Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока на тему
Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_nesterenko_l.d.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестеренко Л.Д.
Разработка урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Тема урока: Тарас Бульба – характер, рожденный временем ( по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
Цель урока: выявить, в чем проявляется сила характера Тараса Бульбы.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать представление об особенностях характера главного
героя через словесный и психологический портрет.
- Развивающие:
- Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя.
- Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, товарищество, доблесть, отвагу.
Методы:
- Аналитический
- Дедуктивный (от частного к общему)
- Сравнение
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, иллюстрации Е. Кибрика, кинофрагмент смерти Т. Бульбы, рисунки учащихся.
Эпиграф: Нет у нас никого, равного ему в доблести… Н.В.Гоголь.
ход урока
1.Организационный момент. Определение темы и цели урока.
Работа с эпиграфом
- Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Гоголя?
- Как вы думаете, как эпиграф связан с нашим уроком?
(Я вам предлагаю уточнить тему: «Тарас Бульба - характер, рожденный временем»).
- Чтобы раскрыть тему, какую цель мы перед собой поставим?
(выяснить, действительно ли характер рожден временем?).
-Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?
- Вспомнить характеристику эпохи.
- Вспомнить эпизоды, в которых закалялся характер Тараса Бульбы.
- Какие нравственные качества должны были свойственны сильному характеру?
- Вспомним, в какое время жил Тарас Бульба.
(Подготовленный ученик рассказывает об эпохе).
Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), — одно из героических событий мировой истории. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми.
Крестьяне ожесточенно сопротивлялись и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не привыкли невольничьей службе». Так возникло казачество, «Запорожская Сечь».
- Какое это было время? ( Тяжелое и суровое время).
- Есть такое утверждение, что «Суровые времена порождают сильные характеры».
- Согласны ли Вы с этим суждением?
Работа с пословицами .
- Выясним, какими качествами должен обладать человек с сильным характером, собрав из слов пословицы. (Пословицы рассыпаны на слова и словосочетания).
Тот герой, кто за Родину стоит горой. Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Сам погибай, а товарища выручай.
- О каких качествах характера пословицы? (О смелости, отваге, стойкости, товариществе, патриотизме).
- На уроке будем обсуждать, какие качества сильного характера воплотились в образе Тараса Бульбы.
Будем составлять кластер.
Работа по образу Тараса Бульбы.
Учитель: Повесть Н.В.Гоголя называется «Тарас Бульба». Вам было дано задание - узнать, что означает происхождение имени главного героя?
Подготовленный ученик:
Тарас – (от греч. «Tarasso)- «беспокойный», «бунтовщик», «смутьян» ; Существует и другая менее распространённая версия происхождения имени — имя происходит от названия города Тарас в Великой Греции (сейчас итальянский город Таранто). Город же получил своё имя в честь Тараса, сына бога Посейдона и нимфы Сатирион.
-Есть ли доказательства этому в повести? В каких эпизодах об этом говорится? Зачитайте. (В 1 главе Гоголь, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям страшно...», «Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия»…Самоуправно входил в села… Сам с своими казаками производил расправу…»).
- Какими словами и словосочетаниями Н.В.Гоголь описывает внешность героя? Зачитайте. («Крепкий, как дуб,очи хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней…»).
- Какие выразительные средства использует Гоголь в портретной характеристике Тараса? Какова роль эпитетов? ( указывают на возраст).
Обобщение учителем:( во внешности автор сравнивает Тараса с горой, с богатырем, Тарас – это исполинская натура).
Рассмотрим портрет Тараса Бульбы на иллюстрации Е.Кибрика.
- Сравним, что общего подчеркивают в портрете Тараса Бульбы художник и писатель?
(крепкого телосложения, закаленный в боях казак, зрелый, богатырская натура.)
-Учитель: вспомним эпизоды, где проявляется сильный характер Тараса.
