Инновационная деятельность
методическая разработка

Методические разработки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока производственного обучения

«Сверление отверстий»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Конспект урока…………………………………………………………………....4

Заключение……………………………………………………………………….20

Используемая литература……………………………………………………….21

Приложение………………………………………………………………………23

Введение

Актуальность данной темы обусловлена, тем что на современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

Новое содержание профессионального обучения открыло новые возможности для обучения учащихся, в котором определяющее значение имеет содержание образования, личность и знания мастера, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт и свои умения, навыки следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая развивает у учащихся профессиональные интересы к труду.

В теме рассматриваются первые операции по образованию и обработке отверстий. Учащиеся впервые изучают режущий инструмент, имеющий более сложную форму, чем резцы, и не одну, а несколько режущих кромок, участвующих в работе одновременно (сверла, зенкера, зенковки).  Этот режущий инструмент отличается от резца не только формой, но и способом крепления.

Получения размера при обработке зависит главным образом от размера режущего  инструмента. Тема охватывает несколько самостоятельных операций по обработке и в соответствии с этим может быть разделена на следующие подтемы:

  • Подрезание торца;
  • Центрование;
  • Сверление.

 «Сверление» как самая трудоемкая и самая распространенная тема.  Ей  должно быть уделено главное внимание, с тем, чтобы на ее основе разобрать особенности остальных операций.

Урок оснащен наглядными пособиями, раздаточным материалом и инструкционно - технологической картой.

Тема № 3.Освоение токарных операций на токарно - винторезных станках

Тема урока:«Сверление отверстий в сплошном материале».

Характеристика темы:  При изучении данной темы у учащихся  формируются  знания о методах получения отверстий, о сверлении и центровании отверстий, о достигаемой точности, об особенностях процесса сверления, о видах сверл, их разновидностях, назначении, способах установки и крепления, геометрических параметрах режущей части сверл, о процессе образования стружки, об износе сверл, овлиянии различных факторов на скорость резания, обопределении рационального режима резания при сверлении.

Цель изучения темы:

  1. Сформировать знания:
  • последовательности и приемах обработки цилиндрических отверстий сверлением заготовок;
  •  центрованиизаготовок;
  1.  возможных видах брака и мерах их предупреждения.
  2. Дать понятие о типах, классификации и применении сверл и центровочных сверл, об их конструктивных и геометрических элементах, установке и закреплении на токарном станке, особенностях работы и критериях износа.
  3. Сформировать знания о требованиях безопасноститруда.

Цели урока:

  • образовательные:
  • способствовать формированию умений, навыков при центровании и сверлении отверстий, закрепить  навыки точения торцовых  поверхностей;
  • проверить и закрепить знания по теме центрование, сверление сквозных и глухих отверстий;
  • применять полученные знания в производственных условиях;
  • углубить технические знания: чтение чертежей, шероховатости поверхности с соблюдением норм времени;
  • воспитательные:
  • продолжить формирование нравственных, трудовых, личностных качеств таких как ответственность, трудолюбие;
  • способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов и электроэнергию;
  • воспитывать у учащихся чувство ответственности за изготовленную продукцию,  приспособление и мерительный инструмент;
  • воспитывать инициативу и самостоятельности в трудовой деятельности;
  • воспитывать у учащихся понимания значения мобильности профессиональных знаний;
  • воспитывать у учащихся правильную организацию труда и соблюдения правил безопасности;
  • развивающие:
  • развивать познавательный процесс путем решения проблемных ситуаций;
  • развить у учащихся профессиональные интересы к труду;
  • содействовать развитию необходимых личностных качеств: воли, целеустремленности, аккуратности и ответственности;

Материально-техническое оснащение урока:

  1. оборудование:токарно-винторезный станок -12 шт.,заточной станок;
  2. инструменты и приспособления:резец проходной отогнутый Т15К6- 12шт., сверло центровочное Р9 – 12шт.,спиральные сверла – 12 шт., трехкулачковый самоцентрирующий патрон – 12 шт., сверлильный патрон– 12 шт., переходные втулки конус Морзе № 2,3,4– 36 шт.; штангенциркуль ШЦ-1-0,1-125– 12 шт.;
  3. материалы: заготовка  D= 34мм, L=84ммСталь 45 ГОСТ 1050-88; – 72 шт.;
  4. образец готовой детали;
  5. защитные очки;
  6. крючок - рапира для отвода и удаления стружки;
  7. щетка.

Учебно-методическое  оснащение урока:

  • наглядные пособия и раздаточный материал (плакаты:

«Сверление отверстий»;

«Сверла спиральные»;

«Износ режущего инструмента – сверло»;

«Элементы движения в процессе при сверлении»;

«Силы резания при сверлении»;

«Обработка внутренних поверхностей деталей»;

  • чертеж детали «Замок навесной»- 12 шт.,
  • эталон – образецготовой детали.
  • таблицы:

«Инструктивные указания»;

«Брак при сверлении и меры предупреждения»;

  • инструкционно - технологическая карта;
  • конспект урока на электронном носителе;
  • ноутбук, проектор, экран с треногой.

Учебно – производственные работы: изготовление детали«Замок навесной».

Оформлениеклассной доски:написать тему урока «Сверление отверстий в сплошном материале»,начертить чертеж детали «Замок навесной».

Типурока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Структура урока:

первый  этап –организационный, 5 мин;

второй этап – актуализацияопорных знаний, 15 мин;

третий этап – вводныйинструктаж, 45 мин;

четвертый этап –практическиеработы; совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами), 4 ч. 40 мин;

пятый этап - заключительный инструктаж,15 мин.

Формаорганизации производственного обучения – фронтальная.

Методы производственного обучения:

Словесные объяснение нового материала.

Наглядно – демонстрационные методыпоказ наглядных пособий с помощью ТСО, демонстрациятрудовых приемов.

  Наглядные и практические- упражнения.

Принципы:

  1. Научность обучения.
  2. Принцип доступности и посильности.
  3. Систематичности и последовательности.
  4. Связь теории с практикой.
  5. Принцип сознательности и творческой активности.
  6. Принцип наглядности.
  7. Принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков.
  8. Принцип индивидуализации (учета индивидуальных особенностей).
  9. Принцип гуманизма.
  10. Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функции.
  11. Связь обучения с производительным трудом.

Межпредметные связи:

  • «Материаловедение»- тема«Стали»;
  • «Экономика отрасли и предприятия»-тема «Факторы, влияющие на себестоимость единицы продукции и производительности  труда. Экономия режущих инструментов, электроэнергии и металла»;
  • «Черчение» -  тема «Рабочие чертежи деталей».

Внутрипредметные связи:

  • «Общая технология машиностроения»- «Обработка отверстий. Сверление»;
  • «Основы обработки материалов и инструмент»- «Общие сведения о сверлах»;
  • «Металлорежущие станки и технология обработки»- «Обработка цилиндрических отверстий»;
  • «Допуски, посадки и технические измерения»- «Средства измерений линейных размеров», «Допуски формы и расположения поверхностей.

Здоровьесберегающая среда: достигается через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм, создание безопасных условий труда, электро - и пожаробезопасности  при выполнении токарных работ.

Место проведения урока: Мастерские

Ход урока

Ι. Организационная часть 8.00-8.05.

  • Доклад старосты группы о наличии учащихся;
  • Приветствие учащихся;
  • Контроль внешнего вида и готовности к уроку;
  • Назначение общественных контролеров.

- Здравствуйте! Послушаем рапорт дежурного.  Дежурный, пожалуйста!

Дежурный: Группа  к уроку производственного обучения готова.  

Мастер: Сегодня общественными контролерами будут Левицкий Иван, Ахметьянов Ильвир.

ΙΙ. Актуализация опорных знанийучащихся8.05- 8.20.

Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков для подготовки к усвоению новой темы:отмечаю способы установления логической связи нового материала с ранее пройденным теоретическим материалом с демонстрацией инструментов.

Беседа по материалу, изученному на предыдущих уроках производственного обучения и уроках теоретического обучения, с демонстрацией наглядных  пособий.

Применяю принцип связи теории с практикой.

Проверяю домашнее задание в виде фронтального опроса.

Мастер: Проверим домашнее задание.

Вопрос

Ответ

Перечислите резцы для точения торцовых поверхностей.

Проходной прямой, отогнутый, упорный, подрезной.

Что называется глубиной резания.

Толщина слоя металла, срезаемого за один рабочий проход

Основные части сверла

Сверло состоит из 3-х частей:  хвостовик, шейка и рабочей части, который делиться на режущую и направляющую часть

Назначение хвостовика

Какие виды хвостовиков вы знаете

Хвостовик служит для закрепления сверла в пиноли в задней бабке. Хвостовик может иметь коническую и цилиндрическую форму.

Способы закрепления сверла

Сверла с цилиндрическими хвостовиками закрепляют в пиноли задней бабке при помощи сверлильного патрона.  Сверла с коническими хвостовиками в пиноли задней бабке с помощью переходных втулок конус Морзе.

Какие виды свёрл вы знаете

Сверла бывают: спиральные, центровочные, пушечные, эжекторные, сверло для кольцевого сверления, сверло многогранными пластинами.

Чему равен угол при вершине сверла

118-1200

Чему равна глубина резания при сверлении

Половина диаметра сверла

Перечислите инструменты для измерения отверстий

Штангенциркуль, индикаторные нутрометры, калибрами, пробками, образцами шероховатости.

Мастер:  Молодцы!

III. Вводный инструктаж 8.20-9.15

  1. Мотивация деятельности учащихся. Сообщить тему и цели урока.

Тема нашего урока «Сверление отверстий в сплошном материале».

Ребята, мы с вами должны научиться центровать и сверлить отверстия в сплошном материале, закрепим  навыки точения торцовых  поверхностей. Применять имеющие знания на практике.

Объяснение нового материала.

Во многих деталях машин имеются отверстия.  Они необходимы для соединения валов с зубчатыми колесами, шкивами, подшипниками, для соединения деталей болтами, винтами, шпильками и т.д. На токарных станках отверстия могут обрабатываться сверлением.

Сверление – основной технологический способ образования отверстий в сплошном материале, точность обработки 12…14 квалитету и шероховатость поверхности  поверхность Rz40.  

