Рабочая программа по физике
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ саратовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
саратовской области
начального профессионального образования
«профессиональное училище № 77»
Утверждаю
директор гбоу со нпо «пу № 77»
_____________ К.м. Арестанов
«_____» ________________ 2013 г
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________ФИЗИКА_________________________
название учебной дисциплины
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования технического и естественнонаучного профиля.
Составитель: Макарова С.В. преподаватель Физики Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начальное профессиональное образование «Профессиональное училище № 77»
Рецензенты _____________________________________________
______________________________________________
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО («Повар, кондитер», «Сварщик», «Тракторист-машинист с/х производства») с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий и специальностей СПО технического профиля физика изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях СПО – в объеме 258 - 172 часов
При освоении профессий и специальностей СПО естественнонаучного профиля физика изучается также как профильный учебный предмет: в учреждениях СПО – в объеме 260 - 172 часов
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Программа, реализуемая при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественнонаучного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
Программа содержит примерные тематические планы, отражающие количество часов, выделяемое на изучение физики в учреждениях НПО и СПО при овладении обучающимися профессиями и специальностями технического и естественнонаучного профилей.
В тематические планы включены физический практикум, предусматривающий выполнение лабораторных работ и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который связан с получаемой профессией, а также резерв учебного времени, предоставляющий преподавателю возможность внести в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Примерная программа учебной дисциплины «Физика» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
2. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________Физика_______________________________
название дисциплины
2.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего общего образования по физике (базовый уровень).
2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Физика» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно -материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Физика» относится к циклу общеобразовательная подготовка.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; - приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза закон, теория, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величии: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__258__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __172__ часов;
самостоятельной работы обучающегося _86_ часов.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | (Т) 258/260 (Е) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 172 |
в том числе: | |
лабораторные работы | (Т)16/18 (Е) |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 10 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 |
в том числе: | |
реферирование конспектирование выполнение практических заданий подготовка проекта | 18 16 20 4 |
Итоговая аттестация в форме (указать) ЭКЗАМЕН |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
4. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___физика_____
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ВВЕДЕНИЕ | 2/2 | Входной контроль.Физика как наука и основа естествознания. Научный метод познания окружающего мира. Физическая теория. | 2 | 1 |
Раздел 1. Механика | ||||
Тема 1.1. Кинематика. | 2/4 | Основные понятия кинематики. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Принцип относительности. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. | 6 | 1 |
2/6 | Равноускоренное прямолинейное движение.Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. | 1-2 | ||
2/8 | Практикум по решению задач по теме «Ускорение. Равнопеременное движение» Контрольная работа № 1 «Кинематика» | 1-2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся «Решение задач на равнопеременное движение» | 2 | |||
Тема 1.2. Кинематика твердого тела. | 2/10 | Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся «Решение задач на вращательное движение» | 2 | |||
Тема 1.3. Динамика | 2/12 | Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. | 4 | 1 |
2/14 | Третий закон Ньютона. Практикум по решению задач по теме: «Динамика». | 1-2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Доклад про деятельность Ньютона | 2 | |||
Тема 1.4. Силы в природе. | 2/16 | Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. | 6 | 1 |
2/18 | Сила упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости». | 1-2 | ||
2/20 | Силы трения. Практикум по решению задач по теме «Силы в природе» | 1-2 | ||
Лабораторные работы | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач на силы в природе | 4 | |||
Тема 1. 5. Законы сохранения в механике. | 2/22 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. | 6 | 1 |
2/24 | Лабораторная работа № 2 « Изучение закона сохранения механической энергии». Практикум по решению задач по теме «Законы сохранения в механике». | 2 | ||
2/26 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №2по теме: «Кинематика. Динамика». | |||
Лабораторные работы | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач на тему «Кинематика, динамика» | 4 | |||
Раздел 2. Молекулярная физика. | ||||
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | 2/28 | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 4 | 1 |
2/30 | Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Практикум по решению задач по теме «Основы МКТ». | 1-2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: тема «Масса и размер молекул» | 4 | |||
Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул. | 2/32 | Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. | 3 | 1 |
1/33 | Решение задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории. Температура». | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Измерение температуры»; Решение задач: тема «Температура в МКТ теории газа». | 4 | |||
Тема 2.3. Уравнение состояния идеального газа. | 1/34 | Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы. | 3 | 1 |
2/36 | Решение задач по теме: «Уравнение Менделеева—Клапейрона». Лабораторная работа №3 « Опытная проверка закона Бойля — Мариотта». | 2 | ||
Лабораторные работы | 1 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: тема «Уравнение теплового баланса» Работа с графиками изопроцессов. | 6 | |||
Тема 2.4. Термодинамика. | 2/38 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. | 4 | 1 |
2/40 | Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Практикум по решению задач по теме «Термодинамика». | 1-2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме « Работа в термодинамике» Реферат « Тепловые двигатели» Решение задач: тема «Первый закон термодинамики | 6 | |||
Тема 2.5. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. | 2/42 | Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Лабораторная работа №4 «Определение влажности» Кристаллические и аморфные тела. | 6 | 1-2 |
2/44 | Механические свойства твердых тел. Лабораторная работа №5 « Измерение модуля упругости резины». | 1-2 | ||
2/46 | Практикум по решению задач по теме: «Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела». Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика». | |||
Лабораторные работы | 2 | |||
Практические занятия | 1 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач: тема «Насыщенные пары. Влажность воздуха» Реферат «Жидкие кристаллы в природе» | 6 | |||
Раздел 3. Электродинамика | ||||
Тема 3.1. Электростатика | 2/48 | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 10 | 1 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 | |||
2/50 | Практикум по решению задач по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля». | 2 | ||
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 | |||
2/52 | Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. | 1 | ||
Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. | 1 | |||
2/54 | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме: «Потенциал. Работа эл.поля. Электроемкость. Энергия эл.поля». | 2 | |||
2/56 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №4 по теме: «Электростатика». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | 2 | |||
Контрольные работы | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме: «Параметры электрического поля» Конспект «Поляризация диэлектриков» | 6 | |||
Тема 3.2. Постоянный электрический ток. | 2/58 | Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 8 | 1 |
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | |||
2/60 | Практикум по решению задач по теме «закон Ома для участка цепи. Соединение проводников» | 2 | ||
Работа и мощность тока. | 1 | |||
2/62 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | ||
Решение задач по теме «Постоянный электрический ток». | 2 | |||
2/64 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №5 по теме: «Постоянный электрический ток». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Применение теплового действия электрического тока» Проект «Расчет эквивалентного сопротивления смешанных сопротивлений проводников» | 6 | |||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | 2/66 | Электрический ток в металлах. | 6 | 1 |
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Р-n переход. | 1 | |||
2/68 | Электрический ток в жидкостях. | 1 | ||
Электрический ток в вакууме. | 1 | |||
2/70 | Электрический ток в газах. Плазма. | 1 | ||
Решение тестовых задач по теме «Электрический ток в различных средах». | 2 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «Виды полупроводников» | 2 | |||
Тема 3.4. Магнитное поле. | 2/72 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. | 4 | 1 |
Сила Лоренца. | 1 | |||
2/74 | Практикум по решению задач по теме «Расчет силы Ампера и силы Лоренца». | 2 | ||
Магнитные свойства вещества. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач на расчет Силы Ампера | 2 | |||
Тема 3.5. Электро- магнитная индукция | 2/76 | Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Магнитный поток. | 8 | 1 |
Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. | 1 | |||
2/78 | Практикум по решению задач по теме «Магнитный поток. Закон ЭМИ». | 2 | ||
Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | |||
2/80 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме: «Энергия магнитного поля тока». | 2 | |||
2/82 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №6 по теме: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Фарадей и открытие электромагнитной индукции» Конспект «Изучение правила Ленца» | 4 | |||
Раздел 4. Колебания и волны | ||||
Тема 4.1. Механические колебания. | 2/84 | Свободные колебания. Математический маятник. | 2 | 1 |
Лабораторная работа № 6 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника». | 2 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 4.2. Электрические колебания. | 2/86 | Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. | 3 | 1 |
Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. | 1 | |||
1/87 | Практикум по решению задач по теме «свободные и вынужденные колебания». | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Проект «Расчет параметров колебательного контура» Выполнение упражнений по теме «Расчет цепей переменного тока» | 6 | |||
Тема 4.3. Производство, передача и потребление электроэнергии | 1/88 | Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. | 2 | 1 |
1/89 | Практикум по решению задач по теме «Трансформатор» | 2 | ||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 4.4. Электромагнитные волны | 1/90 | Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. | 5 | 1 |
2/92 | Принцип радиосвязи. Телевидение. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме «Колебания и волны». | 2 | |||
