Методическая разработка «Вязание игрушек спицами и крючком»
методическая разработка на тему
Методическая разработка адресована педагогам, учителям технологии. Возможно, вязание игрушек - именно то мастерство, которому стоит научить ваших воспитанниц и они смогут радовать родных и друзей необычными подарками. Пряжи уйдет совсем немножко, времени - намного меньше, чем на вязание одежды, а удовольствие ребята получат безмерное. Только представьте, как обрадуется ребенок (и не только ребенок), получив подарок, в который ваши воспитанницы вложили частичку своей души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД Центр детского (юношеского) научно-технического творчества
Методическая разработка «Вязание игрушек спицами и крючком»
Разработали:
ПДО Шевченко О.Н.
Кирпилянская Н.Н
г. Армавир
2012 г.
Содержание
Пояснительная записка.
Материалы и инструменты.
План-конспект занятия: Вязание игрушек спицами и крючком.
План-конспект занятия: Вывязывание игрушки «Мышонок».
План-конспект занятия: Вывязывание игрушки «Акула». 24
План-конспект занятия: Вывязывание игрушки «Ослик». 27
План-конспект занятия: Вывязывание игрушки «Попугай». 32
План-конспект занятия: Вывязывание «Куклы». 41
Условные обозначения. 48
Литература 49
Пояснительная записка.
О вязании есть много мнений. Те, кто вяжет, считают его несложным и увлекательным занятием. Те же, кто никогда не держал в руках спиц или крючка, думают, что это дело невероятно сложное и скучное. Но, без сомнения, все согласятся с тем, что результаты такого труда просто восхитительны! Особое место в ряду вязаных шедевров по праву принадлежит игрушкам. Вязаные игрушки наделены каким-то особым шармом - они приятны на ощупь и просто излучают тепло рук, которые их изготовили. Методическая разработка адресована педагогам, учителям технологии. Возможно, вязание игрушек - именно то мастерство, которому стоит научить ваших воспитанниц и они смогут радовать родных и друзей необычными подарками. Пряжи уйдет совсем немножко, времени - намного меньше, чем на вязание одежды, а удовольствие ребята получат безмерное. Только представьте, как обрадуется ребенок (и не только ребенок), получив подарок, в который ваши воспитанницы вложили частичку своей души!
Игрушка несет в себе заряд положительных эмоций, одновременно являясь средством социально-психологического развития ребенка и нравственного становления личности. Игрушки не только служат детям, но и воспитывают их вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти изделия были выполнены с большим вкусом и мастерством. Методическая разработка дает возможность привить учащимся эти умения, и научить как с помощью обычного вязального крючка и спиц можно связать игрушки. Ведь в рукотворных игрушках есть то, чего никогда не найдешь в фабричных аналогах, — уникальность, тепло и душа, которые им передал мастер. Разработка содержит планы - конспекты занятий по вывязыванию игрушки для учащихся 9-11 лет. Отличительной особенностью данной методической разработки является изучение народных традиций и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
Я предлагаю, вам попробовать создать свою игрушку. Конечно, вряд ли она сохранится много лет – трикотаж не камень или глина, он недолговечен, но я думаю, именно эта игрушка, изготовленная собственными руками, будет особенно дорога вашим воспитанницам. Все игрушки вяжутся при помощи прибавления и убавления петель. Используя этот способ, можно создать огромное количество игрушек или других красивых и нужных вещей. На занятиях воспитанники приобретают и совершенствуют навыки по вязанию, учатся самостоятельно изготавливать игрушки и украшают их. На изготовление игрушки отводится от 4 до 12 часов, в зависимости от сложности работы.
Большое внимание на занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка для опорно-двигательного аппарата или упражнения для отдыха глаз.
Занятия направлены на развитие творческих способностей и фантазии детей, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Все это помогает воспитанникам стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские игрушки, то есть способствует гармоничному развитию личности.
Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности воспитанника. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанников. В планах – конспектах занятий отражены не только условия и среда активного освоения процесса вязания учащимися, но им предоставлена возможность творческого поиска.
Данная методическая разработка была апробирована в объединении «Моделирование вязаных изделий». При контрольном опросе каждый воспитанник давал 12-15 правильных ответов на поставленные 15 вопросов. Реальный результат в виде готовых игрушек говорит о приобретенных навыках и умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.
Это говорит об эффективности методической разработки.
Для начала мы поговорим о том, какие нам понадобятся материалы и инструменты для изготовления игрушек.
План-конспект занятия.
Тема: «Вязание игрушек спицами и крючком».
Цель: сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству на примере изготовления вязаной игрушки.
Задачи:
- пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать игрушку своими руками.
Инструменты и материалы: стенды с образцами игрушек, книги и журналы по рукоделию, стенд по технике безопасности.
Ход занятия.
- Организационная часть.
II. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово педагога.
В настоящее время вязание не останавливается на привычных моделях и изделиях. Профессионалы вносят в удивительный мир вязания новые методики и технологические решения. Одной из новинок в мире вязания, является изготовление вязаных игрушек.
Искусство вязаной игрушки берет свои корни из давних времен — вязание декоративных предметов крючком и спицами было популярно еще в Древнем Египте. Несмотря на то, что история этих игрушек весьма древняя, они всегда актуальны и современны — ведь каждая из связанных вручную игрушек неповторима и имеет свой характер, способна создать определенное настроение. К игрушкам относятся еще более чем серьезно, искусствоведы пишут диссертации в этой области, придумывают терминологию. Сегодня я расскажу, как с помощью обычного вязального крючка и спиц можно создать игрушку. Зверята, сделанные своими руками, сегодня необычайно популярны. Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Вязаные игрушки несут в себе самое теплое и светлое — они являются олицетворением чего-то очень домашнего и ласкового. Их невероятно приятно держать в руках: эти игрушки очень мягкие и созданы только с одной целью — дарить минуты радости и хорошего настроения.
Может, поэтому многих захватывает идея изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то – из лоскутков ткани, отливает фарфоровые или гипсовые лица кукол, лепит из глины крошечные ручки и ножки, а кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать. Игрушки – это модно, стильно, весело. А если их делать своими руками – то это еще и увлекательно! Получается порой такая красота, что хочется показать её людям, всерьез заинтересованным и просто любопытствующим.
Научившись вязать игрушки, вы сможете преподносить, дорогим вашему сердцу людям, оригинальные подарки, а ваши младшие братья и сестрички будут в восторге, глядя на то, как на их глазах рождаются удивительные игрушки. Научится вязать игрушки в виде цветов, кукол или животных, можно на занятиях в нашем объединении «Моделирование вязаных изделий». Многим нравится вязать кукол, а лица каждый раз получаются другими, несмотря на то, что вяжутся они по одной и той же схеме. Каждая связанная игрушка имеет свой характер и свою историю создания, а затем – и историю жизни. Например, для очаровательного кота использовалась пряжа от старой распущенной кофточки. А в новом веселом песике узнается старый папин шарфик. Приступая к вязанию игрушек в первый раз, вы ребята начнете с самой простой модели. Так, например, можно начать с симпатичной божьей коровки или черепахи, а затем попробовать связать мишку или зайку. Со временем к вам прейдет опыт и определенные навыки, собственные секреты изготовления поделок. В любом случае игрушки получатся очень симпатичными и милыми, а поэтому и самыми любимыми для вас. Игрушки вяжут спицами и крючком в зависимости от модели. Игрушки, выполненные спицами, получаются более мягкими, а вот модели, изготовленные крючком, хорошо держат форму и имеют более плотное полотно. Прямые спицы используют для вязания отдельных деталей, которые затем собирают в целое изделие. На круговых спицах вяжут детали, которые не имеют швов, – голову, туловище, руки или лапки и т. д. Для вязания отдельных частей игрушки на спицах обычно используется самый простой узор – лицевая гладь. Эта вязка позволяет сделать детали гладкими, ровными и однородными; прибавления и убавления на ней практически не заметны. Изгибы деталям придают необходимые прибавления и убавления в процессе их вязания. Некоторые модели можно выполнять и платочной вязкой в том случае, когда игрушке нужно придать определенный объем или показать фактуру полотна.
