Комплексное развитие учащихся начальных классов средствами эстетического воспитания
статья по теме

Бурнаева Светлана Николаевна

Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_razvitie_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное развитие учащихся начальных классов

средствами эстетического воспитания

С. Н. Бурнаева (Саранск, МОУ «Средняя школа № 36»)

     Комплексное воспитание детей – одна из основных задач в решении нравственных проблем эстетического развития учащихся. Чтобы осветить данный аспект необходимо представить внеурочную практику учителя. Отметим, подготовка теоретического осмысления процесса воспитания зависит от систематизации материала и комплексного подхода, который формирует учитель. Он представляет первооснову развития учащегося и рекламирует его индивидуальные творческие способности. Сложный процесс организации художественного творчества осуществляется на основе природных задатков, интересов детей с учетом личностных особенностей. Системность и комплексный подход выполняют свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, правовым, экологическим, физическим, трудовым. В начальной школе воспитание на основе художественных позиций рассматривается как более широкое понятие. Мы предлагаем рассмотреть наиболее значимые направления:

 1) тематический праздник календаря – уникальная форма творческого воспитания;

2) танцевально-пантомимная игра – коллективная основа хореографического кружка;

3) стихотворно-литературный монтаж – подготовка артикуляции речи к публичному выступлению;

4) декоративно-прикладное творчество – первооснова индивидуального развития ребенка;

5) краеведение – фундаментальное познание о родном крае.

 Необходимо подчеркнуть, детский праздник как уникальная коллективная форма воспитания, которая открывает детям простор для творчества, рождает светлые чувства, благородные порывы, духовно обогащает, развивает и дисциплинирует. Праздники календаря не только объединяют, но и расширяют кругозор учащихся, помогают восстанавливать и сохранять забытые традиции. Подготовка к тематическому мероприятию осуществляется с учетом интереса каждого ребенка. Главный критерий подбора материала – зрелищность, яркость, динамика музыкального сопровождения, поэтика стиха, а также пластическая составляющая костюма, грациозность танца и много других компонентов объединенных в систему. Предлагаем рассмотреть «Золотую осень» как событие. Данный праздник – первый в учебном году. Его тематика – прощание с летом. Здесь выставка декоративно-прикладного творчества, музыкально-песенно-танцевальные игры, стихотворно-литературный монтаж, которые составляют художественную основу.

Оформление кабинета готовится учителем из детских работ с привлечением художественных произведений родителей, которые должны соответствать заявленным требованиям. Набор песен, танцев осуществляется учителем, он может быть не только в коллективно-массовом проявлении, но и сольного, парного, ансамблевого исполнения. Например, различные движения танца позволяют учащимся почувствовать характер музыки, устойчивый ритм, различные музыкальные такты: 2\4, 3\4, 4\4, а так же простейший набор движений – поочередные удары ног, сложные синкопированные хлопки в ладоши, повороты, прыжки. Весь комплекс благотворно влияет на развитие не только слуха, но и мышечной памяти, т. е.  крупной моторики – координации частей тела. В связи с этим учителем совместно с узкими специалистами проводится большая работа по систематизации композиции праздника, т. е. его смыслового содержания, ритмической основы песен, слухового восприятия музыки, а также длительный процесс разучивания движений танца.  

   Праздничные мероприятия, могут быть связаны не только с днем первоклассника, с «Золотой осенью», «Новым годом», «Международным женским днем 8 Марта», «Днем защитников отечества», а также прощание с начальной школой. Все названные мероприятия могут стать постоянной традицией совместного проведения, учащихся с родителями, которые являются не только зрителями, но и непременными участниками проводимых торжеств. Отметим, что на базе класса можно создать постоянно действующий кружок декоративного прикладного творчества, а также вокальный, танцевальный ансамбль и т. п. Учитель и дети могут принимать активное участие в олимпиадах, фестивалях, конкурсах. Примером является ансамбль «Ягодка» созданный в 2008 году в начальной школе № 36 (классный руководитель Бурнаева С. Н., руководитель танцевальной группы заслуженный работник культуры РМ, лауреат Государственной премии РМ Федюшкина И. Н.). Названный кружок, точнее ансамбль танца неоднократно занимал призовые места, получал дипломы и медали лауреата на фестивалях и конкурсах проводимых в Саранске (Межрегиональный и Республиканский фестиваль детского творчества «Пластилиновая ворона», 2009, 2010;  Городской фестиваль-конкурс современного танца «Ёндолня», 2010, 2011, 2012; Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», 2008, 2009). Руководители ансамбля «Ягодка» неоднократно получали благодарность от Главы Республики Мордовия, а дети в 2009 году награждались подарками.

