Доклад "Предложения по организации антикоррупционного воспитания обучающихся ГБПОУ НСО "Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова"
презентация к уроку
СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_korruptsiya_filippova_compressed_1.pdf | 1.61 МБ |
doklad_metod_sovet_predlozheniya_po_antikorruptsionnomu_vospitaniyu.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2
им. Героя России Ю.М.Наумова»
Доклад
Предложения по организации антикоррупционного воспитания обучающихся ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова»
Подготовила: преподаватель Филиппова М.Н.
Цель: создание и внедрение организационно - правовых механизмов, нравственно-психологической атмосферы, направленных на эффективную работу по антикоррупционному воспитанию обучающихся в центре.
Задачи:
- ознакомление с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478;
- анализ работы образовательного учреждения по антикоррупционному воспитанию обучающихся за прошедшие годы;
- разработка и внедрение организационно-правовых механизмов при организации антикоррупционного воспитания обучающихся;
- совершенствование методов обучения и воспитания обучающихся нравственным нормам, составляющим основу личности, устойчивости против коррупции.
«Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена
и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».
Томас Гоббс
1. Что такое коррупция. Актуальность темы коррупции для России
31 октября 2003 года Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции.
Ассамблея постановила что 9 декабря должно быть названо Международным днем борьбы с коррупцией.
Конвенция вступила в силу в декабре 2005 года.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» законодатель сформулировал следующее определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица».
К сожалению, данное явление становиться нормой в нашем государстве. В реальной жизни мы слишком часто сталкиваемся с ней практически во всех сферах жизнедеятельности человека, в частности в правоохранительных органах, которые по сути своей должны с ней бороться.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции за 2020 год. Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали. Лидируют в индексе Дания и Новая Зеландия, набрав по 88 баллов.
Значение индекса в 30 единиц характеризует очень высокий уровень восприятия коррупции, что отражает отсутствие системного противодействия коррупции. В нашем случае оно подменяется единичными уголовными делами и точечными изменениями в законодательстве.
Вывод: Проблема коррупции и необходимость ей противостоять в настоящее время в России является актуальной.
2. История коррупции в России
“Коррупция хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов”
Традиционно коррупция рассматривается как социально-правовое явление, которое имеет многовековую историю и проявляется в той или иной степени в каждом государстве.
Зарождение “легальной” коррупции относится к ΙХ-Х вв., когда возникает, по примеру Византии, институт “кормления” - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет “кормить” наместника.
Кормление было официально отменено в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго, быть может – до сих пор.
Факты коррупции в России упоминаются и в летописях XIII века. Впервые в России законодательные ограничения на коррупцию пытался ввести Иван III, а Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за коррупцию.
В XVI - XVII вв. было широко распространено такое понятие, как "почесть", которая была формой добровольного подношения и была призвана выражать уважение к тому, кто ее удостаивался. Уважительное значение «почести» происходит от русского обычая одаривать уважаемого человека, и особенно начальство.
На Руси появилось великое множество поговорок и пословиц о взятках и взяточниках. Вот некоторые из них:
Суд прямой, да судья кривой.
Не подмажешь — не поедешь.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.
Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом.
Пред Бога — с правдой, а пред судьей — с деньгами.
Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос.
Коррупция как характерная черта российской власти, окончательно укрепила свои позиции в XVII– XVIII веках, когда бюрократия и волокита придали взяточничеству столь мощный импульс, без которого было немыслимо ни одно действие должностного лица.
В XVIII веке началась новая эпоха в истории борьбы русских самодержцев с коррупцией. Создавая империю, Петр I был удивлен масштабами коррупции в системе государственного управления, принял «Табель о рангах», которым ввел систему градации государственных служащих, а установленная твердая сумма денежного вознаграждения за службу должна была искоренить взяточничество.
Своими Указами «О воспрещении взяток и посулов» Петр ввел репрессивные меры для замеченных в совершении указанных действий, вплоть до смертной казни. Однако даже столь суровые меры не смогли остановить процветающую коррупцию.
Указом от 23 августа 1713 г. Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки.
В 1722 году в России был создан важнейший контрольный орган – прокуратура.
