Рабочая программа по учебной дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда"
рабочая программа по теме

Комлева Ольга Геннадьевна

Рабочая программа «Эффективное поведение на рынке труда» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО). В основу программы заложены  принципы компетентностного, личностно- и профессионально - ориентированного подходов.

         Рабочая программа включает в себя 12 тем, содержание которых отражает основные требования, предъявляемые к молодым специалистам на современном этапе развития социально-экономической ситуации в России и регионального рынка труда. А так же Рабочую тетрадь для обучающихся по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

         Каждая из тем имеет теоретические и практические занятия, направленные на  формирование базовых компетенций будущего выпускника бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Ижевский торгово-экономический техникум» (далее БОУ СПО УР «ИТЭТ»):

Ø компетенции в сфере работы с информацией:

Ø коммуникативные компетенции;

Ø компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления;

Ø компетенции работы в команде (социально-коммуникативная компетенция).

 

В целом на реализацию рабочей программы «Эффективное поведение на рынке труда» по рабочему учебному плану БОУ СПО УР «ИТЭТ»  отведено 72 часа из них:

Ø обязательная аудиторная работа – 48 часов ( 24 часа теоретических занятий и 24 часа практических занятий);

Ø внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся – 24 часа.

 

Итоговый контроль освоения программного материала обучающимися проводится в форме «Накопительного ПОРТФОЛИО» по результатам выполнения практических и самостоятельных (внеаудиторных) работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ep_na_rt_novaya.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 «ИЖЕВСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

(БОУ СПО УР «ИТЭТ»)

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе

_________  /С.А.Щербина /
        «___» __________ 2013 г.

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 07. ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

260103 Технология хлеба, кондитерских и  макаронных изделий

(базовой подготовки);

260807 Технология продукции общественного питания (базовой подготовки);  

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

(базовой подготовки);

101101  Гостиничный  сервис (базовой подготовки);

100701  Коммерция (по отраслям) (базовой подготовки);

080214  Операционная деятельность в логистике (базовой подготовки);

100114  Организация обслуживания в общественном питании (базовой подготовки); 080114  Экономика и бухгалтерский учет  (по отраслям) (базовой подготовки)

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы БОУ СПО УР «ИТЭТ» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 260103 Технология хлеба, кондитерских и  макаронных изделий (базовой подготовки); 260807 Технология продукции общественного питания (базовой подготовки);  100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовой подготовки); 101101  Гостиничный  сервис (базовой подготовки); 100701  Коммерция (по отраслям) (базовой подготовки); 080214  Операционная деятельность в логистике (базовой подготовки); 100114  Организация обслуживания в общественном питании (базовой подготовки); 080114  Экономика и бухгалтерский учет  (по отраслям) (базовой подготовки) и Концепции вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике.

Организация-разработчик: бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Ижевский торгово-экономический техникум» (БОУ СПО УР «ИТЭК»)

Разработчик: Комлева  Ольга Геннадьевна к.п.н., преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК

гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №……. от «…..»………………20 13 г.

Председатель ЦК………………………Е.К. Кропотина

Рекомендована Экспертным советом БОУ СПО УР «ИТЭТ»

Заключение Экспертного совета Протокол №_____ от «____»__________2013 г.

                                

                                                                        ©Комлева О.Г..


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Эффективное поведение на рынке труда                

1.1. Область применения программы.

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы БОУ СПО УР «ИТЭТ» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 260103 Технология хлеба, кондитерских и  макаронных изделий (базовой подготовки); 260807 Технология продукции общественного питания (базовой подготовки);  100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовой подготовки); 101101  Гостиничный  сервис (базовой подготовки); 100701  Коммерция (по отраслям) (базовой подготовки); 080214  Операционная деятельность в логистике (базовой подготовки); 100114  Организация обслуживания в общественном питании (базовой подготовки); 080114  Экономика и бухгалтерский учет  (по отраслям) (базовой подготовки) и Концепции вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации, переподготовки и при профессиональной подготовке по рабочим профессиям:

