Образовательная программа: "Первые шаги"
рабочая программа на тему

Исянова Елена Викторовна

     Направленность образовательной программы «Первые шаги», представляет дополнительный образовательный курс художественно -эстетической направленности.

При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автолом программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovaniya_pervye_shagi.docx295.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Куть-Яхская СОШ »

Программа

 «Первые шаги»

(для учащихся 5 класса – 11-12 лет)

Срок реализации: 1 год

                                                                            Составила: учитель технологии и ИЗО

                                                                                                  НРМОУ «Куть-Яхская СОШ»

                                                                               Исянова Е.В.

п. Куть-Ях

2011/2012 учебный год


Программа «Первые шаги»

Пояснительная записка.

В служении – основа жизни,
На благо всей отчизне.

А значит, благо будет и тебе.
Работать иль учиться,
Цель – людям пригодиться,
И состояться в собственной судьбе
.

Актуальность: педагогическая целесообразность данной программы- актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным закалом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Проблема формирования у учащихся эстетического  отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.

В танцевальных группах немаловажное место занимает подготовка репертуара и выступление

перед зрителем. Каждое хореографическое произведение или сценическая

композиция, осваиваемая в учебном курсе требует от учащихся

эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и

физических сил.

Новизна: в ходе подготовки кадеты изучают элементы строевой подготовки в перестроении, получают навыки выступления перед зрителем, занятия способствуют социальной активности ребенка, знакомится с основами искусства, приобщается к одному из его видов.

     Направленность образовательной программы «Первые шаги», представляет дополнительный образовательный курс художественно -эстетической направленности.

При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автолом программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.

Цель: способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию, научить их выполнять обязанности кадета перед построением и в строю. Воспитывать  дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов.

Задачи:

выработать навыки и умения по одиночной строевой подготовке;

прививать умение образцово выполнять команды и соблюдать дисциплинированность;

создать условия для саморазвития личности обучающихся;

развить у подростков элементы четкости и слаженности движения.

дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

осваивать основы народного, классического бального танцев;

знакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;

научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;

учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;

привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие);

развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;

пробуждать фантазию, способность к импровизации;

развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.

Специфика программы

Программа с 1 по 2 лег обучения содержит разделы:

- ритмика;

- танцевальная азбука,

- танцевальный репертуар.

Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятие, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением. Также целесообразно ввести разучивание и использование аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставлять детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически.

Раздел «Танцевальная азбука» содержит элементы классического, народного, бального танца. Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановку корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Также необходимо в течение всего обучения знакомство и тесное взаимодействие  детей с партерным экзерсисом, т. е. с гимнастикой на полу. Она способствует укреплению мыши шеи, спины., пресса, тем самым избавляет детей от физического переутомления улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия.

Раздел «Танцы» включает классические, бальные, современные танцы в обучающем, постановочном в сценическом варианте. Дополнительное включение в программу обширного танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Это требует  учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности, умение организовать себя и показать на профессиональном уровне полученные хореографические знания, умения, навыки, раскрыть себя как творческую личность

Основная воспитательная задача строевой подготовки заключается в том, чтобы сформировать и закрепить у кадетов уважительное отношение к строевой выучке как традиционному важнейшему атрибуту воинской службы. Данная задача должна решаться не только на занятиях по строевой подготовке.

Активному формированию уважительного отношения к строевой подготовке будут способствовать также ритуалы. Это ритуалы, связанные с выносом и подъемом Государственного флага, Знамени своего клуба, объединения, при торжественных построениях кадет  в знаменательные даты в жизни страны и Вооруженных РФ, во время несения почетного караула у памятников, обелисков и мемориальных знаков, построениях перед началом занятий в клубе, во время военно-спортивных игр, при отдании воинской чести своим руководителям инструкторам военнослужащим, консультантам военно-спортивных игр и друг другу, во всех случаях ношения юнармейской формы одежды. Обстановка торжественной церемонии, военизированного соревнования побуждает кадет овладевать строевыми приемами и навыками. Участие в ритуалах будет порождать у кадет эмоциональный подъем.

Строевая подготовка - предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе "делай, как я", когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем.