- Какие это эпизоды? (Тарас Бульба в кругу семьи, в отношении с товарищами, в бою, во время казни Остапа и смерти).
- Расскажите, каким видим Тараса Бульбу в кругу семьи?
- Вспомним эпизоды из первых глав, где рассказывается о Тарасе - отце.
- Как он относился к сыновьям? (К своим сыновьям Тарас Бульба относится как к товарищам по ратному делу. Тарас хотел видеть своих сыновей сильными и мужественными, он смотрел и не мог налюбоваться ими. Оценивает их личные качества, как отец и как полководец. Счастье для Тараса, как сыновья проявляют себя в бою).
- Почему Тараса Гоголь показывает в кругу семьи?
- Зачем раскрывает его буйный характер? (Тарас не любил негу, по отношению к жене проявлял жестокость, не думал о ее чувствах, суров с сыновьями)
-. Почему он такой? (Потому что время суровое).
Обобщение учителем: Тарас Бульба создан для бранного времени.
Словарная работа
- Как понимаете значение слов «бранное время»? (битва, военные походы, постоянная разлука с родными).
- Поэтому не случайно Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы сделать из них настоящих казаков, храбрых и мужественных.
- Расскажите, как ведут сыновья в бою? ( Андрий - смелый, безудержный в бою, рубит налево и направо, Остап более уверенный в себе, применяет тактику в бою).
- Значит, что важно для Тараса? (его сыновья - смелые казаки).
- Вспомним трагический момент повести в отношении с сыновьями - это казнь сына Андрия.
- Можно ли это назвать убийством? (это казнь).
- Как вы оцениваете поступок Тараса? Какие черты характера проявляет?
- Обратимся к тексту.
(9 гл. стр.197).
…Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье……..
Тарас выстрелил….. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. А какой бы казак был!
- Какие качества проявляет Тарас в этой сцене? (твердость характера, судит сына не как отец, а как полковник).
- Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (иллюстрация на слайде).
- Как художник и писатель передал трагическое состояние Тараса, какие новые черты характера
раскрываются в герое? (Гоголь передает невыносимое горе Тараса, ему очень жаль сына, но
товарищество, Родина дороже, он не смог простить предательства, поэтому сам вершит казнь.).
- Пережив смерть Андрия, какое новое страшное испытание ему судьба вновь уготовила? (Смерть Остапа).
- Расскажите, как ведет себя Тарас, увидев своего сына на плахе? Почему он пришел на казнь и какие качества характера проявляет в этой сцене? ( смелость, главное поддержать сына морально, духовно).
- Значит, что главное выделяет Гоголь в Тарасе? (духовное единство отца и сына)
(- Сыновья Тараса – это отражение самого отца.).
- Где еще себя проявляет Тарас Бульба,? В каких сценах раскрывается сильный характер Тараса? (в бою и в отношении к товариществу).
Чтение наизусть речи о товариществе
Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
- Что ценит, прежде всего, в людях Тарас Бульба?
Учитель обобщает: (В этой речи проявляются и патриотические чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела. Своими словами Тарас Бульба хотел, во-первых, поднять боевой дух товарищей, а во-вторых, показать величие родины и русского человека).
- Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса Бульбы? (в последнем бою Тараса на берегу Днепра (глава XII), в полную силу проявились героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с неприятелем ).
Расскажите эпизод.
Как в бою всегда поддерживал товарищей? («А что, паны…есть еще порох в пороховницах?) (В бою Тарас видит всех, поддерживает боевой дух).
- Как оценивают его казаки: «Дай, Боже, чтобы таких полковников было побольше на Украине».
Учитель: Казак дает высокую оценку полководческому таланту Тараса.
- С какими фольклорными героями можно сравнить Тараса Бульбу во время боя? -- Почему с богатырями? (Потому что былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами - захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды. Так и в повести Тарас Бульба такой же внешне крепкий, большой, как богатырь, проявляет доблесть и отвагу, мужество и бесстрашие, силу и удаль в защите своего народа).
