Особенности преподавания английского языка в системе СПО в условиях цифровизации.
статья

В данной статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка в системе СПО в условиях цифровизации. Выявляются возможности и риски применения различных цифровых технологий при организации учебного процесса в колледже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания английского языка в системе СПО в условиях цифровизации. Карташова Элина Анатольевна

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж имени В.М. Пескова»,

г.Воронеж,

ekartashova1969@gmail.com

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка в системе СПО в условиях цифровизации. Выявляются возможности и риски применения различных цифровых технологий при организации учебного процесса в колледже.

 Ключевые слова: иностранный язык, цифровизация, мотивация, цифровая грамотность, цифровые образовательные ресурсы.

В наши дни активное развитие производственной и экономической сфер, в условиях повсеместного внедрения цифровых технологий, требует принципиально нового уровня развития российского образования в целом и системы среднего профессионального образования, в частности.

Следуя этой тенденции, в последние годы в системе образования все активнее используются информационные технологии. Этому способствуют такие факторы, как оснащение образовательных учреждений различной техникой, развитие сети Интернет, а также, постоянно возрастающий уровень цифровой грамотности педагогов и учащихся. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствуют так же такие внешние факторы, как эпидемии и тому подобные явления. Так какие же возможности и риски несёт в себе цифровизация при обучении иностранным языкам, применительно к, так называемым, «традиционным» и, ставшими в последнее время особенно актуальными, дистанционным занятиям в системе общеобразовательной подготовки в СПО?

Ни для кого не секрет, что иностранные языки являются обязательным предметом в учреждениях среднего профессионального образования. Студенты приходят в наш колледж со знаниями, которые должны соответствовать школьной программе и продолжают изучение иностранного языка с активным использованием лексики профессиональной направленности.

Применение цифровых образовательных ресурсов студентами и преподавателями при обучении иностранным языкам открывает принципиально новые возможности, что ведёт к повышению эффективности учебного процесса.

Как традиционные занятия, так и дистанционные, могут проходить с использованием таких ресурсов, как, например, презентация, которая бывает очень информативна и полезна при изучении лексического или грамматического материала, для повышения интереса обучающихся к учебному процессу,  при отработке языковых навыков и умений, для контроля усвоенных материалов и так далее. На этапе введения при помощи презентации нового грамматического или лексического материала в дистанционной форме обучения используются иллюстрации, грамматические таблицы, анимации, учебные темы, тексты, стихи на иностранных языках, и многое другое. Все это способствует повышению уровня мотивации обучающихся английскому или немецкому языку в нашем колледже. При проверке полученных знаний могут использоваться тесты, задачи, контрольные задания. Презентации, созданные в многочисленных программах, как, например: Microsoft, Power Point, Impress, ProShow Producer, весьма способствуют всем намеченным целям образовательного процесса.

Другим примером использования цифровых ресурсов на уроке иностранного языка могут служить различные тестовые задания, в которых присутствует автоматическая проверка. Такие тесты по различным направлениям обучения широко используются преподавателями нашего колледжа, их можно легко найти в сети Интернет на различных ресурсах в соответствии с разными уровнями и программами, не трудно и создать самим, так же используя различные образовательные сайты. Автоматическая проверка ошибок, конечно, облегчает труд педагога, особенно при дистанционном обучении и проверке домашних заданий. Преподавателю для этого необходимо составить задание по определенной теме и отправить студентам Интернет ссылку, например, разместить на образовательной платформе «Moodle» или каким то другим способом. Естественно, при оценивании таких работ обучающихся, мы не всегда полагаемся на автоматическую проверку ошибок. Хотелось бы отметить и некоторые недостатки таких сайтов. К сожалению, они рассчитаны в основном на школьную программу и по некоторым лексическим темам профессиональной направленности материал отыскать практически не возможно.

Используются многогранные возможности сети Интернет также в исследовательской деятельности студентов нашего колледжа. Такие виды работ благоприятно действуют на развитие творческих, исследовательских способностей обучающихся, повышают их мотивацию к учению, способствуют формированию общекультурных компетенций по изучаемой дисциплине. Такого типа работа, как правило, является самостоятельной (при небольшом участии преподавателя), так что, она способствует творческому развитию студентов, направлена на создание индивидуального образовательного контента, повышает их интерес к иностранному языку, дает чувство удовлетворения от работы, обогащает их исследовательский опыт.

Нельзя также не упомянуть в данной статье систему «Moodle» или «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда)» — система управления курсами, также известная, как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Именно эта система с успехом используется уже несколько лет в нашем учебном заведении. В связи с чем хотелось бы поподробнее остановится на тех ее особенностях, которые мы активно используем. Эта система представляет собой веб–приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения иностранному языку, значительно облегчая работу преподавателям и студентам. Хотелось бы отметить те преимущества, которые нам даёт ее использование в нашем колледже:

  1. Возможность размещения различного методического обеспечения курсов, разработанных для дисциплины «Иностранный язык», авторских пособий и методических рекомендаций к проведению самостоятельной работы. В качестве примера можно привести,  «Дидактические материалы по теме «Путешествие» для студентов 1 курса специальности «Коррекционная педагогика»
  2. Возможность использования ресурсов системы дистанционного обучения “Moodle”, таких ее элементов, как «Глоссарий», «Лекция», «Урок», «Задания для самоподготовки», «Форум/Чат», «Тест», которые в процессе обучения иностранным языкам применяются в зависимости от целей и задач конкретного практического занятия.

