Материаловедение
рабочая программа
рабочая программа по материаловедении, специальность 15.02.12
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_materialovedenie_po3-22.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии специальностей (М, По) и профессии (О) Председатель ЦК __________/В.В. Гурьянов/ | УТВЕРЖДЕНО Приказом № 305 от 31.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП 02 Материаловедение
специальность
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования
(по отраслям)
квалификация выпускника
Техник-механик
Разработчик: Иванова Татьяна Валерьевна
преподаватель |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Аннотация к рабочей программе
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины ОП 02 Материаловедение
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и является частью программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ОП 02 Материаловедение относится к общеобразовательному циклу
1.2. Требования к результатам освоения: компетенциям, знаниям и умениям
Результатом освоения данной учебной дисциплины является освоение студентами следующих компетенций, знаний и умений:
Результаты освоения |
ОК 1Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. |
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 1.1 Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу. |
ПК 1.2 Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. |
ПК 1.3 Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. |
ПК 2.1 Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. |
ПК 2.2 Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов. |
ПК 2.3 Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования. |
ПК 2.4 Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. |
ПК 3.1 Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования. |
ПК 3.2 Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов. |
ПК 3.3 Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования. |
ПК 3.4 Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства. |
Должен знать |
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; - определять виды конструкционных материалов; - выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; - проводить исследования и испытания материалов; - рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья. |
Должен уметь |
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; - классификацию и способы получения композиционных материалов; - принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве. строение и свойства металлов, методы их исследования; - классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; - методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ. |
1.3. Виды учебной работы и объем часов
Вид учебной работы | Объем часов по учебному плану |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 57 |
Самостоятельная работа | 1 |
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем | |
теоретическое обучение (лекции, уроки) | 25 |
практические занятия | 22 |
лабораторные занятия | - |
курсовой проект | - |
консультации | 2 |
промежуточная аттестация проводится в форме: экзамена | 8 |
Самостоятельная подготовка к экзамену | - |
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Наименование разделов и тем | Теоретическое занятие и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Физико- химические закономерности формирования структуры материала | ||||
Тема 1.1. Строение и свойства материалов | Теоретическое занятие Элементы кристаллографии: кристаллическая решётка, анизотропия, диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы: структура полимеров, древесины, стекла. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практические занятия Практическая работа №1 Исследование твёрдости материалов по методу Бринелля. Практическая работа №2 Испытание материалов на твёрдость по Роквеллу. | 2 2 | |||
Тема 1.2. Формирование структуры литых материалов | Теоретическое занятие Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Тема 1.3.Диаграммы состояния металлов и сплавов | Теоретическое занятие Понятие «сплав». Классификация и структура металлов и сплавов. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на структуру стали. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа №3 Исследование диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов Fe-FeC. | 2 | |||
Тема 1.4.Формирование структуры деформированных металлов и сплавов Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов | Теоретическое занятие Пластическая деформация поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов. Классификация видов термической обработки. Основное оборудование для термической обработки. Поверхностная закалка стали. Дефекты термической обработки. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа №4 Испытание на растяжение материалов. Практическая работа №5 Определение твёрдости стали после закалки. Практическая работа №6 Термическая обработка дюралюмина. | 2 2 2 | |||
Раздел 2.Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении | ||||
Тема 2.1. Конструкционные материалы. | Теоретическое занятие Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструкционной прочности. Классификация конструкционных материалов и их техническая характеристика. Углеродистые стали. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа №7 Проведение микроанализа конструкционных сталей. | 2 | |||
Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами | Теоретическое занятие Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы. Общая характеристика и классификация медных сплавов. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа №8 Исследование структуры и свойств легированной стали. | 2 | |||
Тема 2.3 Износостойкие материалы Материалы с упругими свойствами | Теоретическое занятие Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы в приборостроении. Классификация и особенности термической обработки. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Тема 2.4. Материалы с малой плотностью. Материалы с высокой удельной прочностью | Теоретическое занятие Сплавы на основе алюминия. Общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния. Титан и сплавы на его основе. Общая характеристика и классификация титановых сплавов. Бериллий и сплавы на его основе. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа № 9 Исследование магниевых сплавов. | 2 | |||
Тема 2.5. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | Теоретическое занятие Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами | ||||
Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами Материалы с особыми тепловыми свойствами Материалы с особыми электрическими свойствами | Теоретическое занятие Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные материалы. Общие требования к материалам со специальными магнитными свойствами. Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. Материалы высокой электрической проводимости. Полупроводниковые материалы, их строение и получение. Диэлектрики, эмали, лаки. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа №10 Проведение микроанализа сталей с особыми свойствами. | 2 | |||
Раздел 4. Инструментальные материалы | ||||
Тема 4.1. Материалы для режущих и измерительных инструментов | Теоретическое занятие Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, высоколегированные и низколегированные. Твёрдые сплавы, сверхтвёрдые материалы для инструментов. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Практическое занятие Практическая работа № 11 Проведение микроанализа инструментальных сталей. | 2 | |||
Тема 4.2. Стали для инструментов, обработки металлов давлением | Теоретическое занятие Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением. | 2 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. | |
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы | ||||
Тема 5.1. Порошковые материалы Композиционные материалы | Теоретическое занятие Получение изделий из порошка. Метод порошковой металлургии. Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки. | 1 | ОК 01-09, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
Знаком * обозначаются часы теоретического обучения, которые могут быть скорректированы (сокращены) в педагогической нагрузке на учебный год, при этом соответствующие дидактические единицы переносятся в содержание других учебных занятий или на самостоятельную работу, не нарушая содержания дисциплины в целом.