16399

Официант

11176

Бармен

11301

Буфетчик

20336

Бухгалтер

23369

Кассир

20004

Агент коммерческий

12721

Кассир торгового зала

12965

Контролер-кассир

17351

Продавец непродовольственных товаров

12721

Кассир торгового зала

12759

Кладовщик

12882

Комплектовщик товаров

13319

Лаборант химико-бактериологического анализа

17296

Приемщик товаров

17353

Продавец продовольственных товаров

17351

Продавец непродовольственных товаров

20015

Агент по закупкам

20031

Агент по снабжению

20035

Агент торговый

23496

Коммивояжер

27772

Экспедитор по перевозке грузов

16111

Оператор установки бестарного хранения сырья

11930

 Дрожжевод

19137

 Тестовод

14251

 Машинист тестосмесильных машин

19441

 Формовщик теста

14253

 Машинист тесторазделочных машин

13725

 Машинист закаточных машин

14046

Машинист поточной линии формования хлебных изделий

14085

 Машинист пруфера

16472

 Пекарь

16476

 Пекарь-мастер

14121

Машинист расфасовочно-упаковочных машин

19293

 Укладчик-упаковщик

19294

 Укладчик хлебобулочных изделий

17085

Прессовщик полуфабриката макаронных изделий

18935

 Сушильщик длиннотрубчатых макарон

18969

 Сушильщик пищевой продукции

11414

 Вафельщик

11678

 Глазировщик

11899

 Дражировщик

12901

 Кондитер

17169

 Приготовитель дражировочной массы

13705

 Машинист дражировочных машин

14173

 Машинист сбивальных машин

14330

Машинист формующе-завертывающего полуавтомата

14331

 Машинист формующих машин

14368

 Машинист шоколадо-отделочных машин

15677

 Оператор линии приготовления шоколадной массы

16099

 Оператор тянульной машины

19502

 Халвомес

16675

Повар

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный  и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.

        В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1. - давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

У.2. - аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

У.3. - задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

У.4. - составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;

У.5. - составлять резюме с учетом специфики работодателя;

У.6. - применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

У.7. - корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

У.8. - оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;

У.9. - объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

У.10. - анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;

У.11. - давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З.1. - источники информации и их особенности;

З.2. - как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;

З.3. - возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;

З.4. - обобщенный алгоритм решения различных проблем;

З.5. - как происходит процесс доказательства;

З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;

З.7. - способы представления практических результатов;

З.8. - выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 24 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лабораторные работы

Не предусмотрены

практические занятия

24

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

В том числе:

  • Аналитическая работа в области:

- востребованности рынка труда;

- причин построения карьеры;

- самоанализа собственного личностного и профессионального  развития;

- составление аналитической таблицы.

  • Разработка проекта своей профессиональной карьеры;
  • сбор информации из различных источников;
  • заполнение образцов кадровых документов;
  • составление коллажа.

4

2

8

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме текущих оценок и «Накопительного ПОРТФОЛИО».


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

«эффективное поведение на рынке труда»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Анализ современного рынка труда

Содержание учебного материала

1

З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации.

Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.

2

1

2

Практическое занятие №1 (У.1. – давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда).

Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».

2

2

Самостоятельная работа

Проведение анализа востребованности рынка труда в разрезе профессии, по которой обучаются студенты (привести не менее трёх аргументов, почему данная профессия востребована или недостаточно востребована) на рынке труда УР.

2

2

Тема 2.

Тенденции развития мира профессий

Содержание учебного материала

3

З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации.

Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. 

2

1

4

Практическое занятие №2 (У.10. – анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении).

Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и  «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов).

2

2

Самостоятельная работа

Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект). 

2

Тема 3.

Понятие карьеры и карьерная стратегия

Содержание учебного материала

5

З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации.

Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.

2

1

6

Практическое занятие №3 (У.9. – объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры).

Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».

2

2

Самостоятельная работа

Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение.

2

2

Тема 4.

Проектирование карьеры

Содержание учебного материала

7

З.2. – как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации.

Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.

2

1

8

Практическое занятие №4 (У.8. – оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»).

Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».

2

2

Самостоятельная работа

Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».

2

2

Тема 5.

Принятие решения о поиске работы

Содержание учебного материала

9

З.4. – обобщенный алгоритм решения различных проблем.

Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы.

З.1. – источники информации и их особенности.

Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами.

2

1

10

Практическое занятие №5 (У.3. – задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу).

Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики.

2

2

Самостоятельная работа

Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста.

2

2

Тема 6.

Правила составления резюме

Содержание учебного материала

11

З.8. – выбор оптимальных способов презентации полученных результатов.

Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.

2

1

12

Практическое занятие №6 (У.5. – составлять резюме с учетом специфики работодателя; У.4. – составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем).

Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации.

2

2

Самостоятельная работа

Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.

2

2

Тема 7.

Посредники на рынке труда.

Содержание учебного материала

13

З.6. – выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения).

Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление.

2

1

14

Практическое занятие №7 (У.2. – аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы).

Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.

2

2

Самостоятельная работа

Собор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.

2

2

Тема 8.

Прохождение собеседования

Содержание учебного материала

15

З.7. – способы предоставления практических результатов.

Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации.

2

1

16

Практическое занятие №8 (У.6. – применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях; У.7. – корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя).

Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).

2

2

Самостоятельная работа

Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.

2

2

Тема 9.

Правовые аспекты трудоустройства и увольнения

Содержание учебного материала

17

З.5. - как происходит процесс доказательства.

Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.

2

1

18

Практическое занятие №9 (У.11. - давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами).

Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом  РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.

2

2

Самостоятельная работа

Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление).

2

2

Тема 10.

Адаптация на рабочем месте.

Содержание учебного материала

19

З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.

Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии.

2

1

20

Практическое занятие №10 (У.6. - применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях).

Тренинг «Уверенное поведение».

2

2

Самостоятельная работа

Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации.

2

2

Тема 11.

Развитие коммуникативных качеств личности

Содержание учебного материала

21

З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.

Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения. 

2

1

22

Практические занятия №11 (У.10. - анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении).

Тренинг «Деловое общение». Диагностика  коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.

2

2

Самостоятельная работа

Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации.

2

2

Тема 12.

Формирование деловых качеств личности

Содержание учебного материала

23

З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения.

Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе.

2

1

24

Практическое занятие №12 (У.6. - применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях).

Тренинг «Эффективное взаимодействие». 

2

2

Самостоятельная работа

Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет»

2

2

Всего аудиторных занятий:

48


3. условия реализации программы

учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета.

        

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся; рабочее место преподавателя; ученическая доска; учебно-методический комплекс преподавателя (рабочая программа; календарно-тематический план; поурочное планирование; конспекты лекций; диагностические методики; раздаточный материал для практических занятий; канцелярские принадлежности; учебные презентации и видеоматериал).  

        Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, колонки.

3.2.  Информационное обеспечение учебной дисциплины

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Абельмас, Н. В. Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (+CD). СПб.: Питер, 2008. — 160 с. 
  2. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Ушмудина, О.А. Само-проектирование профессиональной карьеры. Практический курс. - Самара. Изд-во «Универс-групп», 2008 - 64 с.
  3. Вялова Л.М. Резюме и сопроводительное письмо: составление и оформление// Справочник кадровика . – 2009. - №2.
  4. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2008. — 46 с.
  5. Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2011.
  6. Долгорукова О.А. Постарение карьеры. - СПб.: Питер, 2009.
  7. Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта,   2008.  - 318 с.
  8. Морозова Ж.В. Примерная программа учебной дисциплины для учреждений СПО (вариативная часть) Эффективное поведение на рынке труда. – Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2012.
  9. Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда [Текст]: рабочая тетрадь / Е.А. Парыгина. – Самара: ЦПО, 2011. – 48 с.

Дополнительные источники:

  1. Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2008.
  2. Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: практическое пособие для тех, кто ищет работу. – СПб.: Речь, 2009.
  3. Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Л.А. Морковских. – Самара: ЦПО, 2008.
  4. Планирование профессиональной карьеры: рабочая тетрадь / Т.В. Пасечникова. – Самара: ЦПО, 2011.
  5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197-ФЗ.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.proforientator.ru
  2. http://www.mkc.ampirk.ru 
  3. http://www.students.ru
  4. http://www.profosvita.org.ua
  5. http://www.job.ru
  6. http://blanker.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения

учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, составления накопительного портфолио.

Таблица 1

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
  • аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
  • задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
  • составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;
  • составлять резюме с учетом специфики работодателя;
  • применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
  • корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
  • оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;
  • объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
  • анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;
  • давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

Знания:

  • источников информации и их особенности;
  • как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;
  • возможных ошибк при сборе информации и способы их минимизации;
  • обобщенного алгоритма решения различных проблем;
  • как происходит процесс доказательства;
  • выбора оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;
  • способов представления практических результатов;
  • выбора оптимальных способов презентаций полученных результатов.

Входной контроль:

Тестирование, анкетирование

Текущий контроль:

Оценка по результатам индивидуальных и групповых видов работ

Тематический контроль:

Защита сообщений, презентаций, индивидуальных заданий (проектов)

Рубежный контроль:

анкетирование, психодиагностика

Итоговый контроль:

«Накопительный ПОРТФОЛИО»

Таблица 2

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, сформированные ОК)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Знания:

- источников информации и их особенности;

- как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;

- возможных ошибок при сборе информации и способы их минимизации;

- обобщенного алгоритма решения различных проблем;

- как происходит процесс доказательства;

- выбора оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;

- способов представления практических результатов;

выбора оптимальных способов презентаций полученных результатов.

Умения:

-  давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

- аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

-  составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;

- составлять резюме с учетом специфики работодателя;

- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

- оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;

- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

- анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;

- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

Сформированные общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Знает:

- источники информации и их особенности;

- как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;

- возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;

- обобщенный алгоритм решения различных проблем;

как происходит процесс доказательства;

- выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;

- способы представления практических результатов;

выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов.

