Рабочая программа ПМ 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
рабочая программа
Рабочая программа ПМ 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pm_02_uchast.v_organ._proiz._deyat.strukt._podr.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
"Жигулевский государственный колледж"
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «ЖГК» _________________А.Э. Птицын «____»__________2016 г. |
Рабочая программа
профессионального модуля:
ПМ 02. Участие в организации производственной деятельности |
структурного подразделения |
для специальности
15.02.08 Технология машиностроения |
2017 год
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией гуманитарного, сервисно- экономического профиля Протокол № ____________ от “___” ______________ 201 ___ г. Председатель_____________ Е.П.Шкредь | СОГЛАСОВАНО Предметной (цикловой) комиссией технологического профиля Протокол № ____________ от “___” ______________ 201 ___ г. Председатель __________ Е.А. Мошкина |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________С.Ю.Сорокина “___” ______________ 201___ г. |
Составитель: Шкредь Е.П. преподаватель ГБОУ СПО «ЖГК»
Эксперты:
Техническая экспертиза: Шкредь Е.П. преподаватель ГБОУ СПО «ЖГК», Орешина Н.А., методист ГБОУ СПО «ЖГК»
Содержательная экспертиза: Шкредь Е.П. преподаватель ГБОУ СПО «ЖГК», Орешина Н.А., методист ГБОУ СПО «ЖГК»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» ноября 2014 г. № 582.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2014 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности 15.02.08 Технология машиностроения в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 25 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 30 |
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 32 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Участие в организации производственной деятельности
структурного подразделения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки в части усвоения основного вида профессиональной деятельности – Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам усвоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе усвоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
участия в планировании и организации работы структурного подразделения;
участия в руководстве работой структурного подразделения;
участия в анализе процесса и результатов деятельности подразделения;
уметь:
рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда;
рассчитывать показатели, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования;
принимать и реализовывать управленческие решения;
мотивировать работников на решение производственных задач;
управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками;
знать:
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов;
принципы делового общения в коллективе.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего - 327часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузке обучающегося - 183 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 121 час;
самостоятельной работой обучающегося - 62 часа;
вариативная часть - 21 час;
производственной практики - 144 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения |
ПК 2.2 | Участвовать в руководстве работой структурного подразделения |
ПК 2.3 | Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды общих и профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел I Позиционирование структурного подразделения в рамках предприятия | 26 | 14 | 2 | 12 | - | - | - | |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел II Организация взаимодействия с другими подразделениями | 8 | 4 | - | 4 | - | - | - | |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел III Оперативное планирование структурного подразделения | 16 | 10 | 2 | 6 | - | - | - | |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел IV Оперативное руководство структурным подразделением | 16 | 14 | 2 | 2 | - | - | - | |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел V Экономика эффективности структурного подразделения | 10 | 8 | 4 | 2 | - | - | - | |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел VI Роль руководителя в создании работоспособного коллектива | 11 | 7 | - | 4 | - | - | - | |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел VII Инструменты эффективного управления | 4 | 2 | - | 20 | 2 | - | - | - |
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел VIII Кадровая политика структурного подразделения в рамках общей политики предприятия | 4 | 2 | - | 2 | - | - | ||
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел IX Организация подготовки и работы основного производства | 38 | 24 | 6 | 14 | - | - | ||
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел X Организация подготовки вспомогательного производства | 26 | 14 | 4 | 12 | - | - | ||
ОК .2- ОК .9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Раздел XI Личная эффективность руководителя | 24 | 2 | 2 | - | - | |||
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 | Производственная практика (по профилю специальности), часов | 144 | 144 | ||||||