Физминутка
Закройте глаза, представьте то, о чем мы сейчас с вами говорили.
- Продолжаем беседу.
- Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? Каким его видим в повести, расскажите.
(Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам. После смерти сына Тарас
становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: « Ничего и никого не жалейте!».
Учитель: «Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследований, но
Потоцкий на сей раз настиг их на берегу Днестра. Суд над Тарасом был скорый.
Просмотр видеофрагмента «Смерть Тараса Бульбы».
Цель: просмотреть кинофрагмент и сделать вывод о том, как режиссеру
Владимиру Бортко удалось показать силу характера Тараса Бульбы во время
казни?
- Расскажите, какие черты сильного характера раскрыл режиссер в Тарасе?
(Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли о
товарищах, о Родине, смерти не боится. Так он сам следует словам,
сказанным когда-то о товариществе).
Учитель: Много было в истории России трагических событий: борьба за независимость Украины, война с Наполеоном 1812г., 1 мировая, война с фашистской Германией. Были суровые времена. А суровые времена порождали сильные характеры. Не случайно в 1942 году К.Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба».
- Послушайте стихотворение и подумайте, почему поэт обратился к образу Тараса в годы ВОВ? Учитель читает наизусть.
Тарас Бульба
К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикованный к дубу стальными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём.
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Я знаю: Отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю: она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало, и с нами бывает…
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.
- Почему поэт обратился к образу Тараса? (нужен пример мужественного и храброго защитника Отечества, с сильным и крепким характером, чтобы поднять боевой дух русских воинов в годы ВОВ. Таким героем был Тарас Бульба).
Учитель: Таким видят Тараса Бульбу писатель.Гоголь и поэт К.Симонов.
- А какое впечатление произвел на Вас этот герой?
Пятиминутка свободного письма.
- Изложите свои мысли о Тарасе Бульбе на письме.
.-Чем может быть интересен герой? В чем проявляется сила характера Тараса Бульбы?
(5-6 предложений).
Проверка эссе. Обобщение учителем.
- Можно ли Тараса назвать настоящим героем? Но народным героям воздвигают памятники.
- Какой памятник поставили бы вы Тарасу Бульбе?
Домашнее задание было по группам выполнить проект памятника Тарасу Бульбе.
Защита проектов. Итог урока.
Учитель: вернемся к нашей цели урока: в чем же проявилась сила характера Тараса Бульбы?
-Достигли мы цели урока, выполнили ли задачи, которые поставили?
- На примере образа Тараса Бульбы, какие нравственные качества можно воспитать в себе?
(обобщение по кластеру).
Обобщение учителем: Суровые времена рождают сильный характер. Человек,
закаляя свой характер, становится решительным, смелым и мужественным.
В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие и сильные черты характера: возвышенную,
бескорыстную любовь к Родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность
товариществу и широту души, лучшие черты
народа.
Рефлексия: оцените работу на уроке.
- Что знали до этого о герое? Что нового узнали о герое?
- Как я работал на уроке? Отметить на шкале из 6 делений.
Выставление оценок.
Домашнее задание: составить план сочинения по теме на выбор: « Над чем заставила задуматься
повесть «Тарас Бульба?», «Нужны ли современному обществу такие характеры?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок
В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...
Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.Цели урока:-...
Конспект урока литературы в 6 классе по повести А.С.Пушкина "Метель"
Разработка конспекта урока литературы в 6 классе....
план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...
Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"
Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"...
Конспект урока литературы "Мир детства в стихотворении Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Урок предназначен для обучающихся 5 класса...
Презентация по родной литературе 6 класс , тема "Повесть А.Гайдара "Тимур и его команда"
Данная презентация представляет собой вспомогательный материал, который можно использовать при объяснении материала по данной теме. В презентации даентся понятие "тимуровец", истоки его появ...