Программа действий партиотического клуба "Рассвет"
рабочая программа по теме
Здесь представлена программа обучения в партиотическом клубе "Рассвет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений современной молодежной политики в Российской Федерации. Это направление предполагает воспитание чувства гордости за свое Отечество, умение сопереживать ее судьбе. Для того чтобы у молодого человека возникло ощущение духовной связи с Родиной он должен знать историю своей страны, должен интересоваться своей национальной культурой.
Современная практика предлагает различные формы патриотической работы среди молодежи. Одной из форм, которая последние годы активно развивается в городе Арзамасе, является поисковое движение. Поисковое движение - это общественное движение по сохранению и увековечению памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945гг.), которое в настоящее время по своему содержанию является военно-патриотическим, историко-культурным и благотворительным движением. В мировой практике общественного движения подобного профиля до сих пор не существовало. На базе учреждений образования и по работе с молодежью России уже создано и активно действует около 400 поисковых отрядов.
Поисковое движение способствует не только военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и школьников, но и осуществляет учебную деятельность в области военной истории, археологии, поддерживает на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы России.
Работа поисковиков незаменима, так как эта трудная и кропотливая работа может строиться только на конкретном интересе энтузиастов при добровольном и инициативном характере самого поискового движения. Она выгодна государству:
- политически: в стране существует неформальное патриотическое движение, готовящее государству достойную смену, предупреждающее общество об ужасах войны, укрепляющее авторитет общества и государства в глазах мирового сообщества;
- экономически: государственные расходы на увековечение памяти павших защитников Отечества существенно сокращаются при замене работы в этой области государственных структур на добровольную помощь общественного поискового движения, которое наводит порядок на местах боев, способствует упорядочению системы воинских захоронений и, кроме того, направляет энергию молодежи на созидание, а не на разрушение;
- нравственно: поисковая работа снимает с государства обвинения по многолетнему забвению проблем увековечения павших, повышает у населения культуру уважения к погибшим, сближает старшее поколение и молодежь.
Работа по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и подростков в поисковом движении направлена на реализацию социальной программы духовного возрождения России, на воспитание у молодежи идеалов милосердия, гуманизма и бескорыстного служения Отечеству, на сохранение нравственных начал у молодого поколения.
Поисковое движение – это один из наиболее эффективный методов воспитания юношей в плане возмужания, готовности принимать ответственные решения в своей жизни, быть готовым к исполнению своего конституционного долга – службе в Вооруженных силах России.
Для реализации этих целей в городе Арзамасе был организован военно-патриотический клуб. Участниками клуба могут стать учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты средне-специальных и высших учебных заведений. Созданная специально для этого программа предназначена для теоретической и практической подготовки участников поискового отряда. Программа представляет собой образовательную систему, связанную с изучением истории и практики поискового движения в России, особенностями поисковых работ в полевых условиях, получением навыков архивной работы, изучением истории Великой Отечественной войны и участием в этих событиях наших земляков.
Программа направлена на формирование у молодежи чувства патриотизма, нравственных устоев и национального самосознания. Деятельность членов клуба должна способствовать сплочению коллектива, повышению образовательного и культурного уровня. Реализация программы создает условия для психологической подготовки участников поисковых экспедиций, развития их индивидуальных способностей и их дальнейшего самообразования.
Программа помогает подготовить учащихся к общественной деятельности по увековечению памяти погибших земляков, глубокому изучению истории своей семьи, региона и страны, к участию в поисковых экспедициях.
Программа включает в себя как теоретический материал, так и практические работы на местности, работу с документами, архивами, интернет-ресурсами, также предусмотрено выполнение творческих заданий.
Большое внимание в Программе уделяется вопросам реализации воспитательных задач с целью формирования нравственных качеств молодого человека: патриотизма, бережного отношения к истории Отечества и родного края, активной жизненной позиции.
После года обучения, молодой человек при желании может получить допуск к полевым работам. Эти работы могут быть организованы в форме участия в учебно-тренировочной Вахте Памяти.
Цели и задачи программы:
Цель – обучить основным методам и технологиям поисковой работы.
Задачи:
1. Развивающие:
- развивать у молодых поисковиков умение накапливать, анализировать и обобщать методы и приемы ведения поиска, применения их в практической деятельности;
- развивать логическое мышление и индивидуальные особенности каждого члена поискового отряда.
