Проектная деятельность " Кукольный театр"
проект

Проектная деятельность " Кукольный театр" , 2022-23 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukolnyy_teatr_2022-23.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное специальное общеобразовательное учреждение

Запрудненская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Проект

художественно- творческой направленности

« Кукольный театр как средство развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ»

Составитель: Марьина О. С.,

учитель первой категории

2022-2023 год.

Проект: «Кукольный театр как средство развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ».

«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир» (С.И. Мерзлякова, автор методики по театрализованной работе с детьми младшего школьного возраста).

Вид проекта: долгосрочный , 1 год (2022 - 2023г.) , творческий, ролевой – игровой;

Участники проекта:

- учащиесячетвертого класса;

- родители ( опекуны) учащихся;

- классный руководитель 4 класса;

Актуальность :

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания.

Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— нравственным воспитанием;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Через театр ребенок научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр помогает видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту изюминку, которая делает его личность неповторимой.

Театральные импровизации позволяют детям сформировать полноценные представления о мире, дают возможность юному актеру выплеснуть свою энергию. Кому в раннем детстве посчастливилось прикоснуться к волшебству театрального искусства, тот всегда будет находить вокруг себя доброе и светлое, тот никогда не очерствеет душой, не обеднеет духовно.

Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д.

Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения:

1. Мелкую и крупную моторику.

Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.

Крупная моторика развивается когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

2. Память.

Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

3. Образное мышление.

Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы. На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

4. Чувства уважения и такта, навыки общения.

Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

5. Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Дети Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.

Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Кукольный театр — наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием личностных качеств, памяти, фантазии, раскрепощенности, воображения и предприимчивости.

Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы, стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни.

Кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка. Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления.

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка: у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший школьный.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей с ОВЗ школьного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Постановка проблемы:

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Театр, как ничто другое, возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова, является уникальным средством развития художественно- творческих способностей детей.

В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

Гипотеза:

Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации, развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ.

Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;

2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;

6. Развивать речь, дикцию, интонацию. использую скороговорки, стихи; пополнять словарный запас;

7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.

Предполагаемый результат:

Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Данная деятельность будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.

Намечены следующие этапы работы:

I. Подготовительный

1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;

2. Изучить литературу по теме проекта;

3. Работа с родителями:

• Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;

• Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;

• Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;

4. Пополнение методической копилки по теме проекта.

II. Основной

Работа с родителями:

1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками;

2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности для младших школьников»

3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.

Формы работы с детьми:

1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;

2. Чтение художественных произведений;

3. Театрализованные представления для детей;

4. Театрализованные игры, развлечения, праздники;

5. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

6. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.

III. Заключительный

1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;

2. Открытые показы для воспитанников школы- интерната, учителей, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок.

3. Подтверждение гипотезы проекта;

4. Подведение итогов и оформление проекта.

Реализация проекта:

Подготовительный этап проекта (сентябрь – ноябрь)

Подбор и изучение педагогической литературы по теме:

• А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»

• И. Н. Рослякова «На что способен театр»

• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр детям»

• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»

• Л. В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»

• М. Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности с младшими школьниками»

Работа с детьми:

Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;

Работа с родителями:

1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:

«Театр в жизни ребенка»;

«Как устроить домашний театр».

2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный).

Методическая копилка:

1. Картотека театрализованных игр;

2. Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;

3. Разработаны конспекты с инсценировками и мини сценками,

сценарии развлечений и досугов.

Определение целей и задач проекта.

Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;

• кукольный театр : «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь», « Три поросенка»;

• пальчиковый театр,кукольный театр : «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;

• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;

• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;

• сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;

• ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;

• дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам р. н. с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по р. н. сказкам;

• картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Работа с родителями:

1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);

2. Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в начальной школе»;

3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.

Работа с детьми:

• Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок»,«Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;

• Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам;

• Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке»,«Медвежата»;

• Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо;

• Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;

• Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;

• Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок;

• Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания«Изобрази героев сказки и их голоса»;

• Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;

• Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;

• Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;

• Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»,«Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;

• Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой»;

• Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.

Непосредственная образовательная деятельность:

- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;

- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);

- НОД с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;

- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

Заключительный этап: (апрель-май)

1. Интегрированные досуг для учащихся и педагогов театрализацией сказки«Репка».

2. Открытый показ: НОД по речевому развитию: сказка «У страха глаза велики».

3. Выступление на педсовете с презентацией НОД по речевому развитию в рамках недели педагогического мастерства по теме проекта.

Предполагаемые итоги проекта:

1. Дети получат возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;

2. У детей сформируется ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

4. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);

Список литературы

Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2018.

Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение,2017.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 2010.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001.

Губанова Н. Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”, 2016.

Электронные ресурсы: , .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра

В методических рекомендациях содержатся теоретические и практические материалы по теме «Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта».В крат...

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Сценарий кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Сценарий кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки...

Фотоотчёт Кукольный театр "Дебют"

Фотоотчёт Кукольный театр "Дебют"...

ЭОР Сценарий представления кукольного театра "Репка"

Сценарий для постановки сказок "Репка на новый лад" для студентов во время произхводственной практики...

Кружок "Кукольный театр"

Кукольный театр - одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входит мультипликационное и не мульпликационное анимационное искусство....

Мастер-класс "Изготовление ширмы для кукольного театра"

Представляем вашему вниманию мастер-класс на тему: «Изготовление ширмы для кукольного театра». Идея изготовления ширмы, которая может пригодиться для проведения театрализованных предс...

Выступление на ПЦК на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности».

Выступление на предметно-цикловой комиссии на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности»....