Элективный курс "Валеология"
рабочая программа на тему

Некрасова Галина Валентиновна

         Программа представляет одно из направлений обновления содержания образования в образовательном учреждении. Программа предназначена для  изучения  курса «Валеология» для  обучающихся, ознакомленных с общими закономерностями строения и функционирования организма человека. Изучение данного курса рассчитано на 32 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

Верхнепышминский механико - технологический техникум «Юность»

Программа курса

«Валеология»

 Некрасова Галина Валентиновна

руководитель физического воспитания

        

Верхняя Пышма

2013

Программа курса «Валеология»

Пояснительная записка

        Программа представляет одно из направлений обновления содержания образования в образовательном учреждении. Программа предназначена для  изучения  курса «Валеология» для  обучающихся, ознакомленных с общими закономерностями строения и функционирования организма человека. Изучение данного курса рассчитано на 32 часа.

         Согласно данным о положительной динамике заболеваемости детей  различного возраста в настоящее время курс «Валеология» является чрезвычайно актуальным, так как включает ряд тем по профилактике нарушений и поддержании состояния здоровья подростков на оптимальном уровне. Программа данного интегрированного курса  содержит целый комплекс разделов о здоровье человека, функциональных резервах, факторах, влияющих на состояние здоровья. Также программа включает элементы экологической медицины, которая рассматривает различные аспекты воздействия окружающей человека среды на его здоровье.

         Валеология как междисциплинарное научное направление в рамках данной программы позволяет сочетать знания по гигиене и основам медицины, предотвращать негативное влияние факторов среды на здоровье. Программа направлена на подачу не только теоретических знаний о формировании устойчивого понятия необходимости ведения здорового образа жизни и его пропаганде, но и на практическое применение этих знаний посредством диагностических тестов по состоянию резервных возможностей физиологических функций, психологического состояния, оценка уровня социальной адаптации подростков, с целью проведения консультативной и коррекционной работы с учащимися. По окончании изучения каждого из разделов программой предусмотрен контроль знаний (письменный и устный), а также умений и навыков, приобретенных в ходе проведения практических (лабораторных) работ с целью последующего развития и совершенствования этих навыков.

Курс включает разделы:

Введение раскрывает вопрос о предмете и объекте изучения валеологии, показывает разнообразие методов и классификацию валеологии.

1 Раздел. Направленность валеологических знаний. 

Этот раздел включает общие сведения о здоровье человека, его значении для жизни и деятельности, рассматривает факторы, определяющие здоровье, их взаимосвязь. Важное значение имеют аспекты комплексной диагностики здоровья.

2 Раздел. Биологические показатели здоровья.

Данный раздел содержит информацию о влиянии физического воспитания и труда на формирование скелета и мышц подростков, отклонениях и мерах их предупреждения посредством практических занятий. Этот блок предлагает знание основ диетологии и рационального питания, а также современных методов исследования и гигиене желудочно-кишечного тракта. Предусмотрен комплекс практических работ по оказанию первой медицинской помощи в случаях травматизма.

3 Раздел. Экология человека.

Раздел содержит сведения об общих закономерностях адаптации человека к различным условиям жизни, о воздействии антропогенных факторов на здоровье человека.

4 Раздел. Функциональные резервы организма

Внутри этого раздела рассматривается теория работоспособности, и с учетом индивидуальных биоритмов подростка выстраивают программы по профилактике переутомления. Раздел включает массу активных проб по изучению адаптационных потенциалов и отработку навыков проведения сердечно-легочной реанимации. В качестве ознакомления в программу включены традиционные и нетрадиционные методы предупреждения заболеваний.

5 Раздел. Психоэмоциональное здоровье.

Материал базируется на знании учащимися физиологии и анатомии органов чувств. Углубление учебной информации за счет рассмотрения интегрального комплекса наличных функций и качеств подростка, свойств нервных процессов и влияния стрессов. Путем экспресс-диагностики определяются стратегии выхода из конфликтных ситуаций, как мера предупреждения неблагоприятных психоэмоциональных состояний и нервных заболеваний подростков.

6 Раздел. Социальное здоровье.