Всего: | 327 | 121 | 20 | 20 | 62 | - | - | 144 |
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I Позиционирование структурного подразделения в рамках предприятия | 26 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 26 | 1 | |
Введение | Цели и задачи профессионального модуля «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения». Связь модуля с другими модулями и учебными дисциплинами. Цели и задачи МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения. | 2 | 1 |
Тема 1.1 Цели и задачи структурного подразделения | Постановка целей и задач структурного подразделения в соответствии со стратегическими задачами предприятия. Функции и полномочия подразделения. | 2 | 1, 2 |
Тема 1.2 Организационная структура подразделения | Формирование организационной структуры подразделения в рамках организационной структуры предприятия. Критерии выбора и оптимизация структуры подразделения. Модели расчета, используемые для обеспечения организационных структур, численности персонала. | 4 | 1, 2, 3 |
Практические занятия Модели расчета, используемые для обеспечения организационных структур, численности персонала. | 2 | ||
Тема 1.3 Эффективность подразделения | Понятие и критерии эффективности подразделения. Факторы повышения эффективности. Задачи руководителя. Участие техника в руководстве работой структурного подразделения. Участие в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. | 4 | 1, 2, 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Предприятие в условиях рынка. Задачи и функции действующего предприятия (конспект). Структура предприятия. Формы предпринимательства (таблица) Результаты деятельности подразделени. Эффективность подразделения (реферат). | 12 | ||
Раздел II Организация взаимодействия с другими подразделениями | 8 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 8 | ||
Тема 2.1 Вертикальные и горизонтальные связи на предприятии | Вертикальные и горизонтальные связи в организации (на предприятии). Общеорганизационные процедуры принятия решений. Внутриорганизационные информационные каналы. Построение горизонтальных связей на основе процессного подхода. | 2 | 2 |
Тема 2.2 Основные и вспомогательные бизнес-процессы | Основные и вспомогательные бизнес-процессы. Практические инструменты процессного управления в рамках подразделения. | 2 | 1, 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Внутриорганизационные информационные каналы. Построение горизонтальных связей на основе процессного подхода (конспект). | 4 | ||
Раздел III Оперативное планирование структурного подразделения | 16 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 16 | ||
Тема 3.1 Планирование деятельности подразделения | Роль оперативного планирования в работе структурного подразделения. Планирование деятельности подразделения как профессиональная компетенция руководителя. Детализация планов компании до уровня структурного подразделения. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов. | 4 | 2, 3 |
Практическое занятие Детализация планов организации (предприятия) до уровня структурного подразделения. | 2 | ||
Тема 3.2 Формы планирования и виды планов | Формы планирования и виды планов. Принципы планирования. Учет факторов неопределенности и факторов риска при планировании. Оперативное планирование. Структурное планирование объемов работ и календарное планирование. Формы контроля и отчетности выполнения плановых заданий. Участие техника в планировании и организации деятельности структурного подразделения, контроле и отчетности выполнения плановых заданий. | 4 | 2, 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3 Технологический процесс. Технологический цикл, операция (конспект). Учет факторов неопределенности и факторов риска при планировании (реферат). | 6 | ||
Раздел IV Оперативное руководство структурным подразделением | 16 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 16 | ||
Тема 4.1 Факторы, способствующие эффективности работы подразделения | Модель оперативного руководства структурным подразделением. Факторы, способствующие эффективности работы подразделения: внешние и внутренние; роль личного вклада; задачи и приоритеты руководителя. | 4 | 1, 2 |
Тема 4.2 Методы и инструменты управления | Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы управления. Инструменты управления. Технологии принятия управленческих решений. Индивидуальные и коллективные формы принятия решений. Оценка качества принятых решений. | 2 | 2, 3 |
Тема 4.3 Практический менеджмент | Практический менеджмент: баланс между делегированием полномочий и организацией контроля. Делегирование, баланс ответственности и полномочий. Постановка задач персоналу, организация выполнения, контроль результатов. | 4 | 2, 3 |
Тема 4.4 Документы, регламентирующие работу подразделения | Документы, регламентирующие работу подразделения: положение о подразделении, штатное расписание, должностные инструкции, положение об отчетности, оценке, мотивации и т.д. | 2 | 2, 3 |
Практические занятия Разработка штатного расписания. Разработка должностных инструкций. | 2 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4 Индивидуальные и коллективные формы принятия решений (конспект). | 2 | ||
