Комплексное развитие учащихся начальных классов средствами эстетического воспитания
статья по теме
Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное развитие учащихся начальных классов
средствами эстетического воспитания
С. Н. Бурнаева (Саранск, МОУ «Средняя школа № 36»)
Комплексное воспитание детей – одна из основных задач в решении нравственных проблем эстетического развития учащихся. Чтобы осветить данный аспект необходимо представить внеурочную практику учителя. Отметим, подготовка теоретического осмысления процесса воспитания зависит от систематизации материала и комплексного подхода, который формирует учитель. Он представляет первооснову развития учащегося и рекламирует его индивидуальные творческие способности. Сложный процесс организации художественного творчества осуществляется на основе природных задатков, интересов детей с учетом личностных особенностей. Системность и комплексный подход выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, правовым, экологическим, физическим, трудовым. В начальной школе воспитание на основе художественных позиций рассматривается как более широкое понятие. Мы предлагаем рассмотреть наиболее значимые направления:
1) тематический праздник календаря – уникальная форма творческого воспитания;
2) танцевально-пантомимная игра – коллективная основа хореографического кружка;
3) стихотворно-литературный монтаж – подготовка артикуляции речи к публичному выступлению;
4) декоративно-прикладное творчество – первооснова индивидуального развития ребенка;
5) краеведение – фундаментальное познание о родном крае.
Необходимо подчеркнуть, детский праздник как уникальная коллективная форма воспитания, которая открывает детям простор для творчества, рождает светлые чувства, благородные порывы, духовно обогащает, развивает и дисциплинирует. Праздники календаря не только объединяют, но и расширяют кругозор учащихся, помогают восстанавливать и сохранять забытые традиции. Подготовка к тематическому мероприятию осуществляется с учетом интереса каждого ребенка. Главный критерий подбора материала – зрелищность, яркость, динамика музыкального сопровождения, поэтика стиха, а также пластическая составляющая костюма, грациозность танца и много других компонентов объединенных в систему. Предлагаем рассмотреть «Золотую осень» как событие. Данный праздник – первый в учебном году. Его тематика – прощание с летом. Здесь выставка декоративно-прикладного творчества, музыкально-песенно-танцевальные игры, стихотворно-литературный монтаж, которые составляют художественную основу.
Оформление кабинета готовится учителем из детских работ с привлечением художественных произведений родителей, которые должны соответствать заявленным требованиям. Набор песен, танцев осуществляется учителем, он может быть не только в коллективно-массовом проявлении, но и сольного, парного, ансамблевого исполнения. Например, различные движения танца позволяют учащимся почувствовать характер музыки, устойчивый ритм, различные музыкальные такты: 2\4, 3\4, 4\4, а так же простейший набор движений – поочередные удары ног, сложные синкопированные хлопки в ладоши, повороты, прыжки. Весь комплекс благотворно влияет на развитие не только слуха, но и мышечной памяти, т. е. крупной моторики – координации частей тела. В связи с этим учителем совместно с узкими специалистами проводится большая работа по систематизации композиции праздника, т. е. его смыслового содержания, ритмической основы песен, слухового восприятия музыки, а также длительный процесс разучивания движений танца.
Праздничные мероприятия, могут быть связаны не только с днем первоклассника, с «Золотой осенью», «Новым годом», «Международным женским днем 8 Марта», «Днем защитников отечества», а также прощание с начальной школой. Все названные мероприятия могут стать постоянной традицией совместного проведения, учащихся с родителями, которые являются не только зрителями, но и непременными участниками проводимых торжеств. Отметим, что на базе класса можно создать постоянно действующий кружок декоративного прикладного творчества, а также вокальный, танцевальный ансамбль и т. п. Учитель и дети могут принимать активное участие в олимпиадах, фестивалях, конкурсах. Примером является ансамбль «Ягодка» созданный в 2008 году в начальной школе № 36 (классный руководитель Бурнаева С. Н., руководитель танцевальной группы заслуженный работник культуры РМ, лауреат Государственной премии РМ Федюшкина И. Н.). Названный кружок, точнее ансамбль танца неоднократно занимал призовые места, получал дипломы и медали лауреата на фестивалях и конкурсах проводимых в Саранске (Межрегиональный и Республиканский фестиваль детского творчества «Пластилиновая ворона», 2009, 2010; Городской фестиваль-конкурс современного танца «Ёндолня», 2010, 2011, 2012; Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», 2008, 2009). Руководители ансамбля «Ягодка» неоднократно получали благодарность от Главы Республики Мордовия, а дети в 2009 году награждались подарками.
