Область "Познания" Опытно - экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками.
методическая разработка по теме
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо систематизировать и оформить в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений.
В группах, где созданы уголки экспериментирования, должны находиться в свободном доступе детям и предлагаться материал по проводимым на занятиях экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы. В природном уголке должны проводится долгосрочные наблюдения-эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.
Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:
· видеть и выделять проблему;
· принимать и ставить цель;
· решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
· высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
· фиксировать этапы действий и результаты графически.
Организация исследовательской деятельности старших дошкольников.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А.И. Савенков). Иными словами, главная цель исследовательского обучения – формирование навыков исследовательской деятельности
Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.
Задачи:
Развитие познавательных мотивов дошкольников.
Развитие познавательных способностей дошкольников.
Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе . «Посадка лука».
Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе . «Посадка лука»....

Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги
Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги Состояние работы по обучению младших школьников безопасному пове...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок».
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок»....

Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»
Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...

«Опытно-экспериментальная деятельность при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
Что такое детское экспериментирование Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог. Это позволяет детям и педагогам высказывать...

Технология познавательного развития детей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников"
Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и...