Эвенкийский танец как средство эстетического воспитания ребенка
статья на тему

Герасимова Саргылана Христофоровна

       Танец – искусство, близкое и доступное для широких народных масс. Оно чрезвычайно популярно во всех народах, создавших громадное количество прекрасных и разнообразных танцев, в танцах отражается лучшие черты народного характера, картины народной жизни, быта, родной природы.. Танец – едва ли не самый популярный среди детей вид искусства, который имеет и воспитательную ценность. Осваивая его, дети не только разучивают движения, они создают художественный образ, а для этого нужно понять музыку и замысел автора постановки, найти характер движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evenkiyskiy_tanets.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №53 «Гномик»

городского округа «город Якутск»

 г. Якутск, ул. Дзержинского, 57  тел/факс: 40-24-92

Воспитатель  первой категории

Герасимова Саргылана Христофоровна

“ЭВЕНКИЙСКИЙ ТАНЕЦ

КАК СРЕДСТВО  ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Цель: Сохранение и развитие традиционной культуры народов Севера у детей дошкольного возраста по средствам народного танца.
     

       Танец – искусство, близкое и доступное для широких народных масс. Оно чрезвычайно популярно во всех народах, создавших громадное количество прекрасных и разнообразных танцев, в танцах отражается лучшие черты народного характера, картины народной жизни, быта, родной природы.. Танец – едва ли не самый популярный среди детей вид искусства, который имеет и воспитательную ценность. Осваивая его, дети не только разучивают движения, они создают художественный образ, а для этого нужно понять музыку и замысел автора постановки, найти характер движений.

       Сохранение и развитие народов Севера как этноса в целом, так и его своеобразной культуры, зависит от соблюдения исторической преемственности между поколениями. Преемственность культурных традиций воспитания дает новым поколениям возможность вбирать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей  человечества, обогащать в новых условиях многообразие духовных    ценностей. Сохранять национальную культуру, знать обычаи и традиции – значит сохранять основу жизни этноса. Это зависит от совершенствования системы образования. Одним из интересных явлений культуры народов Севера является танцевальный фольклор . В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках, воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства.

       Дошкольник, который танцует,  испытывает неповторимое ощущение от свободы и легкости своих движений. Его радует точность, красота и пластичность  эвенкийских танцевальных движений и это служит источником эстетического воспитания. Танцы эвенков отличаются пластическим набором подражательных движений, имитирующих трудовую деятельность человека, повадки птиц, оленя и других животных.

    У Северян нашей Республики есть плодотворный труд опыт проведения таких традиционных народных праздников и обрядов: «Бакалдын», «Икээнипкэ», «Шахадьибэ», «Чичипкан» и другие обряды. Во всех этих праздниках и обрядах исполняются традиционные, обрядовые и фольклорные танцы.

     В нашем детском саду №53 «Гномик», мы проводим разные мероприятия, конкурсы для детей и родителей, в том числе наш национальный праздник «Ысыах».
     На этих праздниках дети с удовольствием танцуют эвенкийские танцы, например как «Журавли», «Охотники», «Игры предков». В этих танцах дети учатся передавать  в движении повадки животных, повседневный труд эвенков связанный с охотой,  учатся двигаться легко и свободно, самостоятельно ориентироваться в пространстве.    

       

                            Методика обучения эвенкийским народным танцам  

   

      Дэредэ – эвенкийский круговой танец

Участники движутся по ходу солнца, умеренно, но затем круг увеличивается, темп движения нарастает. И заканчивается танец быстро, резкими прыжками.

   

     Мончоракон – танец амурских эвенков, издавна осевших в Томпонском районе. Это танец исполняют на 2/4. Движения порывисто, стремительно, с резкими прыжками низкими приседаниями. Начинают танец по 5-6 человек во главе с запевалой взявшись за руки и двигаясь по ходу солнца.  

    Групповые танцы – предшествовали хороводным, также имел подражательный характер. Они отличались импровизацией, свободной композицией. Этот танец не имеет четкой формы, имеют интерес архаичной формы танцевального искусства.

   

   Индивидуальные танцы – педагог закрепляет умение детей передавать ритмический рисунок навыки передавать в движении характер музыки. Учить детей легко, свободно выразительно, в соответствии с характером музыки. Самостоятельно ориентироваться в пространстве: действуя по одному и коллективе. Групповые танцы – предшествовали хороводным, также имел подражательный характер. Они отличались импровизацией, свободной композицией. Этот танец не имеет четкой формы, имеют интерес архаичной формы танцевального искусства.

   

    Танец карав (журавль) – распространен в Якутии, особенно в Алданском и Томпонские районы.

    Ребенок должен уметь эмоционально, образно передать в движении настроение, чувства, показать характер и своеобразные повадки журавля. Танцы без определенного сюжета- это танцы построенные на играх. Игры были и есть, один из любимых видов занятий северных народов.

   

   Танцы с промысловой темой- охота и рыболовство испокон веков являются традиционным занятием народов Севера.

Охотничьи обряды.

  • «Чичипкан» - танец связанный с охотой. «Чичипка» дерево идол, что означает развилку, ставят на новом месте, где можно поохотиться. Фигура изображает спутника Байаная-Сэмэкэя со щукой.
  • «Икенипкэ»- охотничьи обряды сопровождались танцами, имитирующими преследования зверя
  • «Шингкэлавун» - ряженные в оленьи шкуры, рогами на голове, охотники тайги исполняли танцы.
  • «Икэн» - песня-импровизация, прежде – спортивное соревнование охотников воинов, позже танец под пение тут же импровизированные песни.

Бытовые танцы - воспроизводящие быт и повседневные занятия, связанные с основным женским трудом. Движения, сопровождающие определенные бытовые действия, сами названия танцев «За ягодами», «Мастерицы», «Шуточный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...

Комплексное развитие учащихся начальных классов средствами эстетического воспитания

Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара....

Эстетическое воспитание на уроках математики

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым...

Методический доклад на тему: «Хореография как одно из средств эстетического воспитания».

Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к...