Методическая разработка открытого урока по УД Инженерная графика по теме Технический рисунок
учебно-методический материал
Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 2 курса Специальность 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Тема открытого урока «Технический рисунок». Открытый урок проходит в нетрадиционной форме «игра-аукцион».
Цель урока :
- активизация изучения студентами понятий из области инженерной графики;
- использование межпредметных связей, в частности, с экономическими дисциплинами;
- ознакомление студентов с процедурой проведения аукциона и использования кредита.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УМР
____________В.Н.Долженкова
«___» _________ 2018г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной дисциплине
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
для студентов 2 курса
специальность 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
гр. М-9-17
Тема: Технический рисунок
Разработала и провела: преподаватель И.В.Яковлева
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии
“___”____2018 года.
Протокол №_____
Председатель ЦК М и ТМ________ Г.В.Долгодуш
подпись
Шебекино, 2018
Пояснительная записка
Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 2 курса Специальность 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). Тема открытого урока «Технический рисунок». Открытый урок проходит в нетрадиционной форме «игра-аукцион».
Одной из наиболее эффективных форм являются деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Они позволяют соединить знания и умения, превратить знания из предпосылки действий в сами действия.
Деловые игры позволяют студентам быть причастными к функционированию систем, быть ответственными за принятие самостоятельных решений, выполнять различные должностные обязанности.
В процессе обучения с помощью деловых игр повышается интерес к занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе; изменяется самооценка студентов; повышается познавательность; изменяются взаимоотношения студентов и преподавателей.
Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создаётся конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряжённостью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых зависит ход игры.
Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Во время игры развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого в конечном счёте сводится к принятию решений.
В зависимости от предмета, темы и целей, формы и методы деловых игр многообразны и чаще всего носят межпредметный характер. Так устраняется противоречие между предметным характером преподавания и необходимостью интегрированных профессиональных знаний для выполнения трудовой деятельности.
Современный специалист, ко времени окончания учебного заведения, должен, не только владеть навыками в своей профессиональной деятельности, но и, отвечать следующим экономическим требованиям: знание товарного рынка, компетентное участие во всероссийских и межрегиональных оптовых ярмарках и аукционах, квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в представлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг.
Выполнению этих требований способствует предлагаемая игра-аукцион “Мир инженерной графики”, целью которой является:
- активизация изучения студентами понятий из области инженерной графики;
- использование межпредметных связей, в частности, с экономическими дисциплинами;
- ознакомление студентов с процедурой проведения аукциона и использования кредита.
Коллективные действия студентов дают возможность грамотно выполнить задание, избежать существенных ошибок и сократить время на выполнение задания.
Педагогика сотрудничества как нигде лучше сочетается с коллективной формой работы, так как многие проблемы решаются совместно (разбор содержания задания, работа со справочной литературой, выявление допущенных ошибок, показ различных приемов техники графики).
Таким образом, организация микрогрупп, деловые игры, конференции и другие – это показатель активности преподавания дисциплины, что дает:
- Организацию коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как студента, так и самого преподавателя.
- Создание эмоционального подъема студентов, ситуаций успеха для каждого студента с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
- Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
- Создание временной инициативной группы, групп “специалистов” из числа студентов при подготовке к уроку.
- Наличие проблематизации в выполнении работы способствует повышению уверенности в собственных силах, в своих знаниях, мотивирует на изучение дисциплины и развивает чувство коллективизма.
Технологическая карта урока Преподаватель Яковлева И.В.
