Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги
методическая разработка на тему

Данилова Гузель Абдулловна

Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части  дороги

 

 Состояние работы по обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги


         Исследование проводилось школе № 101 имени А.П.Полушкина Советского района г. Казани  в классах отряда ЮИД. В исследовании принимали участие 60 младших школьников. 30 обучающихся  составляли экспериментальную группу, 30 обучающихся  - контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня усвоения детьми безопасного поведения на проезжей части дороги.

На констатирующем этапе было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по обучению безопасному поведению на проезжей части дороги.

 Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у младших школьников  самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе учат обучающихся правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Обучение основам безопасности проводится по программе «Основы безопасного поведения на дороге» .

Однако, исследуемой проблеме, а именно обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги, достаточного внимания не уделяется.

Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что педагоги, опираясь на годовой план общеобразовательного  учреждения, отражают в календарных планах задачи обучения обучающихся  основам безопасности на занятиях, прогулке, экскурсиях.

 

Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по обучению детей правилам дорожного движения. Кабинет оснащен большим материалом для обучения обучающихся  правилам дорожного движения.

С целью определения отношения педагога к обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги, было проведено анкетирование педагогов. В анкетировании участвовало 8 педагогов. Анкета состояла всего из трех вопросов.

1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги?
Педагоги  назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии для организации работы с младшими школьниками. Существуют трудности с дисциплиной в группе.

2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на проезжей части  дороги на занятиях? Все воспитатели дали положительный ответ.

3. Какие виды игры вы используете при обучении младших школьников  безопасному поведению на проезжей части дорогам.

Экспериментальное исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговая диагностика. Формирующий  эксперимент моделировался с учетом исходных результатов уровня культуры дорожно – транспортной безопасности младших школьников. В ходе формирующего эксперимента в учебном – методическом процессе были интегрированные пособия обучающихся. Исследование проводилось в соответствии программой образования « Безопасная дорога детства».

Исследование включало в себя три этапа:

1 этап – констатирующий этап – изучение начального уровня сформированности  культуры дорожно – транспортной безопасности контрольной группы ( КГ).

2 этап – формирующий этап в экспериментальной группе ( ЭГ)

3 этап – проведение диагностики – сравнение результатов групп исследования после завершения эксперимента с исходными данными.

На диагностическом этапе предполагалось выявить:

1.                уровень знания норм и правил безопасного поведения на проезжей части дороги ;

2.                умение конструктивного взаимодействия правил безопасного поведения на проезжей части дороги ;

3.                личный адаптационный потенциал в сложной правил безопасного поведения на проезжей части дороги ;

4.                вовлечение младших школьников в социально – культурную деятельность для формирования культуры правил безопасного поведения на проезжей части дороги .

Сформированность культуры безопасного поведения на проезжей части дороги младших школьников оценивалась с помощью следующих критериев: нормативно – правовой, включающий знания норм и правила безопасного поведения на проезжей части дороги; коммуникативными, предполагающий определение степени агрессивности на умение взаимодействовать с другими обучающимися; поведенческий выявляющий личный адаптационный потенциал в обучении; деятельностный, предполагающий включение младших школьников в социально – культурную деятельность с целью формирования культуры безопасного поведения на проезжей части дороги.  Типичные уровни ( высокий, средней, низкий ) отражают изменения в культуре безопасного поведения на проезжей части дороги.

Поскольку отсутствует единая методика, показатели культуры  безопасного поведения на проезжей части дороги определялись на основании подбора комплекса апробированных методик. Мною была проведена работа по анализу  и отбору конкретных методик для изучения начального состояния участников экспериментальных групп. В результате проведенной работы и в соответствии с избранными критериями, были отобраны следующие методики:

- нормативно – правовой критерий, исследовался путем анкетирования молодежи. Вопросы анкеты были составлены педагогом по программе «Безопасная дорога детства»;

- коммуникативный критерий исследовался с помощью личностного опросника;

- поведенческий критерий изучался с помощью личностного опросника, разработанного педагогом с использованием аппаратно – программный психодиагностического комплекса;

- деятельностный критерий предполагал определение уровней саморегуляции на основе ценностных ориентации.