При вязании игрушек крючком используются столбики без накида, детали, как правило, вяжутся круговыми рядами с прибавлением или убавлением для их формирования. Некоторые детали игрушек можно обвязывать ажурными рядами, например крылышки у птичек.
Начинать вязать игрушку лучше с головы – так в дальнейшем будет проще подогнать под ее размеры туловище. Голову можно вязать на спицах, используя комплект из пяти штук, но в таком случае конечный результат можно увидеть только после того, как деталь будет набита синтепоном или другим материалом. Голова, связанная на двух спицах, будет иметь шов, который обычно выполняется по задней ее части. Голова, связанная крючком, сразу же станет иметь определенную форму, и набивка будет ей необходима только для придания детали жесткости.
Туловище обычно вяжется по той же схеме, что и голова, отличаясь немного лишь размерами. Причем в процессе вязания можно менять как его размеры, так и форму, делая его более длинным или коротким, толстым или худым.
На занятиях ребята вы можете экспериментировать, и придумывать собственных персонажей. Связанную игрушку можно изменить – изготовить ей соответствующий костюм. Повязать на шею мишутке или зайке небольшой бантик или вязаный шарфик, и игрушка станет нарядной и праздничной. В подарок своему мишутке на Новый год вы можете связать красно-белые колпачок и шарфик – и новогодний наряд готов! Вязаный зверек станет относиться к женскому полу, если его голову украсить милым бантиком или ярким цветочком, надеть на шею бусы или нарядить в симпатичное платьице. Зверюшку-мальчика одеть в штанишки, комбинезон или жилетку. Естественно, на вязаных игрушках лучше смотрятся вязаные наряды, хотя вполне подойдет и одежда, сшитая из лоскутков ткани.
2. Показ видеоматериала о выставках детских работ по декоративно-прикладному творчеству.
3. Кроссворд «Определи ключевое слово».
Педагог предлагает, воспитанникам разгадать кроссворд.
1 Вид рукава.
2 Вид вязания, имеющий ярко выраженную лицевую и изнаночную сторону.
3 Квадратная форма горловины.
4 Элемент узора, состоящий из определенного количества петель и рядов, повторением которого создается общий узор.
5 Предмет женской и мужской одежды с длинными или короткими рукавами. Может быть с застежкой, не доходящей до конца изделия.
6 Предмет женской и мужской одежды без рукавов и воротника.
7 Разрезы, выполняемые в боковых швах, середине спинки или юбки.
8 Длинная тупая игла для вязания.
9 Украшение вязаного изделия в виде узора, составленного из растительных, животных или геометрических фигур.
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 |
Ответы:
- Реглан.
- Чулочная.
- Каре.
- Раппорт.
- Джемпер.
- Жилет.
- Шлица.
- Спица.
- Орнамент.
4. Информация о необходимых инструментах и материалах для изготовления игрушек.
Педагог. Для начала мы поговорим о том, какие нам понадобятся материалы и инструменты (демонстрация инструментов и материалов).
Материалом для различных вязаных поделок, могут послужить не только новая пряжа, но и остатки любой пряжи (шерстяной, полушерстяной, искусственной, синтетической, хлопчатобумажной). Кроме вязальной пряжи понадобятся: швейные нитки различных цветов, мулине, леска, корд разного цвета и толщины для усов, цветная клеенка и искусственная кожа для носа и глаз, пуговицы, для каркаса можно использовать мягкую проволоку диаметром 1,5 - 2 мм, синтепон, или холофайбер, иголки, спицы и крючки, ножницы, плоскогубцы, кусачки, цветные карандаши, фломастеры. |
Инструктаж по технике безопасности.
Педагог. Работа со спицами и крючком требует особой осторожности и внимания, нам необходимо не только уметь правильно выполнять технологические операции, но и соблюдать правила безопасной работы, чтобы не пораниться самим и не поранить других. Давайте повторим технику безопасности на занятиях.
Требования безопасности перед началом работы:
- проверьте отсутствие ржавых иголок и булавок;
- рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
Требования безопасности во время работы:
- содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;
- ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок;
- храните иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечке, пенале и др.), не оставляйте их на рабочем месте;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
- свет на вашу работу должен падать с левой стороны;
- положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см;
- в случае плохого самочувствия прекратите работу, поставьте в известность педагога.
Требования безопасности при работе с ножницами:
- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом;
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;
- не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся.
Требования безопасности при работе с иглами, булавками:
- запомните количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие;
- не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;
- иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду.
Требования безопасности по окончании работы:
- приведите в порядок рабочее место;
- уберите инструменты и материалы.
III. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
- Назовите материалы, с которыми вы будете работать на занятиях.
- Какие инструменты вам потребуются для работы?
- Какие правила вы должны соблюдать при организации рабочего места?
Игра «Что сделано не так?»
Педагог выполняет какие-либо технологические операции или действия с инструментами (вырезание детали ножницами, передача ножниц другому ребенку), учащиеся должны рассказать, что во время показа было сделано неправильно.
IV. Подведение итогов.
В настоящее время, когда молодые люди не могут найти работу, когда заработная плата у большинства населения крайне скудна, умение делать качественные, красивые и простые вещи для себя и своих близких сравнительно дешево – это надежное подспорье в жизни.
Для вас, еще не зарабатывающих на жизнь, умение делать простые вещи, единственные в своем роде – хороший стимул для занятий в объединении. Сегодня вы увидели те игрушки, которые вы можете связать. Занятие было плодотворным, каждый из вас узнал что-то полезное интересное. Желаю вам удачи, и творческих успехов!
План-конспект занятия.
Тема: Вывязывание игрушки «Мышонок».
Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы вывязывания игрушки «Мышонок».
Задачи:
- научить вывязывать игрушку «Мышонок»;
- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и инструментов;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Инструменты и материалы: пряжа, спицы, ножницы, игла, синтепон, холофайбер или другой материал для набивки.
Наглядность: образцы.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
II. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
- Из чего были выполнены первые найденные игрушки? (Из дерева, ткани, камня, глины, бивней мамонта).
- Каким образом можно добавить петли в вязаном полотне? (Из одной петли вывязать две, выполнить накид).
- Каким образом можно убавить петли в вязаном полотне? (Провязать две петли вместе).
II. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово педагога.
