Методическая разработка открытого урока: "Сварка пластин различной толщины нахлесточным соединением"
методическая разработка
Методическая разработка урока производственно обучения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_uroka_proizvodstvennog_obucheniya.docx | 658.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий индустриально-строительный колледж»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № __
«__» _________ 2017г.
_______________ Т.А.Меркулова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
УВИДЕТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОТЬ УЧАЩЕГОСЯ И СОХРАНИТЬ ЕЁ, ПОМОЧЬ ПОВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Профессия СПО: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Тема занятия: «Сварка пластин из низкоуглеродистой стали нахлесточным соединением»
Разработала: мастер п/о Кретова Р.В.
Липецк-2017
Урок производственного обучения производственного обучения
Профессия СПО: «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Тема занятия: «Сборка и сварка пластин одинаковой толщины нахлесточным соединением»
Группа: 3-14
Тип урока: Комбинированный с элементами новизны (сварка нахлесточного соединения).
Оборудование и материалы:
- Средства индивидуальной защиты электросварщика
- Источник питания сварочной дуги ВДМ – 1202С
- Электрододержатель со сварочным кабелем.
- Сварочный стол
- Инструмент для подготовки металла под сварку и зачистки швов
- Пластины из низкоуглеродистой стали 100 х 300 х 5 мм 2 шт.
- Электроды АНО – 21 ø 3 мм
Сопутствующие учебные элементы и пособия:
- пакет учебных элементов по профессии «Электрогазосварщик ручной дуговой сварки»
- инструкционная карта
- плакаты из серии: «Техника безопасности при проведении электросварочных работ»:
- Средства индивидуальной защиты сварщика
- Инструменты и оснастка сварщика
- Рабочее место сварщика (виды сварочных постов)
Цель занятия:
Образовательная:Научиться выполнять сборку и сварку нахлесточного соединения из пластин одинаковой толщины.
Воспитательная: Воспитание у обучающихся аккуратности, трудолюбия, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам; сознательности при выполнении работ.
Развивающая: Формирование навыков производственной самостоятельности, самоконтроля и оценки качества технологических операций.
Краткая аннотация урока:
Данная методическая разработка занятия производственного обучения ставит своей целью установления межпредметных связей учебных дисциплин «Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов», «Охрана труда» по темам:
-сварные соединения и швы,
-техника и технология ручной дуговой сварке покрытыми электродами,
- техника безопасности при проведении электросварочных работ.
Задачей мастера является, используя теоретические знания учащихся по предметам и пройденным темам, а так же ранее приобретённым навыкам при наплавке валиков шва на пластины, сварке стыковых соединений, научиться выполнять сборку и сварку нахлёсточного соединения из пластин одинаковой толщины, соблюдая технику безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской.
Данное занятие производственного обучения является первым в тематическом планировании по теме «Сборка, дуговая наплавка и сварка пластин в нижнем положении сварного шва», которая предполагает 48 часов обучения. На занятия производственного обучения по данной теме отводится 12 часов, следовательно, оно является вводным для последующих занятий.
Ход занятия:
I Организационная часть: 3 – 5 мин.
1.1. Контроль посещаемости по списку учащихся. Готовность группы к занятию, наличие тетрадей для конспектов и чертёжно-пишущих инструментов.
1.2. Сообщить цель предстоящего занятия.
II Вводный инструктаж: 25 мин
2.1. Сообщить тему по программе и тему занятия. Содействовать стимулированию потребности учащихся в сознательном отношении к выполняемой работе по сборке и сварке нахлесточного соединения из пластин одинаковой толщины.
2.2.Провести опрос учащихся по пройденным темам занятий:
- Что относится к средствам индивидуальной защиты?
- Правила безопасности при ведении электросварочных работ
- Подготовка к работе и обслуживание рабочего места электросварщика
- Что относится к режиму сварки
- Правила электробезопасности и пожарной безопасности при выполнении электросварочных работ.
III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 260 мин
3. Объяснение нового материала: 25 мин
3.1. Объяснить, что называется нахлесточным соединением и к какому типу сварных швов оно относится (нахлесточное соединение – сварное соединение, в котором свариваемые элементы расположены параллельно и частично перекрывают друг друга; в нахлесточном соединении сварной шов относится к угловому )
3.2. Рассмотреть инструкционную карту и последовательность выполнения операций.
1. Подготовить рабочее место и проверить сварочную цепь.
2. Подготовить пластины из низкоуглеродистой стали 100 х 300 х 5 мм
- очистить пластину проволочной щеткой по металлу от ржавчины
3. Подобрать режим сварки на вспомогательной пластине для электродов диаметром 3 мм Iсв = 110 ± 10 А
4. Зафиксировать нахлесточное соединение, положив одну пластину на другую частично перекрыв их.
5. Выполнить две прихватки длинной 10 мм с обеих краев соединения на расстоянии 20 мм от края пластин, возбудив дугу электродом на основной пластине.
6. Отбить шлак и проконтролировать качество выполненной прихватки.
7. Выполнить сварку шва нахлёсточного соединения с обратной стороны прихваток. Возбудить дугу на основной горизонтальной пластине, отступив о края сборки на 5-10мм
- Плавно переместить дугу к краю сборки и начать сварку
- Для получения гарантированного провара корня необходимо сварку выполнять с предельно короткой дугой установив электрод под углом 45 градусов к вертикальной плоскости и наклонив его на 15-30 градусов в сторону направления сварки
- Вести электрод по не сваренным кромкам пластины
- Закончить проход заварив кратер шва используя ранее приобретённые навыки.
8. Отбить шлак и зачистить шов щеткой не оставляя на пластине шлака и брызг металла.
9. Перевернуть пластину и выполнить сварку соединения со стороны прихваток
10. Закончить второй проход сварки шва.
11. Отбить шлак и зачистить шов щеткой не оставляя на пластине шлака и брызг металла.
12. Произвести контроль выполненной работы
- обратить внимание на чешуйчатость и катет шва (при правильно выбранной скорости сварки и длины дуги, ширина шва должна быть на 2-3 мм больше диаметра электрода)
3.5. Показать практически технику сборки и сварки нахлёсточного соединения согласно инструкционной карте. Сообщить учащимся правила техники безопасности при сварке.
4. Самостоятельная работа учащихся: 235 мин.
4.1.Сборка и сварка пластин (текущий инструктаж)
Первый обход: проверить рабочие места и их укомплектованность
Второй обход: проверить правильность сборки пластин под сварку.
4.2. Обратить внимание на: качество сборки и выполнения прихваток
Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения швов нахлёсточного соединения, соблюдения режима сварки.
Четвертый обход: произвести приемку и оценку выполненной работы, определить качество сварного шва внешним осмотром и измерениями. Особое внимание обратить на размеры катета шва.
IV. Заключительная часть: 10 мин.
4.1. Подвести итоги занятия
4.2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины их возникновения
4.3. Сообщить оценки учащимся и их проанализировать.
4.4. Выдать домашнее задание (конспект)
Таким образом, установление межпредметных связей учебных дисциплин по профессии «Сварщик», является необходимым средством формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся, а полученные практические навыки ведут к устойчивому положительному результату в обучении.
Список литературы:
- В.И.Маслов «Сварочные работы»
- В.Н.Галушкина «Технология производства сварных конструкций»
- И.М.Вознесенская «Основы теории ручной дуговой сварки»
- О.Н.Кулик, Е.И.Ролин «Охрана труда при производстве сварочных работ»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ к занятию:
Сборка и сварка нахлесточного соединения из пластин одинаковой толщины.
- Какова должна быть дли дуги при сварке угловым швом в нижнем положении нахлёсточного соединения?
- длинной
- средней
- короткой
2. Как надо заваривать кратер шва?
- резко оборвать дугу
- задержать конец электрода над кратером подавая его вниз
- задержать конец электрода над кратером не подавая его вниз
3. На чём проверяется величина сварочного тока?