Объяснение нового материала с использованием плакатов, с применением ТСО.«Сверление отверстий»; «Сверла спиральные»; «Износ режущего инструмента – сверло»; «Элементы движения в процессе при сверлении»; «Силы резания при сверление»; «Обработка внутренних поверхностей деталей» (Приложение 1,2,3, 4, 5, 6).  

Приглашаю к доске ученика, а он показывает и рассказывает основные части и элементы сверла.

Мастер: Спиральные сверла. Спиральные сверла изготовляются из инструментальной углеродистой стали марки У12А и из быстрорежущей стали, а также оснащаются пластинками из твердых сплавов.  Хвостовик служит для закрепления инструмента и делается цилиндрическим у сверл диаметром до 20 мм или коническим с лапкой при диаметрах сверл от 6 до 80 мм. По всей длине рабочей части сверла делаются две винтовые канавки.

Спиралное сверло и его элементы

Принцип предметной  наглядности. Показываю  готовые детали образцы, эталон детали «Замок навесной».

Мастер: Навесной замок применяется для закрывания  ворот, калиток и гаражей.

Начинаю разбирать  рабочий  чертеж детали, обратив внимание на условные значения шероховатости поверхности, точности, технические требования к изготовлению (Приложение 7).

Мастер: Шероховатость детали Rz40, точность по 14квалитету. На уроках материаловедения вы изучали маркировку сталей. Расшифруйте, пожалуйста,материал детали: сталь 45 – конструкционная, углеродистая, качественная с содержанием 0,45 % углерода, остальное железо.  Способ получения заготовки – прокат.  

Принцип изобразительной наглядности.

Сейчас  разберем технологическую последовательность обработки, обратите внимания на режимы резания (Приложение 10):

  • установить и закрепить заготовку в трехкулачковый патрон: вылет заготовки от кулачков 10-15мм;
  • подрезать торец, как чисто: на торце не должна оставаться бобышка;
  • притупить острые кромки;
  • центровать;
  • сверлить  отверстиеD-6 мм, L- 15мм;
  • проверить размеры;
  • снять заготовку;
  • установить, выверить и закрепить заготовку;
  • подрезать торец в размер L= 80 мм;
  • центровать;
  • сверлить отверстие  D-12мм,  L-70мм;
  • проверить размеры;
  • снять деталь.

Подачи и скорости резания подбирать по таблицам нормативов.

Диаметр сверла, мм

Сталь

Подача, мм/об.

Скорость резания м/ мин.

5- 10

0,05 – 0,15

50-30

10-15

0,10- 0,20

40 - 25

По скорости резания и диаметру сверла определить  число оборотов по формуле:

n=  (мм/об),

где n - число оборотовдетали в минуту;

v - скорость резания, м/мин;

π – 3,14;

D – диаметр сверла.

Частота вращения шпинделя при центровании: 600- 800 мм/об.

Частота вращения шпинделя при сверлении:  250 мм/об.

Глубина резания при точении вычисляется по формуле:

t =  мм,

где t - глубина резания;

D – диаметр заготовки, мм, до прохода резца;

d–диаметр детали, мм, после прохода.

Глубина при сверлении определяют по формуле:

t= мм

где t - глубина резания; мм.

D – диаметр сверла, мм.

Большой проблемой при сверлении является сильный разогрев сверла и обрабатываемого материала из-за трения. При сильном разогреве материал может начать гореть или плавиться. Многие стали при сильном разогреве теряют твердость, в результате режущие кромки стальных сверл быстрее изнашиваются, из-за чего трение только усиливается, что, в итоге, приводит к быстрому выходу сверл из строя и резкому снижению эффективности сверления.

Для борьбы с разогревом применяют охлаждение с помощью охлаждающих или смазочно-охлаждающих жидкостей. При сверлении на станке нужно организовать подачу жидкости непосредственно к месту сверления.

Провожу  инструктаж по технике безопасности:

а) работать в защитных очках;

б) для удаления стружки пользоваться крючком - рапирой;

в) охлаждать сверло при помощи системы охлаждения;

г) запрещается проверять отверстие при вращении детали;

д) периодически вытаскивать сверло из отверстия для удаления стружки из канавки.

Принцип предметной наглядности.

Демонстрация трудовых приемов при центровании с объяснением:

  • комбинированное центровочное сверло закрепить в сверлильном патроне;
  • патрон установить в конические отверстие пиноли задней  бабке;
  • подрезать торец заготовки проходным отогнутым резцом;
  • подвести заднюю бабку к правому концу заготовки и закрепить;
  • проверить соосность центров;
  • центровать ручной подачей, вращая маховичок задней бабки;
  • вывести центровочное сверло из отверстия;
  • остановить вращения шпинделя;
  • отвести заднюю бабку к  левому концу направляющих;
  • проконтролировать  размеры.

После центрования  мы с вами переходим к приемам сверления.  Для этого удалить центровочное сверло и установить спиральное сверло D=6 мм с помощью переходных втулок. Протереть ветошью конический хвостовик и отверстие переходной втулки, установить сверло в отверстие так, чтобы лапка сверла вошла в паз втулки и закрепить. Сверло с втулкой установить в пиноль задней бабки.