Изучение начального уровня сформированности культуры безопасного поведения на проезжей части дороги проводилось на основании результатов проведенной оценки вопросника. Ранжирование уровней знаний проводилось в зависимости от числа полученных правильных ответов: от 0 до 30% правильных ответов отражали низкий уровень знаний, от 30% до 70% - средний уровень, от 70% до 100% - высокий уровень знаний. На этапе проведения итоговой диагностики оценивали эффективность программы.

Полученные в ходе исследования данные подвергались статистической обработке с помощью методов вариативной статистики с использованием программ. С целью стандартизации и проведения полноценного статистическокого анализа была сформирована база данных в программе. Включающая в себя несколько параметров: принадлежность к группе исследования, результаты использованных методик.

Результаты оценки исходного уровня сформированности культуры безопасного поведения на проезжей части дороги.

 При оценки исходного уровня сформированности культуры поведения на проезжей части дороги  по нормативно – правовому критерию было установлено, что исходный уровень теоретических знаний и опыта молодежи по нормативно – правовому критерию было установлено, что исходный уровень теоретических опыт в области безопасного поведения детей на проезжей части дороги в целом невысок.  Так, большинство опрошенных обучающихся  составил (60.08 %) имели низкий уровень теоретических знаний, тогда как средний уровень знаний был выявлен лишь у трети опрошенных (31.83%,).  Исходно  высокий уровень теоретических знаний по вопросу безопасности поведения детей на проезжей части дороги продемонстрировали лишь 8,07%  обучающихся, т.е достоверно наименьшая доля обучающихся (рис. 1).

 

Рис. 1. Результаты исходного уровня теоретических знаний в классах исследования.

 Дифференцированный анализ полученных результатов в группах исследования позволил установить, что в обооих классах, продемонстрировавшей высокий, средний и низкий уровень знаний, была сопоставима.

Кроме того, анализируя результаты оценки данного раздела опросника, было выявлено, что в обоих классах преобладающее большинство опрошенных ( 87.45% в КГ и 86.78% в ЭГ) не смогло четко ответить на вопросы о культуре безопасного поведения на проезжей части дороги. Обращает на себя внимание, что роль инспектора ДПС, в обеспечении безопасного поведения на проезжей части дороги безошибочно определили лишь 76.45% опрошенных в КГ и 79.78% опрошенных в ЭГ.  Не смогли выделить особенности развития правил дорожного движения Российской Федерации 85.71%  КГ и 84.05% ЭГ. Также подавляющее большинство респондентов каждого класса 97.43% в КГ и 96.78% в ЭГ, затруднилось дать характеристику витальных и социальных ценностей.

Анализ ответов второго раздела анкеты показал, что младшие школьники третьих классов очень хорошо знают обязанности пешеходов и пассажиров. Правильные ответы отмечены подавляющего большинства обоих классах по 99.10% .

Однако более половины обучающихся  в каждом классе смогли расшифровать предупредительные сигналы велосипедов, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.

С помощью вопросов третьего раздела анкеты оценивалось уровень правовой грамотности младшего школьника. При этом большинство обучающихся  показали низкий уровень правовых знаний. Так, преобладающее большинство 89.68% из КГ и 91.92% из ЭГ, не смогли ответить на вопрос об ответственности (наказании) в случае нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспорта. Практически все обучающиеся обоих классах ответили на 100% .

 

 

Рис.2. Результаты ответов обучающихся на вопросы о предупредительных сигналах велосипедиста (% от количества ответивших) в классах исследования.