24.09.2018
Тип учебного занятия: | Урок усвоения новых знаний с закреплением основного материала в практической работе | |||
Вид учебного занятия: | Практическое занятие | |||
Методическая цель: | Показать методику проведения нетрадиционного урока с элементами современных технологий и техник: игра-аукцион, сравнение изображений | |||
Группа | Гр.М-9-17 | |||
Учебная дисциплина | Инженерная графика | |||
Преподаватель | И.В.Яковлева | |||
Тема занятия | Технический рисунок | |||
Междисциплинарные связи | Математика, основы экономики | |||
Форма занятия | Урок развития технического творчества | |||
Место проведения занятия | Кабинет «Инженерная графика» | |||
Цель занятия | Научиться накладывать светотени на геометрические тела,наглядно выполнять ту или иную фигуру от руки, соблюдая пропорциональность отдельных частей фигуры. | |||
Задачи занятия | обучающие | методические | развивающие | воспитательные |
показать студентам способы выполнения, формирования умения выполнять технические рисунки геометрических фигур и предметов | Использовать возможности проведения нетрадиционного урока для активизации познавательной деятельности | Развивать: -логическое и аналитическое, пространственное мышление, - умение рассуждать, -умение работать с карандашом без чертежных инструментов, -познавательный интерес, - внимание и наблюдательность | Воспитывать внимательность и усидчивость; формирование потребности в интеллектуальном развитии и самоорганизации для решения прикладных задач, формирование навыков самостоятельной работы | |
Техническое и методическое оснащение урока | компьютеры, презентация “Технический рисунок”, задачи, упражнения, МУ к выполнению практической работы | |||
Требования к студентам. Осваиваемые компетенции | Уметь выполнять аксонометрические изображения геометрических тел, строить аксонометрические оси. Знать этапы построения технического рисунка OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |||
Функции и виды деятельности преподавателя |
| |||
Формы и виды деятельности обучающихся | Знакомятся с правилами игры – аукциона. Активно участвуют в игре-аукционе, зарабатывая тем самым баллы. Проводят творческую работу по техническому рисунку.(Делают технический рисунок двумя или тремя способами, а затем сравнивают наиболее наглядное изображение полученного рисунка) |
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация
3.Актуализация опорных знаний
4.Изложение нового материала
5.Практическая работа студентов.
6.Подведение итогов урока
7.Домашнее задание.
8.Рефлексия.
1.Огранизационный момент
Приветствие и отметка отсутствующих в журнале.
2.Мотивация.
Мне вам хочется пожелать, чтобы вы гордились своей профессией и стремились овладеть ею так, чтобы вам в дальнейшем не было стыдно за свой труд.
3.Актуализация опорных знаний
Теперь хочу познакомить вас с планом нашего урока.
Сначала мы с вами вместе проведем зарядку для ума. Сыграем в игру – аукцион. Я вам говорила, что знания – это товар, который можно хорошо продать.
Затем я вас познакомлю с правилами выполнения технического рисунка.
И завершит урок ваша творческая работа по выполнению технического рисунка. В результате вы получите оценки за два этапа - это игра-аукцион и творческая работа по выполнению технического рисунка.
И так начинаем.
Для того, чтобы начать разговор о техническом рисунке, мы сначала вспомним некоторые термины из ранее изученного материала. Для этого проведем игру-аукцион.
Правила игры:
Все участники перед началом игры получают в “банке” первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до окончания аукциона) в размере 1000 монет – игровых денежных знаков. Это означает, что после окончания аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 монет (1000 – сам кредит и 300 монет составляют 30% годовых от суммы кредита.
В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретённый вопрос приносит участнику определённый доход.
Перед очередным туром аукционист объявляет порядок проведения туров и характер предлагаемых лотов. Аукционист объявляет о том, что данный тур будет проходить по следующим правилам: аудитории задаётся конкретный вопрос из области инженерной графики.
Право на ответ может купить любой из участников, имеющих номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг – 50 монет. Это означает, что торг ведётся суммами, кратными 50 монетам.
Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот. За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет, в зависимости от сложности вопроса.
Участник, ответивший неверно на вопрос, платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, уплаченные в банк за вопрос, не возвращаются.
Начинаем первый тур
ПЕРВЫЙ ТУР - открытый.
Оглашаются вопросы и их стоимость.
ВОПРОС | Денежное вознаграждение |
Что такое линия | 1000 |
Что такое чертёж | 1000 |
Что такое формат | 1000 |
Что такое масштаб | 1000 |
Что такое проекция | 1000 |
Что означает слово аксонометрия | 1200 |
Какие бывают методы проецирования | 1200 |
ВТОРОЙ ТУР – полуоткрытый
- На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определённый раздел инженерной графики.
- Участник узнаёт формулировку после покупки лота.
ВОПРОС | Денежное вознаграждение |
Линии чертежа: Каково назначение штрихпунктирной тонкой линии с двумя точками. | 1200 |
Шрифты чертёжные: Что является основной характеристикой шрифта | 1100 |
Аксонометрические проекции: В осях под каким углом выполняется прямоугольная изометрическая проекция | 1200 |
Проекционное черчение: Как называется перпендикуляр к оси проекций, на котором лежат две проекции любой точки | 1300 |
Проекционное черчение .Какие существуют плоскости проекции | 1000 |
Аксонометрические проекции Какая ось находится между горизонтальной и фронтальной плоскостью | 1400 |
ТРЕТИЙ ТУР – закрытый
Аукционист объявляет, что в этом туре участники покупают неизвестный вопрос.