Особое значение в данном разделе принадлежит социально-психологическим особенностям подростка, представляющим собой группу повышенного риска и, потому создают почву для появления у него различных вредных привычек, проявление делинквентного (антиобщественного) поведения. В рамках программы предлагаются пути взаимодействия в системе «родители - подросток - учитель», также рассматриваются различные модели семьи, и определяется в ней место и роль подростка. Предлагаются характеристики направленности развития личности подростков в системе ведущих видов деятельности, учитывая культурный и нравственный аспекты воспитания, формирование сексуальной ориентации, их единство.

 

Цель курса:

1) Формирование мотивации на ведение здорового образа   жизни

  1. Углубление и расширение знаний учащихся по направлению «Личная и социальная гигиена» с опорой на базовые знания по анатомии и физиологии человека для подготовки  обучающихся к последующему поступлению в ВУЗы, к профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Диагностировать и прогнозировать функциональные и резервные возможности организма и психики.
  2. Реализовывать профилактические мероприятия по основным видам нарушений и возникновению вредных привычек.
  3. Установление зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды.
  4. Организация коррекционно-реабилитационной работы.
  5. Освоение методов оказание доврачебной помощи, развитие и совершенствование этих навыков.
  6. Формирование прочных междисциплинарных связей: анатомии, физиологии, гигиены человека, психологии, медицины и экологии в ходе валеологического образования.
  7. Оценивать уровень интеллектуального и нравственного развития.
  8. Воспитание у подростков бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Требования к уровню

знаний, умений и навыков учащихся

В результате изучения курса «Общая валеология и экологическая медицина» учащиеся должны приобрести знания:

  • содержания понятий «валеология», «здоровье», «здоровый образ жизни» с различных точек зрения;
  • экологических факторов, подрывающих здоровье человека;
  • особенностей индивидуального развития организма;
  • мер профилактики функциональных нарушений в организме;
  • современных методов диагностики состояния здоровья;
  • правил гигиены, сохраняющих здоровье человека;
  • свойств и последствий «болезней поведения»
  • приемов оказания доврачебной помощи в случаях травматизма;
  • способов поддержания оптимального психоэмоционального состояния подростков;
  • способов и принципов общего оздоровления.

Умения и навыки:

  • определять и устранять причины отрицательного воздействия на                организм человека экологических факторов;  

-   разрабатывать комплексы упражнений, направленные на    профилактику    нарушений опорно-двигательной системы;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;
  • оказывать первую помощь в случаях травматизма и способы иммобилизации;
  • проводить сердечно-легочную реанимацию, используя метод моделирования;
  • определять и оценивать показатели резервных возможностей организма человека;
  • выстраивать оптимальные стратегии поведения в рамках социальных взаимоотношений;
  • рационально планировать режим труда и отдыха.

Содержание программы

 (32 часа)

Введение (1ч)

        Объект и предмет изучения валеологии. Валеология как междисциплинарное научное направление. Методы и классификация валеологии.

Раздел 1 (3ч)

        Направленность валеологических знаний.

Современные тенденции состояния здоровья детского населения. Факторы, определяющие здоровье. Понятие «здоровый человек». Экологическая медицина. Группы факторов риска. Значение профилактических мероприятий. Комплексная диагностика здоровья.

Раздел 2 (6ч)

        Биологические показатели здоровья.

Двигательная активность подростков. Формирование осанки, типы осанки. Значение неправильно сложившейся осанки. Активный отдых. Режим труда и отдыха. Пластика и красота человеческого тела. Основы рационального питания. Режим питания подростка. Диетология. Витамины. Роль Н.И. Лунина и К. Функа. Современные методы исследования пищеварительного тракта. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Детский травматизм, меры предупреждения. Нарушения опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:

№1 «Влияние статической и динамической работы на утомляемость мышц».

№2 «Оказание первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательной системы. Способы иммобилизации».

№3 «Составление рационов питания».

Раздел 3 (3ч)

        Физическая, психическая, физиологическая адаптация. Отрицательное воздействие антропогенных факторов: загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, их влияние на состояние здоровья человека.

