Открытый урок по сольфеджио "Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом в 1 классе ДМШ"
план-конспект урока
Открытый урок по сольфеджио с учащимися 1 класса.
Тема: «Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом, как самыми проблемными моментами в ходе освоения материала курса сольфеджио в 1 классе предпрофессиональной программы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_1_klasse.docx | 25.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБО ДО МАМОНОВСКАЯ ДШИ «ФАНТАЗИЯ»
Открытый урок по сольфеджио с учащимися 1 класса
Тема: «Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом, как самыми проблемными моментами в ходе освоения материала курса сольфеджио в 1 классе предпрофессиональной программы».
преподаватель Кочканьян Елена Александровна
2024 г.
Тема открытого урока: «Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом, как самыми проблемными моментами в ходе освоения материала курса сольфеджио в 1 классе предпрофессиональной программы».
Сольфеджио – комплексная дисциплина, где формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств, способствующая лучшему результату на уроках прежде всего хора и вокала, если таковой имеется, и более быстрому развитию на уроках фортепиано.
Ритм здесь играет одну из главных ролей. Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (занятия сольфеджио, на инструменте, хор), поэтому ритмическое сольфеджио существует в ряду важнейших составляющих каждого урока – интонационных упражнений, сольфеджирование по нотам, музыкального диктанта и т.д. Развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике. Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей — одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения.
Не менее важна для музыканта чистая интонация, которая далеко не всегда, а нередко как раз наоборот, присутствует у первоклассников. Вот два ключевых аспекта, над которыми планируется работа на данном открытом уроке.
Цели и задачи урока.
Цель:
- развитие и организация ритмического и интонационно-мелодического слуха
- повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у обучающихся путём применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
- Развитие навыков чистого интонирования в разных формах работы на уроке сольфеджио.
- Развитие навыков четкого исполнения ритмических формул в разных формах работы на уроке сольфеджио, а также распознаванию этих формул только глазами или на слух.
2. Развивающие:
- Развивать чувство метроритма.
- Развивать интонационно-мелодический слух.
- Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей.
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские.
- Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
- Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
3. Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
- Формировать в детях коммуникативные качества.
Этапы урока:
- Организационный: подготовка к занятию, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока.
- Теоретический: подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков; этап всесторонней проверки знаний.
- Практический: сольфеджирование, исполнение заданий, работа над ритмом.
- Заключительный: выводы урока, подведение итогов, поощрение участников.
Используемые методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- размышления,
- активизация музыкального опыта учащихся,
- закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности,
- поощрения, похвала.
Форма организации урока: групповая, фронтальная.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Продолжительность урока: 30 минут
Используемые педагогические технологии
- Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.
- Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием эффективного обучения должна быть система. Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.
- Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
- Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Оборудование и наглядные материалы:
- раздаточный материал: карточки с изображение длительностей
- дидактический материал: ритмические карточки;
- фортепиано
- классная доска
Содержание урока:
Дети приняты в школу без подготовительного отделения, это учащиеся 1 класса, а двое из них 2 класса общеобразовательной школы.
Реалии нашей школы таковы, что мы делаем набор исходя не только из способностей детей, но и отталкиваясь от возрастных параметров. Поэтому даже у ребят, обучающихся на предпрофессиональной программе, могут присутствовать проблемы с интонированием или ритмом, или какие-либо ещё…Кроме того наша школа вынуждена обучать совместно в одной группе учащихся и предпрофессиональной и развивающей программ, так как количество обучающихся невелико и группы попросту не сформировать, разделяя учащихся по программам.
В связи с этим возникает ряд проблем. Самая главная проблема, с которой я столкнулась в данной группе - проблема интонирования.
Я начинала свою профессиональную деятельность в 2002 году, работая концертмейстером хора.
В группах первоклассников каждый год попадались дети, с проблемами с интонированием, так называемые гудошники, и я видела как с этим справлялся хормейстер Винницкая Татьяна Анатольевна. Позже у меня появилась возможность опробировать её приёмы на уроках сольфеджио. Мне это было всегда интересно, так как очень приятно видеть результат и помогать детям, любящим петь, но не умеющим контролировать связь между ухом и голосом.
В данной группе несколько ребят даже разговаривают хриплым почти басом, а пели изначально не попадая не только в ноты, но и не умея выйти в регистр. Сейчас проблема частично решена преимущественно попевками на 2-3- звуках, в нужном диапазоне (от ре до ля 1 октавы), и работой над ассоциациями типа:
- Положи на полочку, а не роняй в подвал,
- пой, как будто дуешь на пушинку или пёрышко, ласково и заботливо.
В начале обучения подключали героев мультфильмов, и старались разговаривать и петь так же тоненько и светло…Много работаем по столбице, что связывает глаз, ухо и голос и интонирование получается более осознанным.