Кажется, что игрушка существовала всегда. Теплые воспоминания о детстве неразрывно связаны с любимыми игрушками. У каждого из нас в детстве была любимая игрушка, мы переживали, если она ломалась, "лечили" ее, берегли. Всем известно, что игрушки не могут научить чему-то плохому и существование этого игрушечного мира для всех детей является просто необходимым. Игрушка, как талантливый актер, может выступать в разных ролях. Ею, прежде всего, играют, она служит забавой. Кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища - как детского, так и взрослого. Большинство игрушек выполняют обе эти функции. Однако надо признать, что игрушка существует в первую очередь для игры. . XVI веке французский гуманист Монтень говорил: "Игры детей для них не игры, а их самые серьезные дела". За этими "делами", за этой радостной, но будничной "работой" перед ребенком раскрывается все многообразие и своеобразие неведомого мира. И сегодня взрослые придают игрушкам огромное значение. Современные дети не просто играют; с помощью различных игрушек они изучают иностранные языки, развивают свое логическое мышление, изучают с их помощью цвета, формы и размеры, готовятся к школе... Вязаные игрушки чрезвычайно полезны для детей: благодаря рельефной поверхности они способствуют развитию мелкой моторики, их можно использовать в веселых кукольных спектаклях и ролевых играх, родителям нужно только включить свою фантазию. Взрослым такая вещь тоже придется по душе: станет забавным сувениром для коллеги, напомнит о вас любимому человеку, рукодельнице послужит игольницей, в квартире друзей станет яркой деталью интерьера. Иначе говоря, игрушки не только приносят детям радость, но и выполняют различные педагогические функции.
Во все времена в игрушке можно было проследить развитие других видов искусства, например, увлечение пышными прическами, роскошными туалетами отразилось и на внешнем облике куклы. Таким образом, можно смело утверждать, что игрушка любого времени является бесценным памятником культуры, истории, религии, этнографии. Игрушка не только реагирует на все изменения жизни, но сама является отражением жизни. Любой взрослый, выбирая игрушку для ребенка, обязательно будет учитывать следующее критерии.
Соответствие возрасту. Игрушки приобретаются в соответствии с возрастными особенностями.
Цвет. Любая игрушка обязательно должна быть жизнерадостной, и цвет играет огромную роль в создании яркого художественного образа. Как бы хорошо ни была сделана игрушка, но если у нее мрачный, отталкивающий вид, то вряд ли она будет пользоваться популярностью.
Форма. Она в каждом отдельном случае может быть разной, все зависит от идеи и фантазии того человека, кто делает игрушку. Материал. Изделия из меха и трикотажа в последние десятилетия пользуются особым спросом. Они мягкие, теплые, легкие. С ними приятно играть, несложно взять с собой в гости, на дачу... Если игрушки из бумаги могут легко потерять форму, то игрушки из меха и трикотажа более долговечны. Более того, их даже можно стирать и после долгого пользования они опять приобретут свежий вид.
Игрушки из пластмассы также весьма распространены. Как правило, это различные куклы, машинки, мебель и многое другое. Если раньше отечественные игрушки значительно уступали по внешнему виду импортным, то сейчас на прилавках можно встретить много красивых и ярких пластмассовых игрушек для детей любого возраста.
Материал, ко всему остальному, должен быть еще и прочным, так как дети играют много и не всегда берегут игрушки. Недопустимо, чтобы после короткой, активной игры у куклы, например, отрывались руки, ноги и т. д.
Эстетический вид изделия. Все предметы, окружающие ребенка, должны быть красивыми, нести свет, добро, любовь. Кроме любящих родителей с ним должны быть и художественно выполненные игрушки. Через них он познает мир, общается с ровесниками, учится ценить близких людей.
Безопасность. Совершенно очевидно, что любая игрушка должна быть безопасной во всех отношениях. В ней не должно быть колющих, режущих, острых деталей.
Говоря о безопасности, необходимо отметить, что игрушка должна быть выполненной из экологически чистого материала. Дети, особенно маленькие, постоянно берут ее в рот, поэтому к игрушкам, изготовленным в фабричных цехах, предъявляются особые гигиенические требования. Самодельные игрушки в основном вяжутся, изготавливаются из ткани, меха, бумаги, поэтому не представляют особой опасности.
Цена. Считается, что все эти необходимые для ребенка изделия являются наиболее дешевыми произведениями искусства, они доступны всем. Массовую игрушку могут позволить себе купить многие родители. А вот авторские, игрушки, которые существуют в единственном экземпляре, стоят очень дорого. Если же что-то изготавливается в домашних условиях, то делается это из остатков пряжи, ниток, кожи и др., поэтому можно сказать, что ничего не стоит.
Современность. Любая игрушка должна соответствовать духу времени. Вряд ли родители купят своему ребенку куклы или машинки, которые пролежали на складах несколько десятилетий. Меняются времена, меняются и требования к игрушкам. Самодельным изделиям в этом плане проще: изготовленные любящей бабушкой или мамой, они таят в себе теплоту их рук и необычную притягательность, поэтому любому ребенку будут нравиться. Вам уже захотелось что - нибудь связать вместе со мной? Тогда приступим. Но сначала послушайте, пожалуйста, загадки и попробуйте их отгадать.
Под полом, полом
шевелит хвостом,
в щели глядится,
вылезти боится.
***
Сивую буренушку
и дома не любят,
и на торгу не купят.
Молодцы, справились с загадками, и вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы с вами будем вязать игрушку «Мышка».
III. Практическая часть.
Я, думаю, именно эта первая игрушка, изготовленная собственными руками, будет вам особенно дорога. Размер игрушки будет примерно 12 см. Возьмите пряжу полушерстяную или шерстяную около 30 г серого цвета средней толщины; крючок № 2,5.
Вязание головы-туловища (вязание начинайте с мордочки мышонка):
1 ряд: кольцо из 4-х в. п.;
2 ряд: 8 ст. б/н;
3-5 ряд: прибавлять по 6 ст.;
6-10 ряд: вязать без изменения ст. б/н;
11-15 ряд: постепенно уменьшите число ст.;
16-17 ряд: вязать без изменения ст. б/н;
18 ряд: уменьшите до конца;
Перед тем как закрыть вязание, игрушку набейте имеющимся наполнителем.
Игрушки, набитые синтепоном очень мягкие и легкие, хорошо стираются и чистятся. Холофайбер также используется для набивки вязаных игрушек. Этот наполнитель отличается более плотной структурой, чем синтепон, и прекрасно подходит для детских игрушек, так как не вызывает аллергических реакций. Кроме того, игрушки можно набивать разрезанными на части паралоном. Также можно набить ватой, но в таком случае игрушки нельзя будет часто стирать, так как со временем вата слеживается и превращается в один плотный комок. Стоит отметить, что некоторые части игрушки необходимо плотно набивать наполнителем – голову, туловище, лапы, тогда как другие надо всего лишь слегка заполнить синтепоном или другим материалом. Например, хвосты и уши можно вовсе не заполнять набивочным материалом.
Вязание ушей (2 детали):
1 ряд: кольцо из 4-х в. п.;
2 ряд: 9 ст. б/н;
3-7 ряд: вязать ст. б/н, прибавляя в каждом по 6 столбиков.
IV. Физкультминутка.
Время для проведения физкультминутки педагог определяет индивидуально по работоспособности учащихся.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись.
Плечи вверх назад и вниз
Улыбайся и садись!
Сборка и оформление игрушки.
От того как оформлены мордочка зверька, будет зависеть его характер грустный или веселый, жизнерадостный или угрюмый. Поэтому нужно постараться сделать глазки добрыми, а ротик – улыбающимся, но опять же все зависит от того, какую вы задумали игрушку. Если изделие предназначено в подарок другу, то вполне можно сделать выражение мордочки зверька более комичным или, наоборот, очень грустным.
