Методические аспекты формирования системы ценностей при освоении программы среднего профессионального образования
статья

Юматова Наталья Евгеньевна

Педагогическая деятельность учителя, представляет процесс возникновения, развития и разрешения противоречия между сформированной и развивающейся системой ценностных ориентаций педагога и формирующимися представлениями о ценностях воспитанника, который осознанно и неосознанно принимает воздействие на себя со стороны воспитателя. В результате этого, противостоящее поначалу молодому человеку представление о ценностных ориентациях с помощью расширения сознания, через интеллектуально- чувственно-волевой деятельности самого воспитанника становится его собственным внутренним видением. Данный процесс не осуществляется автоматически, ибо ценностная культура воспитанника добровольно следует за ценностной культурой педагога-воспитателя и развивается лишь в случае определенной развитости его нравственной, интеллектуальной, эстетической сфер, обеспечивающих обучающемуся минимум сознательности, дисциплинированности, ответственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ptsk_2021.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРПУХОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Доклад на заседании предметно-цикловой комиссии

«Методические аспекты формирования системы ценностей при освоении программы среднего профессионального образования»






        Подготовлен

        преподавателем

        спец. дисциплин

        Юматовой Н.Е.

Серпухов, 2021

Методические аспекты формирования системы ценностей при освоении программы среднего профессионального образования

               Педагогическая деятельность учителя, представляет процесс
возникновения, развития и разрешения противоречия между сформированной и развивающейся системой ценностных ориентаций педагога и формирующимися представлениями о ценностях воспитанника, который осознанно и неосознанно принимает воздействие на себя со стороны воспитателя. В результате этого, противостоящее поначалу молодому человеку представление о ценностных ориентациях с помощью расширения сознания, через интеллектуально- чувственно-волевой деятельности самого воспитанника становится его собственным внутренним видением. Данный процесс не осуществляется автоматически, ибо ценностная культура воспитанника добровольно следует за ценностной культурой педагога-воспитателя и развивается лишь в случае определенной развитости его нравственной, интеллектуальной, эстетической сфер, обеспечивающих обучающемуся минимум сознательности, дисциплинированности, ответственности.

       Указанные противоречия определяют необходимость поиска новых подходов к развитию современного образования через формирование ценностных ориентации личности педагога, организатора воспитательной деятельности и их реализации в практической деятельности. Проблема исследования логически вытекает из установленных противоречий, каковы теоретические основы и педагогические условия эффективности формирования ценностных ориентации личности педагога-организатора в системе непрерывного образования?

      Большинство обучающихся признает необходимость образования лишь в том случае, если оно "повернется к ним лицом" и предстанет перед ними, во-первых, в виде неповторимой области человеческой деятельности со всеми своими специфическими особенностями, а, во-вторых, через свои прямые и опосредованные связи с человеком и обществом будет осознана ими как необходимый элемент культуры.

       Переход к личностно ориентированному обучению связан с тенденцией к гуманизации и гуманитаризации естествознания, он развертывается сегодня на фоне углубляющегося синтеза наук, что обретает форму восхождения от дифференциации к интеграции сфер научного познания, от координации наук к их междисциплинарности .

       Гуманитаризация образования имеет множество аспектов и направлений реализации. Одно из этих направлений аксиологическое, оно связано с вооружением обучающихся не только набором определенных знаний, но и системой ценностей. Актуализация ценностей осуществляется через познающего и деятельного субъекта, т. е. через познавательную деятельность обучающегося.

      Говоря о ценностях, необходимо уточнить суть данного понятия и связанных с ним таких понятий как "оценка", "ценностные ориентации", "ценностное отношение". В философской энциклопедии  ценностью называют "понятие", обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно - оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности или ценности сознания).

        Анализ литературы по проблеме ценностей показал, что в современной аксиологии понятие ценности трактуется не вполне однозначно и исследованию проблемы ценности уделяется немало внимания.

       На природу ценности существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них ценность нельзя рассматривать как результат оценивающего сознания, она существует объективно и не зависит от оценки. По мнению других авторов - ценности неотделимы от оценок, они рассматривают ценности и оценки как носители "двух пластовой информации объективно-субъективного содержания".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные аспекты организации образовательного процесса при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Так как формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения, акцентируется внимание на том, что образовательный процесс в профессиональных образовательных ор...

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...

Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...

Формирование системы оценки результатов освоения программ СПО

В публикации рассматриваются вопросы правильного проектирования педагогической системы для обеспечения эффективности оценки результатов освоения образовательных программ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА общеобразовательного цикла ОУДБ.02 Литература образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техн

Рабочая программа учебного предмета ОУДБ.02 Литература является частью общеобразовательного цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специали...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК.02.01 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ для профессии/специальности среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И

Место учебного предмета в структуре профессиональной программы СПО     МДК.02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации является часть...