план конспект урока
план-конспект урока по теме
план конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_proizvodstvennogo_obucheniya.docx | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока производственного обучения
Мастера производственного обучения Фаттаховой С.А.
Тема программы ПМ.07 «Приготовление сладких блюд и напитков»
Тема урока: Технология приготовления желированных блюд: желе, мусс, самбук.
Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и операций
Цель урока: Сформировать умение, навыки у учащихся, технологически правильно готовить сладкие блюда и подавать, научить трудовым приемам.
Задачи урока:
- Научить учащихся организации рабочего места;
- Научить правильной технологической последовательности выполнения трудовых приемов;
- Закрепить знания по приготовлению блюд;
- Приготовить сладкие желирующие блюда – желе, мусс, самбук;
- Правильно произвести отпуск блюд;
- Научить осуществлению контроля и самоконтроля качества приготовления;
- Выявить ошибки и способы их устранения;
- Научить соблюдению санитарно-гигиенических норм, технике безопасности при выполнении производственного задания.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Межпредметная связь: кулинария, калькуляция и учет, оборудование ПОП, физиология питания
1
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Оборудование: электрическая плита, электрический привод, взбивальный механизм, холодильник, весы, производственные столы.
Инвентарь, инструменты, посуда: Кастрюли, сито, дуршлаг, веселки, венчик, ложки разливательные, лотки для заливания желе, формы, креманки.
Сырье: Смородина красная, абрикосы, сахар, желатин, лимонная кислота, манная крупа, яйца.
Карточки-задания, карты самоконтроля, вопросы для самопроверки, кроссворд, технические карты. Таблица критериев оценок при проведении занятий и выполнение производственного задания.
Изучив тему, учащиеся должны:
Знать: Работу с нормативно-технологической документацией, расчеты сырья, технологическую последовательность приготовления сладких желированных блюд желе, мусса, самбука.
Безопасные методы труда и организации рабочего места, требование качества, правила подачи, сроки хранения, санитарные требования и правила личной гигиены.
Уметь: Организовать рабочее место, обеспечивать безопасные условия труда, пользовать сборником рецептур, самостоятельно вести технологический процесс приготовления, выявить недостатки и устранить их, эксплуатировать оборудование, инструменты, инвентарь.
Ход урока:
Организационный момент
- Проверка учащихся по журналу
- Проверка спец.одежды (соответствие требованиям техники безопасности, санитарии и гигиены)
2
- Проверка наличия инструментов и их исправности
- Назначение дежурного
- Разделения группы на звенья.
Вводный инструктаж
Целевая установка: Сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научаться).
Актуализация опорных знаний:
- Какие виды желирующх веществ известны? (крахмал, желатин, агар, агароид).
- Дайте характеристику желирующих веществ: крахмал, желатин, агароид? (крахмал готовят из картофеля, кукурузы. Порошок белого цвета, плохо растворимый в холодной воде. В горячей воде набухает – растворяется. Агароид - вырабатывается из черноморской красной водоросли)
- Как надо подготовить крахмал?(крахмал растворяют в кипяченой воде 1:4, t 20)
- Для чего и какого блюда используют крахмал, обоснуйте? (картофельный крахмал используют для приготовления фруктово-ягодных киселей, кукурузный- для молочных киселей, т.к. не дает синеватого оттенка)
- Какую посуду используют для подачи компотов, киселей? (в стаканах, чашках)
- Какова температура подачи напитков, выход блюда?(t 10 с массой 200 грамм)
- Каковы показатели качества компота из сухофруктов? (должен быть в стакане 1/3 от объема, фрукты- цвет светло-коричневый, вкус кисло-сладкий, аромат я блок, груш абрикос)
- Что необходимо предпринять, чтобы на поверхности киселя не образовалась пленка?(кисели защипывают сахаром или сахарной пудрой)
- Правила техники безопасности при работе с электрической плитой? (перед началом работы проверяют санитарное состояние жарочной поверхности плиты, заземление, исправность пакетных переключателей, конфорки должны иметь гладкую поверхность без трещин)
3
- Техника безопасности при работе с холодильником? (необходимо соблюдать следующие правила: а) холодильное оборудование устанавливают в стороне от отопительных приборов, б) наружные стенки протирают, в) продукты укладывают воздушными зазорами, г) оттаивания инея осуществляется при толщине 4-6 мм)
- Техника безопасности при работе с электрооборудованием (проверить санитарно-техническое состояние, правильность сборки, включить механизм и проверить его на холостом ходу, по окончании работы машину отключают от сети, разбивают, моют, просушивают).