 Таким образом, комплексный подход к внеклассному обучению средствами народного творчества и профессионального искусства позволяет системно воздействовать на психику ребёнка. Например, полученные впечатления на занятиях декоративно-прикладным творчеством, песнями, танцами, оставляют яркий след в памяти учащихся. Это не только эмоционально-творческое воздействие на их поведение, но и на отношение к традиционным занятиям в школе. У детей активизируется связь с прикладным творчеством, музыкой, вокальным искусством, а также с танцевальным текстом и бытовым движением, т. е. вместе с обучением танцу, приобретаются другие избирательные навыки необходимые в быту – отношение к шаговому движению, подаче красивого жеста, устойчивости осанки, мимики лица и пластики тела. От этого формируется у учащихся вкус, личностное отношение к музыкально-танцевальному репертуару не только «Ягодки».

Бытует мнение – «ребенок с хорошими физическими данными один на тысячу». Практика доказывает – танцевать могут практически все. С помощью специальных занятий развивается чувство ритма, музыкальный слух, воображение, образная память, фантазия, пластические ощущения необходимые в художественно-творческой деятельности учащегося. Не последнюю роль играет словесная речь, которая сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов в условиях публичного выступления необходимая компонента праздника, т. к. она дает возможность проявить себя и развивает артикуляцию речи не только на уроках литературного чтения. Результатом кропотливой индивидуальной работы учителя с учащимся по сочинению четверостишия и сказки явилась победа в 15-ом этапе республиканского конкурса «Моя сказка» (Данила Плютэнко награжден значком и грамотой за сказку «Как дракон солнце проглотить хотел», а также за стихотворение «Мой прадед», посвященное 65 годовщине Великой победы, опубликованных в газете «Сударыня», 2010).

Хороший результат в воспитании эстетического развития детей можно достичь посещением «Центра творчества детей и подростков», в котором проводятся практические занятия по декоративно-прикладному творчеству, где рисуют карандашами, красками, пальцем на замерзшем стекле и многими другими инструментами, а также учатся хорошо владеть иглой для того чтобы вышивать и рисовать нитью. Техника бисероплетения требующая тонкого понимания красоты, безупречного художественного вкуса, художественного такта, фантазии мастерства как устойчивая компонента в воспитании выдержки. Мягкая игрушка как забава, игра, которая доставляет истинную радость, переносит в мир детства, вызывает добрую улыбку.

Главной опорой учителя являются родители учащихся. Они помогают в проведении таких мероприятий краеведения как программа «Музей и дети» (посещения Мордовского республиканского краеведческого музея им. И. Д. Воронина, музея им. С. Д. Эрьзи, музея народной мордовской культуры и др.), которая решает задачу не только музейной культуры. Проведение занятий в окружении подлинных экспонатов помогает развитию эстетических чувств и вкусов, где сама среда оказывает сильное воздействие на учащегося, благотворно воздействует на формирование системы ценностей, учит бережному отношению к памятникам, к документальным свидетельствам прошлого, их охране. Нравственно-воспитательным акцентом занятий является патриотическая тема, которая может быть посвящена истории родного края, как неотъемлемой части России:

1) «Древние люди» (быт, орудия труда, охота, украшения).

2) «Доспехи русского воина» (оружие и средства защиты от врага).

 3) «Свадебный костюм мордовской невесты» (практика одевания в этнический костюм мокши и эрзи).

4) «Школа 19 века» (игра-экскурсия – «Как училась бабушка Алдуня»).

Итак, различные методы активизации творческого начала способствуют внедрению в процесс внеурочного обучения игровой, ролевой, вопросно-ответной форм занятий. Практический опыт показывает, что ребенок учится абстрактно мыслить, пользоваться новыми терминами, фантазировать и развивать речь. Приведенные примеры вдохновляют, активизируют творческую мысль, отвечают задачам художественного и трудового воспитания. Комплексный подход к системности занятий по эстетическому развитию учащихся открывает большие возможности для развития инициативы учителя. Важная составляющая – создать в учебном коллективе доброжелательную обстановку, а праздник как яркое событие должен остаться  в памяти ребенка на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Эвенкийский танец как средство эстетического воспитания ребенка

Танец – искусство, близкое и доступное для широких народных масс. Оно чрезвычайно популярно во всех народах, создавших громадное количество прекрасных и разнообраз...

Методический доклад на тему: «Хореография как одно из средств эстетического воспитания».

Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к...

«Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения учащихся начальных классов».

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных н...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...