Раздел V Экономика эффективности структурного подразделения | 10 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 10 | ||
Тема 5.1 Экономика эффективности структурного подразделения | Понятие экономической эффективности в рамках подразделения. Роль структурного подразделения в достижении экономических целей организации (предприятия). Структурное подразделение как «центр формирования прибыли и учета затрат». Оценка экономической эффективности деятельности подразделения. Заработная плата в аспекте экономической эффективности. Выявление резервов повышения эффективности. | 4 | 2, 3 |
Практические занятия Оценка экономической эффективности деятельности подразделения. Резервы повышения эффективности. | 4 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 5. Выявление резервов повышения эффективности (конспект). | 2 | ||
Раздел VI Роль руководителя в создании работоспособного коллектива | 11 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 11 | ||
Тема 6.1 Функции и задачи руководителя | Роль руководителя в создании работоспособного коллектива. Функции и задачи руководителя. Выбор и использование различных управленческих стилей в рамках решения конкретных задач. Ситуационное руководство. | 2 | 2, 3 |
Тема 6.2 Управленческое воздействие на подчиненных | Методы управленческого воздействия на подчиненных, Принципы и задачи трансляции поведенческих стандартов подчиненным. Принципы делового общения в коллективе Организация командного взаимодействия. Как создать работоспособную команду. Управление конфликтными ситуациями, стрессами и рисками. Регулирование и разрешение конфликтов в трудовом коллективе. Роль руководителя в урегулировании конфликтов. | 5 | 2, 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 6. Ситуационное руководство (конспект). Роль руководителя в урегулировании конфликтов. Управление конфликтными ситуациями, стрессами и рисками (реферат). | 4 | ||
Раздел VII Инструменты эффективного управления | 4 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 4 | ||
Тема 7.1 Инструменты эффективного управления | Мотивация и стимулирование - инструменты эффективного управления. Основные факторы и механизмы мотивации работников на решение производственных задач. Материальное и нематериальное стимулирование. Границы использования наказаний и поощрений. Построение системы мотивации в соответствии с индивидуальными потребностями сотрудников. | 2 | 2, 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 7. Материальное и нематериальное стимулирование (таблица). | 2 | ||
Раздел VIII Кадровая политика структурного подразделения в рамках общей политики предприятия | 4 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 4 | ||
Тема 8.1 Кадровая политика структурного подразделения в рамках общей политики предприятия | Выявление потребности в персонале. Где искать сотрудников: внутренние и внешние резервы. Участие руководителя подразделения в отборе и адаптации новых сотрудников. Баланс рабочих мест и механизмы его использования. Мотивирующая оценка персонала. | 2 | 2, 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 8. Участие руководителя подразделения в отборе и адаптации новых сотрудников (конспект). | 2 | ||
Раздел IX Организация подготовки и работы основного производства | 38 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 38 | ||
Тема 9.1 Принципы организации производственного процесса и его подготовка | Классификация производственных процессов: основные, вспомогательные, обслуживающие. Фазы основного производства: заготовительная, обрабатывающая, сборочная. Основные принципы рациональной организации производственного процесса: параллельность, пропорциональность, прямоточность, ритмичность, согласованность и их эффективность. Подготовка средств производства. Материально-техническое обеспечение производства Построение производственного процесса во времени. Понятие о производственном и технологическом циклах изготовления изделий; структура и длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда в процессе производства: их зависимость от типов производства и влияние на длительность производственного цикла изготовления изделий. Расчет длительности производственного цикла; пути его сокращения; влияние на технико-экономические показатели работы предприятия. | 4 | 2, 3 |
Практическое занятие Расчет длительности производственного цикла при различных видах движения предметов труда в производстве. | 2 | ||
Тема 9.2 Организация технической подготовки и работы производства | Определение, содержание и задачи технической подготовки производства. Стадии технической подготовки производства (научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая, организационно-плановая, социально-психологическая, правовая, экономическая). Содержание и этапы конструкторской подготовки: разработка технического задания на проектирование машин; составление эскизов проекта; подготовка рабочей документации. Показатели технологичности и экономичности конструкций. Обеспечение патентной чистоты продукции. Сокращение сроков и пути совершенствования конструкторской подготовки. Унификация, стандартизация, агрегатирование при создании новых конструкций. Использование современных методов оргтехники при организации рабочего места конструктора. Структура отдела главного конструктора базового завода. Системы автоматизированного проектирования (САПР); их эффективность. Технологическая подготовка производства, её содержание и задачи. Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП). Основные направления качественной технологической подготовки производства: типизация технологических процессов всех видов обработки: сборки, контроля, испытание изделий, стандартизация оснастки, оборудования, инструмента, средств механизации и автоматизации; разработки прогрессивных норм использования сырья и материалов, топлива, энергии и других производственных ресурсов. Основные этапы технологической подготовки производства; разработка технологических процессов; проектирование и изготовление специальной технологической оснастки и нестандартного оборудования; отладка и внедрение разработанных технологических процессов. Экономическая оценка и выбор варианта технологического процесса. Определение технологической себестоимости. Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники. Сущность и критерии экономической эффективности. Показатели экономической эффективности. Определение годового эффекта механизации и автоматизации производства, модернизации оборудования и реконструкции предприятий. Расчет годового эффекта от использования новых средств труда и новых предметов труда. Расчет годовой экономии материальных и трудовых ресурсов, снижение себестоимости и прироста прибыли от производства новой продукции и внедрения новой техники. Планирование и контроль технической подготовки производства. Установление сроков выполнения технической подготовки. Определение величины затрат, связанных с технической подготовкой. Определение объема работ по отдельным этапам подготовки производства. Разработка план-графика технической подготовки производства нового изделия, определение последовательности работ и общей длительности цикла технической подготовки производства. Источники финансирования подготовки производства. Основные направления совершенствования и пути ускорения технической подготовки производства. Применение единой системы технологической документации (ЕСТД), применение сетевых методов планирования и управления (СПУ), унификация, стандартизация и типизация технических и организационных решений, углубление специализации подразделений и выполнение работ параллельно-последовательным способом, совершенствование экономического стимулирования обновления продукции. . | 8 | 2, 3 |
Практические занятия Определение показателей технологичности и эффективности конструкции. Определение показателей эффективности организации основного оборудования. Экономическое обоснование и выбор оптимального варианта технологического процесса механической обработки детали (изделие). Расчет экономической эффективности внедрения новой техники | 4 | ||
Тема 9.3 Организация труда и управление | Пути повышения производительности труда и методика их расчета; определение уровня и темпов роста производительности труда. Показатели производительности труда по отрасли и базовому предприятию (объединению). Рациональная организация рабочих мест в соответствии с требованиями научной организации труда (НОТ). Повышение эффективности производства на основе аттестации, рационализации и сокращения количества рабочих мест. Организация аттестации рабочих мест. Типовая рациональная планировка рабочих мест. Обслуживание рабочих мест. Рационализация приёмов и методов труда. Улучшение условий труда и обеспечение предметами и средствами труда. Рационализация труда и отдыха. Бригадная форма организации труда. Классификация бригад. Управление и организация труда в бригаде. Порядок разработки производственных программ. Диспетчерская служба производством. | 4 | 2, 3 |
Практические занятия Составление плана мероприятий по улучшению организации труда в структурном подразделении. Составление плана мероприятий по повышению производительности труда в структурном подразделении. | 2 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 9. Основные принципы рациональной организации производственного процесса (конспект). Виды движения предметов труда в процессе производства: их зависимость от типов производства и влияние на длительность производственного цикла (конспект). Обеспечение патентной чистоты продукции (реферат). Установление сроков выполнения технической подготовки (конспект). Источники финансирования подготовки производства (реферат). Рационализация труда и отдыха (реферат). | 14 | ||
Раздел X Организация подготовки вспомогательного производства | 26 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 26 | ||