Данная программа предполагает реализацию в кадетском классе (5 класс) НРМОУ «Куть-Яхская СОШ». Данный класс курирует Куть-Яхский отряд службы экстренного реагирования Нефтеюганского района. Поэтому на занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, но и строевая выправка и молодцеватость (красивая осанка и твердая походка), ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности подразделения, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей.

        Отличительной особенностью данной программы является развитие творческого мышления, логических, технологических и физических способностей каждого ребенка, занимающегося в кадетском объединении, при использовании элементов технологий развивающего личностно-ориентированного обучения, уровневого дифференцированного обучения на основе обязательных результатов, игровых и проблемных технологий.

По данной программе занимаются дети – новички.

        Подготовка предполагает два основных направления: теоретическое и практическое.

        Практическая подготовка проводится на базе общеобразовательной школы и СК «Лидер»

п. Куть-Ях.

Расписание занятий:  вторник – 16.20 - 17.10

                                        суббота  – 12.05 - 12.45.

Срок реализации программы:

Программа кружка «Первые шаги» рассчитана на 1 год обучения – 102 часа. Программа предназначена для учащихся 11-12 лет, когда происходит: раннее профессиональное становление, утверждение в кругу сверстников, осознание себя в какой-либо деятельности через значимые и сформированные качества.


Наполняемость группы 12 человек.

      Главная задача подготовки кадетов в том, чтобы, дать  воспитанникам необходимые знания и выработать навыки их действий как кадет в современном перестроении, закалить обучаемых физически и воспитать у них веру и убежденность в правильности выбранного жизненного пути.
      Основная подготовка кадетов осуществляется согласно настоящей учебной программе.

По итогам изучения курса обучения:

 Кадет должен знать
-  понятие о такте и затакте, слабую и сильную доли;

- позицию ног

- терминологию;

- первоначальные сведения о бальном танце.

Кадет должен уметь:
-  четко и правильно выполнять строевые приемы и действия на занятиях и в повседневной жизни, слаженно действовать в составе класса в пешем порядке,
-  иметь образцовый внешний вид и строго соблюдать правила ношения формы (при наличии таковой);

- правильно выполнять различные перестроения;

- исполнять комбинации из изученных движений;

- грамотно выполнять элементы классического тренажа;

- исполнить композицию полонеза.

Иметь представление:  

о строе и их элементах;

о  предварительной и исполнительной команды и порядка их подачи;

 об обязанностях кадет перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте;

о строевой  стойке;

о танце;

о перестроении в движении.

Кадет должен знать:
-  положение Строевого устава ВС, в том числе обязанности кадета и командира перед построением и в строю;

- первоначальные сведения о бальном танце.

Кадет должен уметь:
-  четко и правильно выполнять строевые приемы и действия на занятиях и в повседневной жизни, слаженно действовать в составе класса в пешем порядке,
-  иметь образцовый внешний вид и строго соблюдать правила ношения формы (при наличии таковой).

- выполнять различные перестроения;

- исполнять комбинации из изученных движений;

- грамотно выполнять элементы классического тренажа;

Форма итогового контроля – зачет в системе дисциплин ОВП.

Конечным результатом выполнения программы является профессиональная ориентация и получение первичных навыков в выборе профессии, а также предполагается выход учащихся на участие в смотрах  строя и песни, показательных выступлениях, конкурсах различных уровней.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ И УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

№ п\п

Наименование темы

Аудиторные занятия

Практич. занятия

Всего часов

Азбука музыкального движения

1

Организационное занятие. Правила техники безопасности.

1

1

2

2

Строевой расчет.

- требования к внешнему виду

- проверка выполнения строевых приемов

1

3

4

3

Строи.

1

2

3

4

Строевой расчет.

- требования к внешнему виду

1

2

3

5

Строевой расчет.

- проверка выполнения строевых приемов

1

5

7

6

Музыкальный размер. Понятие такта и затакта.

1

2

3

7

Ритмическое упражнение с музыкальным заданием.

1

2

3

8

Строевая стойка. Повороты на месте

1

4

5

9

Движение строевым шагом

1

6

7

10

. Повороты в движении

1

5

6

11

Построение и перестроение

1

10

11

Элементы ритмической гимнастики

12

Упражнения на координацию движения

1

4

5

13

Партерная гимнастика

1

3

4

14

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

1

2

3

15

Отделение (взвод) в походном строю.

1

3

4

16

Перестроение отделения (взвода).

