Бухман Э. ЛЕКЦИЯ. СЛОНОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ
учебно-методический материал по теме
Слоновые окончания
- Слон против пешек
- Одноцветные слоны
- Разноцветные слоны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I СЛОН ПРОТИВ ПЕШЕК.
Слон – фигура дальнобойная. Он один задерживает пешку издали, атакуя поле перед ней.
Исключения из этого правила – позиции, когда свой или вражеский король мешают слону атаковать это поле.
Пример-1. Окончание известного этюда Оттена.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-mk-+&
5zP-+K+-vl-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Kрe4! Сh4 2.Kрf3!±
Пример-2. Слон против сдвоенных пешек.
ABCDEFGHY
8-+-+-+k+(
7+-+-+-+-'
6-+PmK-+-+&
5+-zP-+l+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
При ходе белых - легкий выигрыш: 1.Kрe7,2.c7, 3.Kрd8±
При ходе черных – ничья: 1...Kрf7 2.Kрc7 Kрe6 3.Kрd8 Kрd5=
Пример-3. Король перед вражескими пешками (связанными).
ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-mk-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+KzPP+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1vl-+-+-+-!
xabcdefghy
1...Сd4 2.c6 Сe5=
Пример-4. Ход черных, ничья.
XABCDEFGHY
8-+k+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-mKPzP-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-vl-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1...Сe5 [1...Сd4+]=
Пример-5. Ничья
ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+L+-+-+-'
6-+-+-mk-+&
5+-+-+-+-%
4-zpp+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+K+-!
xabcdefghy
1.Сd5! c3 2.Сb3 Kрe5 3.Kрe2=
Пример-6.
В борьбе с разрозненными пешками обычно должны участвовать и слон и король.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+P+-mk-+-'
6-+K+-+-+&
5+-+Pvl-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Ничья
Пример-7.Ничья
ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-mK-+-+-%
4-zP-+-+-+$
3+-mk-+P+l#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.b5 Kрd3! 2.b6 Сc8
(1...Сc8? 2.f4 Kрd3 3.Kрd5±)
Слон против трех пешек
Пример-8. Основные ничейные позиции.
ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+k+-+&
5+-+p+-+-%
4-+-mKp+-+$
3+-+-+p+-#
2-+-+-vL-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-mkp+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+p+-+$
3+-+p+-+-#
2-+-mK-vL-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Пример-9. Ничья.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+pzpp%
4-+-+-+k+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-vLK+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Сe1 f4 2.Сf2 h4 [2...Kрf5 3.Kрf3 (3.Сb6!=) 3...g4+ 4.Kрg2 Kрe4 5.Сh4 Kрe3 6.Сf2+ Kрe2 7.Сh4=]
3.Сb6! [3.Сe1? Kрf5 4.Сf2 Kрe4 5.Сe1 Kрe3 6.Сf2+ Kрe2 7.Сc5 f3+ 8.Kрg1 h3µ]
3...Kрf5 4.Сd8!=
Пример-10. Легкий выигрыш.
ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-zppzp$
3+-+-+-mk-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+LmK-!
xabcdefghy
1.Сb5 f3 2.Сd7 Kрf4 3.Сe6 g3 4.Сd7 Kрe3 5.Сe6 Kрe2 6.Сg4 g2 7.Сh5 h3 8.Сg4 h2+
Если даже слону удается заблокировать пешки, результат будет зависеть от расположения королей.
Пример-11. Триумф блокады! Этюд Ллойда.
ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7zp-zp-+-+-'
6-+-zp-+-+&
5zp-+-zp-+-%
4k+-+-zp-+$
3+-mK-+-zpL#
2-+-+-+-zp"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Сd7+ Kрa3 2.Сc6! Kрa2 3.Kрc2=
Король, слон и пешка против короля, не выигрывают в исключительных случаях.
Пример-11. Ничья.
ABCDEFGHY
8k+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-mK-+-+-+&
5zP-+-+-+-%
4-+-vL-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefgh
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7vLk+-+-+-'
6-zP-+-+-+&
5+-mK-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7mK-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+k+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+P+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-vL-!
xabcdefghy
Слон и пешка против пешки как правило выигрывают.
Пример-12. Исключения:
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-vl-+-+$
3zp-+k+-+-#
2P+-+-+-+"
1+K+-+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+l+-%
4-+-+-+-+$
3+p+k+-+-#
2-zP-+-+-+"
1+-mK-+-+-!
xabcdefghy
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-vl-+-%
4-+-+-+-+$
3+p+k+-+-#
2-zP-+-+-+"
1+-mK-+-+-!
xabcdefghy
Пример-13. Выигрыш.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7vLpmk-+-+-'
6-+-+-+-+&
5zP-+K+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Kрd4!! [1.Kрc5? b6+=;
1.Kрc4? b5+=]
1...Kрc6 2.Сb6! Kрd6 3.Kрc4 Kрc6 4.Kрb4 Kрd6 5.Kрb5 Kрd7 6.Kрc5 Kрc8 7.Сa7 Kрc7 8.Kрb5 Kрd7 9.Сb8! Kрc8 10.Сh2 Kрd7 11.Kрb6
Слон и пешка против 2-х пешек.
1) Если пешка проходная – план выигрыша: Слон блокируют пешки противника, а король ведет пешку в ферзи.
2) Если нет проходной, то сначала надо устранить мешающие пешки противника.
Пример-13. Выигрыш.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-mk-+-+&
5+-+P+-+-%
4pzp-mK-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+L+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Сf1! 2.Сc4!
Пример-14. Выигрыш.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+k+-vL-%
4-+pzp-+P+$
3+-+-+K+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Сf6! (вызывая движение пешек) c3 2.Сg7 Kрc4 3.Kрe2 d3+ 4.Kрe3 d2 5.Kрe2 Kрb3 6.Kрd1 Kрc4 7.Kрc2±
Пример-15. Выигрыш.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-mk-+-+-'
6-+pzp-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+P+-+-+$
3+K+-vL-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.Kрb4 Kрb7 2.Kрa5 d5 3.c5 Kрa7 4.Kрb4 Kрb7
[4...Kрa6 5.Kрc3 Kрb5 6.Kрd4 Kрb4 7.Kрe5±]
5.Kрc3 Kрc7 6.Kрd4 Kрd7 7.Kрe5 Kрe7 8.Сg5+ Kрd7 9.Сf6 Kрc7 10.Kрe6
При ходе черных – ничья.
1...c5! 2.Kрc3 Kрc6 3.Kрd3 d5
Пример-16. Л.Кайев,1940.Выигрыш
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+p+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+p%
4-mKPmk-+-+$
3+-+-+-+-#
2L+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.c5!
[1.Сb1? h4 2.Сf5 d6 3.Сh3 Kрd3 4.Сf1+ Kрd4 5.Kрb5 Kрc3=]
1...h4 2.Сe6!!
Слон и пешка против 3-х пешек.
Пример-17..Выигрыш
XABCDEFGHY
8-+-+-+k+(
7+-+-+-+-'
6pzpp+-+PvL&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+K+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
План белых нейтрализовав черные пешки и лишив их подвижности провести свою пешку в ферзи.
1.Kрe4 a5
[1...b5 2.Сd2! Kрg7 3.Kрf5 c5 4.Сe3 c4 5.Сd2;
1...c5 2.Сg5 c4 3.Сd8 b5 4.Сa5]
2.Сg5
[2.Kрf5? b5 3.Сd2 b4 4.Сe1 c5;
2.Сe3 c5 3.Kрf5 a4]
2...a4 3.Сd8 b5 4.Сe7
Оценка таких позиций определяется тем, может ли слон застопорить пешки.
Если пешка непроходная, то план игры на выигрыш тот же, что и в окончании «слон с пешкой против 2-х пешек»
Пример-18..Выигрыш
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-vL-+-'
6-+k+-+-+&
5+-+-+-+-%
4pzp-zpK+-+$
3+-+-+-+-#
2-zP-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Черные грозят ходом 1...а3 разменять единственную пешку белых. На естественное 1. С : b4 следует 1... Крb5!
Если 2. Сf8, то не 2... Крс4 3.Са3 d3 4. Кре3 с выигрышем, а 2... а3!! 3. С : а3 Крс4!
Неожиданно возникает ничейная позиция.
К выигрышу ведет 1. Сf6! Крс5! 2. Крd3 b3 3. Cg7! Крd5 Cf8 Kpe5 5. Kpc4 Kpe4 6. Kpb4 d3 7. Ch6
И белые выигрывают
Слон нейтрализует проходную, а король уничтожает остальные пешки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бухман Э. ЛЕКЦИЯ. СЛОНОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ. ОДНОЦВЕТНЫЕ СЛОНЫ
Раздел II ОДНОЦВЕТНЫЕ СЛОНЫ Слон и пешка против слона ......