2/94 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №7 по теме «Колебания и волны». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «Электромагнитное поле» Реферат «Современная мобильная связь» | 4 | |||
Раздел 5. Оптика | ||||
Тема 5.1. Геометричес-кая и волновая оптика. | 2/96 | Световые лучи. Закон отражения и преломления света. Призма. | 12 | 1 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение показателя преломления стекла». | 2 | |||
2/98 | Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме «Законы отражения и преломления света». | 2 | |||
2/100 | Свет. Электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. | 1 | ||
Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. | 1 | |||
2/102 | Дифракция света. Дифракционная решетка. | 1 | ||
Лабораторная работа № 8 «Измерение длины световой волны». | 2 | |||
2/104 | Лабораторная работа:№9 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 2 | ||
Поперечность световых волн. Поляризация света. | 1 | |||
2/106 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №8 «Оптика» | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект «Кольца Ньютона» Выполнение упражнений по теме «Дифракционная решетка» | 4 | |||
Тема 5.2. Излучение и спектры. | 2/108 | Излучение и спектры. Спектральный анализ. | 2 | 1 |
Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Раздел 6.Основы специальной теории относительности | ||||
Тема 6.1. СТО | 2/110 | Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. | 2 | 1 |
Релятивистская динамика. Связь массы и энергии. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Эйнштейн и его теория относительности» | 2 | |||
Раздел 7. Квантовая физика. | ||||
Тема 7.1. Световые кванты | 2/112 | Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. | 4 | 1 |
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. | 1 | |||
2/114 | Решение задач по теме «Уравнение фотоэффекта». | 2 | ||
Опыты Лебедева и Вавилова. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 7.2. Атомная физика. | 2/116 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | 2 | 1 |
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 7.3. Физика атомного ядра. | 2/118 | Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. | 12 | 1 |
Лабораторная работа:№10 «Изучение треков заряженных частиц.» | 2 | |||
2/120 | Закон радиоактивного распада и его статистический характер. | 1 | ||
Практикум по решению задач по теме «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада». | 2 | |||
2/122 | Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. | 1 | ||
Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. | 1 | |||
2/124 | Практикум по решению задач по теме «Состав атомного ядра. Энергетический выход реакции». | 2 | ||
Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. | 1 | |||
2/126 | Физика элементарных частиц. | 1 | ||
Решение задач по теме «Физика атомного ядра». | 2 | |||
2/128 | Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
Контрольная работа №9 по теме «Квантовая физика и физика атомного ядра». | ||||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Эйнштейн и его теория относительности» Конспект «Люминесценция» Конспект «Биологическое действие радиации» Конспект «Применение изотопов» Реферат «Применение лазеров» | 10 | |||
Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной. | ||||
2/130 | Видимое движение планет Солнечной системы. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы. Система Земля – Луна. | 6 | 1 | |
Видимое движение Солнца. Смена сезонов года и тепловые пояса. Условия наступления лунных и солнечных затмений. | 1 | |||
2/132 | Физические свойства планет Солнечной системы. | 1 | ||
Происхождение и эволюция Солнечной системы. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. | 1 | |||
2/134 | Распределение звезд в пространстве. Млечный путь. | 1 | ||
Современные представления о происхождении и эволюции звезд и галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. | 1 | |||
Лабораторные работы | ||||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Физический практикум | ||||
2/136 | Определение плотности тела. | 16 | 2 | |
2/138 | Определение жесткости пружины. | 2 | ||
2/140 | Определение коэффициента трения. | 2 | ||
2/142 | Определение коэффициента поверхностного натяжения. | 2 | ||
2/144 | Изучение последовательного соединения проводников. | 2 | ||
2/146 | Изучение параллельного соединения проводников. | 2 | ||
2/148 | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 2 | ||
2/150 | Изучение явления ЭМИ. | 2 | ||
Обобщающее повторение | ||||
Повторение темы «Механика» | 23 | |||
2/152 | Повторение по теме «Кинематика». | 2 | ||
2/153 | Повторение по теме «Динамика». | 2 | ||
Повторение по теме «Законы сохранения» | 2 | |||
2/155 | Решение тестовых заданий по темам: «Динамика» и «Законы сохранения». | 2 | ||
2 | ||||
1/157 | Решение тестовых заданий по теме «Колебания и волны». | 2 | ||
Повторение темы «Молекулярная физика. Термодинамика» | ||||
1/158 | Повторение по теме «Молекулярная физика». | 2 | ||
2/160 | Решение тестовых заданий по теме «Молекулярная физика» | 2 | ||
2/162 | Решение тестовых заданий по теме «Термодинамика» | 2 | ||
Решение графических задач на газовые законы. | 2 | |||
Повторение темы «Электродинамика» | ||||
2/164 | Повторение по теме «Электростатика». | 2 | ||
Повторение по теме «Законы постоянного тока». | 2 | |||
2/166 | Повторение по теме «Соединения проводников». | 2 | ||
Повторение по теме «Магнитное поле». | 2 | |||
Повторение по теме «Электромагнитные волны». | 2 | |||
1/169 | Решение тестовых задач по теме «Электродинамика». | 2 | ||
Повторение темы «Квантовая физика». | ||||
1/170 | Повторение по теме «Квантовая физика». | 2 | ||
2/171 | Решение тестовых заданий по теме «Квантовая физика». | 2 | ||
1/172 | Итоговая контрольная работа. | |||
Всего: | 258 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
5. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
- ПК,
- видеопроектор,
- проекционный экран.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.