Демонстрация трудовых приемов сверления с объяснением:

  1. подвести заднюю бабку к правому концу заготовки и закрепить;
  2. подвести сверло к вращающейся заготовке плавно, избегая удара;
  3. проверить соосность центров;
  4. в начале резания подавать сверло медленно. Когда оно врежется в металл на глубину, немного большую длины режущей части, подачу можно увеличить;
  5. подачу сверла выполнять плавно, без рывков;
  6. на выходе из сквозного отверстия подачу резко уменьшить;
  7. прежде чем остановить станок, вывести сверло из отверстия;
  8. при сверлении глубоких отверстий необходимо периодически выводить сверло из отверстия и очищать от стружки;
  9. сверление пластичных металлов, особенно сталей, выполнять с охлаждением- эмульсией;
  10. при работе с механической подачей включать ее после врезания сверла в металл на длину режущей части, а выключать немного раньше окончания сверления.  Оставшуюся часть сверлить ручной подачей;
  11. вывести сверло из отверстия;
  12. остановить вращения шпинделя;
  13. отвести заднюю бабку к  левому концу направляющих;
  14. проконтролировать  размеры.

Показываю и рассказываю способы измерений:

  • Вывести сверло из отверстия, остановить станок.
  • За глубину просверливаемого отверстия (коническим дном) принять расстояние lмм от торца детали до конца цилиндрической части отверстия.
  • Штангенциркуль подставить к торцу детали и перемещать рамку до упора стержня глубиномера в уступ отверстия.
  • Прочитать размер, который будет соответствовать расстоянию от торца до уступа.

Принципизобразительной  наглядности

Инструктирую и показываю по таблице  подробное описание для самоконтроля(Приложение 8).

Мастер: Разберем  виды брака и меры предупреждения.  Применяя таблицу (Приложение 9).

Предложила учащимся повторить рабочие приемы (порядок обработки) перед группой. Учащийся   Садыков М.Р. повторил приемы центрования и сверления.

  1. Рассказать о передовых способах работы при выполнении, о приемах и инструментах новаторов производства, особенностях прогрессивных технологий обработки:
  • Применение механической подачи при сверлении.
  • Применение комбинированных сверл.
  • Применение двойной заточки сверла.
  1. Разбираем  вопросы рациональной организации рабочего места

Правильная организация рабочего места– это такое содержание станка, такой порядок расположения приспособлений, инструмента, заготовок и готовых деталей, при котором достигается наивысшая производительность труда при минимальных затратах физической, нервной и умственной энергии рабочего. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, т. е. не используемого в работе. Все используемые при работе предметы должны иметь постоянные места хранения, а те предметы, которые используются чаще, должны располагаться ближе и в более удобных местах.

Токарь должен быть предельно внимательным, так как станок является объектом повышенной опасности. Для безопасной работы необходимо знать устройство всех сборочных единиц (узлов) и механизмов станка, правильно назначать режим резания, надежно крепить заготовку, применять исправный инструмент со стружколомами, защитные устройства и т. д.

Сообщила  учащимся критерии оценок

Размеры

Баллы

80-0,87

+ 10

- 10

10+0,43

+ 10

- 10

70+0,74

+ 10

- 10

12+0,43

+ 10

- 10

Rz40

+10

-10

Техника безопасности

+ 10

- 10

Организация рабочего места

+ 10

- 10

Критерии оценок за изучение темы «Сверление сплошном материале»

Оценка

Правильность приемов и способов работы

Качество работы

Организация труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда

«5»

Безошибочное, уверенное и вполне самостоятельное выполнение приемов центрования и сверления

Полное соответствие техническим требованиям: по точности, правильности геометрической формы, шероховатости поверхности и размеров с указанными на чертеже

Правильная и качественная организация труда и рабочего места перед работой, во время работы и после ее окончания.  Соблюдение правил безопасности труда.

«4»

Правильное и самостоятельное выполнение основных приемов центрования и сверления

Отверстия техническим требованиям: по точности, правильности геометрической формы, шероховатости поверхности

Соблюдение правил организации труда, рабочего места, безопасности труда при наличие единичных нарушений: не подготовлены контрольно- измерительные инструменты, неправильное расположение их (на верстаке, а не на планшете), загрязнение стружкой.

«3»

Выполнение приемов центрования и сверления с нарушениями, не приводящими к браку: неумение без мастера установить сверло, слабо закрепление сверлильного патрона, затруднения в пользовании контрольно- измерительными инструментами и т. п.

Незначительные отступления от технических требований: отверстие «уведено» в сторону, торцовая поверхность; неперпендикулярна отступления от требований чертежа; шероховатость.

Соблюдение правил организации труда, рабочего места, безопасности труда при наличии единичных нарушений: не подготовлены контрольно-измерительные инструменты, неправильное расположение их (на верстаке, а не на планшете), загрязнение стружкой и т.п.

«2»

Грубые ошибки в приемах и способах обработки отверстий, приводящие к браку: неумение выбрать соответствующий инструмент, перекос при сверлении сверла,  поломка инструмента.

Брак в работе: отверстие «уведено» в сторону, торцовая поверхность; неперпендикулярная; шероховатость.

Отступления от требований чертежа.

Существенные недостатки в организации труда и рабочего места, нарушение правил безопасности труда.

Норма времени изготовления детали  30 мин.

Количество деталей – 72шт.

ΙV. Практические работы, с текущим инструктажем9.15-13.55

Учащиеся расходятся по рабочим местам.