ВОПРОС | Денежное вознаграждение |
Назовите виды аксонометрических проекций | 1300 |
Что такое геометрическое тело | 1100 |
Какое проецирование принято за основное | 1000 |
Для чего служит угловой масштаб | 1000 |
Что изучает начертательная геометрия | 1000 |
Что называют осями проекции | 1200 |
Чем отличаются плоские фигуры от геометрических тел | 1500 |
В заключении подводятся итоги:
1.Определяются участники с наибольшей суммой выигрыша.
2.Оцениваются результаты по пятибалльной системе.
4.Изложение нового материала
Наряду с аксонометрическими проекциями широко используются и технические рисунки. С помощью технического рисунка выявляют форму и конструкцию предмета. Практика показывает, что к нему более часто, чем к любому другому виду изображений, прибегают в тех случаях, когда хотят выразить какую-то техническую мысль. Любое изобретение или новая конструкция, прежде всего, намечается посредством технического рисунка. При выполнении технических рисунков обычно преследуется цель быстро и наглядно показать на бумаге предмет или даже группу предметов в целях уточнения формы, уяснения взаимодействия и принципа работы. Как и художественный, технический рисунок выполняется без применения чертежных инструментов - чаще всего - только карандаш и ластик. Строгих требований к масштабированию изображения нет, однако, следует как можно точнее передать пропорции размеров и отдельных частей изображаемой модели. При выполнении технических рисунков чаще всего применяют изометрическое или диметрическое проецирование. Чтобы нагляднее изобразить объемные элементы модели, нередко выполняют нанесение светотеней различными методами - штриховки, шраффировки и т. п.
Итак. Дадим определение «Технический рисунок». Записываем определение в тетрадь.
Технический рисунок-это наглядное изображение имеющегося или проектируемого предмета, выполненное без применения чертежных инструментов, от руки в глазомерном масштабе с соблюдением пропорций и размеров элементов, составляющих его.
Сегодня мы постараемся понять как наносятся светотени различными методами.
1.Праллельная штриховка. Штриховку нанося от руки по форме изображаемого предмета. Этим способом пользуются при выполнении объемной формы деталей, обработанных точением, сверлением и резанием.
2.Шраффировка-штриховка в виде сетки, линии ее наносят параллельно линиям образующей и направляющей изображаемой поверхности.
3.Оттенение точками. При точечном методе оттенения светотень наносят точками. На темные части предмета точки наносят ближе друг к другу, с увеличением освещенности поверхности расстояния между ними увеличивают.
Так что такое светотень?
Светотень состоит из собственной тени, падающей тени, рефлекса, полутени и блика.(Слайды)
А теперь приступим к выполнению практической работы. Перед вами задание: Геометрические тела. Задача. Нанести на геометрические тела светотени различными способами. Оценить свои работы. Какой способ оказался наиболее наглядным.
5.Практическая работа студентов
Задание:. Нанести на геометрические тела светотень.
6.Подведение итогов работы.
По выполнению двух этапов работы-игры-аукциона и практической работы студентов на уроке выставляется среднеарифметическая оценка.
7.Задание на дом для выполнения самостоятельной работы студентов.
1.Выполнить технический рисунок детали с применением светотеней.
8.Рефлексия.
1.Что нового узнали на уроке?
2.Какие выводы сделали из изученного материала?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока Дисциплина: Программное обеспечение компьютерных сетей Тема: «Службы Интернета»
Это занятие посвящено решению таких вопросов, как:1. подключение локальной сети к Интернет;2. возможности одновременного доступа к ресурсам Интернет пользователей на всех клиентских рабочих станциях;3...
Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: "Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания"
Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сг...
Методическая разработка ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по профессии «Штукатур» Тема: «Приготовление растворов»
Тема: №7 «Освоение приемов штукатурных работ»Тема урока: «Приготовление растворов»Цели урока:Образовательная цель: создать условия для получения обучающимися знаний и умений приготавливать...
Методическая разработка ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по профессии «Штукатур» Тема: «Освоение приемов приготовления сухих растворных смесей вручную»
ПЛАНпроведения открытого урока производственного обученияпо профессии «Штукатур» в группе №191мастера производственного обучения Татьяны Александровны БелкинойТема: №6 «Приготовление раство...
методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"
методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...
Методическая разработка открытого урока по УД "Инженерная графика" Тема: Проецирование на три плоскости проекций. Решение задач.
Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 1 курса Специальность 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отра...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Технический рисунок геометрических тел и деталей"
Учебно-методическое пособие (лекционный материал, оценочные средства) разработаны для стуентов учреждений СПО по швейныи профессиям и специальностям по Теме "Технический рисунок геометрических те...