Деятельность преподавателя в качестве классного руководителя
статья по теме
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
студент – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности). [1]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_prepodavatelya_v_kachestve_klassnogo_rukovoditelya.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность преподавателя в качестве классного руководителя
1. Формирование и развитие классной воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
студент – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности). [1]
Воспитательная система группы направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. В основе системы лежит курс Г.К. Селевко “Самосовершенствование личности”.[1] С моей точки зрения данный курс очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленный к выступлению в современном ему обществе и национального не совершенствование этого общества…”.
Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике ребёнка идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Курс “Самосовершенствование личности” ставит целое педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение студентов к самосовершенствованию.
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром студента, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
2. Развитие самоуправления в группе
Групповое самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый студент может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это самостоятельность организованной социальной общности в решении собственных дел.
Уже 4-ый год в группе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив.
Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап пришёлся на 1 курс. В первую очередь, студентам были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы всего этого достичь, в основном мною приводились примеры из личной студенческой жизни и жизни предыдущего классного коллектива. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно учащиеся начали оценивать события в группе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни группы и колледжа. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одногруппников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой.
Был выбран актив группы, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив группы менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения. В конце года уже было видно рождение самого настоящего коллектива. Изначальная цель почти достигнута
Второй этап рассчитан на два года – 2 и 3 курсы. В начале 2 курса был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности.
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает студентам сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
На конец 2-го курса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
налажено дежурство в группе и в колледже;
хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление кабинета, благоустройство и генеральная уборка в кабинете);
организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
выпуск всевозможных тематических газет;
проведение спортивных мероприятий; - проведение тематических классных часов;
Итоги 3-го курса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.
На классных часах моя роль как классного руководителя стала в основном консультирующая и достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные часы дают возможность развивать одновременно и талант организаторский и талант актёрский.
Перед классным коллективом всегда стоят какие-то цели, задачи. Мои воспитанники придерживаются десяти главных глаголов:
1) думать; 2) ставить цели; 3) решать; 4) делать; 5) помогать; 6) уважать;7) дружить; 8) веселиться; 9) творить; 10) отвечать за всё и всех.
На мой взгляд, самоуправление в группе – необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту студентов, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим”. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими воспитанниками.
Я часто думаю и представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности мне близко высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.
3. Взаимодействие классного руководителя с родителями студентов
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.
Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями мною использовалась следующая диагностика.
Мой ребёнок.
1. Ф.И.О. ___________________________________
2. Интересы моего ребёнка ______________________________
3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать следующее_______________________
4. В начальной школе к нему (к ней) относились так, что мы____________________
5. Его (её) отношения с учителем в начальной школе были______________________
6. Моему ребёнку нравится, когда___________________________________________
7. Моему ребёнку не нравится, когда________________________________________
8. Его (её) положительными качествами является то, что он (она) всегда__________
9. Его (её) отрицательными качествами является то, что он (она) может___________
10. Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что___________________
11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его (её) способности к _.
12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества ________________________ и преодолеть следующие качества.
Результаты данной диагностики мне помогли ближе познакомиться с детьми и дали представление об их родителях.
Есть много различных диагностик изучения семьи, отношений между педагогами и родителями, детьми и родителями и т.д., которые используются в моей педагогической деятельности.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в группе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся сами родители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в группе. В 2005 – 2006 уч. году было проведено два тематических собрания (“Роль семьи в развитии моральных качеств подростка”, “Поощрение и наказание в воспитании подростка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств детей. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.
Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
«Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»
Цикловая комиссия классных руководителейДОКЛАД НА ТЕМУ: «Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»...
Дневник по преддипломной практике в качестве классного руководителя
Дневник предназначен для плодотворной работы студентов при прохождении преддипломной практики в качестве классного руководителя. В данном дневнике представлены основные моменты работы классного руково...
Актуальные направления содержания профессионального взаимодействия «классный руководитель - преподаватели-предметники» в педагогическом колледже
В данной статье кратко описаны направления профессионального взаимодействия классного руководителя с преподавателями-предметниками в условиях педагогического колледжа....
советы преподавателям, родителям, классным руководителям
методические материалы по решению проблем социальной жизни обучающихся и снятию конфликтов...
советы преподавателям, родителям, классным руководителям
методические материалы по решению проблем социальной жизни обучающихся и снятию конфликтов...
Презентация по МДК 04.01. Теоретические и методические основы деятельности учителя, классного руководителя по теме: "Формы работы классного руководителя с семьей"
Рассматриваются основные направления работы с родителями, алгоритм проведения родительского собрания....