Методическая разработка открытого урока по Технической механике
методическая разработка

Татьяна Анатольевна Кронштатова

Интегративный урок  с использованием межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лабораторная работа882.45 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

ФИЛИАЛ «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА» МАИ

в г. Химки Московской области

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Методическая разработка открытого урока

Выполнил преподаватель

Кронштатова Т.А.

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Основные методические моменты.
  1. Вид занятия.
  2. Цели занятия.
  3. Методические особенности занятия.
  4. Метириало-техническое и методическое обеспечение занятия.
  1. Содержание занятия
  1. Организационный момент.
  2. Допуск к выполнению лабораторной работы.
  3. Выполнение лабораторной работы.
  4. Защита выполненной лабораторной работы.
  5. Подведение итогов.

Приложения.

Приложение 1. Вопросник по теме «Зубчатые передачи».
Приложение 2. Тесты по дисциплинам «Материаловедение, стандартизация, сертификации метрология.
Приложение 3. Ситуация 1 «Заказчик».
Приложение 4. Методические рекомендации для выполнения лабораторной работы.
Приложение 5. Ответы на контрольные вопросы по лабораторной работе.
Приложение 6. Вопросы ситуация 2 «Исполнитель».
Приложение 7. Справочная таблица «Степень точности зубчатых передач».
Приложение 8. Учебно-методическая карта занятия.
Приложение 9. Лист-работы.
Приложение 10. Таблица хода работы и начисления баллов.
Приложение 11. Стандартные ряды модулей зубчатых колес.
Приложение 12. Вопросы для защиты лабораторной работы по эскизу.

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка предназначена для проведения интегративного занятия по теме «Зубчатые передачи ».

В соответствии с требованиями к уровню подготовки по обще-профессиональным дисциплинам на уроке студенты закрепляют знания по данной теме, используют знания полученные при изучении дисциплин «Технические измерения и стандартизация», «Основы материаловедения и технологии обработки материалов на металлорежущих станках »закрепляют навыки построения изображения технических изделий, оформления эскизов, полученные при изучения предмета «Инженерная графика»; умения пользоваться нормативной документацией.

По мере развития и прогресса науки интегративные тенденции к взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знаний проступают все ярче. Дисциплины, изучаемы в филиале, являются дидактически обоснованными учебно-познавательными комплексами знаний, практических умений и навыков, относящихся к определенной области наук.

В ходе обучения студентов происходит систематическое накопление, переработка и использование «разнопредметной» информации, которая и создает предпосылки к интеграции знаний. Процесс интеграции – это процесс воссоединения, восполнения целостности научного знания.

Проведение данного интегративного урока предполагает формирование у студентов всесторонней, комплексной, диалектически взаимосвязанной системы представлений о зубчатых передачах, области применения, основных достоинствах и недостатках, классификации, способах изготовления, их конструкциях и материалах и т.д.

#1054;сновные методические моменты.

Вид занятия.

Занятие предполагает выполнение лабораторной работы.

Цели занятия.

Учебные цели: Закрепление знаний по теме 4 «Зубчатые передачи», навыков построения эскизов зубчатых колёс; формирование умений расчёта деталей зубчатых передач.

Воспитывающая цель: Формирование у студентов стремления к высокому качеству результатов труда, умения работать в коллективе.

Развивающая цель: развитие познавательных умений, развитие самостоятельности, аккуратности.

Методические особенности занятия.

Занятие проводится и использованием меж предметных связей.

Материально-техническое и методическое обеспечение.

Дидактические материалы.

- вопросник по теме «Зубчатые передачи»

- раздаточный материал

- тесты по дисциплинам «Материаловедение» и

«Стандартизация, сертификация и метрология»

Наглядные пособия.

- плакат «Методы изготовления зубчатых колёс»

- плакат «Основные параметры эвольвентного зацепления»

Лабораторное оборудование.

- зубчатые колёса

- штангенциркул

Приложение 1

Блиц-опрос по теме

«Зубчатые передачи»

#1054;бласть применения зубчатых передач (на примере производства, где проходила практика).

#1044;остоинства зубчатых передач.

#1053;едостатки зубчатых передач.