По каждой теме описывается Теоретическое занятие (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если учебным планом предусмотрен курсовой проект, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждому виду учебных занятий. При проведении занятий и заполнении журнала учебных занятий не допускается перенос учебного материала из одной темы в другую. При этом внутри каждой темы возможно чередование теоретических, практических и лабораторных занятий.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет «Материаловедение»,
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя; рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия (модели изделий, диаграммы, комплект плакатов), а так же техническими средствами обучения: компьютер;- мультимедиа проектор;- экран.
Лаборатория Материаловедения оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.2.1 примерной программы по данной специальности
3.2 Требования к минимальному информационному обеспечению обучения - определяются приказом колледжа на каждый учебный год.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; | Перечисляет закономерности процесса кристаллизации в зависимости от температуры; Перечисляет способы термообработки материалов; Перечисляет способы процесса защиты металлов от коррозии | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, Тестирование, Устный опрос, Зачет |
Классификацию и способы получения композиционных материалов; | Перечисляет принципы получения композиционных материалов, их особенности в зависимости от компонентов; Классифицирует по заданным критериям | |
Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве строение и свойства металлов, методы их исследования; | Аргументировано объясняет на основе нормативных источников причины выбора материалов для конкретной технологической машины | |
Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; | Перечисляет виды конструкционных материалов и сплавов; Дает краткую характеристику по химическому составу; Перечисляет область применения разных групп материалов в пищевой промышленности | |
Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ. | Перечисляет группы станков для металлообработки; Объясняет принципы назначения режимов резания; По алгоритму определяет припуск на обработку, скорость резания, частоту вращения заготовки, подачу инструмента | |
Умения Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; | Визуальным наблюдениям, физическим экспериментом устанавливает вид конструкционного материала Выделяет признаки материалов по заданным критериям; По заданному критерию (прочности, твердости) условиям эксплуатации осуществляет выбор материала для конкретной конструкции. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, Проектная работа, Оценка решений ситуационных задач, Зачет |
Определять виды конструкционных материалов; | ||
Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; | ||
Проводить исследования и испытания материалов; | Осуществляет процесс испытания материалов; Перечисляет основные характеристики материала. | |
Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья. | Воспроизводит технологию обработки заготовки, выбирает тип металлорежущего станка и рассчитывает технологическое время обработки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по предмету "Материаловедение"
Тест по предмету "Материаловедение" на 40 вопросов. Темы "Свойства металлов и сплавов", "Термическая обработка металлов", "Неметаллические материалы", "Железоуглеродистые сплавы"....
Методическая разработка урок-игра по материаловеденю
Данная методическая разработка применима для учащихся НПО , которые изучают материаловедение с элементами металлообработки. Методика проведение игры построен...
Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение"
Рабочая программа учебной дисциплины "Материаловедение" по профессии НПО 150709.02 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"...
План урока. Алюминевые сплавы. (предмет материаловедение)
Разобрана структура урока.определена мотивация обучающихся, состав материала....
тест материаловедение
Тест по материаловедениюдля слесарей1. К какой группе металлов принадлежит медь и ее сплавы:− К цветным− К цветным− К легким− К редкоземельным 2. Как называется свойство, состоящее в способ...
ККОС по предмету Основы материаловедения. (профессия Электромонтер)
материалы для проведения заченого занятия по предмету...
Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
Рабочая программа ОПД.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного произво...