РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по специальностям
09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
(базовая подготовка)
Москва
2016
ОДОБРЕНА кафедрой физического воспитания и БЖ Протокол № от « » __________ 2016 г. | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «ОБЖ» примерной программы учебной дисциплины «ОБЖ» авторов: Н. В. Косолапова, доцент кафедры технологии и сервиса Российского университета кооперации; Н. А. Прокопенко, доцент кафедры технологии и сервиса Российского университета кооперации, кандидат исторических наук, рекомендованной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка) |
Заведующий кафедрой __________ /Яшина О.М. / | Заместитель директора по координации учебных программ и проектов ___________/Фомина О.В./ |
Составитель (автор):
Жельнио Л.В., преподаватель первой категории ОБЖ ГБПОУ г. Москвы Колледж «Царицыно»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | |
2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины | |
3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________Основы безопасности жизнедеятельности_____________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовая подготовка).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины (автор: Мишин Б.И., к.п.н., доцент) одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. и изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
«Основы безопасности жизнедеятельности», является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и её изучение должно обеспечить:
1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях и направлено на формирование черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
- знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профессиональная направленность изучения основ безопасности жизнедеятельности в рамках технического профиля получаемого профессионального образования связана с формированием ответственного отношения к изучению проблем личной и коллективной безопасности и их взаимосвязи с видами профессиональной деятельности. Производственная сфера является местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, но именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей. В связи с этим культура безопасности жизнедеятельности является важнейшим элементом системы корпоративной культуры.
Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривается в содержании дисциплины, прежде всего, с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Незнание особенностей мышления и поведения людей в опасных для жизни и здоровья ситуациях, неверная оценка обстановки, выбор неправильного способа действия по ее разрешению может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам.
Реализация содержания дисциплины будет способствовать привитию студентам навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; выработке умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм. Изучаемые приемы экстренной доврачебной самопомощи и взаимопомощи – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую медицинскую помощь должно стать неотъемлемой частью жизни каждого человека.
В комплексном подходе к обучению обучающихся безопасной жизнедеятельности большую роль играют междисциплинарные связи. Учебные дисциплины формируют представления об общих понятиях, законах, теориях и проблемах человеческой жизнедеятельности от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегий личности и философии бытия и имеют перекрестные связи с рассмотрением вопросов безопасности личности, общества, государства.
Помимо этого, задания для внеаудиторной самостоятельной работы связаны с познавательной деятельностью студентов для привлечения дополнительного материала, сопряженного с профессиональной сферой деятельности.
Таким образом, профессиональная составляющая дисциплины реализуется за счет отбора дидактических единиц, освоения профессиональных дидактических единиц на продуктивном уровне в ходе внеаудиторной самостоятельной работы и реализации общеобразовательного потенциала междисциплинарных связей.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 109 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 78 часа,
- самостоятельной работы – 31 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с примерной программой
Изменений – нет.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
- практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 39 |
в том числе: | |
- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание) | 10 |
- подготовка устных сообщений | 8 |
- написание рефератов | 9 |
- ответы на контрольные вопросы | 6 |
- подготовка к зачету | 6 |
Итоговая аттестация по дисциплине: 2 семестр – дифференцированный зачет. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности | 2 | |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 18 | ||
Тема 1.1. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья | Содержание учебного материала: | 6 | |
Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества. Профилактика и предупреждение профессиональных заболевании. | 2 | 2 | |
Двигательная активность и закаливание организма. Режим жизнедеятельности и биологические ритмы. | 2 | ||
Функции и показатели индивидуального здоровья человека. Критерии их оценки. | 2 | ||
Тема 1.2 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества | Содержание учебного материала: | 12 | |
Вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.) и их пагубное влияние на здоровье. | 2 | 2 | |
Понятие репродуктивного здоровья. | 2 | ||
Инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Понятие об иммунитете. | 2 | ||
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. | 2 | ||
Практическое занятие № 1: Определение характера повреждений и последовательности оказания первой медицинской помощи. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка устного сообщения | 2 | ||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения | 22 | ||
Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Содержание учебного материала: | 6 | |
Краткая характеристика наиболее вероятных для района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения населения при химическом и радиоактивном заражении местности. | 2 | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Практическое занятие № 2: Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: домашнее задание | 2 | ||
Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала: | 4 | |
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: ответы на контрольные вопросы | 2 | ||
Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Современные средства поражения их поражающие факторы | Содержание учебного материала: | 10 | |
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. | 2 | 2 | |
Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||
Обучение населения защите от ЧС. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники. | 2 | ||
Практическое занятие №3: Правила поведения граждан оказавшихся в зоне заражения. Отработка навыков применения индивидуальных средств защиты. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка устного сообщения | 2 | ||
Тема 2.5. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан | Содержание учебного материала: | 2 | |
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свобод и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности. | 2 | 1 | |
ИТОГО за 1 семестр аудиторных часов: 34 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. | 35 | ||
Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России | Содержание учебного материала: | 7 | |
История создания Вооруженных Сил Московского государства 15-16 в.в. Военные реформы Петра 1. | 2 | 1 | |
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: реферат | 3 | ||
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил РФ | Содержание учебного материала: | 4 | |
Виды ВС РФ. Рода войск видов ВС РФ | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: ответ на контрольные вопросы | 2 | ||
Тема 3.3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности | Содержание учебного материала: | 14 | |
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. | 2 | 1 | |
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. | 2 | 2 | |
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. | 2 | 2 | |
Альтернативная гражданская служба. Прохождение военной службы по контракту. | 2 | 2 | |
Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Соблюдение норм международного гуманитарного права. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 4: Назначение и технические характеристики автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: домашнее задание | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.4. Военнослужащий–защитник своего Отечества. Виды воинской деятельности и их особенности | Содержание учебного материала: | 6 | |
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность встать на защиту Отечества. Виды воинской деятельности и их особенности. | 2 | 2 | |
Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: домашнее задание | 2 | ||
Тема 3.5. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования | Содержание учебного материала: | 4 | |
Военные образовательные учреждения профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. | 2 | 1 | |
Воинский коллектив – войсковое товарищество. Ритуал принятия военной присяги. Проводы увольняемых в запас или отставку. | 2 | 1 | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 30 | ||
Тема 4.1. Первая помощь при травмах. | Содержание учебного материала: | 8 | |
Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь при травмах различных областей тела. | 2 | 2 | |
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при наружном кровотечении. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 5: Способы наложения бинтов и повязок на раны.. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить устное сообщение | 2 | ||
Содержание учебного материала: | 6 | ||
Первая помощь при ожогах и при воздействии высоких температур. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 6: Производственная гимнастика для различных групп мышц людей разных профессий. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: домашнее задание | 2 |
| |
1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание учебного материала: | 6 | ||
Первая помощь при воздействии низких температур и при попадании инородных предметов в верхние дыхательные пути. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 7: Первая помощь при отсутствии сознания, отравлении и остановке сердца. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: домашнее задание | 2 | ||
Тема 4.4. Инфекционные заболевания и их профилактика | Содержание учебного материала: | 10 | |
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Инфекции, передаваемые половым путем. | 2 | 2 | |
Тема 4.5 Культура брачных отношений. | Основные функции семьи. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Беременность и гигиена беременности. | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка к зачету | 4 | ||
Практическое занятие № 8: Ролевая игра: « Уход за младенцем » | 2 | ||
ИТОГО за 2 семестр аудиторных часов: 44 | |||
ВСЕГО по дисциплине | 109 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: Основ безопасности жизнедеятельности.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
1. Рабочее место преподавателя;
2. Посадочные места по количеству студентов;
3. Учебно-наглядные пособия: макеты защитных сооружений, макет участка -местности колледжа и прилегающих районов;
4. Перечень необходимых плакатов, макетов и пособий согласно Приказа Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010г. N96/134"Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах".
