Антикоррупционное воспитание и образование в школе
методическая разработка по теме
Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства. Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение ответственных за антикоррупционную деятельность планируется в октябре – ноябре 1 группа и февраль-март 2 группа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательного модуля
«Антикоррупционное образование и воспитание в школе»
(18 часов).
№ п/п | Наименование разделов, дисциплин, тем | Всего часов | В том числе: | Форма контроля | |
Лекции | Практика | ||||
1. | Государственная политика РФ по противодействию коррупции | 9 | 6 | 3 | |
1.1 | Нормативно-правовые основы борьбы с коррупцией | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | Анализ зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции | 1 | 1 | ||
1.3 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 | ||
1.4 | Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Нормативно-правовые основы деятельности руководителя ОО | 2 | 1 | 1 | |
1.6 | Деятельность руководителя ОО по профилактике и предупреждению коррупционных ситуаций в ОО | 1 | 1 | ||
2. | Формирование антикоррупцион- ного мировоззрения личности: теория и практика | 8 | 4 | 4 | |
2.1 | Содержание и технологии антикоррупционного образования в ОО | 1 | 1 | ||
2.2 | Антикоррупционная проблематика в учебных программах | 1 | 1 | ||
2.3 | Пути формирования антикоррупционного мировоззрения как части социально-гражданской компетентности личности | 1 | 1 | ||
2.4 | Инновационные формы антикоррупционного образования в контексте требований ФГОС | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения через внеклассные, внеурочные формы работы | 2 | 1 | 1 | |
2.6 | Методика анализа эффективности антикоррупционного образования | 1 | 1 | ||
Защита проекта | 1 | ||||
Итого | 18 |
Пояснительная записка
Цель программы: формирование готовности педагогических работников к решению актуальных профессиональных задач в сфере антикоррупционного образования, оказание теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к формированию антикоррупционного мировоззрения участников образовательного процесса.
Задачи освоения программы слушателями:
изучить нормативно-правовые основы политики противодействия коррупции; систематизировать знания о сути и негативных последствиях коррупции в обществе;
освоить пути раскрытия содержания антикоррупционной тематики и пути организации его усвоения с учетом образовательных возможностей школьников;
изложить педагогические технологии воспитания ответственного гражданина России, методические пути формирования мотивации к осознанному нравственному антикоррупционному поведению;
повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников в области проектирования занятий антикоррупционного содержания.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Актуальность и практическая значимость. Современный этап развития нашего общества характеризуется развитием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных и правовых ориентиров. В правовых ценностях воплощается сложившийся в обществе идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке.
Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Современные антикоррупционные меры в основном направлены на ужесточение контрольных и репрессивных действий и не затрагивают основы существования коррупции в общественном сознании в целом. Эта проблема требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия коррупции.
Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках ФГОС и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся
Успешность проведения антикоррупционной политики — это не только социальная проблема, но и предмет научных, мониторинговых исследований итогов деятельности образовательных организаций. Необходимо создать условия для превращения накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты); готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом; использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).
Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.
Структура программы
Образовательная программа состоит из двух разделов по 9 часов:
1) Государственная политика РФ по противодействию коррупции.
2) Формирование антикоррупционного мировоззрения: теория и практика.
Планируемые результаты обучения по ДПП
Обучающийся в результате освоения программы должен обладать социальными антикоррупционными компетенциями:
ПК 1. Готовность использования нормативно-правовых, методологических основ при организации изучения содержания антикоррупционной направленности.
ПК 1.1. Готов формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к негативным социальным явлениям;
ПК 1.2. Готов владеть нормативно-правовыми основами политики противодействия коррупции, формировать у всех субъектов образовательного процесса нетерпимое отношение к проявлениям коррупции;
ПК 1.3. Способен руководствоваться в своей деятельности современными нормами и принципами антикорруционного поведения.
ПК 2. Способность раскрывать основное содержание, отвечающее целям и задачами антикоррупционного образования, анализировать его результативность.
ПК 2.1. Способность адекватного анализа различных источников информации, социального опыта и личностной оценки данного социального явления;
ПК 2.2. Способность обоснованно применять вариативные приемы и методы обучения, современные методики и технологии формирования антикоррупционного мировоззрения;
ПК 2.3. Способность организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть ее результат, осуществлять анализ.