#1050;лассификация зубчатых передач.

#1054;сновные параметры эвольвентного зацепления.

Приложение 2

Тесты по дисциплинам «Материаловедение», «Стандартизация, сертификация и метрология»

#1059;кажите марку легированной стали для изготовления зубчатого колеса

Ст.5

40 ХН

СЧ 18

#1059;кажите с какой целью применяется закалка ТВЧ материала для изготовления зубчатого колеса

Для повышения прочности, улучшения обрабатываемости резанием.

Для повышения прочности при сохранении вязкости.

Для повышения прочности и твердости.

#1042;ыберите знак для обозначения шероховатости поверхности зубчатого колеса, указывающий, что обработка поверхности производится без снятия слоя материала

#1042;ыберите знак, обозначающий отклонения от перпендикулярности плоскости

А

А

А

Приложение 3

Ситуация 1 «Заказчик».

Вы мастера ремонтной службы производственных участков.

В Ваши обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой, входит умение грамотно выполнить эскиз изношенной или сломанной детали с целью её последующего изготовления в ремонтных мастерских.

В данном конкретном случае выполняются эскизы зубчатых колес по их замерам.
При выполнении эскиза необходимо:

  • Указать параметры шероховатости рабочих профилей зубьев и торцов зубчатых колес.
  • Обозначить условное поле допуска отверстия.
  • Выбрать степень точности при скорости=1,5 м/с.
  • Указать отклонение отверстия от цилиндричности.

Далее смотри методические рекомендации.

Приложение 4

Приложение 5

Ответы на контрольные вопросы лабораторной работы.

  1. Модуль – часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.
    Шаг – расстояние между одноименными сторонами соседних зубьев, взятое по дуге делительной окружности.
  2. Ширину венца шестерни b1 выполняют на 2…4 мм больше ширины венца колеса для компенсации возможного осевого смещения зубчатого колеса из-за неточности сборки. Это условие важно и при приработке зубьев.
  3. Чем больше угол наклона зубьев (β), тем выше плавность зацепления. Чем выше β, тем больше осевая сила.
  4. Достоинства:
    В отличие от прямозубой, в косозубой передаче, зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, что значительно снижает шум и динамические нагрузки.
    Недостаток:
    Наличие в зацеплении осевых сил, которые дополнительно нагружают подшипник.
  5. Во избежание подрезания зубьев при изготовлении зубчатого колеса Zmin=17.

Приложение 6.

Ситуация 2

«Исполнитель»

  • Чтобы выполнить заказ по эскизам зубчатых колес, исполнитель должен знать, какими методами можно изготовить зубчатое колесо.
  • При изготовлении зубчатого колеса возможно подрезание зубьев. Как этого избежать?
  • На работу зубчатой передачи существенно влияет точность изготовления. Как же она влияет и как выбирается?

Приложение 7.

Зубчатые колеса

Степень точности зубчатых передач

Степень точности

Окружная скорость υ, м/с

Прямых зубьев

Непрямых зубьев

Цилиндрическая

передача

Коническая

передача

Цилиндрическая

передача

Коническая

передача

6

7

8

9

До 15

10

6

2

До 12

8

4

1,5

До 30

15

10

4

До 20

10

7

3

Механические характеристики термически обработанных

сталей для изготовления зубчатых колес.

Марка

стали

Размеры, мм

твердость

Предел прочности

Предел текучести

Термообработка

шестерни

колеса

сердцевины

Поверхности

45

80

50

-

890

650

улучшение

40Х

125

80

900

750

Улучшение +ТВЧ

40ХН

315

200

235-262

-

800

630

улучшение

40ХНМА

125

80

980

780

Улучшение +Азотирование

18ХГТ

200

125

1000

800

Цементация +

закалка

Приложение 8

Учебно-методическая карта занятия

Этап урока

Время, затраченное на этап

Деятельность

преподавателя

Краткое

содержание

Деятельность

студентов

#1054;рганиза-ционный момент

5

мин

Приветствие. Проверка готовности аудитории к уроку, создание благоприятной атмосферы в аудитории.