Раздел 4 (7ч)

        Функциональные резервы организма.

Теория работоспособности. Кривая работоспособности. Физическое и умственное утомление, его признаки и биологическая роль. Профилактика переутомления. Адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы. Факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему, меры профилактики. Условия правильного дыхания. Сердечно-легочная реанимация. Немедикаментозные методы оздоровления. Закаливание, его основные принципы. Дыхательная гимнастика, аутотренинг, фитотерапия, цветотерапия.

        Лабораторная работа:

№4 «Исследование хронотипов и индивидуальных биоритмов подростка».(анкетирование)

№5 «Показатели умственной работоспособности».

№6 «Ортостатическая проба. Проба Руфье».

№7 «Исследование показателей дыхательной системы (проба Штанге, проба Генча)».

№8 «Сердечно-легочная реанимация».

Раздел 5 (6ч)

        Психоэмоциональное здоровье.

Теория стресса Г. Селье – общий адаптационный синдром. Положительные и отрицательные эмоции как ведущий элемент психической деятельности подростка. Страхи, тревоги, депрессии. Оптимальные функциональные состояния и монотония, стресс, дистресс. Девиантное поведение. Свойства нервных процессов. Типы темперамента. Зоны эмоциональной уязвимости подростков. Акцентуация характера и мотивации. Способы предупреждения нервно-психических заболеваний.

        Лабораторная работа:

№9 «Экспресс-диагностика склонности учащихся к психоэмоциональным стрессам» (анкетирование)

Раздел 6 (6ч)

        Социальное здоровье.

Биогенетические и социогенетические теории о развитии личности. Развитие личности в системе ведущих видов деятельности. Коллективистические и индивидуалистические черты личности подростка. Уровни нравственного развития. Агрессивное и делинквентное поведение подростков. «Болезни поведения»: ранний алкоголизм, никотинизм, наркомания, токсикомания, их предупреждение. Акселерация и ретардация. Формирование сексуальной ориентации. Гетеросексуальность. Роль семьи в воспитании подростка. Модели семьи.

        Лабораторная работа:

№10 «Стратегии выхода из конфликтных ситуаций» (диагностическое тестирование).

№11 «Оценка взаимоотношений «родители-дети» (Анкетирование).

Тематическое планирование учебного  материала


п/п

Раздел. Название темы урока.

Количество

часов

1

Введение (1ч)

-Объект и предмет изучения валеологии. Валеология как

междисциплинарное научное направление. Методы и классификация валеологии.  



1

2

Раздел 1 (3ч)

Направленность валеологических знаний.

  • здоровье детей и подростков, факторы его определения.
  • Комплексная диагностика здоровья.
  • Контрольная работа «Направленность валеологических знаний» (тестирование)



1

1

1

3

Раздел 2 (6ч)

Биологические показатели здоровья.

  • Формирование осанки у подростков
  • Л/р №1 «Влияние статической и динамической работы на утомляемость мышц».
  • Л/р №2 «Оказание первой доврачебной помощи при повреждениях скелета».
  • Основы рационального питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
  • Л/р №3 «Диетология. Составление рационов  питания».

- Контрольная работа «Биологические показатели здоровья» (комплексный письменный контроль)



1

1


1


1


1


1


4

Раздел3 (3ч)

Экология человека

  • Адаптации человека, их виды.

     Экологическая медицина.

  • Воздействие антропогенных факторов.

Зачёт «Экология человека»



1


1

1

Раздел 4 (7ч)

Функциональные резервы организма.

  • Теория работоспособности. Биоритмы.
  • Л/р №4 «Исследование хронотипов и биоритмов подростка»(анкетирование).

     Л/р №5 «Умственная работоспособность».

  • Принципы и виды закаливания.
  • Л/р №6 «Ортостатическая проба. Проба Руфье».

     Л/р №7 «Показатели состояния дыхательной системы».(активная проба)

  • Общее оздоровление
  • Л/р №8 «Сердечно-легочная реанимация»

Контрольная работа «Функциональные резервы организма» (тестирование)





1

1



1

1


1


1


1

6

Раздел 5 (6ч)

Психоэмоциональное здоровье.