- на вспомогательной пластине
- на поверхности собранных под сварку пластин
- на плите стола сварщика
4. При сварке нахлёсточного соединения в нижнем положении дуга возбуждается
- на горизонтальной основной пластине
- на горизонтальной пластине, находящейся на основной горизонтальной пластине
- в вершине угла сборки
5. При сварке угловым узким швом:
- необходимо делать поперечные колебания электродом
- не надо делать поперечные колебания электродом
- необходимо увеличить длину дуги
6. При сварке нахлёсточного соединения электрод устанавливается:
- под углом 45 градусов к вертикальной плоскости и наклоном 15-30 градусов в сторону направления сварки
- в вертикальной плоскости с наклоном 15-30 градусов в сторону направления сварки
- в вертикальной плоскости с наклоном 15-30 градусов в противоположную сторону направления сварки
Инструкционная карта | ||||||||||||||||||||
Последовательность выполнения упражнения (что делать) | Инструктивные указания (как делать) | Самоконтроль (как проверить правильность выполнения действий и его результаты) | ||||||||||||||||||
1. Подготовить рабочее место и проверить сварочную цепь. | Подсоединить сварочные кабели к клеммам источника питания убрать со стола посторонние, выбрать инструмент и оснастку. | Проверить исправность изоляции рукоятки электродержателя и соединения со сварочным проводом, состояния контактных зажимов, изоляция сварочных проводов. | ||||||||||||||||||
2. Подготовить пластины из низкоуглеродистой стали 100 х 200 х 5 | Зачистить пластины щеткой по металлу до металлического блеска. | Пластины зачистить по всей плоскости с двух сторон | ||||||||||||||||||
3. Выбрать величину сварочного тока и установить его на источнике питания |
| J св = dэ * K J св = 3 *30 : 40 – | ||||||||||||||||||
4. Зафиксировать нахлесточное соединение на столе | ||||||||||||||||||||
5. Выполнить сборку с прихватками | Прихватки выполнить 20 мм от краев пластины. Длина прихватки 10 мм. | |||||||||||||||||||
6.Выполнить сварку 1 шва нахлесточного соединения | Прихватки
| Сварку выполнять предельно короткой дугой, установив электрод под углом 45º К вертикальной плоскости и наклонив его на 15 - 30º в сторону направления сварки. Вести электрод по несваренным кромкам металла пластины | ||||||||||||||||||
7. Отбить шлак и зачистить шов от брызг металла и шлака | Шлак отбить шлакоотдельным молотком, зачистить щеткой по металлу | Работу выполнять с использованием защитных очков и соблюдением техники безопасности после потемнения корки шлака | ||||||||||||||||||
8. Перевернуть пластину и выполнить сварку 2 – го шва со стороны прихваток | Сварку выполнять аналогично выполненную 1 – го шва. | При сварки прихватки должны полностью расплавиться с металлом шва. | ||||||||||||||||||
9. Отбить шлак и зачистить шов от брызг металла и шлака. | ||||||||||||||||||||
10. Произвести контроль выполненной работы | При правильно выбранных режимах сварки ширина должна быть на 2 – 3 мм больше диаметра электрода. | |||||||||||||||||||
11. Сдать работу мастеру. |
Неразъемное соединение, выполненное сваркой, называется сварным соединением. В зависимости от взаимного расположения в пространстве соединяемых деталей различают соединения:
- Стыковые сварные соединения ( а) – свариваемые элементы располагаются в одной плоскости или на одной поверхности. Устанавливается 32 вида стыковых соединений. Обозначаются С1, С2, С3, С4 и т.д.
- Нахлесточные сварные соединения ( б). Свариваемые элементы расположены параллельно и перекрывают друг друга. Величина перекрытия должна быть в пределах 3-420 мм. Обозначаются Н1, Н2
- Тавровые сварные соединения( в). Отличительной особенностью этих соединений является то, что одна из соединяемых деталей торцом устанавливается на поверхности другой и приваривается, образуя в сечении как бы букву Т (отсюда и название – тавровое). Обозначаются Т3, Т6 и т.д.
- Угловые сварные соединения (г) – сварное соединение двух элементов, расположенных под прямым углом и сваренных в месте примыкания их краев.
Типы сварных соединений.
а) стыковое; б) нахлесточное; в) тавровое; г) угловое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого учебного занятия по теме: "Приготовление блинчиков с различными фаршами"
Тема учебного занятия: "Приготовление блинчиков с различными фаршами"....
Методическая разработка открытого урока по физической культуре "Ведение мяча с сопротивлением. Передача мяча в движении различными способами со сменой мест"
Методическая разработка занятия по физической культуре для студентов СПО...
Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему: "Сварка тавровых соединений"
Методическая разработка открытого урока производственного обучения ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во...
Методическая разработка открытого урока " Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок"
по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»...
Методическая разработка открытого урока на тему «Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений» (2022 г)
Открытый урок по дисциплине ОП 05 Метрология, стандартизация, сертификация на тему «Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений» для специальности 23.02.07 Техническое обслуж...
Методическая разработка открытого урока "Технология приготовления и отпуск каш различной консистенции"
Учебное занятие с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по ПМ.02 Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закус...
Методические разработки по курсу Инженерная графика на тему: Типовые соединения деталей
Типовые соединения деталей...