Глаза – это самая важная часть мордочки, которая способна сказать и выразить многое, передать настроение и эмоции. Глаза легко вышить цветными нитками – черными, зелеными, коричневыми, используя шов «рококо». В некоторых случаях для глазок лучше использовать черные или синие бусины соответствующего размера. Опять же бусины могут играть роль зрачка на предварительно вышитом белой нитью белке глаза. Можно использовать для игрушек готовые глазки, которые нетрудно приобрести в магазинах для рукоделия. Такие глазки приклеивают специальным клеем. Глазки зверьку вполне можно сделать из ткани, например из фетра или мягкой фланели.
После того как пришиты, приклеены или вышиты глазки, необходимо сделать игрушке бровки. По-разному выполненные бровки придают различное выражение лица (мордочки) – удивленное, грустное, отрешенное и т. д. Бровки можно выполнить в виде прямого стежка либо приклеить полоску из черного фетра, размер которой зависит от размеров игрушки. Моделируя брови, можно примерить разные варианты, а затем выполнить тот, который наиболее вам понравится. Стоит отметить, что, создавая свою игрушку, не обязательно строго придерживаться описания, а выполнять так, как подскажут фантазия и сердце. Помните, что вы передаете с игрушкой свои теплоту и любовь, а значит, создаете настроение.
Ротик можно вышить красными или розовыми нитками, используя обычный шов «назад иголку». В основном оформление рта зависит от глаз игрушки и часто подбирается для конкретной модели. Так, например, можно сделать широкий улыбающийся ротик, просто вышив его красной нитью, или же сделать маленькие губки бантиком. Если уголки рта поднять вверх, то выражение лица примет жизнерадостное выражение; если же уголки опущены вниз, то игрушка «загрустит».
Носик игрушки можно вышить черной, розовой или коричневой нитью. Носик также можно связать крючком в виде маленького шарика, а затем пришить его к голове. Некоторым игрушкам пойдет носик в виде пуговки или готовый носик, который можно купить в комплекте с глазками.
Уши – еще одни из важных деталей головы. Ушки придают игрушке особый шарм и прелесть, маленький мышонок с невероятно большими ушами будет смотреться очень мило и трогательно.
Свяжите хвостик любой длины из в. п. и пришейте его. (Хвост мышонка может быть отрезком шнурка).
Следует отметить, что глаза, рот, нос и брови можно нарисовать специальными красками или маркером. Но в таком случае игрушку необходимо будет стирать с особой осторожностью. Этот вариант вполне подойдет для создания подарочных и сувенирных экземпляров.
V. Гимнастика для глаз.
Ах, как долго вы вязали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно.
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево, поворот,
А потом скатимся вниз.
Жмурься сильно, но держись.
VI. Подведение итогов, анализ работ.
Выставка работ. Учащиеся демонстрируют выполненные работы, рассказывают технологическую последовательность выполнения игрушки и какие материалы, инструменты они использовали в своей работе. Оценивание работ учащихся.
Назвать тему следующего занятия.
План-конспект занятия.
Тема: Вывязывание игрушки «Акула».
Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы вывязывания игрушки «Акула.
Задачи:
- научить вывязывать игрушку «Акула»;
- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и инструментов;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Инструменты и материалы: пряжа, спицы, ножницы, игла, синтепон, холофайбер или другой материал для набивки.
Наглядность: образцы.
Ход занятия.
- Организационная часть.
Сегодня мы отправимся в путешествие, а на чём можно путешествовать?
(На машине, пешком, на лошади, на самолёте).
Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чём мы с вами будем путешествовать:
- По волнам плывёт отважно.
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно,
Как зовётся?
Дети: Пароход!
Педагог: Правильно, а теперь представьте себе, что мы плывём на пароходе. Вокруг шумит море, проплывают киты, дельфины.
- Вот какое море.
Без конца и края.
На песчаный берег
Волны набегают.
Педагог: Возьмите волшебный бинокль и загляните в морское дно. Кого вы там увидели.
Дети: Мы видим рыб, крабов, омаров, осьминогов, акул.
Педагог:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не тронь!
(Акула)
***
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест.
(Акула)
II. Практическая часть.
Перед началом практической работы напоминаю учащимся правила техники безопасности при работе с ножницами, спицами. Учащиеся выполняют работу индивидуально. Контроль за ходом работы осуществляю постоянно, напоминаю методику работы.
Сегодня мы будем вязать акулу. Размер игрушки будет примерно 12 см. Возьмите пряжу полушерстяную или шерстяную около 120 г синей и серой, спицы № 2,5
Вязание туловища: (3 детали) на спицы набрать 3 п. и взять 3 ряда лиц. гладью.
В 4-м, 6-м, 10-м, 12-м, 14-м и 16-м рядах прибавить по 1 п. с обеих сторон (= 17 п.)
Через 12 р. (в 49-м р.) убавить с обеих сторон по 1 п.
Далее делать убавление в каждом 4-м р., до 9 п. на спице.
Затем делать убавление в каждом 2-м р., до 3 п. на спице. Петли закрыть.
III. Гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И вязать, мы начинаем.
Вязание плавников (10 деталей одного цвета) вязать платочной вязкой (лиц. и изн. ряды – лиц. петли). На спицы набрать 9 п.
1 ряд: лицевой петли.
2 ряд: в начале ряда прибавить 1 петлю.
3 ряд: лицевые петли.
4 ряд: в начале ряда прибавить одну петлю.
5 ряд: провязать 2 п. вместе лицевой, далее вязать лицевыми петлями до конца ряда.
Со 2-го по 5-й р. повторить 5 раз (= 15 п.).
Петли закрыть.
Сборка игрушки: детали сложить изнаночными сторонами внутрь и сшить, наполнить синтепоном, пришить глаза. Проверить качество работы.
IV. Подведение итогов, анализ работ.
Надеюсь, работа доставила вам удовольствие. А сейчас проведем анализ выполненных работ – разберем недостатки и отметим лучшие изделия. Выставка работ.
Назвать тему следующего занятия.
План-конспект занятия.
Тема: Вывязывание игрушки «Ослик».
Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы вывязывания игрушки «Ослик – девочка».
Задачи:
- научить вывязывать игрушку «Ослик – девочка»;
- развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и инструментов;
Материалы и инструменты: желтая, белая и коричневая пряжа (по 50 г каждой), глазки для игрушек или бусины, крючок 1,5 мм, ножницы, нитки для вышивания (мулине), игла, синтепон, холофайбер или другой материал для набивки.
Наглядность: образцы.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
II. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
- Какие существуют способы соединения деталей изделия? (Вручную и на швейной машине.)
- Какие инструменты применяют при соединении деталей вручную? (Иглу с большим ушком или крючок.)
- Перечислите украшения, которые применяются для декора тивной отделки изделия? (Бисер, бусины, блестки и др.)
Я предлагаю, вам связать свою игрушку «Ослика – девочку».
III. Практическая часть. Выполнение работы «Ослик».
Высота игрушки примерно 30 см. Начните вязать белой пряжей. Свяжите цепочку из 10 в. п. В кольцо не смыкайте, а вяжите вокруг этой цепочки, чтобы получился овал. Место начала ряда выделите ниткой-маркером. Далее вязание идет по спирали ст. б/н.
2 ряд: 20 ст. б/н.
3-9 ряд вяжем ст. б/н, в каждом ряду равномерно прибавляя по 4 ст. б/н (в 9 ряду - 48 ст. б/н).
10-15 ряд: 48 ст. б/н. Дальше вяжите пряжей желтого цвета.
