Классный час «История профессионально – технического образования России»
классный час
Цель:
Формирование у обучающихся целостного представления о становлении и развитии системы профессионального образования в России.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей становления системы профессионального образования России;
- формировать добросовестное отношение к своей учебной и трудовой деятельности;
- развивать стремление обучающихся к получению непрерывного профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час в группе № 48 ко Дню СПО | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
05.10.2021 г.
Организатор:
Куратор Громова Т.В.
Участники:
Группа 48
Классный час «История профессионально – технического образования России»
Цель:
Формирование у обучающихся целостного представления о становлении и развитии системы профессионального образования в России.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей становления системы профессионального образования России;
- формировать добросовестное отношение к своей учебной и трудовой деятельности;
- развивать стремление обучающихся к получению непрерывного профессионального образования.
История создания профтехобразования.
Как вы думаете, как давно появилось профессиональное образование? Точкой отсчета истории отечественного профессионального образования принято считать появление в 1701 году первых светских профессиональных образовательных учреждений, открытых по велению великого реформатора Петра I. Это были школы математических и навигационных наук, которые называют первыми реальными училищами в Европе.
Екатерина II сделала попытку создания народных училищ.
Но наиболее удачные попытки были предприняты в 1915 – 1916 во время игнатьевских реформ.
В 1917 году временное правительство издало постановление «Положение о профессионально технических учебных заведениях». Эта реформа действительно могла стать прогрессивной, но в стране начались глобальные изменения.
Большое внимание на профессиональное образование было обращено с началом великой отечественной войны, когда встала проблема кадров для оборонных предприятий и для предприятий промышленности.
В нашем городе эта проблема решалась благодаря школам ФЗО.
В начале сороковых в городе были открыто несколько ФЗО школ (фабрично – заводского обучения) на поселках шахт 24 -26, на поселке шахты «Ростовская», на поселке шахты «Октябрьская», осуществлявшие подготовку кадров для угольной промышленности. И в город по велению сердца и по комсомольским путевкам стали приезжать молодые люди из Ставропольского, Краснодарского краев, из Орловской, Белгородской, Воронежской областей, буквально со всех концов Советского Союза.
В 1949 году постановлением правительства ФЗО переименовали в горно – промышленные школы. Вы можете спросить у своих дедушек, если они работали на предприятиях угольной промышленности, где они получили профессию.
В 1958г., оправдавшие себя во время войны, ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы. Вместо них правительство создало новую систему обучения профессиям – ПТУ.
Во всех ПТУ ввели обязательное, одновременное среднее образование. (Целесообразность этого решения многими учеными и практиками оспаривается до сих пор).
В 1987г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль производственного образования была ликвидирована. «Госпрофобр» перестал существовать. Все училища вошли в состав Министерства общего образования. По удельному весу профтехобразование занимало ничтожную часть общего. Система растворилась и потеряла не только свою самостоятельность, но и значимость. Тем более, что задачи у этих систем разные. Общее образования дает знания, а профтехобразование – навыки и умения производства, т.е. учит работать.
Правление Фонда и группа лауреатов Международной премии имени А.Г.Неболсина, среди которых не мало ученых с мировым именем, преподавателей и мастеров производственного обучения обратились к Президенту России В.В. Путину с предложением: рассмотреть возможность восстановления статуса профессионально - технического образования, как самостоятельной структуры.
2 октября - День профтехобразования
Осень – это не только начало нового учебного года, но и пора главных профессиональных праздников в сфере образования. 2 октября в нашей стране отмечается День работников профессионально-технического образования, 5 октября весь мир празднует День учителя.
Система профессионального образования будущих рабочих начала складываться еще в дореволюционной России. При крупных заводах и фабриках организовывались ремесленные училища, где ученики под руководством опытных мастеров и инженеров постигали азы будущей профессии и профессиональные приемы, позволявшие сделать работу максимально правильно. Разработанная российскими инженерами в Московском техническом училище система производственного обучения демонстрировалась на международных выставках в Филадельфии (1876 год), в Париже (1900 год) с неизменным успехом.
Система профессионального образования менялась и совершенствовалась. В Советском Союзе были созданы школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ, учеников системы фабзавуча ласково называли «фабзайчатами»). ФЗУ существовали с 1920 по 1940 год.
2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Целью создания новой системы было образование единой государственной системы подготовки квалифицированных специалистов и планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих.
2 октября отмечается системой подготовки квалифицированных рабочих кадров в нашей стране (учреждениями профессионально-технического образования (ПТУ), курсами повышения квалификации рабочих, курсами переподготовки рабочих кадров) как профессиональный праздник. В этот день все учебные заведения начального и среднего профессионального образования отмечают свой профессиональный праздник.
Создание первых профессиональных учебных заведений
Первые учебные заведения, дававшие профессиональную подготовку, появились в России в начале 18 века по инициативе Петра Первого при Тульском оружейном заводе, уральских горных заводах, в Москве при ткацкой фабрике «Прохоровская трехгорная мануфактура». Для получения рабочих профессий в училища отбирались способные люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Окончившим полный курс обучения, присваивалась квалификация ученого мастера.
нем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие – все зависит от того, как человек будет работать, ведь у каждой профессии есть своя специфика, свои ценности и свои герои. И, конечно же, практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник – один из поводов собраться вместе и ощутить значимость и важность выполняемой работы.
Заключение
В настоящее время в России работает более 2,5 тысячи учреждений профессионально-технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования, в них учатся более 2 миллионов человек. Вопрос подготовки рабочих российские власти называют ключевым – стране крайне необходимы специалисты, которые работают в условиях высокотехнологичной промышленности, включая тех, кто занят эксплуатацией технически сложного современного производственного оборудования, а потому мы с большим вниманием и уважением относимся к тем, кто готовит так необходимые стране рабочие кадры.
Используемая литература:
Методическая разработка классного часа «Мы из тех, кто…»https://infourok.ru/klassnyj-chas-my-iz-teh-kto-posvyashennyj-81-letiyu-prof-teh-obrazovaniya-4929752.html
История профтехобразования России (материал к классному часу)https://videouroki.net/razrabotki/istoriya-proftekhobrazovaniya-rossii-material-k-klassnomu-chasu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Подмосковье - сердце России"
В ходе классного часа студенты знакомятся с историей возникновения некоторых городов Московской области (восточного Подмосковья); обогащают свои знания об истории родного края; систе...
Классный час и презентация " Тихоокеанскому флоту России 281 год! "
Каждая великая держава мира имеет свои Вооруженные Силы, свой Флот. И их наличие и состояние позволяют державе называться- «Великой». Наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и учим...
Методическая разработка, технологическая карта, фотографии открытого урока истории по теме: "Пореформенная Россия".
Методическая разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информац...
Сценарий мероприятия, посвящённого Дню Профессионально-технического образования
Данный сценарий может быть использован не только как образец проведения (празднования) Дня профтехобразования, но и в качестве материала при подготовке ко дню Посвящения в студенты. Цели и задачи меро...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНУТРИТЕХНИКУМОВСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ УЧИТЕЛЯ И 75-ЛЕТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мероприятие посвящено двум большим праздникам: «Дню учителя» и «75 лет системы Профессионально-технического образования», поэтому все мероприятие разбито на три основных блока....
Из истории профессионального образования в России
Хронология одного из проектов Петра1...
Конспект бинарного учебного занятия по УД «История», «Иностранный язык» «Образование в России: вчера, сегодня, завтра»
Cравнение правовых образовательных моделей Российской Федерации и Советского союза и создание собственной правовой модели «Школы будущего»....