1

3

4

Элементы классического танца

17

Классика- основа хореографии.

2

3

5

18

Изучение элементов

1

6

7

Танцевальные движения и танцы

19

Комбинация из танцевальных движений.

1

6

7

20

Полонез

1

6

7

21

Состязания на лучшее отделение по строевой подготовке.

2

2

22

Проверка и оценка строевой подготовки.

1

1

2

Всего за год обучения

22

80

102

Содержание курса: 

 Занятие 1. 

  Тема: Азбука музыкального движения.

Теоретические сведения. Знакомство с музыкальными размерами. Понятие о такте и затакте.

Практическое  занятие. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача движений характера музыки, размера и ритмического рисунка. Определение на слух музыкального размера. Отсчет тактов и определения затактного построения. Восприятие сильной и слабой доли на слух, отмечая это в движениях. Прослушивание и анализ музыки разучиваемых танцев.

Построение и перестроение. Построение из одного круга в два. Движение круга в разных направлениях. Движение в колонны по диагонали с переходом в центре через одного.

Занятие 2-5.

Тема: Строевой расчет. Строи.

Теоретические сведения.

1. Что такое строй.Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и  частей, для их совместного действия в пешем порядке и на машинах.

2. Что такое шеренга.

     Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещаются один возле другого на одной линии,

     на установленных интервалах.

 3. Что такое фланг.

     Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется.

 4. Что такое фронт.

      Фронт – сторона строя в которую военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой

       частью).

 5. Что такое интервал.

     Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими, машинами, подразделениями и

     частями.

 6. Что такое дистанция.

     Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими, машинами, подразделениями и

     частями.

 7. Что такое глубина строя.

      Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впередистоящего военнослужащего) до

      последней шеренги (позади стоящего военнослужащего). Расстояние от первой машины до

      позади стоящей машины.

 8. Что такое двух шереножный строй.

     Двух шеренговый строй – строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в  

      затылок военнослужащему другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки

      положенной ладонью на плечо впередистоящего военнослужащего). Шеренги называют:

     «первой», «второй». При повороте строя название шеренги не меняется. Ряд – двое

     военнослужащих, стоящих в двух шеренговом строе в затылок один к другому.

   9. Что такое колонна.

         Колонна – строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а

        подразделения (машин) одно за другим на дистанции установленной уставом или  

      командиром. Колонны применяются для подразделений и частей в развернутом или походном

     строю.

10. Что такое развернутый строй.

     Развернутый строй – строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в

     одно или двух шеренговом строю (в линию машин или колонн) на установленных уставом или

      командиром интервалах). Применяются для проведения проверок, смотров, а так же в других

     случаях.

 11. Что такое походный строй.

       Походный строй – строй, в котором подразделения построены в колонну или подразделения в

       колоннах, построены одно за другим на дистанциях установленных уставом или командиром.

12. Виды развернутых строев отделений.

      Развернутый строй, может быть:

        1) Двух шереножный.

        2) В линию взводных колонн.

13. Виды походных строев отделений.

      Походный строй, может быть:

      В колонну по два.                  

      В колонну по три.

  Практическое  занятие. Построение в одну шеренгу. Соблюдение интервала. Дистанция в строю. Движение в строю.

Занятие 6-7.

Тема: Музыкальный размер. Понятие такта и затакта. Ритмическое упражнение с музыкальным заданием.

Теоретические сведения. Образные упражнения. Терминология

Практическое  занятие. Повторение упражнений изученных ранее. Общая гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей и головы. Усложнение выполнения прыжков в повороте на 180 град. И обратно. Образные упражнения «кошка», «лебедь» и др. Упражнение на координацию движений: тройной поворот головы в сочетании с боковым приставным шагом.

Партер. Повторение элементов партерной гимнастики 1-2 класса.Увеличение нагрузки в упражнениях для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Усложнения упражнений с учетом достигнутых результатов.

 Занятие  8.

Тема: Строевая стойка. Повороты на месте. 

Теоретические сведения. Повороты на месте выполняются по командам: "Напра-во!", "Нале-во!", «Кру-гом!». Повороты кругом и налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке ноги; повороты направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке ноги.

Повороты выполняются в два приема:

первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести массу тела на стоящую впереди ногу;

второй прием - быстро приставить другую ногу.

 Практическое  занятие. Движение строевым шагом. Строевая стойка принимается по команде: «Становись, СМИРНО!». По этой команде стоять прямо, без напряжения, ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать, плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Для отработки строевой стойки целесообразно отработать следующие подготовительные упражнения:

а) для выработки правильной постановки носков сапог

- по счету «раз» - носки ног свести вместе;

- по счету «два» - носки ног развести по линии фронта на ширину ступни. Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай - РАЗ, носки развести, делай - «ДВА», носки свести, делай - «РАЗ» и т.д.».

Подавая команды, руководитель следит за шириной разведения носков и попутно исправляет допускаемые обучающимися ошибки. Сначала упражнение выполняется несколько раз под общую команду, затем проверяется выполнение упражнения каждым студентом. После одиночной тренировки руководитель может принять попарную тренировку, для чего произвести расчет на первой и второй и скомандовать:

«Первые номера - налево, а вторые - направо». Затем - «Первые номера проверяют, вторые

выполняют - к попарной тренировке - ПРИСТУПИТЬ», а затем сам следит за тренировкой, исправляя недостатки и периодически меняя тренирующихся и контролирующих. Затем руководитель показывает второе подготовительное упражнение: приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посередине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой последовательности, как и предыдущие.

Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде: «Грудь - приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ, принять первоначальное положение, делай - ДВА».

Отработав подготовительные упражнения, руководитель приступает к слитной тренировке всех элементов строевой стойки, для чего подает команды: «Становись», «Смирно», или др. Команды, например: «Два шага вперед (назад) шагом марш», «Студент Петров, шаг вперед, шагом

- МАРШ» и т.д.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать студентам подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все студенты взвода легко, без наклона выполнят эту команду. Можно проверить правильность строевой стойки и поднятием носков. Руководитель подает команду:

«Поднять носки, делай - РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут. На месте, по команде «Смирно» быстро принять строевую стойку и не шевелиться.

Занятие  9.

Тема : Движение строевым шагом.

Теоретические сведения. Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см. Движение бегом осуществляется с темпом 16 5-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.

Шаг бывает строевой и походный. Строевой шаг применяется при прохождении подразделениями торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при выходе военнослужащего из строя и при возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке. Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

Движение строевым шагом начинается по команде  «Строевым шагом - марш!" (в движении "Строевым - марш!"), а движение походным шагом - по команде «Шагом - марш!".

По предварительной команде надо подать корпус туловища слегка вперед, перенести массу его на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде - начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком нужно выносить на высоту 15- 20 см от земли и ставить твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производить движения около туловища:

вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони от туловища, а локоть находился на уровне кисти руки;

назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо,

смотреть перед собой.

При движении походным шагом ногу следует выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около туловища

Практическое  занятие. При движении походным шагом по команде  «СМИРНО!» надо перейти на строевой шаг, а при движения строевым шагом по команде "Вольно!" - на походный шаг.

Обозначение шага на месте производится по команде "На месте, шагом - марш!" (в движении - "На месте!"). По этой команде шаг необходимо обозначать подниманием и

опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага.

            По команде  «Прямо!» подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.

Для прекращения движения подается команда. Например: «Рядовой Алимов - стой!".

По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, надо сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.

Для изменения скорости движения подаются команды:

"Шире шаг!"; «Короче шаг!",  «Чаще шаг», Полшага!", "Полный шаг!".

При перемещении одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда. Например: «Рядовой Алимов. Два шага вправо (влево), шагом марш!».

 По этой команде надо сделать два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подается команда. Например: "Два шага вперед (назад), шагом - марш!". По этой команде нужно сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу. При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Занятие  10 -11

 Тема: Повороты в движении. Построение и перестроение 

Теоретические сведения. Движение совершается шагом или бегом.
       Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.
        Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.
       Шаг бывает строевой и походный. Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.
        Походный шаг применяется во всех остальных случаях.
       Движение строевым шагом начинается по команде 'Строевым шагом - МАРШ' (в движении Строевым - МАРШ'), а движение походным шагом - по команде 'Шагом - МАРШ'.
         По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
       При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.
       Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.
      При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела

Практическое  занятие. При движении походным шагом по команде 'СМИРНО' перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде 'ВОЛЬНО' идти походным шагом.
     
Повороты в движении выполняются по командам:

"Нале-во!",  «Напра-во!» "Кругом - марш!".

Для поворота направо (налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде надо сделать шаг с левой (правой) ноги, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде нужно сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага впереди немного влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три). При поворотах движение руками производится в такт шага.

Занятие  12-13

Тема: Элементы ритмической гимнастики.

Теоретические сведения.

Знания и навыки. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног. Терминология.

Практическое  занятие.

Правильное положение у станка. Выполнение упражнений лицом к станку. Постановка корпуса. Позиции ног: 1-5, переход из одной позиции в другую. Элементы тренажа по выбору педагога.

Занятие  14.

Тема: Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Теоретические сведения. При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю надо повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову надо держать прямо, а правую руку опустить. При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполняется с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову надо держать прямо и правую руку опустить. Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполняется поворотом головы в сторону начальника (старшего). 

Практическое  занятие. Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

Занятие  15. 

Тема : Отделение (взвод) в походном строю. 

    Теоретические сведения.  Походное построение отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде "Отделение, в колонну по одному (по два) становись!". Приняв строевую стойку и подан команду, командир отделения становится лицом в сторону движения, а отделение выстраивается согласно штату.  Перестроение из развернутого строя в колонну осуществляется поворотом отделения направо по команде "Отделение, напра-во!". При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.

 Перестроение из колонны в развернутый строй осуществляется поворотом отделения налево по команде "Отделение, нале-во!". При повороте отделения из колонны по два командир делает полшага впёред.

        Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два осуществляется по команде "Отделение, в колонну по два - шагом - марш!" (на ходу - марш!) По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет в полшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне; отделение идет в полшага до команды или "Отделение - стой!".

       Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде "Отделение, в колонну по одному шагом - марш!" (на ходу - "Марш!"). По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные - в полшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом.

Для перемены направления движения колонны подаются команды: "Отделение, правое (левое) плечо вперед - марш!" (направляющий идет налево (направо) до команды остальные следуют за ним); "Отделение, за мной - марш (бегом - марш)!"; отделение следует за командиром.  

  Практическое  занятие. Перестроение из колонны в развернутый строй. Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два . Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному.

Занятие 16.

 Тема: Перестроение отделения (взвода).

    Теоретические сведения. Походное построение отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два.

Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде "Отделение, в колонну по одному (по два) становись!". Приняв строевую стойку и

подан команду, командир отделения становится лицом в сторону движения, а отделение выстраивается согласно штату.

          Перестроение из развернутого строя в колонну осуществляется поворотом отделения направо по команде "Отделение, напра-во!". 

При повороте двухшеренгового строя командир отделения делает полшага вправо.

         Перестроение из колонны в развернутый строй осуществляется поворотом отделения налево по команде "Отделение, нале-во!". При повороте отделения из колонны по два командир делает полшага впёред.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два осуществляется по команде "Отделение, в колонну по два - шагом - марш!" (на ходу - марш!) По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет в полшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне отделение идет в полшага до команды или "Отделение - стой!".

          Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде "Отделение, в колонну по одному шагом - марш!" (на ходу - "Марш!").

 По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные - в полшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом. Для перемены направления движения колонны подаются команды: "Отделение, правое (левое) плечо вперед - марш!" (направляющий идет налево (направо) до команды остальные следуют за ним); "Отделение, за мной - марш (бегом - марш)!"; отделение следует за командиром. 

Практическое  занятие. Перестроение отделения (взвода).

         |

Занятие 17-18

Тема: Элементы классического танца.

Теоретические сведения.

Знания и навыки. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног. Терминология.

Практическое  занятие.

Правильное положение у станка. Выполнение упражнений лицом к станку. Постановка корпуса. Позиции ног: 1-5, переход из одной позиции в другую. Элементы тренажа по выбору педагога.

Занятие 19-20

Тема: Танцевальные движения и танцы

Теоретические сведения. Первоначальные сведения по историческому бальному танцу, происхождение и особенности полонеза и польки.

Практическое  занятие. Усложнение танцевальных комбинаций. Выполнение комбинаций галопа: внутренний круг «по ходу танца», внешний круг «против хода танца». Подготовка к «гармошке». Разучивание и отработка исполнение танцевальных комбинаций вальса. Полонез- польский парный танец шествие. Шаг полонеза. Положение партнеров в паре. Построение в комбинации. Строение в шеренги. Ход по кругу парами. Положение партнеров в паре. Разучивание основного движения в польке. Хлопки в паре. Отработка разучиваемых танцев..

Занятие  21.

Тема :   Состязания на лучшее отделение по строевой подготовке

Конкурс "Равнение на знамена". 

Участники представляют на конкурс знамена (флаги) своих организаций (регионов). В конкурсе принимают участие 7 человек: командир отряда (отделения) и 2 знаменные (флаговые) группы, в составе каждой знаменосец (флаговый) и 2 ассистента. Атрибуты: парадная форма с аксельбантами, знаменные ленты, макеты оружия (автомат, шашка)

1 зачет Вынос знамени (флага), смена у знамени (флага), представление знамени (флага), склонение знамени (флага).

2 зачет Вынос флага, прикрепление к флагштоку, подъем и спуск флага.

Действия оцениваются по 5-ти балльной системе за каждый элемент программы конкурса. Лучшими считаются знаменные группы, набравшие наибольшее количество баллов.

Конкурс "Статен в строю, силен в бою". 

Участвует отряд (отделение) в полном составе.

Занятие  22.

 Тема:    Проверка и оценка строевой подготовки

Зачет № 1. "Торжественное прохождение в составе отряда (отделения) и прохождение с песней". Торжественные построения и построения на развод перед занятиями и соревнованиями во время проведения Финала заканчиваются прохождением торжественным маршем и прохождением с песней. Конкурс оценивается по 5-ти балльной системе. Учитывается также дисциплина строя, внешний вид, действия командира. Баллы суммируются. Лучшими считаются отряды (отделения), которые наберут наибольшую сумму баллов.

Зачет № 2. "Строевой смотр". Участвует отряд (отделение) в полном составе. Форма одежды парадная с головными уборами, оборудованная символикой клуба, объединения, игры. Проводится поэтапно на трех рабочих местах.

1 этап. (Рабочее место №1) Действия в составе отряда (отделения) на месте. (Построение по отделениям в 2 шеренги, расчет по порядку в отделениях, доклад командиров отделений командиру отряда, командира отряда судье о готовности к смотру, ответ на приветствие, ответ на поздравление, выполнение команд: "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Разойдись", построение в одну шеренгу, расчет на "первый" - "второй", перестроение из одной шеренги в две и обратно, повороты на месте, размыкание и смыкание строя).

2 этап. (Рабочее место №2) Действия в составе отряда (отделения) в движении. (Построение в колонну по три (по два), движение строевым шагом, изменение направления движения, повороты в движении, перестроение из колонны по три (по два) в колонну по одному, по два и обратно, движение в полшага, отдание воинского приветствия в строю, ответ на приветствие и благодарность, остановка отряда (отделения) по команде "Стой").

3 этап. (Рабочее место №3) Одиночная строевая подготовка. Судьи определяют по 2 представителя от каждого отделения, которые по командам командиров отделений показывают строевые приемы (выход из строя, подход к начальнику, повороты на месте, движение строевым шагом, повороты в движении, отдание воинского приветствия начальник слева и справа, возвращение в строй). В старшей группе дополнительно юнармейцы выполняют строевые приемы с оружием на месте (автомат АК-74 по командам "К ОРУЖИЮ", "В РУЖЬЁ", "Ремень - ОТПУСТИТЬ (ПОДГЯ-НУТЬ)", "Автомат на - ГРУДЬ", "На РЕМЕНЬ", "Оружие - ЗА СПИНУ", "Оружие на ре - МЕНЪ", "Положить - ОРУЖИЕ")

  Примечания: все строевые приемы, включенные в программу конкурса, выполняются 1-2 раза в соответствии со Строевым Уставом ВС РФ. На каждом этапе отделению отводится контрольное время 5 минут. Каждый элемент (прием) программы оценивается по 5-ти балльной системе. Если прием пропущен или не выполнен в контрольное время, выполнен не по Уставу - ставится оценка "О".

       Действия командиров отряда и отделений оцениваются на каждом этапе (доклад командиру и судьям, подход и отход, правильность подачи и дублирования команд, строевая выправка, разрешение на уход с этапа).

Лучшими считаются отряды (отделения) и командиры, которые наберут наибольшую сумму баллов. 

Методическое обеспечение учебного процесса

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

методы мотивации и стимулирования,

проблемно-поисковый,

объяснительно-иллюстративный рассказ,

 беседы,

демонстрация,

познавательная игра,

ситуационный,

упражнение,

практические занятия репродуктивного и творческого характера,

обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля,

экскурсии,

смотры строя и песни,

показательные выступления.

Формы проведения занятий

№ пп

Тема

Формы проведения занятий

1.

Строевой расчет. Строи.

- требования к внешнему виду

- проверка выполнения строевых приемов

Объяснительно-иллюстративный рассказ; практическое занятие репродуктивного уровня; экскурсии..

3.

Строевая стойка. Повороты на месте

Беседа; практическое занятие.

4.

Движение строевым шагом.

Объяснительно-иллюстративный рассказ; практическое занятие

5.

Повороты в движении

Беседа; практическая работа

6.

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

Лекция с элементами беседы, практическое занятие.

7.

Отделение (взвод) в походном строю.

Лекция с элементами беседы; практическое занятие

8.

Перестроение отделения (взвода).

Лекция с элементами беседы; практическое занятие

9.

Состязания на лучшее отделение по строевой подготовке.

Зачет.

10.

Проверка и оценка строевой подготовки.

Смотр строя и песни.

Итоговое занятие

Показательные выступления

  Формы подведения итогов  

Тема

Форма подведения итогов

1.

Строевой расчет. Строи.

- требования к внешнему виду

- проверка выполнения строевых приемов

Фронтальная беседа, выполнение практических упражнений.

2.

Строевая стойка. Повороты на месте

Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических упражнений.

3.

Движение строевым шагом.

Фронтальная и индивидуальная беседы, решение ситуационных задач, решение кроссвордов, выполнение практических. упражнений

4.

Повороты в движении

Выполнение практических упражнений.

5.

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

Контрольное занятие.

6.

Отделение (взвод) в походном строю.

Выполнение практических упражнений.

7.

Перестроение отделения (взвода).

Выполнение практических упражнений.

8.

Состязания на лучшее отделение по строевой подготовке.

Тестирование. Выполнение практических упражнений.

9.

Проверка и оценка строевой подготовки.

Выполнение практических упражнений.

10.

Итоговое занятие

Практические упражнения

Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

таблицы «Основы строевой подготовки»;

стенд: «Строевая стойка»      

слайды к урокам;

рисунки со строевым шагом;

дидактические карточки.


Список литературы

а). Основная:

1. Строевой устав Вооружённых Сил РФ (Введён в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 декабря 1993 года № 600. М.: Воениздат, 1994, 528 с.)

2. В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков “Строевая подготовка” Под ред. генерал- полковника В.А. Меримского (учебное пособие).М.: Воениздат, 1988. 336 с.

3. Методика строевой подготовки (учебное пособие). М.: Воениздат, 1988. 358 с.

б). Дополнительная:

1. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1.:М.: Воениздат. 1991,

246 с.

2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебные видеофильмы

1. Младший командный состав-40 мин.

2. Способы передвижения солдата на поле боя - 8 мин. .

3. Практические занятия с курсантами - 10 мин.

4. Групповые упражнения-9 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ По теме: «Здоровыми шагами во взрослую жизнь»

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  здоровье большого количества людей страдает  от наличия  вредных привычек. Данная разработка предназначена для у...

ДВИЖЕНИЕ СТРОЕВЫМ ШАГОМ

Строевая подготовка является одним из важнейших предметов обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выучку, умение быстро и четко выполнять строев...

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Дополнительная образовательная программа «Первые шаги баяниста»

Личностно-ориентированная,  художественно-эстетическая образовательная программа.Сегодня педагоги столкнулись с желанием родителей обучать детей игре на баяне и аккордеоне  даже  с 5-6 ...

Сценарий первого сольного концерта Кристины Копецкой "В двух шагах от мечты"

Сценарий первого концерта стипендиата фонда им. В.С.Серовой Кристины Копецкой. В концерте участвовал весь класс отделения эстрадно-театрального искусства ДШИ им. В.С.Серовой....

Кроссворд к занятию "Первые шаги в космос"

Данные материалы могут быть использованы во время мероприятий приуроченных ко дню космонавтики....

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."

"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству." ...