Методические рекомендации по использованию интерактивных педагогических технологий, способствующих формированию инновационного мышления и предприимчивости студентов колледжа
статья

Носова Ирина Борисовна

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику. решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания спецдисциплины "Инженерная графика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию интерактивных педагогических технологий, способствующих формированию инновационного мышления и предприимчивости студентов колледжа

Преподаватель: Носова И.Б.

     На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе среднего специального образования, а в частности преподавания спец. дисциплины “Инженерная графика”. Применение инновационных технологий в “Инженерной графике” позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой ФГОС СПС, современными требованиями производства. Самая трудная задача в новой модели образования — смена личной установки, как педагога, так и обучающегося на самообразование, саморазвитие. При традиционном методе обучения в учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Однако, лекция имеет ряд недостатков. Один из них заключается в том, что лекция приучает к пассивному восприятию изучаемого материала. Вместе с тем последние достижения техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационно-коммуникационных технологий. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс — интерактивность, позволяющая развивать активно–деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение интереса к изучаемой дисциплине. Какие бы методы не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент заявит о себе как субъект учебной деятельности. Формированию информационно-технологических знаний и умений на уроках “Инженерной графики” способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем, позволяющих объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

     Мультимедийная технология представляет возможность синкретического обучения, т. е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала. Эти системы позволяют воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности. Хочу поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях черчения.

     Цель методической разработки — ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды. Например, использование Power Point презентаций при изучении нового материала. Так при изучении темы «Сопряжения» презентация дает возможность студентам самостоятельно подобрать материал о применении сопряжений в технике, в жизни.

               

       

     При изучении темы «Разрезы» с помощью презентации очень удобно объяснить, какие бывают виды, как образуется фронтальный, профильный и горизонтальный разрезы.

         

     Таким образом, создание электронного обучающего мультимедийного ресурса в “Инженерной графике” значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока, при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом — решение (поэтапное его выполнение). Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторении, изложении нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие графические ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.

      Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы. Приложение Microsoft Power Point дает возможность:  

конструировать урок, изменяя порядок показа слайдов, их количество (скрыть материал для углубленного изучения материала) дифференцируя материал в зависимости от уровня подготовленности учащихся, даже по ходу его проведения;

снабдить каждый слайд дополнительными визуальными эффектами (построение слайда, переход слайда и др.), что позволяет оживить слайд при демонстрации;  

снабдить слайд (слайды) дополнительными свойствами (скрыть, установка порядка и времени демонстрации и др.).

     Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении. Также очень эффективно использовать компьютерные технологии при создании как электронных, так и обычных плакатов, необходимых при изучении Инженерной графики, а также, необходимых при оформлении чертежей ГОСТов.

     Широкое внедрение трехмерных методов геометрического моделирования обусловило необходимость развития интеграционных тенденций в геометрическом образовании, что предполагает принципиально новую идеологию.

     

     В связи с этим курс «Инженерная графика» в настоящее время получил «новое рождение». На занятиях по компьютерной графике студенты рассматривают построенную модель с разных сторон. Построение видов, разрезов и сечений по 3D модели тоже происходит автоматически. Рассмотрим это на примере 3D модели пневмогидравлического клапана: общий вид, разрез и деталировка. Использование флеш-анимации позволяет моделировать различные детали и узлы, демонстрировать их. Ожившие картинки помогают студентам лучше освоить новый материал. Таким образом, применение флеш-анимаций на уроках усиливает мотивацию обучающихся при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему освоению материала за счет наглядности его представления.

клапан пневмогидравлический2                 разрез(Предназначен для автоматического включения и отключения подачи воды в начале и в конце сварочного процесса)                клапан пневмогидравлический3

 

 а) общий вид                  б) разрез                     в) деталировка

     В последнее время все большее применение находят разработки цифрового прототипирования и внедрения в учебный процесс 3D-тренажеров. Одним из примеров такой работы является создание параметрической модели сборки «Вентиля». Этот тренажер позволяет студентам по размерам реального изделия создать его цифровой прототип и разработать для него эскизы, рабочие чертежи с использованием 3D-моделирования. Работа в этом направлении позволит создать свою библиотеку сборочных единиц. Кроме того, наличие подобных тренажеров дает новый вектор внедрения информационных технологий в обучающий процесс.

Untitled-1       Untitled-2

e0eb0aa007e5c4e3fbe5f0ae6bb3ab50

     Поэтому 3D технологии развивают пространственное представление и конструктивно-геометрическое мышление, способность к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей технических, архитектурных и других объектов, а также соответствующих технических процессов и зависимостей.

     Внедрение инновационных методов, форм и средств обучения позволяет создать новую стратегию профессиональной подготовки в среднем профессиональном образовании. Так, преподавание курса инженерной графики приобрело в последнее время совершенно новый характер. С внедрением новых технических средств обучения появились и новые задачи. Например, использование систем автоматизированного проектирования (САПР) многократно увеличило точность и скорость выполнения работ. Так, изучение программы AUTOCad на уроках Инженерной графики в дальнейшем позволяет студентам использовать программу AUTOCad при выполнении чертежей в курсовом и дипломном проектировании.

      В настоящее время большинство учебных заведений стремится модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

Литература

  1. Боголюбов С. К. Инженерная графика. – М.: Машиностроение, 2019
  2. Боголюбов С. К. Задачник по черчению. – М: Машиностроение, 2019
  3. Миронова Р. С., Миронова Б. Г. Инженерная графика. – М.: Высшая школа, 2020
  4. Миронова Р. С., Миронова Б. Г. Сборник заданий по инженерной графике. – М.: Высшая школа, 2020
  5. Суворов С. Г., Суворов Н. С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: справочник. – М.: Машиностроение, 2020
  6. Чекмарев А. А., Осипов В. К. Инженерная графика: справочные материалы. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2019
  7. Чекмарев А. А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2019
  8. Чекмарев А. А. Осипов В. К. Справочник по машиностроительному черчению. – М.: Высшая школа, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В последнее время интерактивные доски (далее – ИД) стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие учебные заведения активно закупают и успешно используют их в работе, так как интерактивны...

Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.

В России  2017 год объявлен президентом  ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.   Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Использование в учебном процессе педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья студентов СПО

Рекомендовано для использования педагогами СПО для проведения учебных занятий для студентов колледжей, в рамках деления практическим опытом в использовании здоровьесберегающих технологий в учебно-восп...

Доклад "Реализация педагогических условий в формировании электротехнического мышления у выпускников колледжей "

Основными педагогическими условиями для эффективного формирования электротехнического мышления у обучающихся являются:реализация внутрипредметных и межпредметных связей, направленных на интеграцию и п...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...