  • Теория стресса.
  • Эмоции подростка
  • Типы темперамента
  • Эмоциональная  уязвимость подростка.
  • Л/р №9 «Склонность к психоэмоциональным стрессам» (анкетирование)

Контрольная работа «Психоэмоциональное здоровье» (комплексный письменный контроль)

         


1

1

1

1


1


1

7

Раздел 6 (6ч)

Социальное здоровье.

  • Развитие личности подростка.
  • Уровни нравственного развития
  • «Болезни» поведения
  • Сексуальная ориентация
  • Л/р №10 «Стратегии выхода из конфликта» (диагностическое тестирование)

     Л/р №11 «Оценка взаимоотношений в семье»   (анкетирование)

Зачет –  «Социальное здоровье»



1

1

1

1


1



1

        

Список литературы

  1. Величковский Б.Т., Суравечина И.Т., Ципленкова Т.Т. Здоровье и окружающая среда М.: Экология и образование. 1994. -.160с.
  2. Вечорек – Хелминьская С., Дворницкая А.,Рудницкая А., Збышевская М. Диетическая кухня. Пер. с польск. М.: ВО Агропромиздат. 1991. – с.571.
  3. Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 1995. – 863с.
  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир. 1993. т.1 – 367с., т.2 – 328с., т.3 – 382с.;
  5. Грин Н.,стаут У.,Тейлор Д.Биология.М.:Мир.1993.т.1 - 367с.,т.2 - 328с.,т.3 - 382с.,Агаджагнян Н.А.Экология человека.М.:Крук. - 288с;
  6. Деларю В.В. Губительная сигарета М.: Медицина. 1987
  7. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. Л., 1991.
  8. Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. Пер. с нем. М.: Медицина. 1975 – с.215
  9. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина. 1988
  10.  Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Авиценум., Мед. Издат. Прага. 1974 – с.405
  11.  Курепина М.М.,  Воккен Г.Г. Анатомия человека.(атлас). М.: Просвящение. 1983. – 125с.
  12.  Лемеза Н.А., Морозик М.С. Биология для поступающих в вузы. Минск, Университетское, 1993
  13.  Леонова А.Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся. М.: Высшая школа. 1990
  14.  Матвеев В.Ф. Не вступать на гибельный путь. М.: Знание. 1986
  15. Попов В.Ф., Патлай Е.М.. Особенности отношений старшеклассников к близким им людям и к жизни к своей семье.
  16.  Попов В.Ф. Психология личности школьника – подростка.
  17.  Попов В.Ф. Ребенок в современной школе и проблемы психологической службы.
  18.  Покровский В.И. Домашняя медицинская энциклопедия. М.: Мед. энцикл. 1993. – 496с.
  19.  Резанова Е.А., Антонова И.П., Рязанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах (Анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии) М.: Издат.- школа 2000.-с.208
  20.  Романова Н.Г.. Физическая работоспособность. Т.: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998.-83с.
  21. Сидоров Е.П. Зоология М.: РУДН. Уникум-центр. 1997.-863с.
  22. Сидоров Е.П. Анатомия и физиология человека. М.: 1993-136с.
  23.  Старов М.И. Коррекция направленности личности детей путем регуляции мотиваторов.// Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков. Воронеж. 1993.
  24. Тамилин В.А. Энциклопедия сексуальной жизни. М.: 1991.
  25. Чеботарев Д.Ф., Фралькис В.В., Коркушко О.В. Гериатрия. М.: Медицина. 1990.- с.240

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку

Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...

Элективный курс " Дом и дизайн"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО  (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА  Согласовано...

Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)

В программу  курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Элективный курс по английскому языку в 10 классе

В наше время учащимся очень пригодится знание английского языка в сфере делового общения ,,,,...

Элективный курс "Менеджмент компетенций".

Разработан в рамках пилотного проекта  сотрудничества школа-ВУЗ с королёвским КИУЭС.  ...

Элективный курс "Христианство и религии мира".

Учебный курс для факультатива по истории религии для 10 - 11 классов....