План открытого урока
план-конспект урока
ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПМ02. Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.
ТЕМА: «Виды канатов. Дефекты стального каната.»
РАЗРАБОТАНО:
Борисова.О.А.
ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум» г. Новокузнецк
План открытого урока
ПМ 02. Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.
Тема: « Виды канатов. Дефекты стального каната»
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель:. Изучить сущность и понятие о канатах, изображать основные мысли в виде опорных схем: систематизировать содержание материала: обобщать и делать выводы.
Задачи:
Обучающая: Обучающиеся смогут производить строповку оборудования при перевалке и настройке стана.
Развивающая: Развивать стремление к познанию, творческое отношение к изучаемому материалу; ключевые компетенции: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую, коммуникативную; логическое мышление: интерес к предмету, профессиональной деятельности.
Воспитательная: Воспитывать уверенность в своих способностях, уважение к труду и к людям труда, дисциплину, внимательность, собранность, аккуратность, доброжелательную атмосферу на уроке.
Обучающийся должен:
Знать: порядок строповки грузов и виды стропов;
Уметь: производить строповку грузов.
Формируемые компетенции: ПК 2.1,ОК 2, 3, 4.
ПК 2.1 | Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных технологий, организации самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание и решение ситуационных и аналитических задач.
Используемые технологии: развивающего обучения; проблемного обучения.
Методы и приёмы:
- методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: создание проблемной ситуации, анализ информации);
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, объяснение, составление таблицы);
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приёмы: работа с демонстрационными материалом: схемами и таблицами);
- методы стимулирования и мотивации обучающихся (приёмы: создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);
- методы оценки и контроля (приёмы: понятийный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль).
Принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность.
Формы организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, индивидуальной работы обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация по теме: «Порядок выплаты наличных денежных средств на основании завещательного распоряжения», «Опорный конспект по теме занятия».
Межпредметные связи по предметам: «Материаловедение» «Физика» «Химия»
Внутрипредметные связи: МДК 02.01. Оборудование прокатного производства ; МДК 02.02 Стропальное дело
Структура, содержание занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Методические приёмы | Средства обучения | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
| Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания. Проверка подготовки кабинета, и обучающихся к занятию | Техническая минутка |
| 1.Приветствие преподавателя. 2. Доклад старосты. 3. Обучающиеся готовятся к занятию. | ОК 2 |
| Преподаватель актуализирует знания обучающихся, готовит их к мотивации и. К занятию было дано домашнее задание: «съемные грузозахватные приспособления». | Фронтальный опрос обучающихся | Компьютер, мультимедиа проектор. | Уяснение формирование целей занятия. Активизация внимание. Коллективное действие (слушают, отвечают на вопросы). | ОК 2 ОК 3 |
Изучение нового материала. а).Объяснение теоретического материала– 5 минут | Презентация слайдов: «типы канатов» | Разъяснение и комментарии | Компьютер, мультимедиа проектор | Слушают | ОК 2 ОК 3 |
Изучение нового материала б). Поисковый этап – 10 минут | Организовать поиск информации при создании таблицы | Фронтальная, индивидуальная | 1). Выдается опорный конспект для ознакомления,координирует действия обучающихся. 2) Организует самостоятельное чтение опорного конспекта с целью изучения нового материала. 3). Предлагает составить конспект по новому материалу в виде заполнения таблицы 4). Задает вопросы обобщающего характера. | 1) Читают опорный конспект нового материала. 2) Составляют конспект в рабочие тетради в форме таблицы. 3) Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
3. Закрепление. Практический этап -10 минут
| - обеспечить применение полученных знаний для выполнения стропальных работ. | Фронтальная, самостоятельная. | 1.даёт задания по теме «Виды канатов» с использованием учебников. 2. Проводит проверку таблицы, выведенному на слайде презентации. | 1. составляют в тетрадях таблицу под руководством комментария обучающегося у доски с объяснением. 2. Часть обучающихся работает самостоятельно по следующим заданиям с использованием учебника. | ПК 2.1 Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию.