Цели текущего инструктажа: Обход рабочих мест

  1. проверка организации рабочего места, правильности выбора режима работы  станка.
  2. соблюдение безопасных условий работы.
  3. Контроль размеров
  4. Приемы центрования и сверления
  5. Прием выполненных работ и выставление оценок.

Первый обход: проверяю организацию рабочих мест.

Второй обход: обращаю внимание на правильность выполнения приемов центрования и сверления.

Третий обход: проверяю правильность соблюдения технологической последовательности. Обращаю  внимание на выбор режимов резания.

Четвертый обход: проверяю правильность размеров; соблюдение технических условий работы и др.

Пятый обход:Принимаю и оцениваю работу учащихся.

V.Заключительный инструктаж  13.55-15.00

1.        Подведение итогов дня:

  1. Отметить учащихся, показавших хорошие результаты в выполнении упражнений.
  2. Анализ ошибок, допущенных учащимися при центровании и сверлении.

2. Сообщить и прокомментировать оценку учащимся за работу

3.  Уборка станков.

4. Выдать домашнее задание Черпаков Б.И. ,Альперович Т.А. Металлорежущие станки стр. 157-161,М.: 2012 г.

Мастер производственного обучения ___________________(подпись)

Заключение

Для проведения  данного урока использовала повторение ранее пройденного теоретического материала, закрепление знаний и применение их на практике.

В данной теме применила следующие основные методы обучения: устное изложение учебного материала (рассказ, объяснение, беседа) демонстрация трудовых приемов, упражнения в выполнении операций. Эти методы способствовали развитию технического мышления учащихся, закреплению навыков чтения чертежейпользования режущим и контрольно-измерительным инструментом, назначения режимов резания в соответствии с требованиями технологического процесса.

На уроке применялись основные принципы педагогики — наглядность обучения, связь теории с практикой, доступность обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся, систематичность и последовательность в обучении, его воспитывающий характер, сознательное и активное усвоение знаний, навыков и умений.

Использование наглядных пособий  на уроке способствовало более быстрому запоминанию, концентрации внимания учащихся и повышению интереса  к изучаемому материалу.

Связь теории с производственным обучением способствовала более глубокому усвоению учащимися знаний об инструментах, приспособлениях, технической документации и технологии сверления.

Мне удалось получить желаемый результат. Учащиеся справились с задачей и при этом применяли имеющиеся знания на практике.

Итоги урока подтверждают, что пройденная тема всеми усвоена.

Урок провела в полном соответствии с планом, думаю, что цели урока достигнуты.

Используемая литература

  1. Адаскин A.M. Материаловедение (Металлообработка). - М.: Про-0брИздат7 200с.
  2. Алексеев В.С. Токарные работы: Учебное пособие. – М., 2012. 368 с.
  3. Багдасарова Т.А. Токарь – универсал: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Т.А. Багдасарова. – 3-ое изд., стер. – М., издательский центр «Академия», 2014. – 288с.
  4. Бергер И.И. Справочник молодого токаря . Издание второе, перераб. и доп.  - Минск. 1987. 365с.
  5. Берков В.И.Технические измерения.  Издание второе, перераб. и доп.  - М.. 2011. 365с
  6. Вереина Л.И. Справочник токаря (учебное пособие). - М.: ПрофОбр-Издат, 2011.
  7. Вереина Л.И. Техническая механика (учебник). - М.: Академия,2006.
  8. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические нзме-ения в машиностроении (учебник). - М: ПрофОбрИздат, 2002.
  9. Якуба Ю.А. Справочник мастера производственного обучения, - М: Издательство ИРПО, 2003.

Приложение

F:\сарбаева\урок\Фото плакатов\DSC00830.JPG


Инструктивные указания

на точность совпадения переднего и заднего центра

на жесткость закрепления заготовки и инструмента

на равномерность подачи сверла без рывков

на силу нажима сверла

на своевременное удаление стружки

на останов станка только после вывода сверла из заготовки

на  своевременное охлаждение сверла

на выбор способа измерения линейных размеров и пользование измерительным инструментом

на достижение заданных размеров

на соблюдение геометрии режущего инструмента при заточке.

на правильный выбор режимов резания при  сверлении

на соблюдение техники безопасности

Брак при сверлении отверстий и меры его предупреждения

Причины

Меры предупреждения

Отверстие «уведено»  в сторону от оси

Неправильно заточено сверло

Переточить сверло, контролировать заточку по шаблонам

Торцовая поверхность детали неперпендикулярность к оси

Обеспечить перпендикулярность торца к оси

Длинное сверло

Произвести предварительное  центрование коротким сверлом

В заготовке имеются раковины или твердые включения

Вести сверление с пониженной подачей

Разбивка «диаметра» отверстия

Неправильно заточено сверло: одна кромка больше другой, неодинаковы углы  

Переточить сверло, контролировать заточку по шаблонам

Биение шпинделя станка

Вызвать дежурного слесаря, отрегулировать подшипники шпинделя

Сверло установлено с перекосом по отношению к оси отверстия:

Ось пиноли задней бабки не совпадает с осью шпинделя

Посадочный конус пиноли или хвостовик  сверла  загрязнены

Добиться соосности задней бабки.

Протереть конус пиноли и хвостовик сверла.