В работе над ритмом для большей заинтересованности стараемся подключать вариант шумового оркестра, исполняющего любимые детские песенки, которые на слуху у детей, плюс можно связать ещё и навыки, полученные на уроках специальности. Все дети в группе ходят на ф-но.
Также подключаю ассоциативный ряд: при пульсации разными длительностями - четверть, восьмые, шестнадцатые- папа, дочка, собачка.
С историей: папа отводит в сад ребёнка, собачка провожает.
Сегодня мы продемонстрируем уже определённые результаты, которых добились в течении года, процесс достижения останется немного за кадром.
1.Исполняется музыкальное приветствие:
-Здравствуйте ребята!
-Здравствуйте! потом нотами
2.Попевки
1. Угадываем в записи (Лиса, Еж, Паровоз)
2. Поём «Ежа» по группам (по ролям)
Отправляемся с ёжиком в королевство ступенек. Едем к королю ДО.
3.ГАММА ДО МАЖОР
-Поем гамму целиком хором,
-поём, выключая звук (воспитываем наши уши)-вслух и про себя
-Угадываем какой звук пропущен
Садимся в транспорт и едем в РЕ МАЖОР
-Поём по группам УСТОЙЧИВЫЕ и НЕУСТОЙЧИВЫЕ
- Встаём в живую гамму и поём целиком по цепочке,
с разрешением неутоев в устои.
-Поём трезвучие
4. В Ре мажоре поём КАНОНЫ «Чудак»( по звукам трезвучия) и «Братец Яков»
Ребята, а вы не заметили, у нас кто-то попрятался???
5.Интервальчики!!!
Давайте найдём потеряшек!
6.Теперь найдём на фортепиано на белых клавишах жужжалку и ёжика. Смотрите, что у нас получилось-считалка: ТОН-ТОН-ПОЛУТОН, 3 ТОНА –ПОЛУТОН. Это строение любой мажорной гаммы.
7.Прохлопаем эту нашу считалку, а теперь каноном, ведь ритмический канон тоже бывает!!!
8. Смотрите, какие-то ноты пропали, от них остались только следы-как их называют в музыке? (паузы) Ищем следы от нот. Возможно РАСКРАСКА
9.Попевка «Ёж». Заменяем четверти паузами исполняем песенку нотами с пропуском нот, показывая паузы. Возможно с дирижированием.
10.Пение с ритмическим аккомпанементом и дирижированием в размере ¾ № 129,133.
11. А ещё мы умеем хлопать двухголосие по группам и сольно, давайте попробуем!
(проговариваем каждую партию, хлопая, потом делимся на группы, потом желающие сольно двумя руками)
По времени возможны Пение с ритм. аккомпанементом и работа в РТ
У нас много разных форм работы над ритмом, самые любимые из них- игра Телеграф, а самое главное выражение результата - наш Шумовой оркестр.
12.В завершение урока давайте угадаем, что это за песня перед вами? Угадаем её по ритму, а теперь споём, а Марьяна нам сыграет. Поём хором, играют мелодию все желающие.
Использованные материалы:
- Открытый урок Е. Прищеп «Такое нестрашное сольфеджио. Играем по-взрослому»
- Материалы педагогической практики музыкального колледжа у Енилеевой и Алиевой.
- Открытый урок по сольфеджио 1 класс музыкальное отделение «Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ». ДШИ №1 г.Советская гавань, Хабаровский край. Преподаватель теоретических дисциплин Веремчук. Видео-Ютуб
- Екатерина Олёрская «Правда о ритме»
- Подборка методических публикаций на тему «Работа с гудошниками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 класса"
Открытый урок по классическому танцу концертмейстера хореографии с учениками 3 класса....
открытый урок "Особенности защиты курсовых работ по дисциплине "Экономика организации"
Открытый урок демонстрирует возможности и особенности защиты курсовых работ по дисциплине "Экономика организации", тематика - "Оценка и планирование товарооборота"....
Открытый урок по теме «Дипломная работа» по программе «Композиция» выпускников 4 класса ДХШ Калашниковой Людмилы Юрьевны
Цель системы уроков:Формирование системы умений видеть и понимать жизненные явления, развитие индивидуальных наклонностей и способностей, необходимость стремления к профессиональной ориентации...
Сертификат "Открытый урок с использованием электронной формы учебника по русскому языку 6 класс"
Сертификат "Открытый урок с использованием электронной формы учебника по русскому языку 6 класс"...
Открытый урок на тему: "Мир вещей -- натюрморт" (предмет: живопись, композиция 1 класс ДШИ).
Познакомить учащихся с понятием "натюрморт", научить различать стили художественного произведения. Развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного ис...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: Системы счисления. Работа с системами счисления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА...
Открытый урок(конспект) по обществознанию «Охранять природу – значит охранять жизнь», 7 класс
Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тес...