«Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»
материал
Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2021god.docx | 489.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»
Мастер п/о Ермолов С.И.
г. Новомосковск 2021г.
Оглавление
Введение | 3 |
Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся | 4 |
Список используемой литературы | 8 |
Введение
На сегодняшний день развитие общества характеризуется преобразованиями во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. В связи с этим фактом растет необходимость ориентировки процесса обучения на постоянно меняющиеся запросы социума. Поэтому сегодня востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни, а также готовая к продуктивному сотрудничеству с другими людьми. И так как большое количество задач можно решить только в процессе общения, то современному человеку просто необходимо овладение коммуникативной культурой.
Именно из-за отсутствия коммуникативной культуры возникают проблемы на межличностном, групповом и социальных уровнях. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Коммуникативная культура - мера способности и готовности отдельных людей, групп и коллективов вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию.
Объектом данного доклада является процесс формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках учебной практики.
Предметом данного доклада являются средства и способы формирования коммуникативной культуры обучающихся.
Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы образовательного учреждения.
Общение с обучающимися показывает, что они хотели бы, чтобы в процессе обучения уделялось гораздо больше внимания развитию их умения общаться в рамках урочных занятий. Самой приоритетной формой работы на уроке обучающиеся считают групповую форму работы. Именно в групповой форме работы развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Я в своей работе поставил перед собой задачу формирования коммуникативных умений, обучающихся и на уроках работаю над их развитием.
Мной были успешно опробованы и внедрены в практику упражнения, направленные на развитие коммуникативной культуры обучающихся.
Я использую следующие формы учебной коммуникации:
- Монологические формы:
-рассказывать;
-пересказывать;
-спрашивать и задавать вопросы;
-сообщать;
-докладывать;
-отвечать на вопросы;
-аргументировать;
-ассоциировать;
-критиковать;
-доказывать и опровергать;
-защищать и доказывать свое мнение.
II. Диалогические формы:
- учебная беседа мастера производственного обучения и обучающегося;
-дискуссия;
-ответы на вопросы;
-защита проверочной работы.
Развитие коммуникативной культуры обучающихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность обучающегося формируется:
-через обучение содержанию предмета;
-через развитие прикладных исследовательских умений;
-через развитие социально-коммуникативных умений;
-через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Развитие учебной коммуникации может иметь следующие этапы.
1 этап
На 1 этапе обучающиеся отрабатывают в себе следующие умения:
-готовность обучающихся участвовать в урочном общении;
-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
-задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
-комментировать вопросы и ответы;
-рассказывать логично и последовательно.
2 этап
На 2 этапе обучающиеся приобретают следующие умения:
-простота и четкость речевого высказывания;
-отработка умения делать свое высказывание понятным каждому человеку;
-умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
-умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
-умение вступать в контакт c собеседником;
-умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 этап
На 3 этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества обучающихся:
-умение вести беседу в паре, группе;
-умение поддерживать беседу;
-умение вести диалог.
Большую помощь при проведении уроков учебной практики, помогая сделать урок увлекательным, ярким, развивающим, оказывает применение компьютерных технологий. Представление в мультимедийной форме информационного материала - учебные фильмы, плакаты.
Однако, я против использования информационных компьютерных технологий на протяжении всего урока учебной практики без включения бесед между мастером производственного обучения и обучающимися, которые создают особую атмосферу на уроке, вызывают личностное отношение обучающихся к изучаемому материалу.
Развивающий урок учебной практики, на котором главным «работником» является обучающийся, учебная деятельность которого направлена на образование и формирование своей личности, методы, используемые на уроке, способствуют превращению обучающихся в субъект действий по получению знаний. Обучающиеся выполняют посильные для них роли, а это, в свою очередь, приносит эмоциональное удовлетворение:
-выбор способа взаимодействия;
-обсуждение в парах;
-самооценка, взаимооценка;
-общение.
Подведение итогов таких уроков и его анализ показывают, что у обучающихся на таких уроках формируется интерес к занятиям, интерес к изучаемому материалу, коммуникативная культура.
Работа по формированию коммуникативной культуры обучающихся дает положительные результаты.
Список используемой литературы
1. Запевалова Т.В. Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках/ Т.В. Запевалова// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - №1. - С. 30-41.
2. Лукъянченко И.В. Обучаем элитарному общению/ И.В. Лукъянченко//Педагогический журнал. - 2009. - №4. - С. 207-210.
3. Стрельчук Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия?/ Е.Н. Стрельчук// Филология и лингвистика. - 2011. - №2. - С.276 - 278.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Драматизация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся
Презентация к ранее опубликованной статье...
Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"
Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»
Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...
Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Лингвострановедческий компонент, как средство развития интеллектуальной и коммуникативной культуры обучающихся
В статье рассматриваются вопросылингвострановедческого компонента образования...
Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка
Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...