2. Образовательные:
- получение знаний по истории военного искусства прошлого, изучить историю II мировой войны и историю Великой Отечественной войны, участия в ней земляков-горьковчан, получение знаний по истории поискового движения.
3. Воспитательные:
- воспитание патриотизма и активной жизненной позиции под влиянием общественно значимой деятельности.
Срок реализации программы: в течение учебного года.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Конвенция прав ребенка;
- Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 года №4292-1;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Закона РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 12 августа 1994 года № 910;
- Закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13. 03.1995 года № 32-ФЗ (с изменениями от 24.10.2007 года);
- Государственная Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795);
- Положение о поисковом отряде «Рассвет».
Учебно-тематическое планирование занятий
Наименование раздела и темы | Содержание учебного материала | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Общее количество часов по разделу |
Введение | История поискового движения в России: развитие военно-исторического поиска, особенности поисковой работы на современном этапе. | 2 | 2 | |
Раздел 1 История военного искусства и техники | 16 | |||
Тема 1.1. Военное искусство античного мира | Зарождение военного искусства. Полководцы античности. Исторические битвы в истории Древней Греции и Рима. Тактика сражений. | 2 | ||
Тема 1.2. Полководцы и битвы Древней Руси | Походы на Византию. Святослав. Отражения набегов половцев. Битва на реке Калке. Нашествие Батыя. Александр Невский. Дмитрий Донской. | 2 | ||
Тема 1.3. Военное искусство средневековья | Средневековые рыцарские ордена. Крестовые походы. Появление огнестрельного оружия в Европе. | 2 | ||
Тема 1.4. Зарождение русской регулярной армии | Полководческий талант Петра I. Северная война. Полтавское сражение. Первые победы на море. | 2 | ||
Тема 1.5. «Наука побеждать» Александра Суворова | Стратегия и тактика Суворова. Сражение при Рымнике. Взятие Измаила. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. | 2 | ||
Тема 1.6. Отечественная война 1812 года | Тактические маневры русской армии. Бородинская битва. Михаил Кутузов. Изгнание французской армии. | 2 | ||
Тема 1.7. Героические страницы истории Русского флота | Чесменская битва. Поход Федора Ушакова. Синопское сражение. В.А. Корнилов. П.С. Нахимов. Бой «Варяга». | 2 | ||
Тема 1.8. Первая мировая война | Новая тактика и стратегия войны. Решающая роль военной техники. Основные сражения русской армии. | 2 | ||
Раздел 2 Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) | 22 | |||
Тема 2.1. Начальный период войны | План «Барбаросса». Причины поражений. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Блокада Сталинграда. Оборона Севастополя. Трагические месяцы 1942 года. | 4 | ||
Тема 2.2. Коренной перелом в ходе военных действий | Сталинградская битва. Битва за Кавказ. Сражение на Курской дуге. Партизанское движение. Форсирование Днепра. | 4 | ||
Тема 2.3. Советские полководцы и их противники | Формирование полководческой элиты Советской Армии. Тактика и стратегия военных сражений. Наши противники. | 2 | ||
Тема 2.4. Боевая техника Советской Армии и Вермахта | Противостояние конструкторской мысли. Лучшие образцы стрелкового оружия, артиллерийский систем, танков и самолетов противоборствующих сторон. | 4 | ||
Тема 2.5. Завершающий этап войны | Победа под Ленинградом. Освобождение Украины. Операция «Багратион». Освобождение стран Восточной и Центральной Европы. Битва за Берлин. | 4 | ||
Тема 2.6. Горьковчане в Великой Отечественной войне | Формирование воинских подразделений на территории области. Подвиги работников тыла. Герои Советского Союза – горьковчане. Арзамас и арзамассцы в годы войны. | 4 | ||
Раздел 3 Теория поисковой работы | 48 | |||
Тема 3.1. Проблемы поискового движения | Городские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Актуальное значение поискового движения. Особенности и условия работы в отдельных регионах страны. | 2 | ||
Тема 3.2. География войны | Фронтовые, тыловые и оккупированные зоны. Карта войны (работа с атласом, контурными картами). | 2 | ||
Тема 3.3. Работа с документами | Предварительное изучение предполагаемого места поисковой работы. Основные архивы страны. Методика работы с архивными документами. Методика архивных запросов. Изучение военных мемуаров, фото и кинодокументов. Работа с Интернет-ресурсами. Работа с найденными документами. | 4 | 4 | |