|
4.Подведение итогов – 3 минуты. | Вопросы, задания по закреплению. Анализ и оценка теоретической и практической подготовки обучающихся. | Метод оценки знаний и участия в занятии. |
| Осмысление цели самостоятельной работы и средств её достижения. | ОК 3 |
5.Домашнее задание -2 минуты | Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы для самоконтроля знаний (опорный контроль). Применение канатных стропов | Разъяснение и комментарии. | Опорный конспект. | Самоанализ результатов обучения. | ОК 4 |
7. Заключительный момент занятия – 2 -4 минуты. | Анализ и оценка работы обучающихся группы. Итоги занятия. | Рефлексия. |
| Самоанализ результатов обучения. | ОК 2
|
Ход урока
Урок сопровождается презентацией.
1. Организационный момент ( 2-3 мин)
Проверка присутствующих, (прием рапорта)
Проверка внешнего вида
Проверка готовности к уроку
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков, и мотивационных состояний.
Преподаватель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами узнаем – что такое канат, познакомимся с видами канатов и дадим краткую характеристику каждому виду и их применение. Запишите в тетрадях число и тему урока (С помощью компьютера на экран телевизора выводится и зачитывается слайд с темой урока). ( Слайд -2)
Актуализация знаний
Преподаватель: А сейчас сконцентрируйтесь и попробуйте дать определение слову канат.
Ответьте, пожалуйста, как вы думаете, когда стали применять канаты?
Мотивация:
История
Канаты имеют очень давнюю историю. Верёвка всегда была нужна человеку для оснащения кораблей, перевозки вещей и перевязывания пакетов. Поэтому производство верёвки — одна из старейших отраслей промышленности.
Первые верёвки были сплетены из лиан, кусочков коры, и даже корней. Древние египтяне делали верёвки из растительных волокон. Это напоминало современные верёвки.
До XIX века верёвки изготавливались главным образом вручную в мастерских ремесленников.
Выпуск первых канатов был начат в 1804 году, который и следует считать началом промышленного производства.
А первым, кто предложил делать канаты путем свивания проволоки, был немецкий советник В. Альберт. Это великое в своем роде событие случилось в 1827 году. В те времена свивка происходила вручную, без участия каких-либо механизмов. Брали двенадцать проволок, каждая из которых имела толщину три с половиной миллиметра. Такие конструкции выглядели достаточно грубо. Но зато, введя стальные изделия вместо пеньковых, удалось повысить безопасность подземных работ в шахтах.
А первая машина для свивки изделий из проволоки и изготовления канатов изобретена в 1840 году в Словении.
Первые стальные канаты изготавливали из мягкой железной проволоки. Начиная с 1870 года, для изготовления проволоки для канатов и тросов, стали использовать литую сталь. И на смену проволочному пришел канат стальной. А за счет улучшения качества канатной проволоки, повышается его прочность. И уже к 1930 году трос стальной был извит из 17 500 проволок, диаметр которых составлял 0.3 мм.
3. Формирование новых знаний.
Преподаватель: Сегодня мы с Вами разберем тему канаты. Познакомимся с видами канатов.
Конечная цель изучения сегодняшнего материала, знать виды канатов, их применение в стропальных и такелажных работах, так же браковку стальных канатов.
( Пустить по рядам образцы различных канатов).
Преподаватель: А задумывались ли Вы, на что возлагается если не самая важная, то, по крайней мере, не последняя роль в процессе строительства?
Помимо кранов-подъемников, стропил, большая нагрузка ложится и на канаты.
Канат - гибкое изделие, свитое из стальных, синтетических или растительных волокон. (Слайд- 3)
Виды канатов:
1. Растительные (хлопчатобумажные, пеньковые, сизалевые, манильские, джутовые).
2. Синтетические (полиамидные, полипропиленовые).
3. Стальные.
(Слайд – 4)
I. Растительные канаты
Изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений. (Слайд – 5)
Канат пеньковый
Пеньковый канат делают из технологической конопли. Это вовсе не наркосодержащее вещество, а очень полезное растение. Из его длинных волокон изготавливают текстильные изделия.
Преимущества:
Пеньковый канат экологически чистый, не электризуется, устойчив к воздействию солнечных лучей. В виду специфики волокон пеньковый канат склонен к гниению, при намокании его прочность значительно снижается. (Слайд – 7)
Применение:
Пеньковые канаты широко распространены как грузовые стропы.
Используются в качестве сердечника для стальных канатов.
В хозяйстве пеньковый канат просто незаменим.
Канат сизалевый
Сизалевые канаты изготавливают из листьев агавы (растения тропической и субтропической Америки). Необычное название материал получил по имени мексиканского порта Сисаль, котрый находится на полуострове Юкатан. Сизаль весьма устойчив к солнечной и тепловой радиации, не накапливает статическое электричество, экологически безопасен.
Преимущества:
Они легче других (например, пеньковых), меньше намокают и гниют, а по прочности и долговечности превосходят все аналоги. Единственные канаты, которым сизалевые уступают по прочности – манильские. Все дело в том, что сизаль характеризуется большей ломкостью, чем манила.
Область применения:
- морской и речной флот - для оснастки судов,
- в промышленности и строительстве - для подъема грузов.
- в декоративной отделке помещений.
- Изготовление товаров для животных (когтеточки для собак и кошек)
используется в качестве сердечников стальных канатов.
(Слайд – 8)
Канат манильский
Манильские канаты изготавливают из натуральных волокон абака-манилы, получаемые из растений семейства пизанговых или банановых, произрастающих на Филиппинских островах.
Преимущества:
Устойчивы к УФ – излучению, морозостойкие, не накапливают статическое электричество, экологически безопасные, отличаются высокой прочностью и более устойчивы к гниению. Слабо разрушаются под воздействием морской воды. Для предохранения от гниения наносится специальная пропитка. Легче пеньковых канатов.
Область применения:
- Используются в оснастке морского и речного флота,
- в строительстве и промышленности,
- в такелажных работах, из-за низкого коэффициента растяжения, имеют крепкое сцепление, узлы хорошо держатся и не скользят.
- в изготовлении различных декораций, оформлений - где требуется экономичность, прочность и долговечность.
(Слайд – 9)
Джутовые канаты
Джут — это однолетнее растение рода Corchorus семейства липовых. Основной материал производства джутового каната - джутовый шпагат.
Преимущества:
устойчивы к солнечной и тепловой радиации, не накапливают статическое электричество, экологически безопасны, прочны на разрыв, имеют натуральный цвет.
Области применения:
- Промышленность и строительство
- Декорации интерьеров (домики для животных, отделка деревянных срубов, ландшафтный дизайн)
- Морской такелаж
- Текстильная промышленность (пищевые мешки). (Слайд – 10)
II. Синтетические канаты
Синтетические канаты изготовлены из различных полимеров различных марок.
Имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостойки, в большинстве своем не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению. Такие канаты стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару). Синтетические канаты очень эластичны. Кроме того, они более стойки к истиранию. (Слайд – 11, 12)
Канаты полиамидные.
Изготовлены из капрона, силона и других полимеров.
Преимущества:
высокая способность выдерживать ударные нагрузки, они обладают отличной прочностью и очень хорошей износостойкостью.
(Слайд – 13)
Области применения:
- в судоходстве,
- рыболовстве
- строительстве.
Канаты полипропиленовые
Изготовлены из пленки или мононити полипропилена.
Устойчивость к УФ-излучению, хорошая стойкость в химически активной среде и средняя сопротивляемость к истиранию.
Область применения:
- в судоходстве,
- рыболовстве ,
- строительстве,
- сельском хозяйстве.
(Слайд – 14)
III. Канат стальной.
Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. (Слайд – 1 5)
Канат стальной это основной грузонесущий элемент большинства грузоподъемных, машин и механизмов. Его используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, и для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д.
Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты с различными техническими характеристиками.
Канаты бывают одинарной и двойной свивки.
Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник. (Слайд – 17, 18)
В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине.
Браковка канатов.
Стальные проволочные канаты разрушаются постепенно, а для безопасности их использования, канаты подвергаются осмотру и бракуются при следующих дефектах:
- деформации в виде волнистости, корзинообразности,
- выдавливания проволок в одной пряди или нескольких прядях,
- местное увеличение диаметра каната,
- раздавливание каната,
- заломов,
- выдавливание сердечника
- перегибов и т.п. (Слайд – 19)
Преподаватель: Итак, подходит к концу наш урок! Сегодня мы с вами познакомились с видами канатов, и узнали, какие дефекты выявляют для браковки стальных канатов.
Сейчас закройте конспекты. Для закрепления темы ответьте на следующие вопросы теста.
Ответы записать в тетрадях для контрольных работ.
Форма ответа: сочетание цифры вопроса и буквы ответа. Внимание на экран:
- Растительные канаты изготавливают из:
А) волокон конопли; Б) нитей перлона;
В) волокон абака-манилы; Г) волокон мелисы
(Слайд – 20)
- Синтетические канаты используются в качестве сердечников для стальных канатов.
А) да; Б) нет.
(Слайд – 21)
- Синтетические канаты обладают свойствами:
А) подвержены коррозии; Б) влагостойкие;
В) тяжелые; Г) подвержены гниению.
(Слайд – 22)
- Растительные канаты используются в качестве сердечников:
А) да; Б) нет.
(Слайд –23)
- Пеньковый сердечник в стальных канатах применяют:
А) для жесткости; Б) для гибкости;
В) для предохранения от коррозии.
(Слайд – 24)
6. Стальной канат бракуется:
А) при деформации сердечника; Б) при перегибе
В) при волнистообразности; Г) увеличении диаметра проволок каната
(Слайд –2 5)
ОТВЕТЫ:
1 - А; В. 2. – А. 3. - Б. 4. – А. 5. – Б; В. 6. – Б; В.
(Слайд – 26)
Преподаватель: Сейчас для проверки правильности ответов на тест, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и проверяем ответы.
Ответы выведены на слайде.
Преподаватель: Сдайте, пожалуйста, ваши работы.
Запишите домашнее задание: «Выучить виды канатов»
Рефлексия . Оценки за урок.
Спасибо за урок, до свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_primer_2.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПМ02. Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.
ТЕМА: «Виды канатов. Дефекты стального каната.»
РАЗРАБОТАНО:
Борисова.О.А.
ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум» г. Новокузнецк
План открытого урока
ПМ 02. Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.
Тема: « Виды канатов. Дефекты стального каната»
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель:. Изучить сущность и понятие о канатах, изображать основные мысли в виде опорных схем: систематизировать содержание материала: обобщать и делать выводы.
Задачи:
Обучающая: Обучающиеся смогут производить строповку оборудования при перевалке и настройке стана.
Развивающая: Развивать стремление к познанию, творческое отношение к изучаемому материалу; ключевые компетенции: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую, коммуникативную; логическое мышление: интерес к предмету, профессиональной деятельности.
Воспитательная: Воспитывать уверенность в своих способностях, уважение к труду и к людям труда, дисциплину, внимательность, собранность, аккуратность, доброжелательную атмосферу на уроке.
Обучающийся должен:
Знать: порядок строповки грузов и виды стропов;
Уметь: производить строповку грузов.
Формируемые компетенции: ПК 2.1,ОК 2, 3, 4.
ПК 2.1 | Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных технологий, организации самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание и решение ситуационных и аналитических задач.
Используемые технологии: развивающего обучения; проблемного обучения.
Методы и приёмы:
- методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: создание проблемной ситуации, анализ информации);
- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, объяснение, составление таблицы);
- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приёмы: работа с демонстрационными материалом: схемами и таблицами);
- методы стимулирования и мотивации обучающихся (приёмы: создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);
- методы оценки и контроля (приёмы: понятийный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль).
Принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность.
Формы организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, индивидуальной работы обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация по теме: «Порядок выплаты наличных денежных средств на основании завещательного распоряжения», «Опорный конспект по теме занятия».
