Рабочая программа ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Материаловедение по специальности 15.02.08 Технология машиностроения
рабочая программа

Фадеева Юлия Владимировна

Рабочая программа ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Материаловедение  по специальности 15.02.08 Технология машиностроения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op_04_materialovedenie_2017.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 04. Материаловедение

1.1. Область применения программы

Программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.

Программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации по профессии 19149 «Токарь», а также при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 Профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
  • определять виды конструкционных материалов;
  • выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
  • проводить исследования и испытания материалов;
  • рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья.

знать:                                  

  • закономерности процессов кристаллизации и структурообразования  металлов и сплавов, основы их  термообработки, способы защиты  металлов от коррозии;                  
  • классификацию и способы получения  композиционных материалов;              
  • принципы выбора конструкционных  материалов для применения в производстве;                          
  • строение и свойства металлов, методы их исследования;
  • классификацию материалов, металлов и  сплавов, их области применения;        
  • методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.            

овладеть:

общими компетенциями, включающими в себя способность

  • ОК01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК02 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • ОК03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • ОК04 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития;
  • ОК05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • ОК06 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • ОК07 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
  • ОК08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • ОК09 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
  • ОК10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • ПК1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей;
  • ПК1.2 Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;
  • ПК1.3 Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции;
  • ПК1.4 Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;
  • ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;
  • ПК2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения;
  • ПК2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения;
  • ПК2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения;
  • ПК3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей;
  • ПК3.2 Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

           

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки  обучающегося 192 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;

самостоятельной работы обучающегося 64 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

192

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

128

в том числе:

     лабораторные  работы

12

     практические занятия

8

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Материаловедение        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов.

77

(58+19ср)

Тема 1.1 Строение и свойства материалов

Содержание учебного материала

12

1

Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия. Влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов.  Фазовый состав сплавов; диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы; структура полимеров, стекла, керамика, древесины: строение и свойства.

Лабораторная  работа № 1. Механические свойства материалов

4

2

Тема 1.2 Формирование структуры литых материалов

Содержание учебного материала

12

1

Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов. Аморфное состояние материалов.

Лабораторная работа №2. Металлографический метод исследования металлов и сплавов

4

2

Тема 1.3 Диаграммы состояния металлов

Содержание учебного материала

10

1

Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов. Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей.

Тема 1.4 Формирование структуры деформированных материалов

Содержание учебного материала

6

1

Пластическая деформация моно- и поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Пластическая деформация поликристаллических металлов. Деформирование двухфазных сплавов. Свойства пластически деформированных металлов. Возврат и рекристаллизация

Тема 1.5 Термическая и химико-термическая обработка материалов и сплавов

Содержание учебного материала

18

1

Определение и классификация видов термической обработки. Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Основное оборудование для термической обработки. Виды термической обработки стали: отжиг, нормилизация, закалка, отпуск закаленных сталей. Поверхностная закалка сталей. Дефекты термической обработки и методы их предупреждения и устранения. Термомеханическая обработка, виды, сущность, область применения.

Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов. Цементация стали. Азотирование стали. Ионное (плазменное) азотирование и цементация. Диффузионное насыщение сплавов металлами и неметаллами.

Лабораторная работа №3. Изучение структуры стали после термической обработки

4

2

Самостоятельная работа по 1 разделу

19

3

подготовка по конспекту;  подготовка к лабораторным работам; самостоятельная работа с литературой; написание рефератов; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Работа отечественных и зарубежных ученых в области материаловедения.
  2. Жидкие кристаллы.
  3. Влияние легирующих элементов на полиморфизм железа.
  4. Свойства  холоднодеформированных металлов и сплавов.
  5. Холодная и горячая деформация.
  6. Обратимая и необратимая отпускная хрупкость.
  7. Перспективы развития химико-термической обработки.

Раздел 2. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении

74

(52+22ср)

Тема 2.1 Конструкционные материалы

Содержание учебного материала

18

1

Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструктивной прочности материалов и их технические характеристики, критерии прочности, надежности, долговечности, экономичности целесообразности и т.д. Классификация конструкционных материалов и их технические характеристики. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. Углеродистые стали: обыкновенного качества и качественные стали. Легированные стали. Стали с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами. Медные сплавы (латуни, бронзы).

Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы. Рессорно-пружинные стали. Сплавы на основе  алюминия. Сплавы на основе магния. Титан и сплавы на его основе. Бериллий и сплавы на его основе.

Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Жаростойкие материалы. Жаропрочные материалы. Холодостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы.

Практическое занятие №1. Классификация и маркировка сталей и чугунов

2

2

Тема 2.2 Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

8

1

Неметаллические материалы, их классификация, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.

Пластмассы. Простые и термопластичные пластмассы. Полиэтилен,  полистирол,  полихлорвинил, фторопласты и др. Сложные  пластмассы: гетинакс, текстолит, стеклотекстолит.

Каучук. Процесс вулканизации. Материалы на основе резины.

Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура и применение.

Древесина, ее основные свойства. Разновидности древесных материалов.