Неточная глубина отверстия

Ошибки при контроле глубины сверления

Тщательно контролировать глубину сверления

При сверлении с автоматической подачей сверла установить упор

Низкое качество обработанной поверхности

Затупилось сверло

Заточить сверло

Попадание стружки на ленточки сверла

Периодически выводить сверло из отверстия и очищать щеткой

Недостаточное охлаждение

Увеличить подачу СОЖ. Применять сверло с внутренним подводом СОЖ.

Завышена подача

Уменьшить подачу



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ РЦДЮТТ

А.А.Ахмадеев

______________________

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«МОДЕРНИЗАЦИЯ»

Авторская, модифицированная образовательная  программа

рассчитана на детей 16-18 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработал педагог дополнительного образования  Зайнуллина

Гульсина Магзумовна

Утверждена  на педсовете

г. Уфа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Пояснительная записка                                            стр. 1…3

Раздел 2. Учебно-тематический план                                       стр. 4…5

Раздел 3. Содержание изучаемых тем программы                       стр. 6        

Раздел 4. Методическое обеспечение                                       стр. 7

Раздел 5. Список литературы                                                         стр. 8…9        

        

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс подготовки квалифицированных специалистов длителен и сложен. Чтобы быть способным выполнять ту или иную профессиональную деятельность, специалисту необходимо непрерывно пополнять своё образование.

Приобщение детей  к современным технологиям набирает обороты с каждым годом. Компьютерная грамотность предполагает – овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках.

Системы Мультимедиа широко используются с целью изучения процессов различной природы на основе их моделирования. Здесь можно сделать наглядной невидимую обычным глазом жизнь элементарных частиц микромира при изучении физики, образно и понятно рассказать об абстрактных и n-мерных мирах, доходчиво объяснить, как работает тот или иной алгоритм и т.п. Возможность в цвете и со звуковым сопровождением промоделировать реальный процесс поднимает обучение на качественно новую ступень.

Актуальность программы  позволяет реализовать интенсивные методы  и формы обучения, повысить мотивацию обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повысить уровень эмоционального восприятия информации, сформировать умения реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

Цель  развитие активной творческой личности, подготовка будущего специалиста к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии,  закрепление и совершенствование профессиональных знаний и умений по избранной профессии; накопление опыта самостоятельного  выполнения работы на основе технической документации, применяемой на производстве; приобретение устойчивых навыков при работе на современном оборудовании, самостоятельно разрабатывать и осуществлять мероприятия по наиболее эффективному использованию рабочего времени, повышению качества продукции, экономному расходованию сырья и материалов; участвовать в рационализаторской работе предприятия;

Данная программа решает следующие задачи:

Образовательные:

- содействие развитию логического  и технологического владения новыми информационными технологиями

- объемное и плоское проектирование изделия  в 2D  и  3D проекциях

- реновация накопленных знаний

- умение работать на токарном и фрезерном станках с ПУ

- подготовка конструкторской документации (чертежей, спецификаций, схем и т.д.),

- разработка управляющих программ для оборудования с ЧПУ,

- управление и хранение инженерных данных,

- разработка технологических процессов механической обработки, сборки,

Развивающие:

- содействование  развитию логического и технического мышления и способности самостоятельно работать

- развивать пространственное воображение, память

- применение знаний, полученных на уроках спецдисциплин  в новой ситуации

Воспитательные:

- формирование  любознательности, внимательности, самостоятельности

- привить трудолюбие,  аккуратность, терпение, познание к творчеству

-воспитание культуры в общении

- создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации личности

- формирование умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Занятия проводятся по следующей методике:

- теоретическая часть (беседа, лекция, творческие упражнения, разработка технологических процессов, просмотр кинофильмов, презентаций и т.д.)

- практическая часть (работа на  ПК, на токарном станке с ПУ, на фрезерном станке с ПУ)

По окончании обучения обучающийся должен знать: основы работы на ПК, изучить интерфейс  системы АДЕМ, знания по составлению технологических процессов, проектирование и моделирование в 2D  и  3D проекциях, основы составления управляющих программ.

Обучающийся должен уметь: 

- выполнять работы на токарном и фрезерном станках с ПУ;

-разрабатывать технологические процессы, составлять  управляющие программы, проектировать и моделировать в 2D  и  3D проекциях;

- пользоваться ПК, соблюдая правила безопасности;

- пользоваться основными устройствами ПК: монитор, клавиатура, мышь,CD/DVD привод ,флеш накопители, звуковые колонки, принтер, локальные сети Fi-Wi и т.д.;

- правильно использовать основные программы компьютера для работы в системе АДЕМ:

- правильно и квалифицированно устанавливать сопутствующие программное обеспечение, приложения к цифровым устройствам; правильно использовать антивирусную безопасность.

Дидактическое обеспечение программы:

- учебно-методическая литература;

- планы конспекты занятий;

- подборка конкурсных заданий по проектированию;

- вопросы для проведения викторин;

- раздаточный материал.