Для преподавателей
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет - ресурсы
Открытый Колледж. Физика. http://college.ru/
«Практикующего физика» http://metod-f.narod.ru/index.html
"Физика", газета издания "Первое сентября" http://fiz.1september.ru/
Школьный курс физики. http://www.cjb.net/
Физика.RU
Институт новых технологий. Компьютерный курс "Живая Физика"
Компьютерные диски по физике в виде фильмов. http://www.umsolver.com/
Сайты по методике преподавания физики
Открытый колледж. Страница "Учителю"
Сетевое методическое объединение учителей физики
Виртуальное методическое объединение учителей физики, астрономии и естествознания.
Электронная библиотека статей по образованию.
Электронные журналы, электронные учебники
"Открытая Физика 2.5. Части I и II" электронный учебник
"Открытая Астрономия 2.0" электронный учебник
Анимированные картинки по атомной физике. Строение атомов
"Квант" физико-математический журнал
Электронный учебник "Ядерная физика и строение Солнца".
Кирилл и Мефодий. Виртуальная школа 10 класс
Виртуальная школа 11 класс вставить
Дистанционное обучение
Программа дистанционного обучения физике
Программа "Абитуриент"
Программно-методический комплекс Активная физика
Дистанционное обучение. Задачи с вариантами ответов.
Дистанционное обучение физике. Кирилл и Мефодий.
Internet-портал дистанционного обучения "Открытый Колледж"
Дистанционное обучение СПбГИТМО(ТУ). Электронные учебники по механике жидкостей и газов, основам оптики.
Дистанционное обучение в Московском Государственном Индустриальном университете.
Интернет - репетитор по физике.
Дистанционные уроки по физик
Дистанционный урок по физике. Электризация.
Дистанционные уроки по физике. Дифракция света.
Школьное образование в Internet
Школьное образование в Интернетe. Самая полная коллекция ссылок.
Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН. Электронный еженедельник "Педсовет по средам".
Российская образовательная телекоммуникационная сеть.
Лаборатория обучения физики и астрономии
Проблемы стандарта образования. Дидактика и методика обучения физике и астрономии в школе.
Школы в Интернет. Ссылки и доступ к сайтам в фрейме : проекты, школы, образовательные серверы, книги, учебники.
Педагогический Интернет в России.
Кирилл и Мефодий
Порталы: виртуальная школа, студентам и школьникам. Наиболее полное справочно- энциклопедическое издание в сети Интернет.
6. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать:
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Итоговая аттестация в форме экзамена. |
Макарова Светлана Владимировна
Преподаватель физики ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 77»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
для специальностей среднего профессионального образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для профессии 110809 "Механизация сельского хозяйства"
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессиональн...
Учебно-методический материал рабочая программа по физике 2011
Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...
Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике для СПО...
Рабочая программа дисциплины "Физика"
Рабочая программа для специальностей СПО на 169 часов по стандартам третьего поколения...
Рабочая программа по физике для специальности 150415 "Сварочное производство"
В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство"...
Практические работы к рабочей программе по физике для специальности "Сварочное производство"
В материале представлен комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины "Физика" для специальности "Сварочное производство" , изучаемой заочно...
Рабочие программы по физике 2014 (НПО и СПО)
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондите...