Элективный курс "Христианство и религии мира".
элективный курс на тему
Учебный курс для факультатива по истории религии для 10 - 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyyo_kurs10-11_klass_hrestianstvo_i_religii_mira.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса
«Христианство и религии мира».
Выполнила: учитель истории высшей категории
МОУ СОШ № 75
Воронцова Надежда Степановна.
Волгоград
2011 г.
Пояснительная записка элективного курса 10 класса (17 часов).
Актуальность данной темы в настоящее время очень велика. В мире быстро растет интерес к религиозному вопросу общественной жизни. В сложившихся условиях чрезвычайно важной задачей является знакомство обучающихся с духовно-нравственной основной религиозного мировоззрения, которая тесно связана с культурно-историческим прогрессом человечества.
В настоящем курсе за основу взято изучение истории христианства и других религий мира, ознакомление с основными философскими направлениями в христианстве и других религиозных конфессий, духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Данный курс во многом поможет обучающимся в поисках ответов на основные вопросы: «Кто мы и что мы такое?», «Откуда мы произошли?», «В чем смысл жизни?», «Почему существует смерть?», «Что после смерти?».
Значимость курсов обусловлена необходимостью оздоровления духовно-нравственной атмосферы в обществе и исправлению нравственного состояния современной молодежи, переживающий глубокий кризис искания духовного и душевного мира, что выражается в нарушении иерархии ценностей, ориентации на сомнительные идеалы, смутное представление о добродетелях: милосердии, великодушии, мужестве, справедливости, гражданском сознании и патриотизме, веротерпимости.
Этот курс поможет дать достаточную и объективную информацию о различных религиях, вызвать дискуссии и плодотворные размышления.
Цель курса.
Расширить, систематизировать и обобщить знания о религиозных конфессиях обучающихся, полученных в объеме школьных программ.
Задачи курса.
1 . Воспитание навыков самопознания, самосовершенствования и
добродетели.
2. Познакомить с основными философскими направлениями в мировых
конфессиях, формирование основ мировоззренческой, нравственной
культуры.
3. Формировать духовно-нравственного воспитание обучающихся на основе изучения христианства и других мировых религий.
Содержание элективного курса (17 часов).
1.Введение (1 часа). Вечные вопросы жизни: «Кто мы и что мы такое?», «Откуда мы произошли?», «В чем смысл жизни?», «Почему существует смерть, что после смерти?». Цели, к которым стремятся люди, условия их осуществления.
2. Христианство (6 часов).
Христианство - одна из мировых религий. Бог, каким его знают христиане. Бог и человек. Что христианство может предложить людям. Царство Божие в жизни человека. Связь Царства Божьего с нашим временем. Сомнения, причины сомнений. Обычные заблуждения, главные ереси. Изыскания Нового времени, идеологические штампы. Символ веры о Христе. Христос - истинный Бог. Христос о Святом духе. Новый Завет. Преображение Святаго Духа - цель христианской жизни. Начало мира. Человек и его изначальное величие. Откуда в мире зло, проблемы зла и избавления от него, закон - оружие в борьбе со злом, совесть - закон для всех. Христианская церковь и ее предания. Жизнь христианина - аскета и мистика. Будущее человека и мира, тайна завтрашнего дня. Католицизм. Протестантизм. Атеизм: Фейербах и Маркс. Атеизм: Ницше и Фрейд. Вера и знания. Причины конфликта. История столкновений.
3. Религии (9 часов).
Иудаизм. Ветхий Завет. Главные обострения иудейской веры.
Ислам. Доисламская религия в Аравии. Раскол в исламе. Ислам сегодня.
Индуизм. История возникновения учения, религиозная жизнь. Индуизм
сегодня.
Буддизм. Учение и идеалы буддизма, богослужение. Буддизм сегодня.
Конфуцианство, даосизм, синтоизм. Первобытная мысль в Китае.
Философская мысль.
Новые культы. Разновидность и особенности новых культов. Секты и
церковь. Псевдохристианские, псевдовосточные и синкретические культы.
Оккультные течения, масонство. Религии и общество. Религиозный
фанатизм и свобода.
Религия и христианство. Общие выводы: особенности религии, главная
проблема человека, ответ христианства.
4. Защита учебных проектов (1час).
Общие выводы: религии и христианство, особенности религий, главная проблема человечества.
