"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.
методическая разработка по теме
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.
<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdor_-sber.tekhnologiig.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка".
Учитель английского языка ГБОУ НПО ПЛ 100 МО Винник Л.И.
Из опыта работы.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья учащихся стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.
Работая в разных группах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в лицее, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
По данным психологов, педагогов и медиков ,иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков),т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.
Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.
На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности учеников и предусматривать такие виды работы ,которые снимали бы напряжение и усталость.
Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости учащихся, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать моим учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.
Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал.
На начальном этапе обучения английскому языку на 1 курсе включаю на урок зарядку, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев.
Вот примеры такой зарядки:
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears
Touch your toes.
Raise your hands
High up in the air,
To the sides
On your hair.
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов .Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.
Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил .Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с учениками по теме или читая текст, я всегда помню о здоровье учащихся, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь ребятам настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.
Я использую для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.
На старших курсах аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.
Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.
Примеры комплексной релаксации.
Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let,s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of yourself, that you have much energy.
You are in good spirits.
Open your eyes. How do you full?
Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, я провожу на уроках разрядку в виде упражнений для глаз, использую специальную таблицу с различными траекториями движения глаз .В классе имеется памятка, благодаря которой,ребята учатся беречь органы зрения. Она содержит следующую информацию:
Если глаза устали…
- Поморгай: глаза омоются слезной жидкостью, и усталость пройдет.
- Подойди к окну. Найди вдалеке какой-нибудь предмет, сосредоточь на нем взгляд. Затем осторожно повращай глазами в одну сторону, потом в другую. Ляг, закрой глаза, положи на каждый глаз ватку, смоченную чаем или отваром ромашки. Полежи так 3-4 минуты.
«Запомни!»
- Во время работы за компьютером располагайся на расстоянии вытянутой руки от экрана.
- После каждых 15-20 минут работы делай физкультурную паузу и специальные упражнения для глаз, общая продолжительность занятий на компьютере не больше 45 минут. Если у тебя плохое зрение, обязательно работай в очках.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого учащегося, ,позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)
В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...
инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учеб...
Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях английского языка
Активные здоровьесберегающие технологии на занятиях английского...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов....