МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"
план-конспект урока на тему

мокрова лилия викторовна

ДАННЫЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ЯРКО ПРЕДСТАВИТЬ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА,РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ,ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ,ПОЭЗИИ РУССКИХ КЛАССИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРШЛОГО ВЕКА21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Петровский агропромышленный лицей

Методическая разработка урока на тему:»Три страницы позапрошлого века»

        Преподаватель

                                                                      Истории и обществознания

                                                                                      Л.В.Мокрова


                                                                                       Ты и убогая,

                                                                                                    Ты и обильная,

                                                                                                    Ты и могучая,

                                                                                                     Ты и бессильная

                                                                                                     Матушка-Русь!

                                                                                                       Н.А.Некрасов

Цели:обощить основные проблемы внутренней и внешней политики России первой половины 19 века(при правлении императоров Александра 1 и Николая 1);систематизировать знания учащихся об общественно-политической,культурной и духовной жизни России в этот период;развивать умение учащихся по кратким библиографическим справкам узнавать выдающихся личностей и деятелей отечественной истории;воспитывать патриотическое отношение к истории,духовным ценностям своего народа.

Оборудование:Портреты императора Александра 1,А.А.Аракчеева,М.М.Сперанского,императора Николая 1,полководцев М.И.Кутузова,Барклая де Толли,костюмы для драматического эпизода.

Ход урока:

Вступительное слово учителя

19 век для России-одна из величайших,переломных эпох.Итоги этой эпохи грандиозны,многогранны и противоречивы.

С одной стороны,Россия 19 века-это,по мнению некоторых историков,тюрьма для всех ее народов,жандарм Европы,нищета и темнота народа,родина декабристов.

С другой стороны,Россия 19 века-это спасительница Европы от наполеоновской агрессии,создательница великих духовных ценностей.Один из поэтов этой эпохи,Н.А.Некрасов,написал в 1877 г.о России пророческие слова(зачитывается эпиграф,написанный на доске).

По мнению русского историка Н.М.Карамзина,»история-это священная книга народов».Так давайте же откроем некоторые страницы этой книги,посвященные 19 веку.

Основная часть урока:

«Дней Александровых прекрасное начало»

Учитель:Историки делят царствование Александра 1 на два периода:а)начальный-«дней Александровых прекрасное начало»,когда император  Александр1 проводил либеральные преобразования;б)последующий-когда внутренняя и внешняя политика вновь стала консервативной.

Ребята!На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков,используя документ»Суждения Адама Чарторыйского об Александре1»(Адам Чарторыйский-один из ближайших друзей юности Александра 1,впоследствии активный деятель польского национального движения).

На столах учащихся ксерокопии с текстом документа.

«Великие помыслы об общем благе,великодушные чувства,желание принести им в жертву собственные удобства и часть своей власти,отказаться,наконец,от неограниченного могущества,чтобы тем вернее обеспечить в будущем счастье людей,подчиненных его воле-все это некогда искренне занимало императора,но это было скорее юношескими мечтами,чем твердым решением зрелого человека.Император любил лишь формы свободы,как любят зрелища.Ему нравилась внешняя сторона народного представительства,и это составляло предмет его тщеславия.Но он желал только формы и внешнего вида,а не действительного его осуществления.Одним словом,он охотно согласился бы на то,чтобы весь мир был свободен,при том условии,чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле.»

Учитель:Как вы думаете,прав ли польский аристократ?Если да,то какие черты политики Александра 1 подтверждают его правоту?Если нет,то какие события и решения императора опровергают его?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель:А теперь послушаем мнение А.С.Пушкина об Александре1:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь,враг труда,

Нечаянно пригретый славой…

А о ком Пушкин пишет следующие строки?

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И совета он учитель,

А царю он-друг и брат.

Полон злобы,полон мести.

Кто ж он?

Преданный без лести.

А вот как К.Ф.Рылеев обращается к этому же человеку в своем стихотворении:

Надменный временщик,

И подлый,и коварный,

Монарха хитрый льстец,

И друг неблагодарный,

Неистовый тиран

Родной страны своей,

Взнесенный в важный сан

Пронырствами людей!

Что вы знаете об этом человеке?Почему поэты так отзываются о нем?

Выслушиваются ответы учащихся об Аракчееве.

Учитель:Однако со временем Александра 1 связана одна из самых великих страниц нашей истории.Давайте откроем ее.

«Гроза двенадцатого года

Настала-кто тут нам помог?

Остервенение народа

Барклай,зима иль русский Бог?»

Учитель:Вы поняли,что речь идет об Отечественной войне 1812 года.Предлагаю выполнить следующие задания по этой теме.

Учащимся раздаются карточки с заданиями.

Вопросы

1.Какие события обьединяют следующие имена:Д.Давыдов,А.Фигнер,В.Кожина,Г.Курин?

2.По какому принципу образован ряд имен:М.Б.Барклай де Толли,П.И.Багратион,А.П.Тормасов?(предлагается дать характеристику полководцам)

3.По следующим отрывков стихов Пушкина определите,о каком периоде войны идет речь:

1)тогда гроза двенадцатого года

Еще спала.Еще Наполеон

Не испыталвеликого народа

Еще грозил и колебался он…

(накануне войны)

2)шли племена,

Бедой России угрожая,

Не вся ль Европа тут была?

А чья звезда ее вела?

(Наполеон,переход через реку Неман)

3) И равен был неравный спор…(Бородинская битва)

4) И вспять бежит надменный галл…(Изгнание Наполеона из России)

Задание

На карте отметить флажками путь французских завоевателей и места важнейших сражений армии Наполеона с русской армией.

Учитель:Победа России над Наполеоном,безоговорочная и блистательная,вызвала потрясение умов во всем мире.Разгром Наполеона-это особый урок истории.Г.Р.Державин еще в 1807 году предостерегающе напоминал:

Был сей,был тот,их нет,а Русь?

Всяк,знай,мотай себе на ус!

Соотнесите даты и события(соедините стрелками)

1807                                                           отечественная война

1812                                       заграничные походы русской армии

1813-1814гг                                               Тильзитский мир

1814                                       договор о создании Священного союза

1815                                            Венский конгресс

«Пусть смерть мне суждена-мне нечего жалеть…»

Учитель:Декабристы вписали яркую,трагическую страницу в историю нашей страны.Не все было однозначно в их движении.Декабристы вошли в историю России как пионеры борьбы против существующего строя.Их имена и судьбы остались в памяти,а идеи-в арсенале следующих поколений.Прекрасной,волнующей страницей нашей истории является мужество,самоотверженность,верность жен декабристов,последовавших за мужьями в ссылку в Сибирь.

Вопросы

1.По какому принципу образован ряд:Московский полк,Гвардейский морской экипаж,Лейб-гвардии гренадерский полк?

2.29 июля 1826 года А.С.Пушкин пишет стихотворение»Под небом голубым страны своей родной…».Под ним он поставил зашифрованную запись:»Услышал о смерти Р.,П.,М.,К.,Б.-24».Расшифруйте эту запись.

Ученики Услышал о смерти Рылеева,Пестеля,Муравьева-Апостола,Каховского,Бестужева-Рюмина-24 июля 1826 года.

Учитель:В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской.Чем вы можете обьяснить подобное название?

Ученики:Эти улицы названы в честь жен декабристов,которые последовали за мужьями в ссылку.

Подготовленные учащиеся показывают эпизод из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»:диалог между иркутским губернатором и княгиней Екатериной Трубецкой,женой декабриста Сергея Трубецкого

Княгиня(входит в станционный дом)

В Нерчинск!Закладывать скорей!

Губернатор Пришел я встретить вас.

Княгиня Велите ж дать мне лошадей!

Губернатор Прошу помедлить час,

Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть!..

Княгиня Благодарю вас! Я сильна

Уж недалек мой путь…

Губернатор все ж будет верст до восьмисот,

А главная беда-дорога хуже тут пойдет,

Опасная езда!..

Княгиня но мне не нужно ничего!

Готов ли экипаж?

Губернатор покуда я не прикажу,

Его не подадут…

Княгиня так прикажите ж!

Я прошу…

Губернатор позвольте-с.

Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Поверьте,вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж-он виноват…

А вам терпеть за что?

Княгиня ужасна будет,знаю я,

Жизнь мужа моего,

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Губернатор но вы не будете там жить:

Тот климат вас убьет!

Я вас обязан убедить,

Не ездите вперед!

Княгиня живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя…

Губернатор живут? Но молодость свою

Припомните…дитя!

Княгиня пусть смерть мне суждена-

Мне нечего жалеть!

Я еду!еду!я должна

Близ мужа умереть!

Губернатор да,вы умрете,но сперва

Измучите того,

Чья безвозвратно голова

Погибла.для чего?

Прошу:не ездите туда!

Княгиня молчите!боже мой!

Губернатор да,откровенно говорю,

Вернитесь лучше в свет.

Но он же вас не пощадил?

Подумайте,дитя.

О ком тоска?к кому любовь?

И что ж?бежите вы за ним,

Как жалкая раба!

Княгиня нет! Я не жалкая раба,

Я женщина,жена!

Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна.

Но знаю,к родине любовь-

Соперница моя,

И если б нужно было,

Вновь ему простила я!

Учитель:Эти слова княгини Трубецкой из поэмы стали крылатыми.Этих замечательных женщин отличала душевная щедрость и твердая воля,действенная любовь и умение пострадать за любимого человека,граждаское мужество-все это глубоко волнует нас и поныне.

Подведение итогов

Учитель Трудный путь в лучах славы и во тьме унижения прошла Россия за первую половину 19 века,переживая и внешние,и внутренние потрясения,но оставалась могучей и влиятельной державой.

Вопросы

1.чем урок понравился(не понравился)?

2.как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Применение визитных карточек»

Цель урока:Развитие профессиональной  компетенции  в вопросе  оформления и применения визитных карточек при подготовке секретарей-референтов....

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....

Методическая разработка урока по теме "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"

Методическая разработка урока по предмету История, раздел рабочей программы "Между мировыми войнами", тема - "Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 20 века"...

Методическая разработка урока на тему: «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»

Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танц...