Тема 10.1 Организация подготовки инструментального производства | Вспомогательное производство, их роль в обеспечении бесперебойной работы предприятия. Содержание и основные направления развития вспомогательного производства. Структура вспомогательного производства. Организация инструментального хозяйства. Задачи инструментального хозяйства, общезаводские и цеховые органы инструментальной службы предприятия. Система ускоренной инструментальной подготовки производства в условиях постоянной смены выпускаемых изделий, ее элементы (унификация и стандартизация технологической оснастки, внедрения унифицированных технологических процессов изготовления технологической оснастки). Показатели инструментального производства – материалоемкость, стойкость, себестоимость инструмента; пути их улучшения. Значение и задачи инструментального хозяйства предприятия (объединения). Классификация и индексация инструмента. Определение потребности в технологической оснастке. Нормирование запасов инструмента. Определение потребности в технологической оснастке. Определение запаса инструмента в цехах и в центральном инструментальном складе. Организация обслуживания рабочих мест инструментом. Организация заточки и ремонта инструмента. Планирование инструментального производства, его взаимосвязь с производственной программой предприятия. Технический надзор за правильным использованием инструмента. | 2 | 2, 3 |
Практические занятия Определение показателей эффективности организации вспомогательного оборудования. Расчет потребности режущего и мерительного инструмента. | 2 | ||
Тема 10.2 Организация подготовки ремонтного хозяйства | Состав ремонтного хозяйства. Способы организации ремонтов: централизованный, децентрализованный, смешанный. Прогрессивные методы ремонтов: узловой, последовательно-узловой и поточный. Единая система планово-предупредительного ремонта (ЕСППР). Виды ремонта. Основные ремонтные нормативы: длительность и структура ремонтного цикла; длительность межремонтного (межсмотрового) периода; длительность плановых простоев оборудования в ремонте, методика расчета ремонтных нормативов. Категория сложности ремонта и ремонтная единица. Техническая подготовка в обеспечение ППР. Планирование ремонтных работ. Составление ремонтного графика. Источники финансирования ремонтных работ. Контроль качества ремонтов. Модернизация оборудования и методика определения ее экономической эффективности. Технико-экономические показатели ремонтного хозяйства. Пути совершенствования организации ремонта и обслуживания оборудования. | 2 | 1, 2, 3 |
Тема 10..3. Организация подготовки энергетического хозяйства | Виды энергии потребляемых машиностроительным предприятием. Системы энергоснабжения. Планирование потребности в энергии различных видов: разработка энергобаланса. Расчет потребности предприятия в различных видах энергии. Пути экономии энергоресурсов. Показатели характеризующие энергохозяйство предприятия (коэффициент энергоемкости продукции, коэффициент электровооруженности производства и др.). Организация материально-технического снабжения и сбыта на машиностроительном предприятии. Разработка балансов материально-технического снабжения предприятий. Расчет потребности в материалах по видам и маркам в натуральном и денежном выражении. | 2 | 1, 2, 3 |
Тема 10.4. Организация подготовки внутризаводского транспорта | Задачи, функции и средства транспортного обслуживания предприятия. Внезаводской и внутризаводской транспорт. Состав транс-портного хозяйства. Виды транспорта и погрузочно-разгрузочной техники. Классификация транспортных средств. Определение грузооборота и грузопотоков. Выбор транспортных средств и расчет их потребности в хозяйстве. Организация перевозки и перемещение грузов. Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ. Значение применения малой механизации. Удельный вес затрат на внутризаводской транспорт в себестоимости продукции. Система транспортировок: маятниковая, комбинированная и кольцевая. Технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства. Выбор транспортных средств для внутризаводских, для внутри-цеховых перевозок. Расчет потребного количества транспортных средств на основе определения грузопотоков. Шахматная ведомость грузооборота. Система перевозок в единичном, серийном и массовом производстве. Пути улучшения работы внутризаводского транспорта. | 2 | 2, 3 |
Тема 10..5. Организация подготовки материально-технического снабжения | Задачи и функции отдела снабжения. Номенклатура потребляемых материальных ресурсов, их нормирование. Методика определения потребности предприятия в отдельных видах материально-технических средств. Создание запасов материальных ценностей. Составление заявок на основные и вспомогательные материалы, оборудование, инструменты, заключение договоров, их содержание. Порядок реализации фондов. Оперативная работа по материально-техническому снабжению. Показатели, характеризующие эффективность работы отдела материально-технического снабжения. | 2 | 1, 2 |