16-15 ряд: 44 ст. б/н.
19-23 ряд: 48 ст. б/н.
24-32-ряд: 52 ст. б/н. Далее 48 ст. б/н, 44 ст. б/н, 38 ст. б/н, 32 ст. б/н, 26 ст. б/н. На этом этапе набейте деталь наполнителем, придав ей нужную форму. Далее 20 ст. б/н, 16 ст. б/н, 10 ст. б/н. Стяните на нитку и зашейте, предварительно вставив глаза.
Ухо (четыре одинаковые детали - две желтые и две коричневые). Свяжите цепочку из 10 в. п.
2-ряд: 8 ст. б/н.
3-14 ряд: вяжите в прямом и обратном направлении ст. б/н, в каждом втором ряду равномерно прибавляя в центре 1 ст. б/н (в 14-ряду - 14 ст. б/н).
15-30 ряд: вяжите в прямом и обратном направлении ст. б/н, в каждом втором ряду равномерно убавляя в центре 1 ст. б/н (в 30 ряду - 2 ст. б/н). Детали разного цвета сложите вместе и обвяжите нитью желтого цвета одним рядом ст. б/н.
Туловище вяжите из желтой пряжи. 4 в. п. замкните в круг 1 соед. ст., 8 ст. б/н.
3-13 ряд: вяжите ст. б/н, в каждом ряду равномерно прибавляя по 4 ст. б/н (в 13 ряду - 52 ст. б/н).
14-16 ряд: вяжите ст. б/н, в каждом ряду равномерно прибавляя по 6 ст. б/н (в 16 ряду - 72 ст. б/н).
17-26 ряд: 72 ст. б/н.
26-28 ряд: 66 ст. б/н.
29-31 ряд: 58 ст. б/н.
32-34 ряд: 54 ст. б/н.
35-37 ряд: 48 ст. б/н.
38-40 ряд: 42 ст. б/н.
41-45 ряд: 40 ст. б/н.
46-48 ряд: 38 ст. б/н.
49-52 ряд: 36 ст. б/н.
53-56 ряд: 34 ст. б/н.
57-60 ряд: 30 ст. б/н. Набейте туловище, положив вниз гранулят. Не зашивайте отверстие.
Грива. Вяжите коричневой нитью 10 в. п. + 1 в. п. подъема. *2 ряд: 10 ст. б/н. 3 ряд: 10 вытянутых петель.* Повторить шестнадцать раз.
Накладки под глаза (две детали). Свяжите белой нитью два круга. 4 в. п. замкни в круг 1 с. ст., 8 ст. б/н, 12 ст. б/н.
После того как вы связали голову и туловище приступим к вязанию конечностей. Длина рук, ног или лап зависит от размеров игрушки и может подбираться индивидуально. Даже если следовать точной инструкции вязания той или иной модели, можно получить разные результаты, ведь все будет зависеть от плотности и манеры вязания. При выполнении конечностей лучше вязать сразу пару деталей из двух разных клубков – тогда они получатся одинаковыми. Для того чтобы не ошибиться с количеством рядов и петель, в них следует помечать начало кругового ряда нитью контрастного цвета, и тогда их можно будет легко подсчитать. Не пренебрегайте плотностью вязания: так, лапка, связанная более плотно, будет выглядеть меньше, чем та, которая связана с нормальной плотностью. В любом случае при создании своей модели подходите к изготовлению конечностей индивидуально; может статься, понадобится не одна пара лапок, из которых можно будет выбрать наиболее оптимальный и эффектный вариант.
IV. Гимнастика для глаз.
Мы вязали узелки
В этом руки помогли,
А глаза за всем следили
Взглядом круг они ловили.
А теперь ты посмотри –
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти,
Закрой глаза, теперь открой.
Поработай ты со мной.
Передние ноги (две детали). Начните вязать коричневой нитью. 4 в. п. замкните в круг 1 с. ст., 8 ст. б/н, 12 ст. б/н, 18 ст. б/н.
5-9 ряд: 20 ст. б/н. Дальше вяжите желтой нитью.
10-30 ряд: 20 ст. б/н. Далее 1 б ст. б/н, 12 ст. б/н, 10 ст. б/н, 8 ст. б/н. Стяните на нитку и зашейте.
Задние ноги (две детали). Начните вязать коричневой нитью. 4 в. п. замкните в круг 1 с. ст., 8 ст. б/н, 1 2 ст. б/н, 18 ст. б/н, 20 ст. б/н.
6-10 ряд: 22 ст. б/н. Дальше вяжите желтой нитью.
11-30 ряд: 22 ст. б/н. Далее 20 ст. б/н, 18 ст. б/н, 16 ст. б/н, 12 ст. б/н, 8 ст. б/н. Стяните на нитку и зашейте.
Хвост. Желтой нитью свяжите 40 в. п. и провяжите в обратном направлении 38 ст. б/н. На конце сделайте кисточку.
Сборка и оформление игрушки.
После того как связаны и собраны в целое все детали игрушки, наступает самая интересная пора – ее оформление. Отдельно связанные детали – лапы, ушки, ноги, руки, носики и т. п. – лучше оставлять с отрезками нитей длиной около 30 см, которые затем используются для пришивания к туловищу или голове. Части игрушки, набитые наполнителем, следует предварительно собрать в единое целое и сколоть булавками для того, чтобы увидеть, как будет выглядеть игрушка в целом. На этом этапе можно внести необходимые коррективы, например увеличить длину конечностей, размеры ушей, хвоста и т. п. Если внешний вид и размеры изделия удовлетворяют, то можно приступать к пришиванию отдельных частей к основной детали. Пришейте уши к голове, вышейте рот, ресницы, ноздри, брови. Пришейте голову к туловищу. Пришейте гриву, ноги и хвост.
V. Подведение итогов, анализ работ.
Выставка работ. Учащиеся демонстрируют выполненные работы, рассказывают технологическую последовательность выполнения игрушки и какие материалы, инструменты они использовали в своей работе. Оценивание работ учащихся по критериям: законченность, аккуратность, авторские находки.
Назвать тему следующего занятия.
План-конспект занятия.
Тема: Вывязывание игрушки «Попугай».
Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы вывязывания игрушки «Попугай».
Задачи:
- научить вывязывать игрушку «Попугай»;
- развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов и инструментов;
- дать понятие о цвете;
- научить гармонично сочетать цвета.
Материалы и инструменты: пряжа - по 50 г желтой, красной, синей, зеленой и черной, немного белой, глазки для игрушек или бусины, крючок 1,5 мм, ножницы, нитки для вышивания (мулине), игла, синтепон, холофайбер или другой материал для набивки.
Наглядность: образцы.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
II. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово педагога.
Сегодня мы начинаем изучать новую тему - «Цветоведение», значение которой огромно при изготовлении красивых, со вкусом выполненных изделий. Цвет наряду с рисунком и фасоном (если это одежда) является основным элементом зрительного восприятия изделия.
В будущем вы научитесь вязать крупные вещи, как для себя, так и для своих близких. И уже сейчас следует запомнить, что при выборе цвета надо учитывать не только модную в наши дни гамму цветов, но и то, что изделие должно украшать человека, подчерки вать и оживлять его глаза, цвет лица и волосы. Не следует забывать и о его возрасте, телосложении и назначении изделия.
Некоторые думают, что правильно подбирать цвета необходи мо только в одежде, а в изготовлении мелких изделий и сувениров можно не придерживаться правил и соединять цвета в любой по следовательности. Но так же, как и одежда, небольшие изделия го ворят об эстетическом и художественном вкусе изготовителя.