Межпредметные связи по предметам: «Материаловедение» «Физика» «Химия»
Внутрипредметные связи: МДК 02.01. Оборудование прокатного производства ; МДК 02.02 Стропальное дело
Структура, содержание занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Методические приёмы | Средства обучения | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
| Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания. Проверка подготовки кабинета, и обучающихся к занятию | Техническая минутка | 1.Приветствие преподавателя. 2. Доклад старосты. 3. Обучающиеся готовятся к занятию. | ОК 2 | |
| Преподаватель актуализирует знания обучающихся, готовит их к мотивации и. К занятию было дано домашнее задание: «съемные грузозахватные приспособления». | Фронтальный опрос обучающихся | Компьютер, мультимедиа проектор. | Уяснение формирование целей занятия. Активизация внимание. Коллективное действие (слушают, отвечают на вопросы). | ОК 2 ОК 3 |
Изучение нового материала. а).Объяснение теоретического материала– 5 минут | Презентация слайдов: «типы канатов» | Разъяснение и комментарии | Компьютер, мультимедиа проектор | Слушают | ОК 2 ОК 3 |
Изучение нового материала б). Поисковый этап – 10 минут | Организовать поиск информации при создании таблицы | Фронтальная, индивидуальная | 1). Выдается опорный конспект для ознакомления,координирует действия обучающихся. 2) Организует самостоятельное чтение опорного конспекта с целью изучения нового материала. 3). Предлагает составить конспект по новому материалу в виде заполнения таблицы 4). Задает вопросы обобщающего характера. | 1) Читают опорный конспект нового материала. 2) Составляют конспект в рабочие тетради в форме таблицы. 3) Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
3. Закрепление. Практический этап -10 минут | - обеспечить применение полученных знаний для выполнения стропальных работ. | Фронтальная, самостоятельная. | 1.даёт задания по теме «Виды канатов» с использованием учебников. 2. Проводит проверку таблицы, выведенному на слайде презентации. | 1. составляют в тетрадях таблицу под руководством комментария обучающегося у доски с объяснением. 2. Часть обучающихся работает самостоятельно по следующим заданиям с использованием учебника. | ПК 2.1 Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию. |
4.Подведение итогов – 3 минуты. | Вопросы, задания по закреплению. Анализ и оценка теоретической и практической подготовки обучающихся. | Метод оценки знаний и участия в занятии. | Осмысление цели самостоятельной работы и средств её достижения. | ОК 3 | |
5.Домашнее задание -2 минуты | Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы для самоконтроля знаний (опорный контроль). Применение канатных стропов | Разъяснение и комментарии. | Опорный конспект. | Самоанализ результатов обучения. | ОК 4 |
7. Заключительный момент занятия – 2 -4 минуты. | Анализ и оценка работы обучающихся группы. Итоги занятия. | Рефлексия. | Самоанализ результатов обучения. | ОК 2 |
Ход урока
Урок сопровождается презентацией.
1. Организационный момент ( 2-3 мин)
Проверка присутствующих, (прием рапорта)
Проверка внешнего вида
Проверка готовности к уроку
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков, и мотивационных состояний.
Преподаватель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами узнаем – что такое канат, познакомимся с видами канатов и дадим краткую характеристику каждому виду и их применение. Запишите в тетрадях число и тему урока (С помощью компьютера на экран телевизора выводится и зачитывается слайд с темой урока). ( Слайд -2)
Актуализация знаний
Преподаватель: А сейчас сконцентрируйтесь и попробуйте дать определение слову канат.
Ответьте, пожалуйста, как вы думаете, когда стали применять канаты?
Мотивация:
История
Канаты имеют очень давнюю историю. Верёвка всегда была нужна человеку для оснащения кораблей, перевозки вещей и перевязывания пакетов. Поэтому производство верёвки — одна из старейших отраслей промышленности.
Первые верёвки были сплетены из лиан, кусочков коры, и даже корней. Древние египтяне делали верёвки из растительных волокон. Это напоминало современные верёвки.
До XIX века верёвки изготавливались главным образом вручную в мастерских ремесленников.
Выпуск первых канатов был начат в 1804 году, который и следует считать началом промышленного производства.
А первым, кто предложил делать канаты путем свивания проволоки, был немецкий советник В. Альберт. Это великое в своем роде событие случилось в 1827 году. В те времена свивка происходила вручную, без участия каких-либо механизмов. Брали двенадцать проволок, каждая из которых имела толщину три с половиной миллиметра. Такие конструкции выглядели достаточно грубо. Но зато, введя стальные изделия вместо пеньковых, удалось повысить безопасность подземных работ в шахтах.
