РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
рабочая программа

Кулыгин Константин Анатольевич

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) и примерной программы дисциплины ОП.03 Основы электротехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.02_osnovy_elektrotehniki_kulygin.svarshchiki.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Сахалинский индустриальный техникум»

                                

                                

                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ  

для профессии среднего профессионального образования

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)   

2020 год

г. Оха

Организация-разработчик: ГБПОУ СИТ

Разработчик: Кулыгин Константин Анатольевич, преподаватель ГБПОУ СИТ

        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) и примерной программы дисциплины ОП.03 Основы электротехники.

Содержание рабочей программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по профессиям СПО 15.01.05  Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); 15.01.20;  с получением среднего общего  образования, разработанной в соответствии с  требованиями ФГОС СПО.

        Рабочая программа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку специалистов по профессии  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является  частью программы подготовки рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящих в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

газорезчик;

газосварщик;

электрогазосварщик;

электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;

электросварщик ручной сварки.

1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина  «Основы электротехники» является общепрофессиональной дисциплиной и входит в состав профессионального цикла учебных дисциплин.  Дисциплина направлена на формирование у студентов следующих общих компетенций (далее – ОК) и профессиональных компетенций (далее - ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.5.Читать чертежи средней сложности сварных металлоконструкций.

ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Уметь:

Знать:

  • читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

  • единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
  • рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

  • методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

  •  использовать в работе электроизмерительные приборы;
  • свойства постоянного и переменного электрического тока;
  •  пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
  • принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

  • электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

  • свойства магнитного поля;

  • двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

  • правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

  • аппаратуру защиты электродвигателей;

  • методы защиты от короткого замыкания;

    -   Заземление, зануление

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  40 часов;

самостоятельной работы обучающегося  20 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего):

60

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

40

В том числе:

- лабораторные работы

16

- контрольные работы

0

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

        2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрическое поле

Тема 1.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала

2

Введение. Электрическая энергия и ее применение. Электрическое поле. Свойства и характеристики электрического поля. Закон Кулона.

1

2

Диэлектрическая проницаемость. Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Исследовательская работа: Расчет электрических цепей при различном соединении конденсаторов

2

2

Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока

Тема 2.1.

Элементы и схемы электрической цепи

Содержание учебного материала

2

Электрическая цепь. Источники и приемники электрической цепи. Электрический ток в проводниках. Закон Ома

1

2

Электрическая цепь постоянного тока. Электрическое сопротивление, проводимость. Соединение резисторов.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2

исследовательская работа: Расчет электрических цепей при различном соединении резисторов

2

2

Тема 2.2.

Расчет простых электрических цепей

Содержание учебного материала

4

Основы расчета простых электрических цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа. Последовательное и параллельное соединения источников Э.Д.С.

1

3

Потенциальная диаграмма. Работа источника в режиме генератора и потребителя.

1

3

Лабораторная работа № 1

Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с одним источником питания.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3

исследовательская работа: Расчет простых электрических цепей постоянного тока

2

3

Тема 2.3.

Расчет сложных электрических цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

4

Лабораторная работа № 2

Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с двумя источниками питания

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4

Исследовательская работа: Расчет сложных электрических цепей методом эквивалентного генератора

2

3

Тема 2.4.

Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала

2

Лабораторная работа № 3

Исследование режимов работы и методов расчета нелинейных цепей постоянного тока

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5

исследовательская работа: Расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока

2

3

Раздел 3. Магнитное поле и магнитные цепи

Тема 3.1. Магнитное поле тока

Содержание учебного материала

2

Основные характеристики магнитного поля тока. Магнитная индукция, магнитный поток. Намагничивание материалов.

1

2

Электромагнитная сила, действующая на проводник с током. Законы электромагнетизма. Потокосцепление, индуктивность катушки.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6

Подготовить сообщение: Магнитные материалы

2

2

Тема 3.2.

Электромагнитная

индукция

Содержание учебного материала

4

Электромагнитная индукция в контуре и в проводнике. Правило Ленца. Работа трансформатора.

1

2

Виды трансформаторов. Схемы подключения. Расчет однофазного трансформатора

1

2

Лабораторная работа № 4

Исследование работы однофазного трансформатора

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7

Подготовить сообщение: Практическое использование вихревых токов

2

2

Раздел 4. Электрические цепи переменного тока

Тема 4.1.

Расчет электрических цепей переменного тока

Содержание учебного материала

6

Линейные цепи переменного тока. Параметры цепи: активное сопротивление, индуктивность, емкость.

1

2

Неразветвленная цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкость. Резонанс напряжений

1

2

Лабораторная работа № 5

Определение параметров и исследование режимов работы электрической цепи переменного тока с последовательным соединением катушки индуктивности , резистора и конденсатора

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9

Исследовательская работа: Расчет электрических цепей переменного тока символическим методом

2

3

Тема 4.2.

Трехфазные электрические цепи

Содержание учебного материала

6

Получение трехфазного тока и соединение обмоток генератора и потребителей звездой и треугольником

1

2

Соединение потребителей энергии звездой или треугольником. Расчет трехфазной цепи.

1

3

Лабораторная работа № 6

Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду

2

3

Лабораторная работа № 7

Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 10

Исследовательская работа: Расчет трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником.

2

3

Тема 4.3. Электрические машины

Содержание учебного материала

2

Электрические машины переменного тока. Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности.

1

2

Электрические машины постоянного тока. Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 11

Подготовит сообщение: Генераторы постоянного тока

2

2

Раздел 5.Электроника

Тема 5.1.