Однажды разгневанный Петр заявил, что перевешает всех взяточников, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно ответил: "не хватит веревок".
После смерти Петра I, низшие чины, вернулись к прежнему принципу о «непредусмотренных расходах» и фактически узаконили взятку.
Только в период правления Екатерины II, чиновники всех уровней стали получать фиксированное денежное жалование, и соответственно все остальные доходы подпадали под категорию взятки.
В дальнейшем в период расцвета Российского государства с XVII по XIX века произошло развитие тотальной коррупции, которая стала одной из причин революции 1917 года, когда Российская Империя, существовавшая на протяжении веков, практически была уничтожена.
Хотя большевики и не любили наказывать своих однопартийцев, в мае 1918 года Совету народных комиссаров все же пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел.
В одном из циркуляров Наркомата юстиции 1927 года значится: «В течение... месяца... повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании».
Коррупция вновь начала процветать при НЭПе.
С началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне.
Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает.
«Взяточничество,- написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам,- в современных советских условиях стало относительно редким явлением».
История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризовалась несколькими интересными и важными чертами.
Во-первых, власть не признавала слово «коррупция», позволив ввести ее употребление лишь в конце 80-х годов XX в. Использовались такие термины, как «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит – явление.
Вовторых, советское «правосознание» в большинстве случаев удивительно наивно и непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений, в связи, с чем коррупция к середине 80-х годов XX в. поразила значительную часть государственных служащих.
С распадом СССР коррупция мутировала в полуоткрытый грабёж.
Бизнес уходил от налогов благодаря большому количеству лазеек в законах и бездействию правоохранительных органов в этой сфере.
Многие честные чиновники уходили в частный сектор, где зачастую уровень оплаты труда был намного больше, а их место занимали те, кто пришёл на госслужбу «зарабатывать» на получении взяток.
Аналитики отмечают, что в конце ХХ века коррупция в России стала бизнесом. Если в начале 90-х годов предприниматели должны были платить различным преступным группировкам, чтобы обеспечить себе «крышу», то в конце функции «крышевания» осуществляли должностные лица.
В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.
Вывод: Проблема коррупции как социального явления имеет глубокие исторические корни.
3. Проблема коррупции как социально-правового явления
Понимание коррупции как социально-правового явления не может и не должно сводиться к примитивному взяточничеству. Завуалированными и очень опасными для общества и государства проявлениями коррупции являются протекционизм, незаконное спонсирование политических партий и движений, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ.
Проблема коррупции заключается в том, что она:
- представляет собой противоправную деятельность, усиливающую криминальные проявления в обществе;
- подрывает и разрушает общественные институты, уменьшает профессионализм в системе государственной власти, что является одной из причин низкого уровня государственных решений по экономическому и политическому реформированию;
- подрывает позитивное экономическое развитие, порождая и стимулируя теневую экономику;
- в области общественных отношений противостоит таким административным ценностям, как равенство, эффективность, прозрачность и честность, что приводит население к безверию в возможность достижения демократии и справедливости.
Вывод: Коррупция как социально-правовое явление негативно сказывается на общественных институтах, экономическом развитии страны в целом. Коррупция ведёт к значительному удорожанию услуг и товаров, от чего страдает большинство населения страны. Она обрекает экономику на деградацию, окончательно дискредитируя действующую политическую систему.
4. Стратегия правительства в сфере образования в рамках антикоррупционной работы
Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 Министерству просвещения Российской Федерации необходимо:
1. Продолжить работу по включению в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности готовности содействовать пресечению такого поведения. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 15 июня 2022 г.
2. Обеспечить утверждение и реализацию программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 - 2024 годы, предусмотрев в том числе проведение соответствующих мероприятий для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования. Доклад о реализации указанной программы представлять ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.
Вывод: Правительство Российской Федерации отводит важную роль в противодействии коррупции Министерству просвещения Российской Федерации в целом и профессиональному образованию в частности.
5. Анализ участия обучающихся центра в просветительских мероприятиях, направленных на формирование у подростков нетерпимости к коррупционным проявлениям
В результате проведенного анализа воспитательных мероприятий по теме коррупции за период 2017-2020 годы можно сделать вывод, что в центре ведется работа, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения подростков.