ПК 2.4. Способность мотивировать и стимулировать антикоррупционное поведение участников образовательного процесса.
Сфера применения слушателем полученных/усовершенствованных компетенций
Организация и анализ результативности антикоррупционного образования участников образовательного процесса в ОО.
Промежуточная и итоговая аттестация:
1. Выпускная работа (проект): модель урока/занятия, проекта в форме методической разработки, презентации;
Итоговый контроль и оценка результата освоения ДПП
Результат | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Освоение педагогом современных методологических и методических подходов к организации антикоррупионного образования и воспитания | Слушатель – знает нормативные, методологические, психолого-педагогические основы противодействия коррупции; – способен использовать в профессиональной деятельности формы и методы, способствующие формированию социальной антикоррупционной компетентности личности; – способен осуществлять процесс формирования антикоррупционного мировоззрения в урочной и внеурочной деятельности. | Разработка и защита модели урока, проекта. |
Процедура: итоговая аттестация проводится в форме представления и защиты слушателями индивидуальных или групповых мини-проектов, создаваемых в ходе освоения программы.
Предусмотрена вариативность в выборе тем проектов обучающимися.
Примерные требования к выпускным работам слушателей
Итоговой аттестационной (выпускной) работой слушателя курсов повышения квалификации является представление методической разработки (проекта, технологической карты) учебного занятия (урока или системы уроков).
Методическая разработка включает:
1. Тема урока, занятия.
2. ФИО автора(ов), место работы, должность.
3. Цели (формулировка планируемых образовательных результатов: метапредметных (компетентностных), личностных (ценностных), предметных.
4. Содержание занятия: описание хода (фрагмента) урока (виды деятельности учителя и учащихся с использованием современных образовательных технологий, в т.ч. Интернет-ресурсы и т.д.).
Критерии оценки методической разработки
1. Соответствие целям ФГОС второго поколения (деятельностный подход).
2. Замысел и ход занятия раскрывает поставленные цели.
3. Содержание занятия научно, доступно.
4. Качество методического обеспечения, методы, технологии обучения и контроля адекватны возможностям учащихся, эффективны для достижения образовательных результатов.
5. Партнерский, диалоговый стиль отношений педагога и учащихся. Убедительность.
6. Возможность практической реализации в массовой практике.
7. Дополнительные достоинства разработки (оригинальность, современные технологии, образность и т.д.).
Объем методической разработки – не более 5-6 страниц формата А4 (MS Word в форматах .doc, .docx или .rtf, шрифт – Times New Roman, 12, полуторный интервал).
№ п/п | Наименование разделов, дисциплин, тем | Всего часов | В том числе: | Форма контроля | |
Лекции | Практич. | ||||
1 | Коррупция как социально-историческое явление | 9 | |||
1.1. | Историческая ретроспектива зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции | 3 | 2 | 1 | |
1.2. | Анализ современной нормативно-правовой базы противодействия коррупции | 3 | 2 | 1 | |
1.3. | Профилактические меры по предупреждению явлений коррупции в жизни современного российского общества | 3 | 1 | 2 | |
2. | Теоретические основы практического формирования антикоррупцион- ного мировоззрения личности. | 9 | |||
2.1. | Антикоррупционная проблематика в учебных программах | 3 | 2 | 1 | |
2.2. | Инновационные формы антикоррупционного образования в контексте требований ФГОС. | 3 | 2 | 1 | |
2.3 | Методика анализа эффективности антикоррупционного образования | 3 | 1 | 2 | |
Итоговый контроль | Защита проекта, кейс | ||||
ИТОГО | 18 | 10 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"
Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....
Антикоррупционное воспитание на уроках английского языка.
Данное сообщение посвящено антикоррупционному воспитанию на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в нашей школе ГОУ СОШ 476...
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.
Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отн...
Интерес на уроке хора - важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе
Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету....
Организация экологического воспитания в условиях сельской школы
Из опыта работы учителя географии/биологии Поповой М.В.. В статье представлены напавления и формы работы по организации экологического воспитания в сельской школе....
Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.
Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся....
Доклад "Предложения по организации антикоррупционного воспитания обучающихся ГБПОУ НСО "Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова"
СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...