Физические основы электроники

Содержание учебного материала

6

Основные сведения о полупроводниковых диодах и биполярных транзисторах, их использование в электронных выпрямителях и стабилизаторах.

1

2

Электронные выпрямители. Классификация, неуправляемые однофазные и многофазные выпрямители.

1

2

Лабораторная работа №8

Исследование схемы усилителя на составном транзисторе

2

2

Всего:

40

        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории электротехники.

Оборудование учебного кабинета:

-рабочее место преподавателя;

-посадочные места по количеству обучающихся;

-объемные модели генераторов, трансформаторов, выпрямителей;

-комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»

-образцы различных электрических схем;

-образцы моделей контрольно измерительных приборов.

  1. Выпрямители универсальные ВУП-2;
  2. Генератор УВЧ-11;
  3. Генератор УНЧ – 5;
  4. Индикаторы индукции магнитного поля;
  5. Катушки дроссельные КД;
  6. Комплект генератора и двигателя переменного тока -11;
  7. Прибор для изучения свойств электромагнитных волн;
  8. Конденсатор переменной ёмкости КПЕ;
  9. Конденсаторы разборные КРБ;
  10. Конденсаторы конусообразные ККН;
  11. Магниты дугообразные МГДПР”
  12. Магниты постоянного тока;
  13. Наборы полупроводниковые КПП – 2;
  14. Наборы полупроводниковые;
  15. Наборы ферро-,пара-,диамагнетиков;
  16. Преобразователь высоковольтный “Разряд 1”;
  17. Трансформаторы на панелях;
  18. Трансформатор универсальный ТР – 4;
  19. Усилитель к гальванометру УТМ;
  20. Усилители низкой частоты УНЧ-5;
  21. Амперметр демонстрационный;
  22. Переключатели однополюсные демонстрационные;
  23. Катушка для демонстрации магнитного поля тока МЛТН;
  24. Магазины сопротивлений демонстрационные;
  25. Магниты полосовые;
  26. Машина электрофорная;
  27. Переключатели двухполюсные;
  28. Прибор для демонстрации вращения рамки стоком в магнитном поле;
  29. Прибор для демонстрации зависимости сопротивления проводника от площади поперечного сечения длины и материала;
  30. Амперметры переменного тока;
  31. Вольтметры переменного тока;
  32. Трансформатор универсальный;
  33. Модель генератора переменного тока;
  34. Модель “Пуск асинхронного электродвигателя”;
  35. Модель “Трехфазный генератор переменного тока”;
  36. Модель светильника с люминесцентной лампой;
  37. Модель машины постоянного тока;
  38. Модель электрического счетчика;

Технические средства обучения:

 -компьютер, мультимедийный проектор, микролаборатория -15шт

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. 1.М.В. Немцов М.Л. Немцова Электротехника и электроника, М:  Академия , 2015г.
  2. 2. Электротехника и электроника:  электронный образовательный ресурс для СПО, М: Академия, 2013 г
  3. Дополнительные источники:
  4.         1. П.А. Батырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов, Электротехника, М:  Академия,  2007г.
  5. И.О.Мартынова. Электротехника.-М.: Кнорус 2015
  6.  Электротехника и электроника: учебное пособие.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40470

  1.  Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам.

Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=57103

  1. Тексты книг по электротехническим дисциплинам, в основном, в формате .pdf для бесплатного перекачивания.

        Режим доступа: http://www.kodges.ru/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

собеседование;

тест;

лабораторные работы;

контрольная работа;

зачёт

учебные задачи

комплексные ситуационные задания

проблемные  ситуационные задания

    читать структурные, монтажные и

    простые принципиальные электрические

схемы;  

    рассчитывать и измерять основные

     параметры простых электрических,

   магнитных и электронных цепей;

использовать в работе

электроизмерительные приборы;

пускать и останавливать

электродвигатели, установленные

на эксплуатируемом оборудовании;

уметь объяснять значимость

электронных устройств;

Знать:

единицы измерения силы тока,

напряжения, мощности электрического

тока, сопротивления проводников;

   методы расчета и измерения основных

    параметров простых электрических,

магнитных и электронных цепей;

свойства постоянного и переменного

электрического тока;

принципы последовательного и

параллельного соединения проводников

 и источников тока;

электроизмерительные приборы

(амперметр, вольтметр), их устройство,

 принцип действия и правила включения

 в электрическую цепь;

свойства магнитного поля;

двигатели постоянного и переменного

 тока, их устройство и принцип

  действия;

правила пуска, остановки

электродвигателей, установленных

на эксплуатируемом оборудовании;

назначение и применение автоматики и

вычислительной техники.

аппаратуру защиты электродвигателей;

методы защиты от короткого замыкания

заземление, зануление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".

Рабочая программа по электротехнике....

Тематическое планирование по предмету: "Основы электротехники".

Тематическое планирование по электротехнике...

Сборник карточек по предмету: "Основы электротехники".

Сборник карточек с заданиями по предмету: "Основы электротехники"....

Тест по дисциплине "Основы электротехники". Тема "Электрические цепи постоянного тока"

Тест «Электрические цепи постоянного тока»  (промежуточный) по дисциплине «Основы электротехники» для профессий 151902.03 Станочник (металлообработка), 150709.02 Сварщик (электросварочные и...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтер ОПС...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности электромонтажник электрических сетей и электрооборудования...

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик

Рабочая программа "Основы электротехники" для специальности сварщик...