Тема 10.6. Организация подготовки складского хозяйства | Задачи и функции складского хозяйства. Состав складского хозяйства. Виды и типы складов, классификация складов. Организация хранения материальных ценностей, их учет. Требования, предъявляемые к складам. Методика расчета объема и площади складов. Складские операции. Подготовка материалов и порядок их выдачи, оборудование складов и механизация складского хозяйства. Пути повышения эффективности организации и работы складского хозяйства. | 2 | 1, 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 10. Планирование инструментального производства, его взаимосвязь с производственной программой предприятия (конспект). Модернизация оборудования и методика определения ее экономической эффективности (реферат). Пути экономии энергоресурсов. Показатели характеризующие энергохозяйство предприятия (коэффициент энергоемкости продукции, коэффициент электровооруженности производства и др.) (реферат). Система перевозок в единичном, серийном и массовом производстве (конспект). Порядок реализации фондов. Оперативная работа по материально-техническому снабжению (реферат). Организация хранения материальных ценностей, их учет. Требования, предъявляемые к складам (реферат). | 12 | ||
Раздел XI Личная эффективность руководителя | 4 | ||
МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения | 4 | ||
Тема 11.1. Личная эффективность руководителя | Личный вклад руководителя в эффективность подразделения. Самооценка и карьерный рост. Управление и лидерство. Использование внутренних ресурсов руководителя как способ повышения профессиональной компетентности. | 2 | 2, 3 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 11. Самооценка и карьерный рост. Управление и лидерство (реферат). | 2 | ||
Тематика курсовых работ (проектов): | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) | 20 | ||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ Инструктаж; выполнение обязанностей дублеров инженерно-технических работников среднего звена в основных подразделениях предприятия: работа дублером мастера участка в механическом цехе, работа дублером техника-технолога в механическом цехе, работа дублером техника-технолога в ОГТ (отделе главного технолога), работа дублером техника-конструктора в ОГК (отделе главного конструктора), в ОГМ (отделе главного механика); изучение работы отдельных подразделений предприятия (экскурсии в подразделения предприятия): В планово-экономическом отделе, в отделе труда и зарплаты, в центральной заводской лаборатории, в отделе стандартизации, в патентном отделе, в отделе технической информации, в отделе главного механика, в отделе главного энергетика; лекции; беседы; семинары; практические занятия на производстве. | 144 | ||
Обязательная аудиторная нагрузка: | 121 | ||
в том числе вариативная часть: | 21 | ||
Всего: | 327 | ||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета Экономика предприятия
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Волков О.И, Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.:ИНФРА – М.: 2012
- Экономика и управление в машиностроении: Учебное пособие для студентов среднего профессионального учебных заведений /А.Г. Зубкова, Н.Н. Кожевников, А.К. Ладыгина и др; Под редакцией Н.Н. Кожевникова – М.; Издательский центр «Академия», 2013
- Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ под редакцией профессора О.И. Волкова и доцента О.В. Девяткина – 3-е издание, переработан и дополнен – М. ИНФРА – М.2012
- Экономика организации (предприятия); Учебник /под редакцией Н.А. Сафронова – 2-е издание, переработан и дополнен – М: Экономист, 2004
- Тюленев Л.В. «Организация и планирование машиностроительного производства». Учебное пособие – СПБ: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2011.
Дополнительные источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения.
- Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
- Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
- Схиртладзе А.Г. Работа оператора на станках с программным управлением. – М.: Высшая школа, 2010.
- Технология технического контроля в машиностроении.– М.: Издательство стандартов, 2011.
- Зайцева С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты. Учебник. – М.: ПрофОбрИздат, 2011.
Интернет-ресурсы:
- Российская государственная библиотека www.rsl.ru
- http://www.aup.ru
- http://www.alleng.ru/d/econ/econ460.htm
- http://www.review.uz/
- http://www.ecsocman.edu.ru
- http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_10.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения производится в соответствии с учебном планом по специальности 15.02.08 Технология машиностроения и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УВР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения, включающих в себя как теоретические, так и практические занятия.
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла; математического и общего естественнонаучного цикла «Математика», «Информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности»; профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Охрана труда».
В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы.
При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.
Реализация основной профессиональной образовательной программы обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Реализация программы модуля предполагает обязательную концентрированную производственную практику (по профилю специальности).