Тема 3.4. Оснащение Красной Армии и ее противников | Форма одежды, вооружение и воинские звания в Красной Армии и солдат стран участниц Великой Отечественной войны. Экипировка, личное стрелковое оружие, личные документы. Методика их определения. | 4 | 2 | |
Тема 3.5. Организация боевых частей противников | Структура воинских подразделений Красной Армии и Вермахта. | 2 | ||
Тема 3.6. Классификация воинских захоронений | Плановые воинские захоронения. Боевые и санитарные захоронения. Незахороненные останки, в том числе верхового залегания. Мемориальные захоронения. Санитарные нормы при эксгумации останков. | 2 | ||
Тема 3.7. Работа с медальонами | Система учета боевых потерь. Виды медальонов в Красной Армии и Вермахте. Правила работы с найденными медальонами. Установление личности военнослужащего. | 4 | ||
Тема 3.8. Техника безопасности в поисковой экспедиции | Техника безопасности при следовании к месту проведения экспедиции и обратно. Правила проведения поисковых работ. Техника безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов. Противопожарная безопасность. | 6 | ||
Тема 3.9. Юридическая грамотность участников поисковой экспедиции | Основные документы, регламентирующие поисковую работу. Что необходимо знать поисковику, чтобы не нарушить закон. | 4 | ||
Тема 3.10. Документация в поисковом отряде | Акты, протоколы эксгумаций, акты проведения захоронений и перезахоронений. Ежедневные отчёты. Листы опроса местного населения. Паспортизация населённых пунктов. Переписка с родственниками павших солдат. Летопись поискового отряда. | 4 | ||
Тема 3.11. Музейная работа | Теория и практика музейной работы: формирование музейных фондов, специфика музея боевой славы, эстетическое оформление музея. | 6 | 4 | |
Раздел 4 Практика поисковой работы | 56 | |||
Тема 4. 1. Военная археология | Понятие о военной археологии. Методика полевой поисковой работы. Технологии поисковых работ. | 4 | ||
Тема 4.2. Поисковая работа | Тактика поисковых работ. Тактика и правила проведения поисковых разведок. Опрос свидетелей исторических событий. Приборный поиск. Правила ведения раскопочных и эксгумационных работ. | 2 | 4 | |
Тема 4.3. Техника безопасности при проведении поисковых работ | Общие правила техники безопасности. Правила поведения при использовании транспортных средств, в полевом лагере, при использовании инструментов. Правила несения суточного дежурства в полевом лагере. Специальная техника безопасности и при проведении поисковых и эксгумационных работ в зоне бывших военных действий. | 4 | 2 | |
Тема 4.4. Взрывоопасные предметы военных полей России | Взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы. Классификация боеприпасов Великой Отечественной войны. Правила поведения при обнаружении взрывоопасных предметов. | 4 | ||
Тема 4.5. Анатомия человека | Строение скелета, строение черепа. Установление видовой принадлежности костных останков. Различие костных останков по расовому признаку и по принадлежности к полу. Установление возраста и роста по костным останкам. Особенности сохранения костных останков в различных почвах. | 2 | ||
Тема 4.6. Личная гигиена в полевых условиях | Общие правила личной гигиены. Особенности соблюдения правил личной гигиены в полевых условиях и проведении эксгумационных работ. Правила питания и хранения продуктов питания в полевых условиях. | 2 | 2 | |
Тема 4.7. Первая медицинская помощь в походных условиях | Наиболее распространенные виды простудных заболеваний и способы их лечения в полевых условиях. Виды повреждений и травм, оказание первой доврачебной полощи при несчастном случае. Правила оказания первой медицинской помощи. | 4 | 2 | |
Тема 4.8. Практическая работа с техническими средствами поисковой работы | Методика работа со щупом. Металлоискатель и правила работы. Технические характеристики различных типов металлоискателей. | 2 | 4 | |
Тема 4.9. Организация полевого лагеря | Снаряжение. Укладка рюкзака. Обустройство полевого лагеря. Питание в походе. Костры и костровое хозяйство. | 2 | 6 | |
Тема 4. 10. Ориентирование в полевом выходе | Топографическая карта. Работа с компасом. Способы ориентирования. Азимут. Правильная организация движения. | 2 | 8 | |
144 |
Ожидаемые результаты
- В области истории поискового движения
знать:
- зарождение и развитие поискового движения;
- особенности поисковой работы на современном этапе
уметь:
- сформировать основные цели и задачи поискового движения.