Научиться соединять цвета мы сможем при изготовлении игрушки «Попугай».
Природа щедро наградила нас возможностью воспринимать все цвета, научила радоваться бесконечным оттенкам и цветовым соче таниям. Присмотритесь... Все, что нас окружает, восхищает выра зительностью своей раскраски.
Природа - великий художник, и человек, живя в этом прекрас ном мире, всегда должен учиться у нее щедрости и богатству цвета. Даже настроение человека может зависеть от окружающего его цвета. Вот пошел дождь, темно-серые тучи заволокли все небо, и кажется, этому дождю не будет конца. Тогда и на душе тоже пас мурно, невесело.
И вдруг на фоне мрачного неба засияла радуга. Засветился не босвод красно-желто-синими полосками, переходящими в оранже во-зелено-фиолетовые. Вы заворожено смотрите на нее, и сразу у вас поднимается настроение.
Так и для того чтобы связать красивую вещь, надо научиться правильно подбирать цвета. Тут-то и поможет радуга - она позна комит вас с самой природой красок.
Есть три основных цвета - красный, желтый, синий. От их смешения зависит бесконечное разнообразие красок и их оттенков. Между красным и желтым - оранжевый цвет, между желтым и си ним - зеленый, между зеленым и синим - голубой, между синим и красным - фиолетовый. Эти цвета называют промежуточными
Если после фиолетового расположить еще и пурпурный цвет, то образуется цветовой круг, на который можно опираться при из готовлении любых изделий (рис. 1). И хотя принято различать семь цветов радуги, резких границ перехода от одного цвета к дру гому установить нельзя - специалисты насчитывают около 300 цветовых оттенков.
красный
пурпурный
Рис. 1. Цветовой круг
Кроме основных и промежуточных, есть еще одна группа цве товых оттенков, которая не входит в состав радуги. Это нейтраль ные цвета - белый, черный, серый, коричневый. Они очень хоро шо сочетаются со всеми основными и промежуточными.
Все цвета - основные, промежуточные и нейтральные - имеют свою гамму, постепенный переход от светлого тона к темному.
Цветовые оттенки можно разделить на:
теплые холодные
красный синий
желтый голубой
оранжевый фиолетовый
Красный, желтый и оранжевый связаны с представлением о солнце, раскаленном металле, поэтому их и называют теплыми, а холодные - синие, голубые, фиолетовые, - связаны с представлени ем о воде, снеге.
Теплые цвета более яркие, они отражают больше света и как бы приближают к нам предмет; холодные его как бы удаляют. Это по могает в выборе цвета для изделия: холодные цвета зрительно уменьшают фигуру, теплые - увеличивают. На нитках светлых и теплых тонов лучше выделяется узор, а холодные и темные цвета скрывают его.
Следует помнить, что любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более темных цветов светлеет, а в окру жении более светлых - темнеет.
Гармоничные цветовые сочетания можно получить из оттенков, расположенных в одном сегменте цветового круга (гармония род ственных оттенков). Красивы и оригинальны сочетания, состав ленные из трех контрастных цветов. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.
Разобравшись с новыми понятиями, попробуем применить по лученные знания на практике. Сегодня мы будем вывязывать попугая, для работы нам понадобятся шесть различных цветов пряжи.
Разложите перед собой все клубки. Вначале отберите ту, пряжа в которых одинакова по толщине. Это могут быть разные клубки - состоящие из одной нити или из нескольких тонких. Отнеситесь к этому этапу работы ответственно. Новички, легкомысленно связы вающие пряжу различной толщины, в итоге получают неравномер ное полотно. Это очень влияет на внешний вид изделия.
Теперь посмотрите, какие цвета взаимодействуют друг с дру гом. Мягкое, нежное сочетание дают розовый с голубым (или свет ло-серым), бежевый с коричневым, желтый с зеленым. Красивыми могут оказаться и более контрастные сочетания: красный с белым, синий с белым и т. д. Может быть, у вас есть клубок, цвет которого не очень нравится, но удачное сочетание его с другим цветом мо жет оказаться вам по вкусу.
Отберите клубки для вязания хвоста, крыльев (например, зеленый, красный и синий), спинки и живота (желтый и синий), лапок и клюва (черный), хохолок из красных перьев.
III. Практическая часть. Выполнение работы «Попугай».
Высота игрушки примерно 20 см.
Спинка: Набрать синей нитью 11 п. и вязать лицевой гладью. При этом пометить среднюю петлю, и в 4-м ряду с обеих сторон от средней петли прибавлять по одной петле, вывязывая ее лицевой скрещенной из протяжки. Эти прибавления сделать в каждом 4-м ряду еще 6 раз, затем в каждом 2-м ряду еще 4 раза = 33 петли.
В 48-м ряду перед средней петлей провязать 2 петли вместе с наклоном влево (1-ю п. снять, как лицевую, 2-ю п. провязать лицевой и протянуть ее через снятую петлю) и после средней петли провязать 2 п. вместе лицевой. Эти убавления повторить в каждом 2-м ряду 3 раза, в каждом 4-м ряду еще 9 раз. Затем закрыть оставшиеся 7 петель.
Живот. Набрать желтой нитью 19 петель и вязать лицевой гладью. При этом пометить среднюю петлю и в 4-м ряду с обеих сторон от средней петли прибавлять по 1 петле, вывязывая ее лицевой скрещенной из протяжки. Эти прибавления повторить в каждом 4-м ряду 2 раза, в каждом 2-м ряду еще 10 раз = 45 петель.
В 50-м ряду перед средней петлей провязать 2 петли вместе с наклоном влево и после средней петли провязать 2 петли вместе лицевой. Эти убавления повторить в каждом 2-м ряду еще 7 раз, затем в каждом 4-м ряду еще 4 раза.
Одновременно в 72-м ряду с обеих сторон вязать по 3 петли белой нитью, остальные петли продолжать вязать желтой нитью. После этого в каждом ряду с обеих сторон вязать еще 3 раза на 2 петли больше белой, соответственно меньше желтой нитью, затем вязать все петли белой нитью. При этом каждый цветной участок вязать от отдельного клубка, и при смене цвета нити на изнаночной стороне работы перекрещивать. Через 84 ряда закрыть оставшиеся 21 п.
IV. Гимнастика для глаз.
Наши глазоньки устали.
Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять –
Быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть
И на руки поглядеть.
Головою не верти,
Только глазками води:
Вверх, вниз, вправо, влево
Отдохнули?! Это верно!
Хвост. Набрать синей нитью 32 п. и распределить их на 4-х спицах. Затем вязать 1-ю п. 1-й и 3-й спиц и последнюю петлю 2-й и 4-й спиц в каждом круговом ряду изнаночными, остальные петли - лицевыми.
В 9-м круговом ряду 2-ю и 3-ю п. 1-й и 3-й спиц провязать с наклоном влево, и последние 2 лиц.п. 2-й и 4-й спиц провязать вместе лицевой.
Эти убавления повторить в каждом 12-м круговом ряду еще 3 раза, затем оставшиеся 16 петель стянуть рабочей нитью.