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» является успешная сдача экзамена по междисциплинарному курсу «Планирование и организация работы структурного подразделения».
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журналах. Наличие оценок по ПР и рубежному контролю является для каждого обучающегося обязательным. В случае отсутствия оценок за ПР и ТРК обучающийся не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.
Итоговый контроль освоения вида профессиональной деятельности осуществляется на экзамене (квалификационном). Условием допуска к экзамену (квалификационному) является положительная аттестация по МДК, и производственной практике.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Руководитель предприятия, учреждения, организации, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов и назначает руководителей практики от предприятия, учреждения, организации и непосредственных руководителей.
Руководители практики от предприятия, учреждения, организации:
осуществляют подбор непосредственных руководителей практики от предприятия;
согласовывают с руководителями практики от учебного заведения графики прохождения практики;
несут личную ответственность за проведение практики;
представляют в соответствии с программой производственной (профессиональной) практики места практик;
организуют инструктаж и проверку знаний по правилам и нормам охраны труда, технике безопасности и противопожарной защиты;
представляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией;
обеспечивают студентов на время прохождения практики защитной одеждой, обувью и другими индивидуальными средствами защиты по нормам, установленным для соответствующих работников данного предприятия, учреждения, организации.
Непосредственное руководство практикой на местах (в цехах и отделах) возлагается на постоянно работающих в них квалифицированных специалистов, в обязанности которых входит:
распределить практикантов по рабочим местам в соответствии с графиком прохождения практики;
проводить инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте при выполнении конкретных обязанностей;
знакомить практикантов с организацией работ на рабочем месте;
осуществлять постоянный контроль за работой практикантов, обеспечивая выполнение студентами программы практики, знакомить их с передовыми методами труда;
оказывать помощь в подборе материала для выполнения дипломного проекта;
оценивать качество работы практикантов, составлять производственную характеристику с отражением в ней выполнения программы практики, качества профессиональных знаний и умений, нестандартного, оригинального подхода к решению производственных вопросов, организаторских способностей.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения Участвовать в руководстве работой структурного подразделения Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения | - участие в планировании и организации работы структурного подразделения; -участие в руководстве работой структурного подразделения; -участие в анализе процесса и результатов деятельности подразделения; | Текущий контроль в форме: опроса; защиты практических занятий; контрольных работ по темам. Экзамен по МДК Экзамен по профессиональному модулю. Дифференцированный зачет по производственной практике |
- рационально организовать рабочие места, участие в расстановке кадров, обеспечивая их предметами и средствами труда; - расчет показателей, характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования; - принятие управленческих решений; - мотивация работников на решение производственных задач; -управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками; | ||
-особенность менеджмента в области профессиональной деятельности; -принципы, формы и методы -организации производственного и технологического процессов; -принципы делового общения в коллективе. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии | Наблюдение и оценка результатов за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области налогового учета и налогового планирования оценка эффективности и качества выполнения задач | |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области налогового учета и планирования налоговой деятельности | |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения | |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | изучение и анализ инноваций в области документирования и оформления хозяйственных операций |
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: Подпись лица внесшего изменения |
Рассмотрено на заседании Протокол № _________________ предметной (цикловой) комиссии от __________ 201 ___________ г.
Председатель ПЦК______________ ( Е.П.Шкредь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПМ Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
Программа профессионального модуля Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения (МДК 02.01 Организация и планирование деятельности структурного подразделени...
Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
Комплексное методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения для специальности 15.02.08 Технология маш...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Преподаватель (и):_____Мамцева О.В.___________________________________________________(Ф.И.О.)Профессиональный модуль: ___МДК 03.01. _ Участие...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения. Специальность: 15.02.08 «Технология машиностроения».
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности профессионального образования 15.02.08 «Технология машинострое...
Рабочая программа по ПМ. 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
Рабочая программа по ПМ. 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения...
Рабочая программа по производственной практике ПМ. 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
Рабочая программа по производственной практике ПМ. 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения...
Проект учебного занятия по ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» МДК 02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения
Область применения программыПрограмма профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности сред...