Тема 2.3 Материалы с особыми физическими свойствами

Содержание учебного материала

10

1

Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Низкочастотные магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные магнитно-мягкие материалы. Материалы со специальными магнитными свойствами. Магнитно-твердые материалы: общие требования, литые материалы, порошковые материалы, деформируемые сплавы.

Сплавы с заданными температурными коэффициентами линейного расширения. Сплавы с заданным температурным коэффициентом модуля упругости.

Материалы высокой электрической проводимости: электрические свойства проводниковых материалов, проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы: строение и свойства, методы получения, легирование полупроводников и получение p-n переходов. Диэлектрики, электроизоля-ционные лаки, эмали и компаунды.

Тема 2.4 Инструментальные материалы

Содержание учебного материала

8

1

Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченные твердые сплавы, сверхтвердые материалы для измерительных инструментов.

Стали для инструментов ходовой обработки давлением. Стали для инструментов  горячей обработки давлением: стали для молотовых штампов, стали для штампов горизонтально-ковочных машин и прессов.

Тема 2.5 Порошковые и композиционные материалы

Содержание учебного материала

8

1

Получение изделий из порошков. Метод порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности.

Композиционные материалы, классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.

Практическое занятие №2.Цветные и твердые сплавы. Композиционные материалы.

2

2

Самостоятельная работа по 2 разделу

22

3

подготовка по конспекту; подготовка к практическим работам; самостоятельная работа с литературой; написание рефератов; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Методы повышения конструкционной прочности.
  2. Фрикционные материалы.
  3. Критерии хладостойкости.
  4. Радиационностойкие материалы.
  5. Стали для обработки металлов давлением.
  6. Бериллиевые сплавы.
  7. Гранулируемые сплавы.
  8. Клеи.
  9. Гибридные композиционные материалы.

Раздел 3. Основные способы обработки материалов.

41

(18+23ср)

Тема 3.1 Обработка металлов резанием

Содержание учебного материала

10

1

Общие вопросы об обработке резанием. Процесс резания металла. Основные части и элементы резца. Понятие о режимах резания. Методы обработки резанием. Электрические методы обработки металлов.

Практическое занятие №3.Рассчет и назначение оптимальных режимов резания.

4

2

Тема 3.2Процессы формирования разъемных и неразъемных соединений

Содержание учебного материала

6

1

Классификация соединений, выполняемых при сборке машин и механизмов. Методы осуществления разъемных соединений. Требования, предъявляемые к разъемным соединениям. Методы осуществления неразъемных соединений. Требования, предъявляемые к разъемным соединениям. Инструмент, приспособления и оборудование, применяемые для получения разъемных соединений.

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа по 3 разделу

23

3

подготовка по конспекту; подготовка к практической работе; самостоятельная работа с литературой; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение, выполнение индивидуальных заданий.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Металлорежущие инструменты.

2. Основные элементы и геометрия рабочей части инструмента.

3. Физические основы процесса резания.

4. Пайка.

5. Склеивание.

6. Сварка.

7.Электрофизические методы размерной обработки материалов.

Экзамен

Всего

192

(128+64ср)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3.1.        Требования       к       минимальному       материально-техническому
обеспечению

Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   лаборатории «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий (стенды, таблицы, карточки-задания);

Технические средства обучения:

-        компьютер  с  лицензионным  программным  обеспечением   и
мультимедиа-проектор.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень     рекомендуемых     учебных     изданий,     Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Плошкин, В. В. Материаловедение : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Плошкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с.

2. Технология металлов и сплавов : учебное пособие для среднего профессионального образования / ответственный редактор А. П. Кушнир, В. Б. Лившиц. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с.

Дополнительные источники:

 «Методические пособия по выполнению лабораторно- практических работ».

             

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

-распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

лабораторная работа, экспертное оценивание лабораторной работы

-определять виды конструкционных материалов;

практическая работа, экспертное оценивание практической работы

-выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

самостоятельная внеаудиторная работа

-проводить исследования и испытания материалов;

лабораторная работа, экспертное оценивание лабораторной работы

-рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;

практическая работа, экспертное оценивание практической работы

Знания:

-закономерности процессов кристаллизации и структурообразования  металлов и сплавов, основы их  термообработки, способы защиты  металлов от коррозии;                  

опрос, тестирование, контрольная работа, самостоятельная внеаудиторная работа

-классификацию и способы получения  композиционных материалов;              

практическая работа, экспертное оценивание практической работы, контрольная работа

-принципы выбора конструкционных  материалов для применения в производстве;                          

самостоятельная внеаудиторная работа

-строение и свойства металлов, методы их исследования;

        

опрос, лабораторная работа, экспертное оценивание лабораторной работы

-классификацию материалов, металлов и  сплавов, их области применения;      

опрос, контрольная работа

-методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.                        

        

опрос, практическая работа, экспертное оценивание практической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "техник - технолог"

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины УД.02 «Технология» по специальности 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Технология» предназначена для изучения технологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего обще...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение. Специальность 15.02.08 "Технология машиностроения".

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения» б...

Рабочая программа образовательной учебной дисциплины «Информатика» специальность 21.02.04 «Землеустройство»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 15.02.09 «Аддитивные технологии»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...