Материально-техническое обеспечение программы:

- светлое помещение согласно Сан ПиН 2.2.2\2,4,1340 – 03;

- компьютера и компьютерная мебель; 

-станки токарные Opti D180х300 с комплектом приспособлений и оснастки;

- станки фрезерные Quantun BF 16 Vario с комплектом приспособлений и оснастки;

- оверхед-проектор Reflecta Cubus 403;

-комплект фолий по курсу «Металлорежущие станки» - 120;

-комплект фолий по курсу «Технологическая оснастка металлорежущих станков » - 102;

-итерактивная доска Hitachi StarBoard FX-77 Duo;

- мультимедиапроектор Hitachi ED-A 100;

-документ-камера A VerVision CP130;

- экран проекционный на треноге (153х153 см);

- наборы съемных носителей информации;

- ремонтный набор;

- компакт диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы;

- система АДЕМ 8.1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Блок 1. Основы интерфейса системы ADEM

2

5

7

1.1.

Введение. Организационные вопросы. Техника безопасности. Знакомство с оборудованием.

0,5

0,5

1

1.2.

Изучение интерфейса программы

1,5

4,5

6

2.

Блок 2. Построение чертежей в CAD ADEM

10,5

27,5

38

2.1.

Настройки параметров окружения (формата, единиц измерения, масштаба, линии, отрезки,  окружности и т.д.);

3

5

8

2.2.

Построение  вспомогательных  узлов

1,5

4,5

6

2.3.

Редактирование объектов

1,5

4,5

6

2.4.

Перемещение, копирование, масштабирова -

ние  и поворот объектов

1,5

4,5

6

2.5.

Простановка  размеров

0,5

1,5

2

2.6.

Точные  построения

2,5

7,5

10

3.

Блок 3. Автоматизированная подготовка технологической документации в  CAPP ADEM

8

24

32

3.1.

Позиционирование деталей и подборка  в пространстве относительно друг друга

2,5

7,5

10

3.2.

Позиционирование при изменении входящих деталей и самих условных связей

2,5

7,5

10

3.3.

Анимация по различным сценариям

1

3

4

3.4.

Плоское моделирование, черчение

1

3

4

3.5.

Оформление конструкторской документации

1

3

4

Блок 4.  Подготовка управляющих программ  в CAM ADEM

6

14

20

4.1.

Создание технологических объектов операции

3,5

6,5

10

4.2.

Задание параметров фрезерных переходов

2,5

7,5

10

5.

Блок 5. Построение трехмерных объектов в  CAD ADEM

10

30

40

5.1.

Проектирование техпроцессов для фрезерной обработки

2,5

7,5

10

5.2

Выполнение практических работ  на фрезерном станке

2,5

7,5

10

5.3

Проектирование техпроцессов для  токарной обработки

2,5

7,5

10

5.4

Выполнение практических работ на токарном станке

2,5

7,5

10

6.

Блок 6. Работа с электронным архивом ADEM

2

5

7

6.1.

Назначение и структура

0,5

1,5

2

6.2

Работа с электронным архивом ADEM

1,5

3,5

5

Всего

38,5

105,5

144

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ  ПРОГРАММЫ

Тема «Основы интерфейса системы ADEM» - беседа о компьютерных технологиях, правила пользования компьютером, системой ADEM, изучение назначений кнопок системы ADEM. Тема излагается на базе знаний полученных на уроках информатики.

Тема «Построение чертежей в CAD»  - беседа о ЕСКД, линиях, масштабах, форматах  и т. д., практическое выполнение чертежей с использованием модуля CAD и  знаний курса по предмету «Черчение». Практические занятия:  чертежи простых деталей ( вал одноступенчатый);  чертежи сложных деталей (вал многоступенчатый).

Тема  «Автоматизированная подготовка технологической документации в  CAPP ADEM » - структура технологической документации, конструкторская документация;  практические занятия: чертежи, выполненные  на предыдущих занятиях  - произвести позиционирование, анимацию, плоское моделирование и оформление конструкторской документации

Тема «Подготовка управляющих программ  в CAM ADEM» - управляющая  программа, технологическая  карта, разработка технологической операции, фрезерная обработка. Практическая работа -  создание технологических объектов операции, задание параметров фрезерных переходов, моделирование.

Тема «Построение трехмерных объектов в  CAD ADEM»  - техпроцесс  для фрезерной  и  токарной обработки; практические занятия –  разработка техпроцессов для деталей, составление управляющей программы, изготовление деталей на токарном и фрезерном станках.

Тема «Работа с электронным архивом ADEM» –электронный архив; практическая работа применение электронного архива при проектировании и моделировании объектов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации дополнительной образовательной программы необходимы:


1. Дидактический материал:

1.1.Учебно – методическая литература

1.2. Планы конспекты уроков

1.3. Раздаточный материал

2.Материально – техническое обеспечение:

2.1. Светлое помещение согласно Сан ПиН 2.2.2/2,4, 1340 – 03

2.2. Станки токарные с комплектом инструментов, оснастки и приспособлений

2.3. Станки фрезерные с комплектом инструментов, оснастки  и приспособлений

2.4. 11 компьютеров и компьютерная мебель

2.5.Система ЧПУ «СNС Омега»

2.6. Система «CAD /CAM /CAPP /ADEM

2.7. Устройство записи

2.8. Карта внешней памяти

2.9. Итерактивная доска Hitachi StarBoard FX-77 Duo;

2.10. Мультимедиапроектор Hitachi ED-A 100;