Крючком связать перья на верхней стороне хвоста: во 2-м ряду от начала прикрепить красную нить и связать 1 с. ст. в 1-ю лицевую п., *7 в. п., 1 ст. б/н во вторую от крючка петлю, затем вязать по 1 ст. б/н в остальные в. п., по 1 с. ст. в следующие 2 петли, связанные на спицах*, повторять от *. Все последующие ряды перьев так же вязать в каждый 4-й ряд хвоста, при этом выполнить всего 4 ряда красных, 3 ряда желтых и 5 рядов зеленых перьев.
Кроме того в каждом ряду перьев вязать перья на 1 в.п. длиннее, т.е. во 2-м р. - 8 в.п., в 3-м - 9 в.п., в 4-м - 10 в. п. и т.д. Так в последнем ряду получится 18 в.п.
Крыло. Набрать желтой нитью 44 п., распределить их на 4 спицах и вязать лицевой гладью. В 4-м круговом ряду 2-ю и 3-ю п. 1-й и 3-й спиц провязать вместе с наклоном влево, 3-ю и 2-ю от конца петли 2-1 и 4-1 спиц провязать вместе лицевой. Эти убавления повторить в каждом 6-м круговом ряду еще 5 раз, затем закрыть оставшиеся 20 петель.
После этого связать крючком поверх крыльев перья, как на хвосте, но выполнить 5 р. красных, 2 ряда желтых и 3 ряда зеленых. Затем плоско сшить закрытые петли.
Второе крыло вязать аналогично.
Лапка. Набрать черной нитью в два сложения 24 петли, распределить их на 4 спицах и вязать 1 круговой ряд изнаночными, затем лицевой гладью.
В 10-м круговом ряду равномерно убавить 4 п. = 20 п.
В 17-м круговом ряду закрыть 10 п. и на оставшихся 10 п. вязать еще 10 рядов лицевой гладью в прямом и обратном направлениях, затем закрыть все петли.
Начальный край плоско сшить.
Вторую лапку вязать аналогично.
Верхняя половинка клюва. Набрать черной нитью 14 п. и вязать лицевой гладью. При этом закрыть в каждом 2-м р. 5 раз по одной петле, после этого закрыть оставшиеся 2 петли. Боковые края обвязать 1 рядом ст. б/н.
Нижняя половинка клюва. Набрать черной нитью 12 петель и вязать лицевой гладью. При этом закрыть в каждом 2-м ряду 5 раз по 1 петле, после этого закрыть оставшиеся 2 петли. Боковые края обвязать 1 р. ст.б/н.
Сборка. Спинку пришить к животу, оставляя последние 10 р. открытыми. Последние 10 р. и край закрытых петель пришить к отверстию на голове, образованному краем закрытых петель живота. Птицу набить снизу и слегка стянуть отверстие.
Набить хвост и лапки плотно, а крылья только слегка, и пришить их.
Верхнюю половинку клюва пришить над нижней так, чтобы острие было сверху. Клюв слегка набить и пришить. Пришить глаза.
На голове крючком связать хохолок из красных перьев различной длины.
V. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения.
- Назовите основные цвета, существующие в природе. (Крас ный, желтый, синий.)
- Какие цвета относятся к промежуточным? (Оранжевый, зеле ный, голубой, фиолетовый.)
- Сколько цветов включает в себя цветовой круг? (Восемь цве тов. Кроме вышеперечисленных сюда входит и пурпурный цвет.)
- Какие цвета относятся к нейтральным? (Белый, черный, се рый, коричневый.)
- В чем особенность нейтральных цветов? (Они хорошо соче таются со всеми основными и промежуточными цветами.)
- На какие две группы можно поделить цветовые оттенки? (На теплые и холодные.)
- Какие цвета называют теплыми? (Те, которые связаны с представлением о солнце, - красный, желтый, оранжевый.)
- Какие цвета называют холодными? (Те, которые связаны с представлением, о воде и снеге, - синий, голубой, фиолетовый.)
- В чем особенность теплых и холодных цветов? (Все теплые цвета более яркие, они отражают больше света и как бы при ближают предмет к нам, а холодные как бы удаляют. Поэтому на нитках светлых и теплых тонов узор выделяется лучше, а холод ные и темные цвета скрывают его).
VI. Подведение итогов.
- Ребята, вы уже закончили свою работу. Давайте, сейчас каждый из вас оценит свою работу.
- Какая получилась игрушка (аккуратная, не очень аккуратная, небрежная и т.д.)? Оцените работу своего товарища. Чья работа, по вашему мнению, получилась наиболее красивой, аккуратной? Если есть недочеты, можно ли их устранить? Подскажите товарищу.
План-конспект занятия.
Тема: «Вывязывание куклы».
Цель: познакомить детей с историей развития кукол оберегов и вывязать куклу.
Задачи:
- привить интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества;
- формировать интерес детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- научить практическим навыкам изготовления куклы, панно, искусством дизайна.
Инструменты и материалы: пряжа, спицы, ножницы, игла, синтепон, холофайбер или другой материал для набивки.
Наглядность: образцы.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
II. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово педагога.
Сколько себя помнит человечество, столько дети и играют в кукол. В Африке, Америке, Египте, Австралии… и у нас в России. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. Произошло это потому, что игрушки рождались в труде и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. Кукол делают из чего угодно (из дерева, глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, кукурузных листьев, теста, проволочек, золы, и даже из сыра)! Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет!
Педагог читает отрывок из народной сказки «Василиса прекрасная»:
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ..
Педагог помолчала и продолжила.
И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает.
Педагог закрыла книгу и отложила ее в сторону.
Все вы наверное в детстве слышали ту сказку про Василису и ее куколку. А если нет - можете взять в библиотеке и прочесть. Но кто мне скажет, почему я читала отрывок с этой сказки? Как вы думаете?
Дети. Наверное, потому что такая кукла является оберегом. И наше занятие посвящено куклам - оберегам.
Правильно. Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим. А сейчас Настя расскажет историю возникновения и значения обрядовых кукол в жизни человека.
Воспитанник. Некоторые куклы делались на всю жизнь и стояли в красном углу, например Берегиня дома, 12 лихорадок жили ровно год и оберегали домашних от напастей, а некоторые жили всего день. Куклы условно делятся на обрядовые, обережные и игровые. Самая известная сейчас обрядовая кукла — Масленница. Обережные — свабедные неразлучники, Московка, Десятиручка. Игровые — закрутки и пеленашки. Вепсская кукла, первоначально сделаная матерью как оберег ребёнка от голода, со временем становилась первой игрушкой малыша. Обережные куклы, как правило, изготавливают без ножниц и иглы. И ткань, и нитки можно было рвать только руками. А так как делали кукол из старой одежды, то это было вполне реально. Это новую ткань рвать трудно, если не невозможно. Из старой одежды кукол делали не только из соображений экономии, хотя и это имело место быть, раньше одежда, да и прочие предметы обихода доставались большим трудом, чем сейчас и отношение к вещам было более бережливым. Так вот, кукол делали из одежды ещё и потому, что одежда, как природный материал, несёт в себе энергетику владельца. Недаром одежду для младенцев шили из старых материнских и отцовских рубах, тем самым защищая маленького человечка. Примечательна Кукла-Каша, которую дарили девочке вместе с глиняным горшочком и пожеланием успехов в освоении азов кулинарного мастерства. Особый секрет этой куклы состоит в неукоснительном соблюдении пропорций. Чтобы сварить вкусную кашу, надо следовать неписаной инструкции: по ножку – крупа, по пояс — вода, по шейку — кашка. Кукла прекрасно справлялась с отведённой ей ролью. Педагог. Народная игрушка – кукла несёт в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это и оберег, и талисман, и магическая кукла. Вы можете её сделать своими руками. Самодельная кукла – самый лучший подарок. В отличие от покупных игрушек самодельная кукла несёт в себе вашу любовь. Если говорить об обережных куклах, действительно ли они оберегают своего владельца от напастей или это игра воображения наших предков? Могу сказать вот что. Любую вещь, которую мы делаем своими руками, в процессе изготовления мы наделяем нашими мыслями. Будь то, вязаный шарф или кукла, особенно, если мы делаем её в подарок, с любовью, эта вещь станет оберегом. Наши предки приписывали той или иной кукле разные защитные свойства. Например, кукла Бессонница делала мать, когда ребёнок вечером плакал и не мог заснуть. Произнося определённые слова, она вкладывала в эту куклу определённую информацию, и верила в то, что кукла поможет. А если ты твёрдо во что-то веришь — это уже половина дела. То есть в процессе изготовления кукол наши предки думали о её общепринятом назначении, и кукла становилась оберегом.