Проблемная ситуация:
- При приготовлении мусса или самбука был использован агар, в процессе взбивания масса быстро схватывалась, застывала, в последствии готовая продукция (мусс, самбук) давал трещины, грубое заветривание.
Причины: Агар имеет высокую температуру плавления, 1,5 раствор образует студень после охлаждения до 30-35С. Студень агара плотный, прозрачный, колкий.
Решение: 1) заменить агар на желатин, 2) количество агара необходимо рассчитывать во много раз меньше, чем желатина.
Формирование новых профессиональных знаний, навыков и умений.
Мастер рассказывает и показывает по наглядным пособиям трудовые приемы, технологию приготовления сладких желирующих блюд: желе, мусса, самбука; последовательность выполнения операций; способов контроля; ведется разбор документации письменного инструктирования (технологических карт).
Рассмотрение типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения; объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности.
Проверка усвоения материала вводного инструктажа.
4
Учащиеся выполняют производственные задания:
. По заполнению технологических карт.
- Выписать продукты для приготовления 50 порций желе из свежих ягод, если масса одной порции 100 гр. (технологическая карта №1)
Технологическая карта №1
Наименование блюда: «Желе из плодов или ягод свежих»
Сборник рецептур 1998 г.
Раскладка № 1138
Колонка по сборнику рецептур №
Выход 1000 г.
№ п/п | Сырье | Масса на 1 л, г | Масса нетто (кг) на количество порций | ||||
брутто | нетто | 10 | 50 | ||||
1 | Клюква или: смородина красная смородина черная | 147 149 143 | 140 140 140 | ||||
2 | Вода | 850 | 850 | ||||
3 | Сахар | 140 | 140 | ||||
4 | Желатин | 30 | 30 | ||||
5 | Кислота лимонная | 1 | 1 |
Технологические условия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполнить технологическую карту №2. Дать качественную оценку мусса, сравнить с требованиями к качеству.
5
Технологическая карта №2
Наименование блюда: «Мусс яблочный на манной крупе»
Сборник рецептур 1998 г.
Раскладка № 1148 ( и )
Выход 1000 г.
№ п/п | Сырье | Масса на 1000 г, г | Масса на 1 порцию, г | Масса на 20 порций, г | ||||||
брутто | нетто | брутто | нетто | брутто | нетто | |||||
1 | Яблоки | 341 | 300 | |||||||
2 | сахар | 150 | 150 | |||||||
3 | Крупа манная | 80 | 80 | |||||||
4 | Кислота лимонная | 1,5 | 1,5 | |||||||
Выход | _ | 1000 | _ | _ |
Технологические условия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Произвести расчет продуктов для приготовления 20 порций самбука абрикосового, заполнить технологическую карту №3
Технологическая карта №3
Наименование блюда: «Самбук абрикосовый»
Сборник рецептур 1998 г.
Раскладка № 1150 ( и )
Выход 1000 г.
6
№ п/п | Сырье | Масса на 1000 г, г | Масса на 1 порцию, г | Масса на 20 порций, г | ||||||
брутто | нетто | брутто | нетто | брутто | нетто | |||||
1 | Абрикосы или курага | 756 250 | 756 250 | |||||||
2 | Вода (для желатина) или абрикосовое пюре | 420 500 | 420 500 | |||||||
3 | Сахар | 200 | 200 | |||||||
4 | желатин | 15 | 15 | |||||||
5 | Яйца (белки) | 2 шт. | 48 | |||||||
6 | Кислота лимонная | 1 | 1 | |||||||
Выход | _ | 1000 | _ | 150 | _ | _ |
Технологические условия
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
. Отвечают на вопросы (работа с карточками-заданиями).
Карточка-задание №1
- Почему сладкие блюда не могут быть основными в рационе и подают их обычно на десерт?
- Какие желирующие вещества используют для приготовления сладких блюд?
- Каким образом можно осветлить желе?
Карточка-задание №2
- Назовите ассортимент сладких блюд?
- Что нужно предпринять, чтобы при тепловой обработке сохранить естественную окраску и витаминную ценность ягод сладких блюд?
- При какой температуре взбивают мусс?
7
Карточка-задание №3
- Назовите ассортимент желированных сладких блюд?
- Объясните, в чем отличие мусса от желе, самбука от мусса?
- При какой температуре взбиваю самбук?
Проблемный вопрос для всей группы:
Для приготовлении желированных блюд используют различное количество желатина: желе – 30 гр., мусс - 25 гр., самбук - 15 гр. Объясните с технологической точки зрения возможность уменьшения нормы желатина?