А первая машина для свивки изделий из проволоки и изготовления канатов изобретена в 1840 году в Словении.
Первые стальные канаты изготавливали из мягкой железной проволоки. Начиная с 1870 года, для изготовления проволоки для канатов и тросов, стали использовать литую сталь. И на смену проволочному пришел канат стальной. А за счет улучшения качества канатной проволоки, повышается его прочность. И уже к 1930 году трос стальной был извит из 17 500 проволок, диаметр которых составлял 0.3 мм.
3. Формирование новых знаний.
Преподаватель: Сегодня мы с Вами разберем тему канаты. Познакомимся с видами канатов.
Конечная цель изучения сегодняшнего материала, знать виды канатов, их применение в стропальных и такелажных работах, так же браковку стальных канатов.
( Пустить по рядам образцы различных канатов).
Преподаватель: А задумывались ли Вы, на что возлагается если не самая важная, то, по крайней мере, не последняя роль в процессе строительства?
Помимо кранов-подъемников, стропил, большая нагрузка ложится и на канаты.
Канат - гибкое изделие, свитое из стальных, синтетических или растительных волокон. (Слайд- 3)
Виды канатов:
1. Растительные (хлопчатобумажные, пеньковые, сизалевые, манильские, джутовые).
2. Синтетические (полиамидные, полипропиленовые).
3. Стальные.
(Слайд – 4)
I. Растительные канаты
Изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений. (Слайд – 5)
Канат пеньковый
Пеньковый канат делают из технологической конопли. Это вовсе не наркосодержащее вещество, а очень полезное растение. Из его длинных волокон изготавливают текстильные изделия.
Преимущества:
Пеньковый канат экологически чистый, не электризуется, устойчив к воздействию солнечных лучей. В виду специфики волокон пеньковый канат склонен к гниению, при намокании его прочность значительно снижается. (Слайд – 7)
Применение:
Пеньковые канаты широко распространены как грузовые стропы.
Используются в качестве сердечника для стальных канатов.
В хозяйстве пеньковый канат просто незаменим.
Канат сизалевый
Сизалевые канаты изготавливают из листьев агавы (растения тропической и субтропической Америки). Необычное название материал получил по имени мексиканского порта Сисаль, котрый находится на полуострове Юкатан. Сизаль весьма устойчив к солнечной и тепловой радиации, не накапливает статическое электричество, экологически безопасен.
Преимущества:
Они легче других (например, пеньковых), меньше намокают и гниют, а по прочности и долговечности превосходят все аналоги. Единственные канаты, которым сизалевые уступают по прочности – манильские. Все дело в том, что сизаль характеризуется большей ломкостью, чем манила.
Область применения:
- морской и речной флот - для оснастки судов,
- в промышленности и строительстве - для подъема грузов.
- в декоративной отделке помещений.
- Изготовление товаров для животных (когтеточки для собак и кошек)
используется в качестве сердечников стальных канатов.
(Слайд – 8)
Канат манильский
Манильские канаты изготавливают из натуральных волокон абака-манилы, получаемые из растений семейства пизанговых или банановых, произрастающих на Филиппинских островах.
Преимущества:
Устойчивы к УФ – излучению, морозостойкие, не накапливают статическое электричество, экологически безопасные, отличаются высокой прочностью и более устойчивы к гниению. Слабо разрушаются под воздействием морской воды. Для предохранения от гниения наносится специальная пропитка. Легче пеньковых канатов.
Область применения:
- Используются в оснастке морского и речного флота,
- в строительстве и промышленности,
- в такелажных работах, из-за низкого коэффициента растяжения, имеют крепкое сцепление, узлы хорошо держатся и не скользят.
- в изготовлении различных декораций, оформлений - где требуется экономичность, прочность и долговечность.
(Слайд – 9)
Джутовые канаты
Джут — это однолетнее растение рода Corchorus семейства липовых. Основной материал производства джутового каната - джутовый шпагат.
Преимущества:
устойчивы к солнечной и тепловой радиации, не накапливают статическое электричество, экологически безопасны, прочны на разрыв, имеют натуральный цвет.