Приветствие. Запуск интерактивной презентации на экране. Подкрепление настроя на учебную деятельность. Мотивация.

Приветствие. Представление команд.

#1040;ктуализация знаний

10

мин

Озвучивание темы и содержания занятия

Формулирование целей, обсуждение целей и хода мероприятия

Использование мультимедийной презентации для демонстрации хода и целей занятия

Ознакомление с содержанием занятия целями, участие в обсуждении.

  1. Блиц-опрос по теме

«Зубчатые передачи»

5

мин

Консультирование при обсуждении допущенных ошибок и их коррекция.

Получение дидактического материала или обзор вопросов на интерактивной доске

Ответы на вопрос, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля студентами в процессе блиц-опроса.

4. Тестирование.

10

мин

Консультирование при обсуждении допущенных ошибок и их коррекция.

Получение дидактического материала или обзор вопросов на интерактивной доске

Ответы на тест.

Взаимоконтроль.

#1042;ыполнение эскизов зубчатых колес по их замерам

40

мин

Консультирование при обсуждении допущенных ошибок и их коррекция

Получение реальных зубчатых колес.

Замеры диаметров окружности выступов. Определение количества зубьев. Расчет модуля и остальных размеров колеса. Составление эскиза.

  1. Ответы на вопросы

10 мин

Консультирование при обсуждении допущенных ошибок и их коррекция

Получение дидактического материала или обзор вопросов на интерактивной доске

Письменные ответы на вопросы.

  1. Подведение итогов занятия)

10мин

Подведение итогов, комментарии. Соотнесение целей учебной деятельности и ее результатов

Работа с рейтинговыми таблицами

Жури дает оценку деятельности студентов.результатам.

Итого

90

мин.

Приложение 9

ЛИСТ РЕЙТИНГ

Дата Группа

Микрогрупппа

1.

2.

3.

4.

5.

ИТОГО РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

Наименование этапов работы

Максимальное число баллов

Фактический результат

1

2

3

1. Допуск к выполнение лабораторной работы

Блиц-опрос по дисциплине «Детали машины»

#1058;естирование по дисциплине «Материаловедение», «Стандартизация, сертификация и метрология»

2. Выполнение работы.

Производственная ситуация 1 «Заказчик»

3. Защита выполненной лаборат. работы.

Ситуация 2 «Исполнитель»

4. Дополнения

(умение работать в коллективе, дисциплина, внешний вид и др.)

Приложение 10

ТАБЛИЦА ХОДА РАБОТЫ И НАЧИСЛЕНИЯ БАЛЛОВ


Приложение 11

Стандартные ряды модулей зубчатых колес.

Значение модуля зубчатых колёс m (мм)

округляют в большую сторону до стандартного из ряда чисел

1-ый ряд- 1,0; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10

2-ой ряд- 1,25; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9.

Первый ряд предпочтительней второго ряда.

Приложение 12

Вопросы для защиты лабораторной работы по эскизу.

#1050;акие параметры шероховатости вы обозначили и как выбрали?

#1055;рочитайте размер и условное обозначение поля допуска отверстия.

#1050;акую степень точности и почему Вы выбрали?

#1063;то обозначили в отверстии зубчатого колеса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технической механике на тему: "Построение эпюр продольных сил".

Данный материал разработан для обучающихся второго курса по специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".Урок рассчитан на один академический час и включает...

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: "Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания"

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сг...

Методическая разработка открытого урока с применением ИКТ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. для автомехаников

Методическая разработка открытого урокас применением информационно-компьютерных технологийпо МДК 1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.для профессии 23.02.03 «Автомех...

Методическая разработка открытого урока МДК.01.02. «Техническое обслуживание и ре-монт автомобильного транспорта».

В представленной методической разработке изложена методика проведения комбинированного урока с применением  элементов личностно-ориентированной,  информационной, проблемной, игровой, проектн...

Методическая разработка открытого урока по МДК 03.01 Системы менеджмента. МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель для специальностей: 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.

Методическая разработка урока по МДК.03.02 Системы менеджмента и МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальност...

Методическая разработка открытого урока по УД Инженерная графика по теме Технический рисунок

Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 2 курса Специальность 15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отра...