Умеет:

- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

- аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

- составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;

- составлять резюме с учетом специфики работодателя;

- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

- оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;

- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

- анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;

- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

-результативно участвует в профессионально значимых мероприятиях (олимпиадах,  конкурсах профессионального мастерства, конференциях, проектах);

-результативно участвует в исследовательской работе.

-корректно ведет/составляет диалог, монологическое высказывание по предложенной теме;

-планирует деятельность по решению задания в рамках заданной темы;

-выбирает способ решения задания в соответствии с предъявляемыми требованиями

-осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму;

-оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

-оценивает результаты деятельности по заданным показателям;

-выполняет самоанализ и коррекцию собственной деятельности на основании достигнутых результатов;

-определяет проблему на основе самостоятельно проведенного  анализа ситуации

-выделяет из содержащего избыточную информацию источника необходимую информацию;

-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу,  пользуясь поисковыми системами интернет;

-формулирует вопросы различных типов для получения недостающей информации

- обрабатывает текстовую и табличную информацию

-использует  деловую графику и мультимедиа-информацию, создает презентации;

-использует информационные ресурсы для поиска и хранения информации;

- читает (интерпретирует) интерфейс специализированного программного обеспечения, находит контекстную помощь

-участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданным вопросом, темой;

-отвечает на вопросы по предложенной теме, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

-создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры (заполнение открытки, анкеты);

-создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной  структуры (написание письма-запроса, письма-предложения);

-запрашивает мнение партнера по заданному вопросу, теме;

-дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы по заданному вопросу, теме.

-осуществляет взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в команде;

-активно участвует в обсуждении предложенного вопроса, темы, распределяет роли, предлагает разные способы выполнения задания;

-проявляет  ответственность за работу членов команды  и конечный результат;

- выполняет руководящие роли при решении ситуационных задач;

-предъявляет результаты работы, в том числе с помощью ИКТ

- называет трудности, с которыми столкнулся при выполнении задания, предлагает пути их преодоления в дальнейшей деятельности;

- указывает «точки успеха» и «точки роста»; указывает причины успехов и неудач в деятельности;

- анализирует/формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности) для решения профессиональной задачи;

- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.

-анализирует возможности использования профессиональных знаний для исполнения воинской обязанности;

-участвует в соревнованиях, спартакиадах, конкурсах, олимпиадах;

 -демонстрирует дисциплинированность и исполнительность при выполнении самостоятельной работы, практических заданий

Входной: тестирование, опрос

Текущий: устный опрос, письменный опрос, тестирование, оценка практических работ; 

Тематический: устный опрос,  письменный опрос, оценка практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы  

Рубежный: оценка практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы 

Итоговый: недифференцированный зачет

 

Входной: тестирование

Текущий: тестирование,

оценка практических работ,

 внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговый: экспертная оценка выполнения самостоятельной работы, Портфолио

 

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

 

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговый: экспертная оценка, Портфолио

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы

Итоговый: экспертная оценка

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговый: экспертная оценка

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговый:  экспертная оценка выполнения самостоятельной работы

Текущий: оценка выполнения практических работ

Итоговый:  Портфолио

Рубежный: экспертная оценка ведения диалогов  монологических высказываний на  профессиональные темы;

Текущий: результаты учебных споров, оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговый: Портфолио

Рубежный: экспертная оценка ведения диалогов  монологических высказываний на  профессиональные темы;

Текущий: результаты учебных споров, оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

             

Итоговый: Портфолио

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы

Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы

Итоговый: Накопительный портфолио   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда" для профессии "15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

Материал представляет собой рабочую программу, разработанную в соответсвии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 "Уверенное поведение на рынке труда" для специальности 38ю02.07 ";Банковское дело"...

Рабочая программа ОП.14 Эффективное поведение на рынке труда (специальность 12.02.03).

В настоящее время у выпускников начального и среднего профессионального об­разования практически не сформированы способы эффективного поведения на различных рынках. Поэтому сегодня необходимо вклю...

Рабочая программа ОУД.21 Эффективное поведение на рынке труда

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения эффективного поведения на рынке труда в ГБПОУ АКТТ при  реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе...

Рабочая программа по дисциплине эффективное поведение на рынке труда

рабочая программа по дисциплине эффективное поведение на рынке труда предназначена для студентов обучающихся по рабочим специальностям в средних профессиональных образовательных учреждениях. Данная пр...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.05 Охрана труда для студентов по профессии ППКРС 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (в горной отрасли)

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.05 Охрана труда  для студентов по профессии ППКРС 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (в горной отрасли)...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.4 Охрана труда для студентов по профессии ППКРС 21.01.16 Обогатитель полезных ископаемых

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.4 Охрана труда для студентов по профессии ППКРС 21.01.16 Обогатитель полезных ископаемых...