 е → Р+5 окисляется, восстановитель 2) указано, что фосфор в степени окисления - 3 является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) – окислителем; 3) составлено уравнение реакции: 5PH3 + 8KMnO4 +12Н2SO4 → 8MnSO4 + 5H3PO4 + 4К2SO4 + 12Н2О | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 3 |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов | 2 |
В ответе допущены ошибки в двух элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальная сумма баллов | 3 |
3.2. Нитрат меди прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте. Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурного газа. Запишите уравнения 4 описанных реакций.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Написаны четыре уравнения описанных реакций:
| |
Правильно записаны 4 уравнения реакции | 4 |
Правильно записаны 3 уравнения реакции | 3 |
Правильно записаны 2 уравнения реакции | 2 |
Правильно записано одно уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответов записаны неверно | 0 |
Максимальная сумма баллов | 4 |
3.3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
пропанол-1→ Х2 Br2 Х2 изб. КОН(спиртов), t° X3 → ацетон → пропанол-2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Приведены уравнения реакции, соответствующие схеме превращений:
ОН пропанол-1 пропен вода
Br Br 1, 2 – дибромпропан
Br Br 1, 2 – дибромпропан гидроксид пропин бромид вода калия калия
‖ О ацетон
‖ ‖ О OH ацетон пропанол-2 | |
Ответ правильный и полный, включает все выше названные элементы | 5 |
Правильно записаны 4 уравнения реакции | 4 |
Правильно записаны 3 уравнения реакции | 3 |
Правильно записаны 2 уравнения реакции | 2 |
Правильно записано одно уравнение реакции | 1 |
Все элементы ответов записаны неверно | 0 |
Максимальная сумма баллов | 5 |
3.4. Медь, выделившаяся в результате реакции 2, 6 г цинка с 160 г 5 -ного раствора сульфата меди (II), полностью прореагировала с 20 мл разбавленной азотной кислоты (плотность равна 1, 055 г/мл). Определите массовую долю нитрата меди (II) в полученном растворе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Дано: 1) m р-ра= 20 мл * 1, 055 г/моль = 21, 1 (г) m (Zn) = 2,6 г 2) m (CuSO4) = 160 г * 0,05 = 8 (г) m р-ра (CuSO4) = 160 г 3) Zn + CuSO4→Cu + ZnSO4 ω (CuSO4) = 5 = 0, 05 n(Zn) = 0, 04 моль V (HNO3) = 20 мл n( CuSO4) – избыток p(HNO3) = 1,055 г/ мл n( Cu) = n ((Zn)= 0, 04 моль ω (Cu(NO3)2) - ? m (Cu) = 0, 04 моль * 64 г/моль = 2, 56 (г) 4) 3Сu + 8HNO3(р)→ 3Сu (NO3)2 + 2NO↑ + 4 Н2О n(Сu(NO3)2) = n (Cu) = 0,04 моль m (Сu(NO3)2) = 0,04 моль* 188 г/моль = 7, 52 (г) 5) n (NO↑) = ⅔ n (Cu) = 2*0,04/3 = 0,0267 (моль) m (NO↑) = 0, 0267 моль* 30 г/моль = 0, 8 (г) 6) ω (Cu(NO3)2) = mв-ва(Cu(NO3)2) /mр-ра mр-ра= m (Сu) + m р-ра(HNO3) - m(NO↑) mр-ра= 2, 56 г + 21, 1 г – 0,8 г = 22, 86 (г) ω (Cu(NO3)2) = 7, 52 г/22, 86 г = 0, 329= 32, 9 Ответ: ω (Cu(NO3)2)= 32, 9 | |
Ответ правильный и полный, включает в себя все выше названные элементы | 4 |
В ответе допущена ошибка в одном из названных элементов | 3 |
В ответе допущены ошибки в двух названных элементах | 2 |
В ответе допущены ошибки в трёх названных элементах | 1 |
Все элементы ответа записаны неверно | 0 |
Максимальная сумма баллов | 4 |
3.5. Установите молекулярную формулу вторичного амина, массовая доля азота в котором равна 23, 7.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: Решение: Дано: ω (N)= 23,7 % = 0,237 0, 237 = 14/ 14n+ 17 CnH2n+2NH - ? 14n+ 17= 59 14n= 42 n= 3 Ответ: Молекулярная формула амина C2Н5 ̶ NH ̶ CH3 | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 3 |
Правильно записаны первый и второй элементы ответа | 2 |
Правильно записаны первый или второй элементы ответа | 1 |
Все элементы ответов записаны неверно | 0 |
Максимальная сумма баллов | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательной работы на 2012-2013 учебный год
План воспитательной работы ГБОУ НПО ПУ № 66 МО на 2012/2013 учебный год№ п/пНаименование мероприятийСроки исполненияОтветственные за проведениеСентябрь1....
Подробный план работы МК классных руководителей 2012-2013 уч. год
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорет...
План МО начальных классов на 2012-2013 учебный год
В плане содержится анализ работы за 2011-2012 учебный год, . цели и задачи МО на 2012-2013 учебный год...
План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.
Задачи совета:1. Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...
Разработка внутриучилищной олимпиады по химии (2014 г.)
Материал содержит задания и критерии оценивания олимпиады по химии...
Разработка внутриучилищной олимпиады по химии (2013)
Материал включает положение о проведении олимпиады, задания, а также критерии оценивания работы...
Рабочие программы и КТП (2012/2013 и 2013/2014 учебные годы)
Рабочие программы и КТП...