Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья
Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов.
Иностранный язык достаточно сложный предмет, учитывая то, что педагогу необходимо работать с четырьмя видами речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Современный урок иностранного языка требует от ученика огромной концентрации внимания, напряжения, внимательности, т.к. на уроках ему приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е. иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.
Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: ученики должны усвоить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, фонетические навыки).
На уроках студенты много запоминают, говорят, пишут, читают, слушают и анализируют информацию, поэтому, преподаватель должен уделять особое внимание здоровье-сберегающим технологиям.
Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает нужного эффекта.
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка используются для более
эффективного достижения образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач.
На мой взгляд, успешность применения на уроке здоровьесберегающей технологии зависит от:
- учета физиологических особенностей (возраст и уровень группы);
- того, какой по счету урок.
- правильной организации урока. Следует строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ (индивидуальная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, творческие задания, “мозговой штурм” и т.д.).
- физкультминутки (эмоциональная разрядка);
- смены видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов.
- учета психологических особенностей. На уроках следует стремиться к тому, чтобы учебный процесс проходил в атмосфере положительных эмоций, речь учителя должна быть бодрой и дружелюбной, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
- речевых и фонетических разминок;
- учета индивидуальных особенностей учеников (применение дифференцированного обучения);
- гигиенических условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, расположение парт).
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:
Из-за долгой или интенсивной работы на уроке у учащихся появляется утомление, снижается работоспособность, становятся невнимательными и рассеянными. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.
Поэтому предпочтительна следующая структура рациональной организации урока:
- Учебная работа - не менее 60% и не более 80%
- Виды учебной деятельности (количество) 4–7
- Средняя продолжительность различных видов деятельности - не более 10 минут
- Частота чередования видов учебной деятельности - не позднее чем через 7–10 минут
- Число видов преподавания - не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).
- Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2–3
Эмоциональные разрядки.
- Речевые и фонетические разминки.
Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают на рабочую атмосферу, на иностранный язык.
Примерами разминок могут служить:
Скороговорки. Развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.
- Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
A peck of pickled peppers Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where's the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
- One fly flies, two flies fly.
One girl cries, four girls cry.
Песни.
Это хороший вид релаксации, который можно использовать не только в начале урока. Песня дает возможность не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения. Песню также можно использовать в середине или в конце урока в качестве эмоциональной разгрузки, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения,
Игры. Грамотно подобранная игра не только помогает легче усвоить знания, психологически раскрепоститься, не бояться сделать ошибку, но и сделать урок ярче, а также выполнять образовательные задачи.
Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки
общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Присутствие в уроке элемента игры, дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, при этом, материал должен быть доступным и интересным, важным для учеников на данном этапе их физического и психического развития.
Изучение иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков иностранного языка мы учим умению общаться на языке, пусть даже на самом элементарном уровне, создавая платформу для дальнейшей коммуникативной деятельности.
Все без исключения, как правило, приступают к изучению иностранного языка с большим желанием, но, к сожалению, не у всех оно остается после первого года обучения. Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению языком. И в этом помогают игры.
Начать урок можно с небольшой игры.
Например, «Добрые слова».
По очереди говорят друг другу добрые слова или комплименты на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
«Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Привитие правил гигиены и здорового образа жизни происходит и при изучении языкового материала, например, темы «Рабочий день», в рамках которой сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.
В большую помощь учителю в решении данной задачи (формирование ЗОЖ на уроке, поддержание интереса к предмету) оказывают современные УМК. В учебниках нового поколения, есть темы, связанные с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать как вести здоровый образ жизни; здесь содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. (“Здоровое питание”, “Еда”, “Спорт”,“Проблемы экологии”, «Как всегда быть в форме» «Проблемы молодежи» и т.д.)
Учащиеся не только разбирают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.
Ролевые игры позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.
Для работы с лексикой удобно использовать учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок.
Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.
Использование данных способов и приёмов на уроках дает возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Использование здоровье-сберегающих технологий на уроке иностранного языка (смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов) повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышается качество образования по предмету, укрепляет и сохраняет здоровье студентов.
Список интернет ресурсов:
10.1 http://www.studyfrench.ru/
10.2 https://www.lepointdufle.net/
10.3 https://www.francaisfacile.com/
10.4 http://www.studyitalian.ru/
10.5 www.studiareitaliano.it
10.6 http://www.youtube.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)
В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...
инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учеб...
Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях английского языка
Активные здоровьесберегающие технологии на занятиях английского...