 

Четвертый раздел анкеты был направлен на выявление теоретических знаний поведенческих, психофизических качеств и влияний на безопасность дорожного движения. В ходе  анализа было выявлено, что многие обучающиеся обоих классах не осознают важность поведенческих процессов безопасности дорожного движения. На вопросы « Какие свойства личности влияют на безопасное поведение детей на проезжей части дороги?» 69.45% опрошенных обучающихся КГ и 73.83% опрошенных обучающихся ЭГ  смогли ответить, что к ним относится память, ум, мышление, то на вопрос «Как эмоциональные свойства личности на безопасное поведение» 86,93% в КГ и 85,39% в ЭГ  затруднились ответить.

При ответе на вопрос «Какие физиологические качества личности влияют на безопасное поведение на проезжей части дороги?» только 3.89% опрошенных КГ и 2.89% опрошенных ЭГ дали правильный ответ. Большинство младших школьников (97.40% в КГ и 97.10% в ЭГ) верно назвали источники и причины конфликтов в, однако не смогли указать способы регулирования и  конструктивного завершения конфликта (87.66% в КГ и 91.30 в ЭГ). Имеется тот факт, что лишь 13,90% опрошенных знают способы саморегуляции. Вопросы пятого раздела анкеты помогли выявить, что большинство опрошенных младших школьников не осознают риски (96,10% в КГ и 84,05% ЭГ ). Рис.3.

При более подробном анализе полученных данных было установлено, что только 25,97% опрошенных КГ и 34,78% опрошенных ЭГ назвали более рисков, характерных для безопасного поведения на проезжей части дороги. Более 70% обучающихся обеих групп (70,78 в КГ и 71,01% в ЭГ) не смогли определить обязанности водителя, медицинского работника, административных служит при ДТП с человеческими жертвами.

 

 

Рис. 3. Осознание риска в группах исследования % от числа опрошенных.

 

Не смотря на то, что в нашей Республике развита система пропаганды ДТП, значительное число младших школьников не знает, как осуществляется взаимодействие государственных и общественных организаций в обеспечении безопасности дорожного движениям ( 84,90% в КГ и 79,57% в ЭГ ).

Обобщая полученные результаты по исследованию когнитивного критерия, можно отметить, что в обеих группах преобладали лица с низким исходным уровнем компетенций по культуре безопасности на проезжей части дороги, в частности, имеют низкий уровень нормативно – правовых компетенций, что свидетельствует о низкой правовой культуры. При этом исходные данные в обеих группах были сопоставимы.

При оценки исходного уровня сформированности культуры безопасного поведения младших школьников на проезжей части дороги по коммуникативному критерию было выявлено, что в обеих группах была достоверно наиболее высокая доля обучающихся с высоким уровнем предметной, эмоциональной и общей агрессии. (Рис. 4, 5)

 

 

Рис.4.  Показатели уровня различных форм личной агрессии в контрольной группе исследования.

 

 

Рис.5.  Показатели уровня различных форм личной агрессии в экспериментальной  группе исследования.

 

В условиях безопасного поведения на проезжей части дороги эта характеристика может реализовать агрессивном конфлитологическом взаимодействии, что в конечном итоге, создает повышенную опасность не только для самих обучающихся, но и для других участников дорожного движения. Выявленные характеристики могут создать существенные проблемы при  коммуникации обучающихся  в социальной среде.

 Поведенческий критерий  оценки включал в себя изучение процесса адаптации младших школьников, который зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, подтверждающий измерения нормативного и коммуникации оценки включал в себя изучение процесса адаптации младших школьников, который зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, подтверждающий измерения нормативного и коммуникативного компонента, и личностных свойств: нервно – психологической устойчивости, связанного со свойствами темперамента, характера, коммуникативной потенциала – наличие социального опыта общения, моральной нормативности – жизненной установки соблюдения общественных норм и закона.

Основные результаты оценки уровня адаптационного потенциала в разрезе личностных характеристик свидетельствует о том что подавляющее большинство обучающихся (76.62% в КГ и 71.01% ЭГ) имеет низкий уровень личностного адаптационного потенциала, что проявляется в низком уровне поведении, склонности к агрессии, имеющей акцентуации личности, низкой коммуникативной компетенции и моральной нормативности ( рис. 6).

     

Рис.6.  Уровни адаптации поведения в разделе личностных характеристик обучающихся в группах исследования в %.

Из данных, представленных на диаграмме, следует, что весьма невысокой была устойчивость обучающихся – более половины из них каждой группе продемонстрировали низкий уровень данного показателя. Почти у каждого третьего обучающегося (45,45% в КГ  и 34,78% в ЭГ) наблюдается низкий уровень коммуникативных способностей, что характеризуется наличием конфликтов с окружающими. Значительная доля опрошенных обучающихся имеет низкий уровень моральной нормативности, что также создает дополнительные риски при активности дорожного движения.

Таким образом, в работе младшими школьниками необходимо особое внимание уделить развитию их адаптивности к окружающей среде, воспитанию моральной нормативности, умению налаживать межличностные коммуникации с другими участниками дорожного движения необходимо уделить направленность на обучение.

В ходе оценки результатов теста необходимо отметить наличие у трети опрошенных низкий уровень по показателям точности реагирования и точности слежения.

Кроме того, в данном задании проводилась визуальная диагностика и наблюдение за поведением младших школьников. При выполнении данного тестового задания у большинства обучающихся проявлялась неуверенность в действиях и высказываниях. Все это существует много разнообразной информации, задач слежения и точности, с чем младшие школьники справляются неуверенно. Исправить возможно только при последовательной и постоянной тренировке двигательных реакций и внимания при отработке необходимых навыков на тренажерах и акценте знаний и навыков младших школьников предвидения рисков.

В теоретической части работы было указано, что на саморегуляцию влияют такие свойства как ценностные ориентации младших школьников, они были оценены в первичной диагностики. Рис 10.

 

 

 

Рис7. Уровень ценностных ориентаций младших школьников в группах исследования.

 

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что у большинства опрошенных обей групп наиболее выражены такие показатели ценностных ориентаций как: гедоизм  - удовольствие и наслаждению жизнью у 82,9% и 82,6%, самостоятельность и автономия у 85,5%  и 82,05%, стимуляция, потребность в новизне и разнообразии у 80,34% и 69,56%.

В меньшей степени были выражены: достижение – ориентация на личный успех наблюдалась у 76,92% в КГ и 79,71% ЭГ, доброта - благополучие в повседневной жизни с близкими отмечались у 70,08% КГ и 63,76% ЭГ, универсализм – достижение профессионализма  у 69,23% в КГ и 73,91 в ЭГ.

Необходимо отметить, что такие ценности, как безопасность для себя и других людей отмечены у половины опрошенных обеих групп 53,62% КГ и 41,88% ЭГ,  ориентации на традиции – как выражение единых ценностей и гарантий выживания  отметили 46,75% в КГ и 53,62% в ЭГ.

Таким образом, можно сделать вывод, что низкие показатели по тесту обусловлены тем, что ценностные ориентации младших школьников направлены на получение удовольствия .  Безопасность  своей жизни и жизни других людей не  является ценностью для них и негативно сказывается на самоконтроле поведения.

Вместе с тем ориентация младших школьников на самостоятельность, активность и потребность в новизне деятельности, включая опору и традиции, помогают выработать у них активную позицию, направленную на безопасность.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили

утверждать, что существуют противоречия между требованиями безопасного

поведения на проезжей части дороги  и  его потенциала к уровню формированности и реальной личностной поведенческой практикой. Это послужило  основанием для разработки и внедрения « Воспитание безопасного поведения на проезжей части дороги », и других учебно – методических  материалов.

Содержание и результаты формирующего эксперимента

 

            Цель:

Формирующего эксперимента: повысить уровень сформированности культуры безопасного поведения на проезжей части дороги младших школьников  в системе дополнительного образования.

      Задачи:

1.              Активизировать познавательный интерес младших школьников к проблематике культуры поведения безопасности на проезжей части дороги.

2.              Учитывать специфику формирования культуры поведения безопасности на проезжей части дороги.

3.              Сформировать компетенции влияющие на безопасное поведение на проезжей части дороги.

4.              Научить владению способами действовать в экспериментальных ситуациях риска возникающие на проезжей части дороги.

5.              Привлекать младших школьников к пропаганде безопасного поведения на проезжей части дороги.

В формировании культуры безопасного поведения на проезжей части дороги младших школьников использовались технологии культурно – досуговой деятельности, культуротворческие образовательные и тренинговые технологии.

Культуротворческие технологии имеют распространение на всех этапах социализации. Выполняют ряд важнейших функций по адаптации младших школьников, развитию творческих способностей. В рамках формирующего эксперимента младшие школьники участвовали в проекте «Дети за безопасность дорожного движения», в конкурсе эмблем, слоганов, баннеров, видео и фото, посвященных тематике дорожной безопасности. Младшие школьники принимали участие в конференции «Безопасность жизнедеятельности глазами детей».

Обучающими были подготовлены индивидуальные и групповые социальные и творческие проекты по обеспечению безопасности на проезжей части дороги. Так, одной из интересных форм общения стали прошедшие дебаты с участием обоих групп на тему « Безопасность глазами детей» в актовом зале школы № 101 имени А.П.Полушкина Советского района.

Образовательные технологии. Деятельность социо – культурной  технологии подтверждают ее, способную. В настоящее время образование рассматривается в качестве главного инструмента формирования культурной преемственности младших школьников. В самом общем виде цель образования младших школьников заключается в освоении ( трансляции) культуры.

В практическом решении проблемы безопасного поведения младших школьников на проезжей части дороги выдвигаются понятия и компоненты безопасности для развития необходимых ключевых компетенцийи предмет управления.

Тренинговые методы являются формой активного обучения, воспитания, цель которых – передача знаний, умений и навыков, развитие ценностных качеств личности, направленных на безопасное поведение младших школьников.

Работа в тренинге в формирующем эксперимент была направлена на: формирование адекватной поведенческой модели младших школьников; развитие умений действовать в стрессовых ситуациях; выработку определенных эмоциональных состояний, помогающих детям в процессах саморегуляции; отработку навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП; выработку безопасных навыков поведения на проезжей части дороги. В ходе формирующего эксперимента проводились тренинги «Ценностные ориентации безопасного поведения младших школьников на проезжей части дороги»

Основной задачей, которая решалась в процессе тренинга, явилось оказание помощи  участникам в изменении существующей до начала работы системы безопасного поведения на проезжей части дороги. Формат проводимый тренинговой работы предполагал создание специальных условий, мотивирующих младших школьников к инициативному и деятельному подходу в освоении предложенных тем. Тренинг активизировал познавательную деятельность участников эксперимента, которая проявлялась у них в таких видах индивидуальной активности как мыслительная деятельностная, эмоционально – личностная.

Индивидуальная активность младших школьников в формирующем эксперименте заключалась в стремлении к самопроизнанию, к определению представлений о себе, включая поиск путей изменения своего поведения и личностных особенностей. Самоанализ помогал обучающимся найти те личностные ресурсы, развитие которых формирует культуру безопасного поведения младших школьников на проезжей дороги.

Одним из методов проводимой работы с младшими школьниками стали ролевые игры. В ходе формирующего эксперименты предпочтение отдавалось ролевым играм, гле принятие решения обуславливается не только анализом определенной ситуации на уровне обычного участника безопасного поведения на проезжей части дороги, но и рассмотрением данной ситуации.

В ходе работы пришла к выводу о целесообразности сочетания разнообразных методов, традиционно используемых в обучении. Это связано с разнообразием интересов младших школьников, тенденций к смене вывод активности и поиску тех из них которые в большей степени отвечают индивидуальным склонностям. Другим эффективным методом работы с младшими школьниками стала групповая дискуссия.

В дискуссии рассматривается вид взаимодействия людей в процессе непосредственного общения, как одно из основных средств реализации принципа субъект – субъектного диалогического взаимодействия. В дискуссии « Традиции безопасного поведения на проезжей части дороги младших школьников» обсуждались следующие вопросы: « Что такое традиции? Как возникают традиции в семье, на работе, в обществе? Имеются ли различия традиций в разных странах? Дискуссия позволила рассмотреть и проанализировать совокупность точек зрения младших школьников с учетом необходимости создания традиций безопасного   поведения на проезжей части дороги. Участники экспериментальной  группы собрали информацию, выявили меру различий существующих точек зрения, создали разносторонний образ предмета обсуждения. Были выявлены наиболее  активные обучающиеся младшего школьного возраста, которым интересна данная проблема они являются активными участниками движения ЮИД.

           В тренинговой работе большое внимание уделено проблеме саморегуляции и практическим методам ее освоения. В ходе формирующего эксперимента  использовались методы и приемы сознательного контроля за эмоциональными компонентами психического состояния: устранение внешних признаков  проявления эмоций, специальные физические упражнения на расслабление и напряжение, дыхательные упражнения. Эти методы были позитивно восприняты младшими школьниками, как по их мнению, они смогли применить их не только в практической части,  но и справиться с волнениями.
Анализируя в целом понимание необходимости обучения детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения, педагоги и родителями и состояние современной практики, в семье можно сделать следующие выводы: уделяется внимание решению задач обучения безопасному поведению на проезжей части  дороги, но работа осуществляется бессистемно и при этом используются однообразные методы и формы работы.

С целью выявления уровня обучения безопасному поведению на проезжей части дороги мы использовали тест «Проверь себя».

Цель - определить уровень знаний по безопасному поведению на проезжей части дороги.

Задача обучающегося найти лишнее слово.

1.  Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГБДД, телефон, аптеку).

2.  В специальный транспорт входит ... (скорая машина, пожарная, машина милиции, велосипед).

3.  В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4.  Общественный транспорт включает в себя ... (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5.  У автомобиля есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).
6.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7.  Запрещающие знаки включают в себя ... (поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8.  Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9.  Дорожные знаки делятся на - (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10.  Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

За правильный ответ присваивается:

8-10 баллов - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения;

5-7 баллов - средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения;

4 балла и ниже - низкий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.

Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.

Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.

Низкий уровень - ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.

Результаты таковы: в экспериментальной группе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало, что 2 ребёнка, что составило 13%, средний уровень - 7 детей (47%), низкий уровень проявили 6 детей, что составило 40%.

У обучающихся были следующие показатели:  высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показало 3 человека., что составляет 20%.  Средний уровень показало 6 детей - 40%.  И низкий уровень наблюдается у 6 детей - 40%.

Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в обеих группах примерно одинаковы, они находятся большей частью на низком уровне.

 

Формирование знаний, умений и навыков безопасного участия школьников в дорожном движении

 

Рассматривая подготовку детей к безопасному участию в дорожном движении как одно из важнейших направлений деятельности в области предупреждения дорожно – транспортных происшествий,  особо следует выделить задачу формирования у них знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном  движении. Естественно, что без определения сущности и содержания этих понятий готовить об эффективности специальной подготовки ребенка к безопасному участию в дорожном движении не приходится.

Немаловажным, на взгляд , является способности ребенка к усвоению знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении и способность ребенка к практическому применению усвоенных знаний.

В философии делятся следующие определение понятия способностей « Способности  – индивидуальные особенности личности успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения».

Психология дает следующее определение способностями « Способности – индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаружения в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склочности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой  – либо деятельности могут лежать различные способности, в то же времы одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Одним из важных моментов в процессе обучения  и воспитания является вопрос о сенситивных переходах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей».

Рассматривая  психолого – педагогический аспект проблемы безопасности дорожного движения, следует обратить особое внимание на роль и значение способности человека не только получать определенные знания о безопасном поведении, но и приобретать умения и навыки, видеть дорожную обстановку, наблюдать ее и предвидеть ход ее развития с максимальной степенью достоверности получаемой информации об этой обстановке. И на основе этих знаний, умений и навыков вырабатывать собственные привычки действовать безопасно.

В области дорожно  – транспортных отношений участникам движения необходимы специальные знания о транспортных средствах и их динамичных особенностях ; о дорожных условиях и особенностях их изменения в зависимости от состояния окружающей среды; разновидностей поспупков во время движения и их результатах  (как безопасным, так и опасным); о существующих закономерностях дорожно – транспортного процесса, о Правилах дорожного движения и безопасного поведения на ней.

 «Навык  –  это готовность выполнять целенаправленные действия, доведение до автоматизма в результате многократного повторения этих действий. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности . Привычки могут складываться как стихийно, так и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера ».

  Для эффективного обучения данному правилу безопасного поведения введем понятие « закона » безопасности движения; « Не видишь – остановись или  резко снижай скорость » . Этот  закон равной степени касается и пешеходов, и водителей. Как показала практика работы с детьми и взрослыми, этот « закон » усваивается быстро и запоминается надолго.

  Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения на проезжей части дороги необходимо рассматривать  наравне с другими  важнейшими задачами обучения и воспитания детей, так как им нужны не только знания, но и навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, умение сохранить свою жизнь и здоровье.

  Установлено, что несчастные случаи с учащимися происходит не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу легкой отвлекаемости детей. В работе с младшими школьниками по формированию у них навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям. Так например, младшие школьники еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода проезжей части дороги. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими чем есть на самом деле.

  Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на проезжей части дороги, чем дисциплинированные  они будут, тем меньше станет случаев детского дорожно  –  транспортного травматизма. У  младших школьников необходимо развивать чувство ответственности за свое  поведение на проезжей  части дороги, умение учитывать возможную опасность, учить их сохранять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку, принимать решения. По – этому основной задачей при обучении правилам безопасного поведения на проезжей части дороги и в транспорте является формирование следующих знаний, умений, навыков и привычек: сосредоточение внимания к дорожному движению, самообладание и уравновешенность в момент опасности. Дети должны уметь сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание возможно скорее перебежать проезжую часть дороги. Именно с момента выхода младшего школьника из привычных для него бытовых домашних условий в транспортную  дорожную  среду должно начинаться развитие его представлений о дорожном движении, доложен формироваться навык переключения внимания на проезжую часть дороги. Этот навык необходим ребенку для психологического переключения из сферы полной  безопасности в зону опасности ( проезжая часть ). Но не следует концентрировать их внимание на ужасах несчастных случаев: дети должны понимать опасность, связанную сдвижением транспортных средств, но не должны боятся проезжей части дороги. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в момент опасности.

  Неожиданное поведение появление на проезжей части дороги, выход из   – за транспортного средства или другого предмета, закрывает практика, происходит, в основном, по причинам неумения наблюдать проезжую часть дороги, замечать автотранспортные средства, оценивать и направление движения, предвидеть возможность появления транспортного средства из  – за других транспортных средств, кустов, деревьев; невнимательности и беспечности.

  Поэтому детей необходимо учить умению видеть и предвидеть опасность.  Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык ( привычку ). Вообще формирование у младших школьников навыка предвидения опасности должно проникать все обучение их безопасному поведению на проезжей части дороге, так как особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности.

 Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у учащихся, особенно у детей младшего школьного возраста, навыка наблюдения. Отсутствие этого навыка у ребенка приводит его к следующим типичным, сопряженным с высокой степенью опасности;

- начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;

- двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора, не замечает выезжающее транспортное средство;

- на проезжей части дороги с нерегулируемым движением не осмотревшись выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

 - играя в близи приезжей части увлекшись игрой, выбегает предварительно не осмотрев ее;

- в сумерках не замечает автомобиль темного цвета;

- не замечает подаваемых водителем сигнала поворота.