Области применения:
- Промышленность и строительство
- Декорации интерьеров (домики для животных, отделка деревянных срубов, ландшафтный дизайн)
- Морской такелаж
- Текстильная промышленность (пищевые мешки). (Слайд – 10)
II. Синтетические канаты
Синтетические канаты изготовлены из различных полимеров различных марок.
Имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостойки, в большинстве своем не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению. Такие канаты стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару). Синтетические канаты очень эластичны. Кроме того, они более стойки к истиранию. (Слайд – 11, 12)
Канаты полиамидные.
Изготовлены из капрона, силона и других полимеров.
Преимущества:
высокая способность выдерживать ударные нагрузки, они обладают отличной прочностью и очень хорошей износостойкостью.
(Слайд – 13)
Области применения:
- в судоходстве,
- рыболовстве
- строительстве.
Канаты полипропиленовые
Изготовлены из пленки или мононити полипропилена.
Устойчивость к УФ-излучению, хорошая стойкость в химически активной среде и средняя сопротивляемость к истиранию.
Область применения:
- в судоходстве,
- рыболовстве ,
- строительстве,
- сельском хозяйстве.
(Слайд – 14)
III. Канат стальной.
Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. (Слайд – 1 5)
Канат стальной это основной грузонесущий элемент большинства грузоподъемных, машин и механизмов. Его используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, и для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д.
Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты с различными техническими характеристиками.
Канаты бывают одинарной и двойной свивки.
Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник. (Слайд – 17, 18)
В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине.
Браковка канатов.
Стальные проволочные канаты разрушаются постепенно, а для безопасности их использования, канаты подвергаются осмотру и бракуются при следующих дефектах:
- деформации в виде волнистости, корзинообразности,
- выдавливания проволок в одной пряди или нескольких прядях,
- местное увеличение диаметра каната,
- раздавливание каната,
- заломов,
- выдавливание сердечника
- перегибов и т.п. (Слайд – 19)
Преподаватель: Итак, подходит к концу наш урок! Сегодня мы с вами познакомились с видами канатов, и узнали, какие дефекты выявляют для браковки стальных канатов.
Сейчас закройте конспекты. Для закрепления темы ответьте на следующие вопросы теста.
Ответы записать в тетрадях для контрольных работ.
Форма ответа: сочетание цифры вопроса и буквы ответа. Внимание на экран:
- Растительные канаты изготавливают из:
А) волокон конопли; Б) нитей перлона;
В) волокон абака-манилы; Г) волокон мелисы
(Слайд – 20)
- Синтетические канаты используются в качестве сердечников для стальных канатов.
А) да; Б) нет.
(Слайд – 21)
- Синтетические канаты обладают свойствами:
А) подвержены коррозии; Б) влагостойкие;
В) тяжелые; Г) подвержены гниению.
(Слайд – 22)
- Растительные канаты используются в качестве сердечников:
А) да; Б) нет.
(Слайд –23)
- Пеньковый сердечник в стальных канатах применяют:
А) для жесткости; Б) для гибкости;
В) для предохранения от коррозии.
(Слайд – 24)
6. Стальной канат бракуется:
А) при деформации сердечника; Б) при перегибе
В) при волнистообразности; Г) увеличении диаметра проволок каната
(Слайд –2 5)
ОТВЕТЫ:
1 - А; В. 2. – А. 3. - Б. 4. – А. 5. – Б; В. 6. – Б; В.
(Слайд – 26)
Преподаватель: Сейчас для проверки правильности ответов на тест, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и проверяем ответы.
Ответы выведены на слайде.
Преподаватель: Сдайте, пожалуйста, ваши работы.
Запишите домашнее задание: «Выучить виды канатов»
Рефлексия . Оценки за урок.
Спасибо за урок, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"
План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока: Учебна...
План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"
Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...
План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»
Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....
План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)
Данный материал поможет преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...
Планы открытых уроков
Планы открытых уроков, проведенных в 2013 г....
план открытого урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В. "Изготовление узлов фартука"
План урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В.Очень хороший материал, который Вы можете использовать в своей работе.Напишите Ваши комментарии....
План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»
Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:· Повтори...