III. Практическая часть.
Перед началом практической работы напомнить учащимся правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами, булавками. Учащиеся выполняют работу индивидуально. По ходу работы педагог ведёт беседу. Контроль за ходом работы осуществляется постоянно, напоминается методика работы.
Высота куклы около 13 см.
Техника выполнения: круговое вязание на спицах.
На 2 сложенные вместе спицы набрать 32 п. и освободить одну из спиц. Очень туго провязать 1-й ряд, одновременно распределяя петли на 4 спицы по 8 п. на каждой, и затем еще петли с 1-й спицы. Далее будем вязать куколку, предполагая, что на 2-х спицах (2-й и 3-й) у нас будет ее перед, а на 2-х других (4-й и 1-й) — спинка (мы распределили спицы таким образом, чтобы незаметный шов, который образуется в месте соединения петель в круг, т. е. на стыке 4-й и 1-й спиц, приходился на середину спинки). Нужная форма игрушки достигается прибавлением или убавлением петель с левой и правой сторон куколки на первых и последних петлях переда и на первых и последних петлях спинки (если в тексте написано: убавить 3 п. слева и справа, имеется ввиду убавить 3 п. с левой и 3 п. с правой сторон куклы, а не с левой и правой сторон переда и спинки). Прибавления выполняются путем вывязывания 2-х петель (лицевой и лицевой скрещенной) из одной петли. Убавления выполняются путем провязывания 2-х петель лицевой за передние стенки.
Мальчик.
Последовательность вязания примерно показана на выкройке.
Нитью черного цвета набрать 32 п., распределить на 4 спицы и вязать 6 р. изн. петлями. Затем продолжить вязание лицевой гладью, при этом в 7-м, 8-м и 9-м рядах прибавить по 1 п. с обеих сторон для расширения ножек (=38 п.). Вязать 2 ряда светло-зеленой нитью, 2 ряда желтой, 2 ряда сиреневой и 12 рядов темно-зеленой.
В следующем (25-м) ряду пришло время выполнить прибавления петель для рук. Для этого прибавить по 3 п. в 25-м ряду и по 2 п. в 26-м ряду (=48 п.). При этом 25-26 ряды вязать темно-зеленой нитью, а следующие 18 рядов вязать лицевой гладью, чередуя полоски светло-зеленого, желтого и сиреневого цвета (ширина полосок — 2 ряда). Дальше нужно оформить переход к голове, для чего в 45-м и 46-м рядах убавить по 4 п. слева и справа (= 32 п.). На этих петлях нитью бежевого цвета вязать лицевой гладью 14 рядов. Наконец коричневой нитью вязать волосы (вводя в работу коричневую нить, оставьте длинный конец): 6 рядов прямо, а затем выполнить сужение головы. Для этого в 67-м ряду провязывать по 2 п. вместе через каждые 3 и 4 петли, в 69-м — через каждые 3 петли, в 71-м — через каждые 2 и 3 петли, а в 73-м ряду провязать оставшиеся 14 п. по 2 п. вместе лицевой и петли стянуть. На петлях 1-го коричневого ряда крючком дополнительно связать 1 ряд из вытянутых петель от оставленного конца нити.
Теперь вернемся к манишке. На средних 10 петлях 25-го ряда переда (в котором выполняются прибавки для рук) темно-зеленой нитью дополнительно вывязать 10 лицевых петель и далее вязать прямоугольник по сх.28: 7 раз повторить 1-2 ряды и 2 раза — 3-4 ряды. Петли закрыть, нить на обрывать.
Через отверстие в ногах куклы плотно набить ее ватой (сначала голову, туловище, затем ноги), отверстие зашить. Прошить ноги и руки куклы в местах, отмеченных на выкройке, а также прошить и крепко стянуть шею. Манишку нужно шлейками соединить с брючками на спинке. Для этого от оставленного при закрытии петель конца нити связать цепочку необходимой длины из воздушных петель, и такую же цепочку от другого угла манишки. Шлейки перекинуть на спинку, перекрестить и закрепить в месте окончания штанишек. Оформить черты лица: черной нитью вышить глазки, бежевой — нос, красной — рот. Для украшения дополнительно можно связать цветок и прикрепить его на груди кавалера.
IV. Физкультминутка.
Время для проведения физкультминутки педагог определяет индивидуально по работоспособности учащихся.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Девочка.
Девочка вяжется по той же выкройке, что и мальчик, цвета нитей подбирайте по своему усмотрению. Одно отличие — вместо манишки вяжется юбочка платья. Для юбочки нужно на отдельные спицы набрать 76 петель и связать по кругу 8 рядов резинкой *1 лицевая, 1 изнаночная*, в 9-м ряду петли провязать по 2 вместе лицевой за передние стенки (=38 п.). Затем петли юбки нужно соединить с петлями основной фигурки при вязании 24-го ряда. Для этого нужно провязывать по 2 петли вместе лицевой, захватывая 1 петлю юбки и 1 петлю основной фигурки. С 25-го ряда продолжать вязание аналогично описанию мальчика, за исключением другого подбора нитей.
При работе можно фантазировать над элементами костюмов кукол и дополнительными украшениями.
V. Анализ и оценка занятия.
Выставка творческих работ «Моя первая кукла – оберег». Учащимся предлагается оценить работу своих товарищей, рассказать, для кого предназначена работа.
Условные обозначения.
в. п. – воздушная петля
ст. – столбик
ст. б/н – столбик без накида
соед. ст. – соединительный столбик
* - раппорт узора
Литература
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Акцидент, 1997. – 158 с., ил.
- Максимова М.В., Кузьмина М.Н. Незабываемые ремесла. – Минск: Полымя, 1993. - 412 с.
- Каминская Е.А. Вязаные игрушки. – РИПОЛ Классик, 2011. – 209 с., ил.
- Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Смоленск: Русич, 2000. – 336 с.
- Ильина Т.В. Игрушка - не игрушка. – Л. – М.: Искусство, 1964. – 72 с.
- Раскутина Р.В. Вязание на спицах. – Петрозаводск: БНП, 1992. - 287 с.: ил.
- Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики. - М, 2006. – 160 с.
- Шабанов Н.В. Организация службы охраны труда в системе муниципальных образовательных учреждений. – Волгоград, 2000. – 263 с.
- Левкина С.А. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005. – 68 с.
- «Валя – Валентина». Игрушки, связанные крючком и на спицах: журнал. - 1990. №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Презентация "Вязание на спицах"
Вязание на спицах лицевых петель...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....