Бухман Э. ЛЕКЦИЯ. СЛОНОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ.РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЛОНЫ.
Раздел III РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЛОНЫ I Слон и пешка против слона. Легкая ничья. II Слон и две пешки против слона....

СЦЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА, ПОСВЯЩЕННОГО ОКОНЧАНИЮ УЧЕБНОГО ГОДА «УРА! КАНИКУЛЫ!».docx (27.75 КБ)
СЦЕНАРИЙШКОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА,ПОСВЯЩЕННОГО ОКОНЧАНИЮ УЧЕБНОГО ГОДА«УРА! КАНИКУЛЫ!».docx (27.75 КБ)...

Единый мультимедийный профориентационный урок для студентов выпускных групп «Профессионал будущего: эффективное обучение и успешное трудоустройство. Следующий шаг, после окончания колледжа".2016год
Цель: формирование у обучающихся профессиональных образовательных организаций установки на достижение профессионального развития с четко сформулированными этапами и временными ориентирами профессионал...
Единый мультимедийный профориентационный урок для студентов выпускных групп «Профессионал будущего: эффективное обучение и успешное трудоустройство. Следующий шаг, после окончания колледжа".2018год
laquo;Профессионал будущего: эффективное обучение и успешное трудоустройство. Следующий шаг, после окончания колледжа"...