3.1.2. Технические средства обучения:
1. ПК с наличием лицензионного ПО;
2. Мультимедийный проектор;
3. Проекционный экран;
4. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР);
5. Рентгенометр ДП-5В;
6. Учебный автомат АКМ
7. Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
3.1.4. Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows XP Professional;
- офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
- мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;
- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- ФКГСОО (по дисциплине);
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- примерная программа учебной дисциплины;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент.
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
- по написанию и защите рефератов;
3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:
- план учебного занятия (технологическая карта занятия);
- конспекты лекций;
- дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники, технологии;
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
- домашние задания;
- методические указания по проведению практических работ;
- основная и дополнительная литература для изучения темы;
- перечень тем рефератов, сообщений.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
- перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
- перечень литературы, нормативно-технической документации наглядных пособий, СО допускаемых к использованию при проведении зачетов по учебной дисциплине.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
3.3.1. Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ (ред. от 25.11.09) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-фЗ (ред. от 14.03.09) «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-ФЗ (ред. 21.12.09) «О воинской обязанности и воинской службе».
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 (ред. от 16.07.09) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 (ред. 15.06.09).
3.3.2. Основная литература:
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: ОИЦ Академия, 2013.
3.3.3. Дополнительная литература:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2005.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2005.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2005.
4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2003.
5. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.
6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.
7. Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2004.
8. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
5. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
6. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 5.
7. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2003.
8. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
9. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 2.
3.3.4. Интернет-ресурсы
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru
2. Журнал «1 сентября»: http://geo/1september.ru/
3. Российский общеобразовательный портал: school.edu
4. Федеральный портал «Российское образование»: edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных, проверочных и контрольных работ.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Контроль реализации программы:
а) стартовый контроль (результаты уровня обученности.) – 2-я неделя 1 семестра.
б) текущий контроль – после изучения тем – контрольные работы, проверочные тесты (тематические).
в) рубежный контроль – зачет, 1 семестр
г) итоговый контроль – дифференцированный зачет/.
Методическое обеспечение в виде примерной тематики и содержания контрольных работ, рефератов, отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ||
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | ОК 3 | Входной контроль: - письменное тестирование. Текущий контроль: - оценка результатов выполнения домашних работ, - оценка подготовки докладов и конспектов, - оценка результатов подготовки рефератов; - оценка умений в процессе устного опроса. - оценка выполнения практических работ. Рубежный контроль: |
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; | ОК 7 ОК 3 | |
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. | ОК 5 | |
Знания: | ||
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; | ОК 6 | Входной контроль: - письменное тестирование Текущий контроль: -оценка знаний в процессе устного опроса, - оценка выполнения проверочных и домашних работ, Итоговый контроль: |
1 | 2 | 3 |
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; | ОК 9 | |
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | ОК 4 | |
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; | ОК 9 | |
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; | ОК 4 | |
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; | ||
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; | ОК 10 | |
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; | ||
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника; | ОК 6 ОК 10 | |
предназначение, структуру и задачи РСЧС; | ОК 5 | |
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; | ОК 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-645562-1435156385.jpg)
Программа учебной дисциплины ОП.08.Теория алгоритмов для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Теория алгоритмов является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программиров...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915607-1491929469.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Организационные основы деятельности организации» код, профессия/специальность 090905 Организация и технология защиты информации
Рабочая программа по дисциплине Организацияонные основы деятельности организации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОДП.08 МАТЕМАТИКА Укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление (38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). 38.02.03 Операционная деятельность в логистике)
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины включает:Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплиныСтруктура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-1098040-1546445340.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Вашему вниманию представляется Рабочая программа для студентов 1 курса по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.Рабочая программа разработана на основе ФГО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/03/picture-1144364-1559560802.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД. О3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)
Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине ОД.03. Иностранный язык (английский), примерной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/03/picture-1144364-1559560802.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД. О3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)
Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине ОД.03. Иностранный язык (английский), примерной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/03/picture-1144364-1559560802.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ). специальность 23.01.03 Автомеханик (базовая подготовка среднего профессионального образования)
Составлена с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования по учебной дисциплине ОД.03. Иностранн...