Таким образом, комплексный подход к внеклассному обучению средствами народного творчества и профессионального искусства позволяет системно воздействовать на психику ребёнка. Например, полученные впечатления на занятиях декоративно-прикладным творчеством, песнями, танцами, оставляют яркий след в памяти учащихся. Это не только эмоционально-творческое воздействие на их поведение, но и на отношение к традиционным занятиям в школе. У детей активизируется связь с прикладным творчеством, музыкой, вокальным искусством, а также с танцевальным текстом и бытовым движением, т. е. вместе с обучением танцу, приобретаются другие избирательные навыки необходимые в быту – отношение к шаговому движению, подаче красивого жеста, устойчивости осанки, мимики лица и пластики тела. От этого формируется у учащихся вкус, личностное отношение к музыкально-танцевальному репертуару не только «Ягодки».
Бытует мнение – «ребенок с хорошими физическими данными один на тысячу». Практика доказывает – танцевать могут практически все. С помощью специальных занятий развивается чувство ритма, музыкальный слух, воображение, образная память, фантазия, пластические ощущения необходимые в художественно-творческой деятельности учащегося. Не последнюю роль играет словесная речь, которая сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов в условиях публичного выступления необходимая компонента праздника, т. к. она дает возможность проявить себя и развивает артикуляцию речи не только на уроках литературного чтения. Результатом кропотливой индивидуальной работы учителя с учащимся по сочинению четверостишия и сказки явилась победа в 15-ом этапе республиканского конкурса «Моя сказка» (Данила Плютэнко награжден значком и грамотой за сказку «Как дракон солнце проглотить хотел», а также за стихотворение «Мой прадед», посвященное 65 годовщине Великой победы, опубликованных в газете «Сударыня», 2010).
Хороший результат в воспитании эстетического развития детей можно достичь посещением «Центра творчества детей и подростков», в котором проводятся практические занятия по декоративно-прикладному творчеству, где рисуют карандашами, красками, пальцем на замерзшем стекле и многими другими инструментами, а также учатся хорошо владеть иглой для того чтобы вышивать и рисовать нитью. Техника бисероплетения требующая тонкого понимания красоты, безупречного художественного вкуса, художественного такта, фантазии мастерства как устойчивая компонента в воспитании выдержки. Мягкая игрушка как забава, игра, которая доставляет истинную радость, переносит в мир детства, вызывает добрую улыбку.
Главной опорой учителя являются родители учащихся. Они помогают в проведении таких мероприятий краеведения как программа «Музей и дети» (посещения Мордовского республиканского краеведческого музея им. И. Д. Воронина, музея им. С. Д. Эрьзи, музея народной мордовской культуры и др.), которая решает задачу не только музейной культуры. Проведение занятий в окружении подлинных экспонатов помогает развитию эстетических чувств и вкусов, где сама среда оказывает сильное воздействие на учащегося, благотворно воздействует на формирование системы ценностей, учит бережному отношению к памятникам, к документальным свидетельствам прошлого, их охране. Нравственно-воспитательным акцентом занятий является патриотическая тема, которая может быть посвящена истории родного края, как неотъемлемой части России:
1) «Древние люди» (быт, орудия труда, охота, украшения).
2) «Доспехи русского воина» (оружие и средства защиты от врага).
3) «Свадебный костюм мордовской невесты» (практика одевания в этнический костюм мокши и эрзи).
4) «Школа 19 века» (игра-экскурсия – «Как училась бабушка Алдуня»).
Итак, различные методы активизации творческого начала способствуют внедрению в процесс внеурочного обучения игровой, ролевой, вопросно-ответной форм занятий. Практический опыт показывает, что ребенок учится абстрактно мыслить, пользоваться новыми терминами, фантазировать и развивать речь. Приведенные примеры вдохновляют, активизируют творческую мысль, отвечают задачам художественного и трудового воспитания. Комплексный подход к системности занятий по эстетическому развитию учащихся открывает большие возможности для развития инициативы учителя. Важная составляющая – создать в учебном коллективе доброжелательную обстановку, а праздник как яркое событие должен остаться в памяти ребенка на долгие годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-600282-1425000535.jpg)
Эвенкийский танец как средство эстетического воспитания ребенка
Танец – искусство, близкое и доступное для широких народных масс. Оно чрезвычайно популярно во всех народах, создавших громадное количество прекрасных и разнообраз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-811499-1472979898.jpg)
Методический доклад на тему: «Хореография как одно из средств эстетического воспитания».
Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000627-1516719734.jpg)
«Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения учащихся начальных классов».
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных н...
Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»
Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...