Сочетание специальных умений и навыков: видеть дорожные ситуации, наблюдать за их развитием, правильно анализировать дорожную обстановку и прогнозировать ее последующим изменениями и принимать решения, адекватные складывающимся на дороге ситуациям,

 

 Создание условий для обучения младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги

 

На формирующем этапе с педагогами была организована работа, ориентированная на обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах. Цель формирующего эксперимента заключалась в создании условий для усовершенствования обучения младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги.

В основу формирующего эксперимента взяты данные констатирующего эксперимента, которые позволили нам увидеть уровни знаний о безопасном поведении на проезжей части дороги.
Учитывая вышесказанное, мы разработали план эксперимента, что обеспечивало системность и последовательность нашей работы. Для улучшения качества воспитательных воздействий проводилась работа с педагогами. Также нами разработана Программа дополнительного образования дошкольников по ПДД «Добрая дорога детства». Каждое занятие по программе «Добрая дорога детства» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на проезжей части дороги. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса (1-организованная деятельность; 2- совместная деятельность; 3- самостоятельная деятельность), что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице; стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

- наблюдения, экскурсии (на кухню, пожарная часть, целевые прогулки (перекресток);

-игры,  соревнования, подвижные, дидактические (картотека), сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные;

-составление коллажей;

-моделирование и анализ заданных ситуаций; 

-сочинение историй и оформление их в книжечки;

-беседы, чтение художественной литературы.

-познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;

- минутки безопасности (спуск по лестнице, катание с горы, няня помыла пол);

 -психотерапия;

- больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки».

Воспитание младших школьников безопасного поведения на проезжей части дороги осуществлялось несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого обучающихся активно знакомились с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

В процессе воспитания обучающегося  педагоги учитывали следующее: 
-важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на проезжей части дороги (в роли пешехода);

-в школе идет обучение не только по  правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения транспортных средств);

-педагоги не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к проезжей части дороге, наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на проезжей части дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. );

-занятия проводятся не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь обучающихся полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил; 

-проводятся досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми
-семинар- практикум  для педагогов, открытые занятия методические объединения для педагогов; 

-развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с обучающимися в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на проезжей части дороги;

-используют все доступные формы работы с обучающимися: (рассказы, беседы, игры,  чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

- имеются уголки по ГИБДД:  состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые автомобили автобусы, пожарные, скорой медицинской помощи), светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей,  регулировщиков);

-настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для  сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

- имеются ширмы по правилам дорожного движения и правилам на проезжей части дороге, где: педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых,  возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на проезжей части дороги и т.д.; 

-имеются информационные стенды для родителей « Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на проезжей части дороги».
Имеется специально отведенное доступное для всех детей место с настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситуации, необходимые  для безопасности на проезжей части дороги нашего большого города.

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения мы предусмотрели комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на проезжей части дороги. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, начинается с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

Обучение младших школьников культуре поведения на проезжей части дороги тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог помнит, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные школе, стали прочными и могли быть с успехом применены в дальнейшем, иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. 

Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности обучающихся, в которой формируются пространственная ориентация и их умение применять эти знания на практике.

Большое внимание уделяли работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения младших школьников учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому перед педагогами стояла  задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Только в тесном содружестве общеобразовательного учреждения  и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на проезжей части дороги, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по проезжей части дороги станет у обучающихся нормой поведения.

 

 Анализ полученных результатов

 

Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирющего обследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня знаний безопасного поведения на дорогах. Цель: провести сравнительный анализ результатов исследования.
Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличению высоких.

У обучающихся есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на проезжей части дороги. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.

Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в обеих группах изменились в лучшую сторону.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Методика обучения и развития детей младшего школьного возраста при помощи музыки и ритмических движений

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...