В 2017-2019 годах обучающиеся центра принимали участие в:
- областном конкурсе плакатов "Я против коррупции" среди обучающихся государственных образовательных профессиональных учреждений Новосибирской области, организованном Уполномоченным по правам человека в Новосибирской области. Результат - 2 место;
- областном конкурсе видеороликов "Молодежь против коррупции" среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области. Результат - Лауреат 1 степени;
- областном молодежном конкурсе социальной антирекламы "Вместе против коррупции", организованном Министерством образования Новосибирской области и ГБУ НСО "Дом Молодежи". Результат- номинация "Лучший видеоролик" - 1 место Зарифов Максим, Пахомов Сергей, номинация "Лучший плакат" - 3 место Пахомов Сергей;
- областном конкурсе видеороликов "Молодежь против коррупции", среди обучающихся государственых профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области. Результат - Лауреат 2 степени.
- В 2020 г. приняли участие в онлайн конкурсе тематических плакатов «Молодежь против коррупции!» среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений Новосибирской области;
- проведено внеклассное мероприятие в форме «круглого стола» по теме «Борьба с коррупцией»;
- приняли участие в интеллектуальной игре «Мы против коррупции!», которая проходила среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений.
Вывод: Обучающиеся принимают участие различных мероприятиях по теме коррупции, но это единичные случаи.
6. Предложения по организации работы антикоррупционного воспитания обучающихся образовательного учреждения
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- Познакомить подростков с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
- Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
- Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках социальных дисциплин;
- обретение опыта решения жизненных и учебных проблем на основе взаимодействия педагогических работников и обучающихся;
- педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.
Исходя из этого целесообразно в дальнейшем, при осуществлении антикоррупционной работы с обучающимися, использовать весь потенциал воспитательной работы в центре.
С сентября 2021 года на большинство педагогических работников центра возложены функциональные обязанности по осуществлению классного руководства. Классным руководителям необходимо при планировании воспитательной работы в группах включать в программу воспитания мероприятия, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Помимо этого антикоррупционное воспитание в образовательном учреждении должно осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в образовательные программы, так и нетрадиционных, таких как проведение разного рода молодежных инициатив в дополнительном образовании на базе общежития: акции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия.
Учитывая, что основной целью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятная для его интеграции среда — социальные дисциплины: Правовые основы производственной деятельности, Основы финансовой грамотности, Охрана окружающей среды, Эстетическое воспитание, Психология общения, Социально бытовая адаптация, Социально средовая адаптация.
Антикоррупционное воспитание обучающихся, несомненно требует от педагогов и мастеров п/о определённого мастерства, так как для проведения классных часов и иных мероприятий необходимо методическое оснащение.
Оно может быть представлено в виде адаптированного материала для обучающихся с ОВЗ, содержащего описание различных форм антикоррупционного просвещения (практикумы, игры, интернет-уроки, разработки системы заданий).
Это должно стать инновационным направлением в методической деятельности центра, методиста и каждого педагогического работника.
Вывод: Подготовить человека, способного взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий, сформировать антикоррупционное мировоззрение требует времени. И эффект от любых проводимых мероприятий будет виден не сразу.
И только проводя систематическую работу, к концу обучения мы сможем развить у обучающихся нетерпимое отношение к коррупционным действиям.
Литература:
1. Титкова, Е. А. История развития коррупции в России / Е. А. Титкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55566/
2. Лекция ст. преподавателя ЮИ ДГУ М.М.Абдуразакова lection2.pdf (dgu.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...
Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.
Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся....
Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...
Педагогический проект Подготовка обучающихся по профессии «швея» ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова» к участию в Региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирская область
Чемпионат «Абелимпикс» позволяет выявлять и поощрять талантливых обучающихся, повысить их самооценку и заявить о себе, как о профессионале, поэтому они являются одним из наиболее перспекти...
Методическая разработка на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»
Выпускная аттестационная работа на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»....
Методическая разработка на тему «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….… 6...
«Внутриличностные конфликты обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» и методы их разрешения»
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью снижения психологического напряжения обучающихся учебных центров ОАО «РЖД» при прохождении подготовки по специа...