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во | Формы занятия |
п/п | часов | ||
I. | Введение. | 1 | |
1. | О вечных вопросах жизни. Смысл жизни. Религия, как человеческое явление. | 1 | Беседа |
II. | Христианство | 6 | |
1. | Христианская церковь. | 1 | Лекция |
2. | Предания церкви. . | 1 | Беседа |
3. | Будущее человека и мира. Проблема зла и | 1 | Лекция |
4. | Католицизм, протестантизм. | 1 | Лекция |
5. | Атеизм: Фейербах, Маркс, Ницше, Фрейд. | 1 | Лекция |
6. | Вера и знание. | 1 | Беседа |
III | Религии | ||
1. | Иудаизм | 1 | Лекция |
2. | Ислам | 1 | Лекция |
3. | Иудаизм | 1 | Лекция |
4. | Буддизм | 1 | Лекция |
5. | Конфуцианство | 1 | Лекция |
6. | Новые культы: псевдохристианские, псевдовосточные. | 1 | Лекция |
7. | Оккультные течения. | 1 | Лекция |
8. | Религии и общество | 1 | Лекция |
9. | Религиозный фанатизм и религиозная свобода | 1 | Лекция |
IV. | Защита учебных проектов. Общие выводы: религия и христианство, особенности религий, главная проблема человечества. | 1 | Практикум |
Требование к обучающимся:
- Введение. Обучающиеся должны знать, что такое религия и определять ее цели; мировоззрение христианства о смысле жизни; что такое спасение с точки зрения Церкви; существование Бога и поиск Его.
- Христианство. Обучающиеся должны знать историю и основы христианства; уметь определять место религии в жизни человека; понимать проблему зла и избавление от него; соотношение свободы и ответственности личности; примеры самореализации человека; многообразие форм человеческих знаний.
- Религии. Обучающиеся должны знать историю и основы мировых религий; уметь разбираться в псевдорелигиях; давать оценку предлагаемых фактов, с точки зрения собственных позиций; давать самостоятельную оценку межнациональным и межрелигиозным событиям; делать логические выводы с применением полученных знаний.
- Иметь свой взгляд и мнение по данному вопросу, грамотно аргументировать и доказывать его.
Список литературы:
- http: // www. megabook.ru
- http:// www. avanta.ru
- Религии мира. М., 2000. ТТ. 1-2.
- Христианство и религии мира. Под ред. П.Иванова. М., 2000.
- Христианство и религия. М., 2001.
- Янушкявичюс Р., Янушкявичюс О. Основы нравственности. М., 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
на элективный курс «Христианство и религии мира»
для обучающихся 10 класса.
Представленный курс по выбору рассчитан на 17 часа. Курс состоит из введения, с указанием целей и задач указанной программы, содержания, тематического планирования, а также списка учебно-методической литературы для учителя и обучающихся.
Предложенный курс знакомит обучающихся с теологической основой и фундаментальными философскими концепциями существующих мировых конфессий. Значимость указанного курса очевидна. Принципы толерантности и веротерпимости являются ключевыми и характерными в любом цивилизованном обществе, что особенно актуально в свете современных реалий. Также основной из задач предложенного курса, является воспитание навыков самопознания, самосовершенствования, милосердия, а также формирования основ мировоззренческой и нравственной культуры. Религия тесно связана с историей человечества в целом, и очевидно, что для наиболее объективного и всестороннего понимания исторических процессов, знания подобного характера необходимы.
Содержание курса предполагает работу обучающихся с различными видами и категориями нарративных, иконографических и картографических источников, а также с дополнительной учебной и методической литературой.
Данный курс по выбору может быть рекомендован без изменений и уточнений для преподавания в основной школе.
Руководитель М. О. учителей истории и обществознания
Красноармейского района Хижняк И. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
история религии мира
программа по предмету история религии мира, дает возможность донести учащимся ДХШ культурологического отделения понимание того, что религия на протяжении веков играла особую роль в постижении ве...
Элективный курс "Дискотека в мире функций"
Элективный курс представлен в виде презентации. На одном из слайдах есть тематичекое планирование, также представлены основные графики ,изучаемые в основной школе. На последнем слайде представлен один...
презентация на тему "Культура и религии Древнего мира"
в презенциции представлены основные культурные ценности Древнего мира и причины возникновение религий...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира
Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира...
Культура и религия Древнего мира
Материал предназначен для проведения самостоятельной работы студентов 1 курсов....