Методическая разработка "Мастер-класс" для учащихся школ г. Усть-Илимска
методическая разработка

Зоркольцева Альбина Казисовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master_klass.docx364.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

Мастер - класс для учащихся школ города

в рамках городского профориентационного мероприятия

«Тест-драйв» в профессию

(Методическая разработка)

Разработала

Зоркольцева Альбина Казисовна, мастер производственного обучения

2020

Введение

           Проведение профориентационной работы среди школьников обусловлено возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной готовности кадров, т.к. профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики. В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы

        В настоящий момент ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача, острая социально–экономическая и педагогическая проблема. Это отражается в новом федеральном государственном образовательном стандарте: обучающиеся должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Стандарт ставит задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду. Исходя из этого, основной целью профориентационной работы должно стать социально–педагогическое и психологическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

Цель мастер-класса:  заинтересовать школьников в профессии Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с работой современных лесозаготовительных машин, с компьютерным программным управлением

2. Организовать профессиональный диалог по вопросам престижа и востребованности профессии на рынке труда

3. Создать условия для профессионального самосовершенствования выпускников и рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Тема мастер-класса: Выполнение технологических приемов валки, раскряжевки, погрузки и транспортирования лесоматериалов на симуляторах лесозаготовительных машин харвестера и  форвардера  фирмы John Deere

Актуальность мастер- класса состоит в том, чтобы донести до учащихся школ, что профессия Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин достаточно интересна и перспективна при всей своей сложности. От людей этой профессии требуется выносливость, способность к самоорганизации, умение принять самостоятельное решение в экстремальных ситуациях. Кроме того управление машинами с программным компьютерным управлением требует знаний информатики, английского языка, математики. Самое главное – профессия востребована на рынке труда.

Новизна данного мастер класса обусловлена тем, что диалог ведут и учат приемам работы на симуляторах  студенты третьего курса техникума

Форма работы: групповая.

Участники мастер класса – ученики городских школ, студенты техникума

Продолжительность мастер класса: 1 ч

Технологии: инновационные (имитационные, компьютерные)

Методы проведения: информационно-побуждающие, словесные, проблемные, практические

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (презентация);

- практические (показ и обучение приемам технологических лесозаготовительных операций).

Место проведения:

ОГБПОУ «УИ ТЛТУ», 1 корпус, кабинет № 17 Устройство и эксплуатация машин с электронными системами управления. Автоматизация технологических процессов.

Дата  проведения: 20.10 2020 года

Материальное оснащение мастер класса:

Симуляторы, экран, проектор, ноутбуки.

Ход мастер -  класса

Этапы, задачи этапа

Мин.

Деятельность мастера п/о

помощников

Деятельность участников.

Используемые методы

  1. Организационный этап

1. Задача – подготовить участников к мастер-классу;
2. Содержание – проверка готовности к работе;
3. Условия проведения и получения положительного результата – доброжелательность, собранность и волевая направленность.

5

Подготовка участников к мастер-классу;
Проверка готовности к работе;

Занимают свои места и готовятся к участию в мастер-классе

Эмоциональное стимулирование.

2. Мотивационный этап

1. Задача – мотивация на предстоящую деятельность; 
2. Содержание  постановка проблемы, сообщение темы, целей, формы проведения мероприятия, регламента, условий;
3. Условия проведения и получения положительного результата – направить на предстоящую деятельность, снять эмоциональное напряжение.

5

Ставит проблему,
сообщает тему, цели, форму проведения, регламент, условия проведения.

Слушают, концентрируют внимание, настраиваются на предстоящую деятельность.

Информационно-побуждающий, развитие ситуации успеха (для студентов), развитие мотивационной сферы, эмоциональное стимулирование (для школьников)

3. Практическая деятельность

1. Задача – создание условий для  интереса к профессии через формирование умений управления машинами
2. Условия проведения и получения положительного результата – комфортная обстановка, партнёрские отношения, эмоциональный доброжелательный настрой.

30

Создаёт алгоритм работы, показывает приемы работы на симуляторах

Работают по алгоритму, знакомятся с системами управления,

Проблемный, словесный, практический

  1. .Заключительный этап

1. Подведение итогов мастер-класса, выводы о достижении поставленной цели;
2. Обобщение и выводы мастера;
3. Условия проведения и получения положительного результата – атмосфера благожелательности и взаимопонимания.

5

Мастер обобщает и делает выводы о достижении поставленных целей, даёт благожелательное напутствие.

Выступают, вступают в диалог, слушают

Контроль, коррекция, эмоциональное стимулирование.


1.Организационный момент

Приветствие. Презентация педагогического опыта педагога. Представление участников.

 2. Теоретическая часть

Педагог:

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни!

История развития лесозаготовок сравнима с историей развития человеческого общества, она началась тогда, когда первобытный человек взял в руки палку, чтобы развести костер или построить свое жилище и дошла до машин с компьютерным программным управлением. Чтобы легко ориентироваться в процессах современного лесозаготовительного производства, сегодня  я познакомлю вас с  современными лесозаготовительными машинами, покажу работу этих машин на симуляторах, а ребята студенты, которые практически уже выпускники, освоившие профессию Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин,  помогут вам попробовать себя в профессии.

В настоящий момент лесосечные машины представляют собой подобие офисов на колесах с высоким уровнем автоматизации и компьютеризации. Программные приложения и комплектующие зачастую те же, что и у обычных компьютеров, что облегчает создание и поддержку компьютерных систем, а также их подключение к офисным приложениям. Компьютерную систему лесосечной машины можно разделить на две части: управление машиной и управление лесозаготовительным процессом. Они также диагностируют неисправности и способствуют их устранению.  Система также помогает оператору оптимально настраивать машину по своему усмотрению, чтобы облегчить работу и сделать ее более производительной. Сегодня также возможно сохранять информацию системы управления машины в электронном виде в целях изучения работы. С помощью таких данных можно с более высокой точностью и на основе больших объемов, проанализировать работу машины.

Симуляторы – тренажеры,  которые вы ребята видите,  являются точным аналогом кабин машин Харвестер John Deere 1270 D (валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина) и Форвардер 1710 D (транспортно-погрузочная машина). Я вам покажу, как они работают, а затем желающие, под руководством студентов попробуют управлять машинами.

3. Практическая часть

Подготовительный этап – включает симуляторы, настраивает вместе со студентами программы.

Демонстрация выполнения лесосечных работ на симуляторах.

Студенты обучают участников (школьников) работе на симуляторах – тренажерах.

4. Рефлексия

Ребята вы молодцы, у вас неплохо получается. К сожалению, наше мероприятие подошло к концу.  Надеюсь, что все,  что вы сегодня узнали, чему научились,  вызвало интерес к профессии Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, и мы рады будет вас увидеть в нашем техникуме в качестве студентов. Всем спасибо за работу, до свидания.

5. Заключительный этап

  1. Самооценка проведения мероприятия.
  2. Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ. май 2018

Данная статья несет в себе публикацию совместной работы профессионального учебного заведения со школой....

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой работы....

Методические рекомендации для учащихся по написанию курсовой работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг

Методическая разработка предназначена для повышения качества выполнения студентами курсовой работы и её правильного оформления....

Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка)

Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой деятельности....

Методические рекомендации для учащихся по написанию курсовой работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг»

Методическая разработка направлена на улучшение качества выполняемых студентами курсовых работ и верного их оформления....

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...