- В области истории Великой отечественной войны
знать:
- хронику основных сражений войны;
- боевые действия в местах предполагаемых поисковых экспедиций;
- боевой путь воинских частей, сформированных на территории Горьковской области в годы войны.
уметь:
- использовать полученные знания истории в поисковой работе.
- В области военной археологии
знать:
- методику ведения поисковых работ;
- правила эксгумации;
- классификацию захоронений
уметь:
- обследовать местность с помощью металлоискателя и инженерного щупа;
- определять типы захоронений (плановые воинские и госпитальные, боевые, санитарные, не захороненные «верховые», мемориальные);
- правильно проводить процесс эксгумации, соблюдать меры безопасности и санитарные нормы.
- В области техники безопасности при проведении поисковых работ
знать:
- правила поведения при обнаружении взрывоопасных предметов;
уметь:
- определять виды и типы взрывоопасных предметов.
- В области анатомии человека
знать:
- особенности строения скелета человека
уметь:
- определять принадлежность костей к определенной части скелета;
- уметь отличать по определенным особенностям мужской, женский или детский скелет.
- В области медицины
знать:
- основные приемы оказания первой медицинской помощи,
- лекарственные препараты и их назначение;
- природные лечебные средства
уметь:
- самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь;
- применять проверенные народные природные средства при лечении заболеваний.
Инструкция по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших военных действий.
Все те, кто входит в отряд или сопровождает его, должны знать, что:
- при обнаружении взрывоопасных предметов необходимо приостановить работы, оградить место обнаружения и до извлечения ВОП специалистами-сапёрами работы в этом месте не продолжать; при обнаружении противотанковых или противопехотных мин, работы временно прекращаются в радиусе 200 м и эта местность должна быть обследована сапёрами;
- категорически запрещается приносить и хранить на территории лагеря взрывоопасные предметы;
- категорически запрещается разряжать и бросать взрывоопасные предметы, ударять по ним;
- запрещается стаскивать и разбирать руками проволочные заграждения, трогать проволоку и шпагат, обнаруженные на земле, в траве или кустарнике, т.к. возле них могут быть установлены мины натяжного действия; проволоку необходимо стаскивать с помощью "кошки" с верёвкой длиной более 50 м, находясь в укрытии;
- места для разведения костров, должны быть перекопаны на глубину 40-60 см и проверены щупом, металлоискателем на отсутствие ВОП;
- движение гусеничной и колёсной техники на местах проведения работ разрешается только по проходам, предварительно обследованным сапёрами;
- отклонение техники от обозначенных маршрутов запрещается;
- при работе на глубине более 2,5 м, для предотвращения обвалов необходимо укрепление стенок раскопа деревянными щитами и распорками;
- в целях профилактики кишечных и других заболеваний категорически запрещается употребление для питья сырой воды из открытых источников;
- участники поисковых и эксгумационных работ должны соблюдать правила личной и общественной гигиены. Все работы проводятся в спецодежде и спецобуви. При работе с останками должны использоваться резиновые перчатки;
- лица, участвующие в поисковых работах, ежедневно перед началом работ проходят инструктаж и расписываются в журнале по технике безопасности. Это предотвратит несчастные случаи при проведении полевых работ.
Методика подготовки и проведения поисковых экспедиций
(памятка).
Подготовка и проведение экспедиции включает в себя несколько этапов. Особенно тщательная и детальная подготовка необходима, если в поле выезжает подростковый поисковый отряд. Необходимо помнить, что от подготовки отряда до экспедиции зависит результат работы, жизнь и здоровье участников, общая обстановка в экспедиции.
1. Определяется необходимость работы в данном месте (привлекаются архивные данные, исторические и мемуарные источники);
2. Составляется маршрутный лист экспедиции, историческая справка по местам боев, произошедших в данном районе;
3. Проводятся предварительные переговоры с местной администрацией с целью получение разрешения на проведение работ;
4. Ставится в известность о предстоящей экспедиции районный военный комиссариат, районное отделение милиции;
5. Проводится полевая разведка и опрос местных жителей (при отсутствии возможности сделать это, данный этап можно совместить с самой экспедицией - это будет первая часть экспедиции);
6. Организационная подготовка экспедиции: продукты, снаряжение, спецодежда, техника безопасности, определение объема работы и т.д.;
7. Проведение экспедиции: Эксгумационные работы, заполнение полевого дневника, протоколы эксгумации, карты, составление описи найденных вещей и списка установленных имен.
