«Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»
материал

Ермолов Сергей Иванович

Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2021god.docx489.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся»

Мастер п/о Ермолов С.И.

г. Новомосковск 2021г.

Оглавление

Введение

3

Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся

4

Список используемой литературы

8


Введение

На сегодняшний день развитие общества характеризуется преобразованиями во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. В связи с этим фактом растет необходимость ориентировки процесса обучения на постоянно меняющиеся запросы социума. Поэтому сегодня востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни, а также готовая к продуктивному сотрудничеству с другими людьми. И так как большое количество задач можно решить только в процессе общения, то современному человеку просто необходимо овладение коммуникативной культурой.

Именно из-за отсутствия коммуникативной культуры возникают проблемы на межличностном, групповом и социальных уровнях. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.

Коммуникативная культура - мера способности и готовности отдельных людей, групп и коллективов вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию.

Объектом данного доклада является процесс формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках учебной практики.

Предметом данного доклада являются средства и способы формирования коммуникативной культуры обучающихся.


Формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры обучающихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы образовательного учреждения.

Общение с обучающимися показывает, что они хотели бы, чтобы в процессе обучения уделялось гораздо больше внимания развитию их умения общаться в рамках урочных занятий. Самой приоритетной формой работы на уроке обучающиеся считают групповую форму работы. Именно в групповой форме работы развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Я в своей работе поставил перед собой задачу формирования коммуникативных умений, обучающихся и на уроках работаю над их развитием.

Мной были успешно опробованы и внедрены в практику упражнения, направленные на развитие коммуникативной культуры обучающихся.

Я использую следующие формы учебной коммуникации:

  1. Монологические формы:

-рассказывать;

-пересказывать;

-спрашивать и задавать вопросы;

-сообщать;

-докладывать;

-отвечать на вопросы;

-аргументировать;

-ассоциировать;

-критиковать;

-доказывать и опровергать;

-защищать и доказывать свое мнение.

II. Диалогические формы:

- учебная беседа мастера производственного обучения и обучающегося;

-дискуссия;

-ответы на вопросы;

-защита проверочной работы.

Развитие коммуникативной культуры обучающихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность обучающегося формируется:

-через обучение содержанию предмета;

-через развитие прикладных исследовательских умений;

-через развитие социально-коммуникативных умений;

-через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Развитие учебной коммуникации может иметь следующие этапы.

1 этап

На 1 этапе обучающиеся отрабатывают в себе следующие умения:

-готовность обучающихся участвовать в урочном общении;

-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

-задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

-комментировать вопросы и ответы;

-рассказывать логично и последовательно.

2 этап

На 2 этапе обучающиеся приобретают следующие умения:

-простота и четкость речевого высказывания;

-отработка умения делать свое высказывание понятным каждому человеку;

-умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

-умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

-умение вступать в контакт c собеседником;

-умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

На 3 этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества обучающихся:

-умение вести беседу в паре, группе;

-умение поддерживать беседу;

-умение вести диалог.

Большую помощь при проведении уроков учебной практики, помогая сделать урок увлекательным, ярким, развивающим, оказывает применение компьютерных технологий. Представление в мультимедийной форме информационного материала - учебные фильмы, плакаты.

Однако, я против использования информационных компьютерных технологий на протяжении всего урока учебной практики без включения бесед между мастером производственного обучения и обучающимися, которые создают особую атмосферу на уроке, вызывают личностное отношение обучающихся к изучаемому материалу.

Развивающий урок учебной практики, на котором главным «работником» является обучающийся, учебная деятельность которого направлена на образование и формирование своей личности, методы, используемые на уроке, способствуют превращению обучающихся в субъект действий по получению знаний. Обучающиеся выполняют посильные для них роли, а это, в свою очередь, приносит эмоциональное удовлетворение:

-выбор способа взаимодействия;

-обсуждение в парах;

-самооценка, взаимооценка;

-общение.

Подведение итогов таких уроков и его анализ показывают, что у обучающихся на таких уроках формируется интерес к занятиям, интерес к изучаемому материалу, коммуникативная культура.

Работа по формированию коммуникативной культуры обучающихся дает положительные результаты.

Список используемой литературы

1. Запевалова Т.В. Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках/ Т.В. Запевалова// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - №1. - С. 30-41.

2. Лукъянченко И.В. Обучаем элитарному общению/ И.В. Лукъянченко//Педагогический журнал. - 2009. - №4. - С. 207-210.

3. Стрельчук Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия?/ Е.Н. Стрельчук// Филология и лингвистика. - 2011. - №2. - С.276 - 278.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Формирование и развитие корпоративной культуры БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»

Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр...

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Лингвострановедческий компонент, как средство развития интеллектуальной и коммуникативной культуры обучающихся

В статье рассматриваются вопросылингвострановедческого компонента образования...

Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка

Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...