Выдача учащимся заданий по приготовлению блюд, распределение их по рабочим местам.
Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.
Цель: Формирование практической деятельности учащихся по приготовлению желированных блюд.
Последовательность технологических операций для приготовления желе из красной смородины:
Операция №1:
Организация рабочего места
Прием продуктов
А) Подбирают посуду, инвентарь, инструменты
Б) Получают продукты и взвешивают их
Операция №2:
Подготовка продуктов
А) Замачиваю желатин, воды желатина в 8, 10 раз на 1-1,5 часа
Б) Чистую смородину отпаривают, протирают через сито, отжимают сок
В) Сок хранят в холодильнике в неокисляющейся посуде
8
Операция №3:
Приготовление отвара, сирова
А) Мезгу заливают водой (1:6) варят 5 минут
Б) Процеживают, добавляют сахар, нагревают до кипения
Операция №4:
Введение в сироп желатина
А) Набухший желатин откидывают на марлю и отжимают
Б) Вводят горячий сироп, растворяют при помешивании доводят до
кипения, процеживают.
Операция №5:
Добавление ягодного сока
А) В сироп с желатином добовляют ягодный сок, лимонную кислоту (при
необходимости)
Операция №6:
Охлаждение
А) Желе охлаждают до темпертуры окружающего воздуха
Б) разливают в охлажденные формы и в холодильнике оставляют на 1-2
часа при t 8.
Операция №7:
Отпуск
А) Форму с желе на 2/3 объема погружают на несколько секунд в горячую
воду, встряхивают и выкладывают желе в креманку или вазочку.
Б) Украшают ягодами, сливками.
9
Последовательность технологических операций для приготовления «Мусса яблочного на манной крупе»
Операция №1:
Организация рабочего места
Прием продуктов
А) Подбирают посуду, инвентарь, инструменты
Б) Получают продукты и взвешивают их
Операция №2:
Подготовка продуктов
А) Я блоки моют, удаляют сердцевину, нарезают
Б) Манную крупу просеивают.
Операция №3:
Приготовление отвара и пюре
А) Яблоки варят, протирают, отвар процеживают
Б) Яблоки соеденияют с отваром, сахаром, лимонной кислотой, доводят до
кипения.
Операция №4:
Введение манной крупы
А)Крупу вводят тонкой струйкой
Б) Варят 15-20 минут помешивая
Операция №5:
Охлаждение и взбивание
А) Полученную смесь охлаждают t 30
10
Б) Взбивают на холоде до получения густой однородной пенистой массы
Операция №6:
Разливание и охлаждение
А) Массу разливают в формы, вазочки, креманки
Б) Охлаждают 1 час
Последовательность технологических операций для приготовления
«Самбука абрикосового»
Операция №1:
Организация рабочего места
Прием продуктов
А) Подбирают посуду, инвентарь, инструменты
Б) Получают продукты и взвешивают их
Операция №2:
Подготовка продуктов
А) Желатин замачивают
Б)Абрикосы моют
В) Курагу замачивают для набухания
Г) Яйца обрабатывают, отделяют белок от желтка и хранят в холодильнике
Операция №3:
Приготовление пюре из абрикосов
А) Абрикосы варят до размягчения, протирают
Б) Курагу варят, протирают
В) В пюре вводят сахар охлажденные белки, лимонную кислоту.
11
Операция №4:
Взбивание массы
А) Массу взбивают до увеличения в объеме в 2-3 раза на холоде
Операция №5:
Введение желатина
А) набухший желатин с водой нагревают помешивая до t 50
Б) Растапливают и вливают тонкой струйкой в самбук, продолжая
взбивание
В) Взбитую массу разливают в формы и охлаждают.
Требование к качеству блюд
Блюдо | Внешний вид | вкус | форма | Консистенция |
Желе | Цвет соответствует используемому продукту. Прозрачное или не может быть не прозрачным | Сладкий с ароматом продуктов входящих в рецептуру | Соответствует форме, в которой его приготовляли | Однородная, студнеобразная слегка упругая |
Самбук абрикосовый | Цвет соответствует используемому продукту. | Сладкий с кисловатым привкусом и запахом абрикосового пюре | Квадратная или треугольная с волнистыми краями | Однородная, пышная масса, мелкопористая слегка упругая |
Мусс яблочный | Цвет соответствует используемому продукту. Белый или слабо желтый | Сладковатый, слегка кисловатый привкус | Квадратная или треугольная с волнистыми краями | Мелкопористая, нежная, однородная, слегка упругая, пышная |
Инструкционные указания учащимся по приготовлению блюд, что может повлиять на качество блюда и как можно устранить ошибки, дефекты.
