Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ – технологии
методическая разработка
В публикации представлены методы и приемы ТРИЗ на уроках английского языка, способствующих достижению образовательных результатов. ТРИЗ - технологию можно считать одним из эффективных средств реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka_sredstvami_triz.docx | 297.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ – технологии
В соответствии с требованиями ФГОС главной задачей педагога становится развитие в каждом обучающемся самостоятельной, инициативной творческой личности через обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Иностранный язык». Фактически преподаватель создает «развивающую среду», где для обучающегося становится возможным формирование целого ряда компетенций в процессе реализации своих способностей. В организации такого рода деятельности педагогам предоставлены широкие возможности выбора форм и методов работы со студентами. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые обучающиеся могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту задачу поможет использование современных развивающих технологий. Одним из инструментов формирования и проявления основ функциональной грамотности на уроках английского языка может стать ТРИЗ педагогика. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в формировании исследовательских умений у обучающихся. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет обучающемуся решать творческие и социальные задачи самостоятельно, что соответствует ФГОС средне8го профессионального образования. Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения задач, и не только в учебной деятельности.
Цели и задачи
Цель: Создание условий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами технологии - ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Разработать и реализовать структурно-содержательную модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии;
- Составить таблицу методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах учебной деятельности;
- Разработать механизм конструирования урока по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ – технологии.
- Разработать алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности;
- Разработать технологическую карту формирования и оценки метапредметных результатов на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности.
Соответствие содержания методической разработки требованиями ФГОС среднего профессионального образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока английского языка включает:
- овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами.
Для достижения цели была разработана структурно- содержательная модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологии по формированию функциональной грамотности :
Формы, методы и приемы функциональной грамотности | Содержание | Методы и приемы "ТРИЗ" | |
Урочная деятельность | Интегрированные уроки | Национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру, музыкальные инструменты, народное творчество | Игра «Да-нет», Мозговой штурм, "Загадка об объектах" |
Учебные проекты | Мои предки. Что я о них знаю? Какие увлечения есть у моих друзей. Резюме при устройстве на работу. Что знают мои одноклассники об истории Англии? | Составление паспорта Приёмы фантазирования | |
Игровые технологии | Предметные игры, интеллектуальные игры, дидактические игры. | "Мои друзья" Ситуационная игра «Встречаем гостей. Мой дом» | |
внеур очная | Проектная деятельность | Русские немцы, Формы обращения в немецком языке, Символы Германии, История немецкого костюма, Роль немецкого языка в современном мире, что красное в Англии? Сходства и различия британского юмора? Традиции Великобритании, История английского автобуса, Роль английского языка в современном мире, Символы Великобритании | Оформление исследовательской деятельности |
Данная структурно - содержательная модель позволяет выстраивать целостную картину формирования функциональной грамотности средствами «ТРИЗ» технологии.
Методы и приемы технологии "ТРИЗ» применимы в различных видах деятельности:
Методы и приёмы технологии «ТРИЗ» | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | ||||||
Объяснение нового материала | Закрепление | Повторение | Домашнее задание | Проектная деятельность | Песенный конкурс на иностранном языке | |||
Мозговой штурм | ||||||||
Я беру тебя с собой | ||||||||
«Да - нет» | ||||||||
Загадки об объектах | ||||||||
Паспорт объекта | ||||||||
Аукцион |
Технологии «ТРИЗ» насыщает урок разнообразной творческой, поисковой, самостоятельной деятельностью. Каждый ученик имеет возможность реализовать себя.
Технологии «ТРИЗ» насыщает урок разнообразной творческой, поисковой, самостоятельной деятельностью. Каждый ученик имеет возможность реализовать себя:
Механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ» по формированию функциональной грамотности
Разработка и проведение хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и структуру, дают возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Уроки, построенные по технологии «ТРИЗ» доказывают, что обучающиеся способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
Использование технологии «ТРИЗ» при формировании функциональной грамотности дает результаты и при организации внеурочной деятельности. Так рамках «Песенного конкурса на иностранном языке» формируются следующий алгоритм внеурочной деятельности обучающегося и педагога
Стадия, этап проекта (6П) | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Деятельность родителей | Методы и приёмы технологии | Выход проекта |
Стадия вызова Проблема Проектирование (планирование) | Предварительн ый выбор песни. Привлечение и мотивация учащихся. | Уточняют информацию, обсуждают текст песни. | Направляет обучающихся, организует учебную ситуацию, поддерживает (предлагает) идею. | Мозговой штурм «Да – нет» Приём «Создай перевод» | План исполнения. |
Уточнение названия песни и ее содержания Планирование действий инсценировки и исполнения песни. | |||||
Выступление в песенном конкурсе |
Комбинирование методов и приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии «ТРИЗ» - научить обучающихся применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках географии
функциональная грамотность...
" Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка".
Чтоо такое чтение и что такое функциональное чтение. Приемы читтельской грамотности на уроках английского языка. Как достичь успеха в чтении и в понимании прочитанного....
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обуч...
Функциональная грамотность на уроках английского языка
Функциональная грамотность - важный фвктор в изучении английского языка. Представляем Вам проблемы , пути развития и практические предложения по развитию функциональной грамотности....
Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качес...
Презентация на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...