Остановимся чуть подробнее на некоторых элементах, которые, на мой взгляд, особенно могут быть полезны при обучении иностранным языкам. Например, «Глоссарий» может содержать в себе общую и профессиональную лексику по основным темам курса, представлять собой мультимедийный словарь, снабженный гиперссылками, позволяющими студентам точно понимать значение лексических единиц и их использование в контексте изучаемых тем. Такой элемент курса, как «Урок», помогает в организации процесса обучения. Он может быть разбит на несколько этапов. Для примера возьмём урок по теме «What is a computer?». Он проходит в несколько этапов: первый этап – чтение и контроль понимания текста, содержащего основную лексику по теме; второй этап предусматривает устную работу по теме, как правило, это вопросы преподавателя и ответы студентов; третий этап – выполнение письменной работы, лексические и грамматические упражнения. Элемент курса «Задания для самоподготовки» может использоваться для размещения заданий для самостоятельной работы с учётом уровня подготовки учащегося. Можно разместить аудио и видео файлы, задания к ним. Элемент «Тест» позволяет создать подходящее тестовое задание для контроля усвоенного материала, задать необходимые параметры, несколько вариантов, задать нужное количество попыток, время выполнения и т.д.

Элемент «Форум/Чат» является инструментом общения преподавателя со студентами. Можно задать вопрос по заданиям преподавателю, и написать, например, комментарии к работе студента.

Кроме того, преподаватель может отслеживать деятельность обучающихся, своевременность выполнения работ и активность в системе. Особенно данная система помогла преподавателям нашего колледжа организовать работу во время вынужденного дистанционного обучения в период эпидемии, а сейчас используется для внеаудиторной работы (домашние задания, самоподготовка и т.д.)

Так же, ряд российских и зарубежных учёных выделяют такие плюсы цифровизации обучения иностранным языкам, как: доступ к информации из любой точки мира, высокая скорость получения информации, автономность обучения, линейность, гипертекстовая структура, лаконичность и пр.

Все таки, перечисляя всё те плюсы, которые дают нам возможность использования цифровых ресурсов на уроке иностранного языка, стоит и упомянуть и о некоторых минусах. Некоторые ученые выделяют в своих работах такие недостатки цифровизации обучения, как:

  1. Отсутствие или ограничение реального общения педагога и обучающихся, (а мы знаем, что главное в преподавании иностранных языков это принцип коммуникативности).
  2. Не всегда информация, полученная студентами, например, из Интернет источников может быть достоверной.
  3. Недостаточные физические нагрузки обучающихся.
  4. Подготовка к занятиям с использованием ИКТ (создание сайтов / тренажеров, координация блогов и пр.) занимает у преподавателя больше времени, чем при подготовке к традиционным занятиям
  5. Дефицит вербальной коммуникации.
  6. Без методического сопровождения обучающийся не всегда правильно отбирает содержание обучения, адекватное своим способностям и некоторые другие.

И все-таки, мы можем сделать однозначный вывод, что при правильном использовании различных ИКТ, они вполне способствуют более эффективной организации учебного процесса при обучении иностранным языкам, повышают мотивацию студентов к получению, усвоению знаний и необходимых навыков, что способствует личностному развитию и самоидентификации будущих специалистов в современном мире.

Библиографический список

1.Исаева Т. Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. С. 111-117

2.Маниковская 2019 – Маниковская М.А. Цифровизация образования: этический аспект // Проблемы высшегообразования. 2019. № 1. С. 35–38.

3.Москалюк 2019 – Москалюк В.С. Необходимость цифровизации российского образования // Наука и образование сегодня. 2019. С. 12–15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=41148168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Mind maps как интенсивная методика развития мышления в преподавании английского языка

MIND MAPPING – это технология, позволяющая построить обучение более эффективно, выявлять главную мысль в больших по объему текстах, развить воображение у студентов, научить их выстраивать свои мысли, ...

«Современные технологии в преподавании английского языка»

Данная статья ориентированна на соременные методы и технологии при обучении  иностранному языку...

Методы преподавания английского языка на современном этапе

На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к исполь...

Методы преподавания английского языка

Существует много подходов к преподаванию английского языка, но идеальный метод найти сложно. Многие преподаватели отмечают, что главное – выбрать эффективные методы, которые подходили бы вам и вашим о...

Инновационные технологии в преподавании английского языка в условиях средних специальных учебных заведениях.

           Преподавание иностранного языка на современном уровне в среднем специальном учебном заведении технической направленности  не представляется возможн...

Особенности преподавания английского языка в системе среднего профессионального образования

В статье отражены особенности преподавания иностранного язык в СПО...

Методические рекомендации "Особенности преподавания музыки в 2022- 2023 году в условиях обновленных ФГОС НОО и ООО".

Методические рекомендации "Особенности преподавания музыки в 2022- 2023 году в условиях обновленных ФГОС НОО и ООО"....