- Не в коем случае нельзя готовить желе в алюминиевой посуде, т.к от алюминия оно меняет вкус
12
- Для желе лучше применять формы с тонкими стенками, желательно с отверстиями в середине в виде трубочки, тогда содержимое в форме застывает ровнее
- Чтобы не было комочков, дно посуды должно быть теплым
- При набухании желатин увеличивается в весе в 6-8 раз. Это следует учитывать при определении необходимого количества воды.
- Если смесь получается мутноватой, ее осветляют яичным белком. Белок разводят ровным объемом холодной воды, вливают в смесь, доводят до кипения и затем процеживают. В этом случае желатина требуется несколько больше, чем на не осветленное желе
- Мусс нельзя взбивать в алюминиевой посуде – от этого изменяется его цвет, появляется привкус металла.
- Если при приготовлении мусса, желе взбить теплым то пена не образуется или образуется в малом объеме. Желе необходимо охлодить до t 30 и взбивание должно быть интенсивным
- При застывании мусса, чтобы не образовался слой желе в нижней части, его необходимо интенсивно взбивать и сразу охлаждать.
Мастер осуществляет текущий инструктаж.
Целевые обходы:
Проверка правильности организации рабочего места каждого учащегося
Наблюдение за деятельностью обучающихся
Контролирование правильности выполнения трудовых приемов и операций, при необходимости индивидуальное инструктирование и показ
Индивидуальное инструктирование отстающим учащимся, дополнительное
задание, наиболее успевающим учащимся.
Наблюдение за деятельностью обучающихся с целью контроля соблюдения
правил техники безопасности и санитарных правил.
13
Проверка состояния рабочих мест, инвентаря, оборудования.
Прием и оценка качества выполненных работ. Бракераж готовых блюд,
проверить аккуратность и правильность ведения самоконтроля.
Учащиеся заполняют карточки самоконтроля.
Карточка самоконтроля Ф.И.О. обучающегося | ||||||||||||||||||
Блюдо | Требование к качеству | Организация рабочего места | Соблюдение Техники безопасности | Личная Гигиена Соблюдение Санитарных норм | Общая оценка | |||||||||||||
Внешний вид | вкус | консистенция | форма | Выход подача | ||||||||||||||
Желе | ||||||||||||||||||
Мусс яблочный на манной крупе | ||||||||||||||||||
Самбук абрикосовый |
Заключительный инструктаж
Цель: Выявить уровень сформированности практических умений и навыков по приготовлению желированных сладких блюд.
Мастер проводит анализ производственной деятельности группы:
Подводит итоги за день, анализ работы каждого учащегося
Анализирует заполненные карточки-самоконтроля
Разбирает типичные ошибки, дает анализ наиболее характерным недочетам в работе учащихся, указывает пути и методы их устранения
14
Заполняет на каждого учащегося таблицу с критериями оценивания выполнения практических приемов и операций
Критерии оценивания выполнения практических приемов и операций.
№ 1 Организация труда и рабочего места кондитера ……………………………………………5 баллов
№ 2 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ …………….5 баллов
№ 3 Соблюдение санитарных правил ………………………………………………………………….. .5 баллов
№ 4 Соблюдение технологии приготовления желированных блюд……………………15 баллов
№ 5 Трудовые приемы и методы приготовления мусса, самбука, желе ……………10 баллов
№ 6 Качество блюд ………………………………………………………………………………………………. 10 баллов
Итого: …………………………………………………………………………………………………………………….. 50 баллов
Сообщает оценки и обосновывает их
Демонстрирует лучшие работы, отмечает кто из учащихся добился отличного качества в работе
Подведение итогов занятия в целом.
Домашнее задание:
- Составить технологические карты на яблочную шарлотку, яблоки в тесте жаренные
- Повторить пройденный материал по теме горячие сладкие блюда.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...
План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества
Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...
План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"
Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель детского образовательного учреждения с правом работ...
План-конспект урока "Социальный плакат"
дисциалина: Дизайн и рекламные технологиитему: Социальный плакатплан-конспект урока+презентацияпреподаватель ГАОУ СПО РК Индустриальный колледжСавинова Кристина Евгеньевна...
План-конспект урока русского языка
Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....
План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"
повторение и закрепление изученного материала по первому разделу....
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по дисциплине Иностранный язык (английский язык) Тема урока: Leisure. Hobby.
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по английскому языку в СПО...
Комментарии
Спасибо, за конспект!
Спасибо, за конспект!