8. Захоронение;
9. Обработка результатов экспедиции: - коллекционная опись, готовится экспозиция в музей (при наличие такового), - описываются медальоны, - списки установленных имен сдаются в военкомат, нераскрытые медальоны сдаются криминалистам для экспертизы;
10. Оформление отчета экспедиции (по установленным образцам).
Срок после экспедиции для оформления отчета - не более 1 месяца. Отряды, занимающиеся давно поиском, понимают, что в большой степени от предварительного этапа зависит результат экспедиции. Хорошие отношения с местной администрацией, налаженные до начало работ, позволяют быстро и эффективно решать возникающие в экспедиции проблемы. Единообразные отчет по итогам экспедиции позволяют вести более четкий учет результатов работ и на основании их проводить дальнейшую исследовательскую работу. Правильно составленные коллекционные описи находок придают им дополнительную ценность не только для поисковых, но и для государственных музеев. Поэтому, хочется отметить, что, как и любая работа, поисковая требует профессионального подхода к делу и ответственности.
Техника безопасности при производстве поисковых работ
- Разминированием в ходе поисковых работ занимаются только специалисты-саперы, допущенные к подрывным работам.
- В случае обнаружения взрывоопасных предметов следует обозначить их флажками и сообщить сопровождающему саперу, при этом работы приостанавливаются до удаления боеприпаса. При отсутствии в отряде специалиста-сапера, после приостановления работ, сообщить в ближайший военкомат о месте нахождения взрывоопасного предмета, оградить место обнаружения и до извлечения боеприпаса работы в этом месте не продолжать.
- В случае обнаружения предмета неизвестного назначения, запрещается извлекать его из раскопа, брать его в руки. Необходимо прекратить работы и вызвать специалиста.
- Категорически запрещается приносить и хранить на территории лагеря взрывоопасные предметы.
- Категорически запрещается разряжать, бросать или ударять по обнаруженным взрывоопасным предметам.
- При обнаружении противотанковых или противопехотных мин работы временно прекращаются в радиусе 200 м и эта местность должна быть обследована саперами.
- Запрещается стаскивать или разбирать руками проволочные заграждения, трогать проволоку или шпагат, обнаруженные на земле, в траве или кустарнике, так как возле них могут быть установлены мины-сюрпризы натяжного действия. Проволоку необходимо стаскивать с помощью "кошки" с веревкой длиной 50 м, находясь в укрытии.
- Места для разведения костров должны быть перекопаны на глубину 40-60 см и проверены внешним осмотром на отсутствие взрывоопасных предметов. При возможности, проверить металлоискателем.
- Движение гусеничной и колесной техники на местах проведения работ разрешается только по проходам, предварительно обследованным саперами. Запрещается отклонение техники от обозначенных маршрутов.
- Лица, участвующие в поисковых работах, перед началом работ проходят инструктаж по технике безопасности и расписываются об этом в журнале.
- Посторонние и лица, не прошедшие инструктаж по технике безопасности к поисковым работам не допускаются.
- Лица, не выполняющие требования инструкции по технике безопасности, от участия в поисковых работах отстраняются.
Литература
1. Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М. 2001.
2. Великая Отечественная Война 1941-1945 годы. Энциклопедия для школьников. / сост. И. Дамаскин, П. Кошель. – М., 2000.
3. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность. / сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград. 2007.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
5. Дни воинской славы России. Хрестоматия. – М., 2006.
6. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М. 2005.
7. Лебедева О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М. 2005.
8. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. Учебно-методическое пособие. – М., 2004.
9. Опасные находки. Меры безопасности при проведении поисковых работ. / сост. А.А. Верховский, П.Л. Снежницкий, В.Ф. Татарников, В.С. Щитц. М., 1999.
10. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. – М., 2009.
11. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / сост. И.А. Пашкович. – Волгоград. 2006.
12. Петров В.Н., Шкапа Н.А. Методические рекомендации по поисковой работе (военной археологии) на местах боев Великой Отечественной войны. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...
Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста в современных условиях, раскрыта сущность понятий «индивидуализация» студ...
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
Конспект урока по дисциплине право «Предвыборная программа народных представителей (представителя) в действии».
Сценарий открытого урока«Предвыборная программа народных представителей (представителя) в действии».Цели:Образовательная 1. Закрепить понятия, признаки, типологию и функции политических ...