2.11. Документ-камера A VerVision CP130

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Для обучающихся 

  1. Дерябин А.Л.Программирование технологических процессов для станков с ЧПУ.М.Машиностроение,1984
  2. Черпаков Б.И., Альперович Т.А. «Металлорежущие станки» - М.ИРПО

Изд. Центр «Академия», 2006

  1. Босинзон М.А.Современные системы ЧПУ и их эксплуатация.-м.:Издательский центр «Академия».2006
  2. Схиртладзе А.Г.Работа оператора на станках с ПУ.-М.:Высш шк.,1988.
  3. Завгородцев П.И..Работа оператора на станках с ПУ.-М.:Высш шк.,1981
  4. Косовский В.Л. Программное управление станками и промышленными робатами.-М.:Высш.шк.,1989
  5. Методичка «Изучение интерфейса системы АДЕМ
  6. Методичка «Разработка УП для токарных станков с системе АДЕМ»
  7. Методичка «Руководство оператора для токарных / фрезерных работ»
  8. Методичка «Подготовка операторов станков с ЧПУ с применением малогабаритных станков ми системы АДЕМ»

  1. Для  педагога дополнительного образования

  1. ГжировР.И. и др.Автоматизированное программирование обработки на станках с ЧПУ.Л.:Лениздат,1986
  2. Босинзон М.А.Современные системы ЧПУ и их эксплуатация.-м.:Издательский центр «Академия».2006
  3.  Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов» - М: издательский центр «Академия», 2006
  4. Фельдштейн Е.Э.Обработка деталей на станках с ЧПУ.-Мн.:Новое знание,2005
  5. Схиртладзе А.Г.Работа оператора на станках с ПУ.-М.:Высш шк.,1988.
  6. Щербаков В.П. и др.Преподавание специальной технологии при подготовке станочников широкого профиля.-М.:Высш.шк.,1991.
  7.  Шарин Ю.С.Технологическое обеспечение станков с ЧПУ.-М.:Машиностроение,1986
  8.  Методические приемы преподавания темы «Основы программного управления станками». - Москва.-1985
  9. Составление методических разработок по специальным и общественным предметам.-М.:1981
  10. Гжиров .И.,Серебреницкий П.П. Программирование обработки на станках с ЧПУ: Справочник.-Л.:Машиностроение.Ленингр.отд-ние,1990.
  11.  Сорочкин Б.М.Автоматизация измерений и контроля размеров деталей.-Л.:Машиностроение,1990
  12.  Дерябин А.Л.Программирование технологических процессов для станков с ЧПУ.М.: Машиностроение,1984
  13.  Косовский В.Л. Программное управление станками и промышленными робатами.-М.:Высш.шк.,1989

14.Сосонкин В.Л. и др. Б.М.Автоматизация измерений и контроля размеров деталей.--М.:Машиностроение,1981

15. Черпаков Б.И., Альперович Т.А.«Металлорежущий станки» - М: издательский центр «Академия», 2006

  1. Капель И.А.Обучение программированию на токарно-винторезных станках с оперативным ПУ на базе «Электроника НЦ – 31» М.:Высш.шк.,1983
  2. Программирование обработки на станках с микропроцессорными устройствами ЧПУ.1986
  3.  Обработка на фрезерных станках с оперативными устройствами ЧПУ.1985



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский машиностроительный  колледж

Методические рекомендации

по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы

МДК.04.01. Технология обработки на металлорежущих станках

по специальности:  15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Разработал

Преподаватель   Г.М.Зайнуллина

Рассмотрено на заседании МК

Председатель МК

 ________А.М.Ладыженский

№ _1__ от 29 августа 2017 г.

Уфа,2017


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

2

  1. Пояснительная записка

3

  1. Структура и содержание самостоятельной работы

4

  1. Методические рекомендации  по  выполнению самостоятельной работы студентов

5

4. Вопросы для самоконтроля

6

Список  литературы

7

Введение

МДК 03.02 «Технология работ по наладке станков и манипуляторов с программным управлением» предназначена  для реализации Федерального государственного образовательного стандарта  по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по специальности 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для организации самостоятельной работы  обучающихся. Самостоятельная работа призвана стимулировать исследовательскую деятельность студентов, развивать инициативу, творческую направленность обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

обеспечивать безопасную работу;

 выполнять наладку на холостом ходу и в рабочем режиме механических и электромеханических устройств станков с программным управлением для обработки простых и средней сложности деталей;

выполнять наладку нулевого положения и зажимных приспособлений;

выявлять неисправности в работе электромеханических устройств;

выполнять наладку захватов промышленных манипуляторов (роботов), штабелеров с программным управлением, а также оборудования блочно-модульных систем типа "Станок (машина) робот", применяемых в технологическом, электротехническом, подъемно-транспортном и теплосиловом производствах, под руководством наладчика более высокой квалификации;

проверять станки на точность, манипуляторы и штабелеры на работоспособность и точность позиционирования;

выполнять наладку на холостом ходу и в рабочем режиме механических и электромеханических устройств станков с программным управлением для обработки сложных деталей с применением различного режущего инструмента;

выполнять наладку координатной плиты;

выполнять установку различных приспособлений с выверкой их в нескольких плоскостях; выполнять наладку отдельных узлов промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением, оборудования блочно-модульных систем типа "Станок (машина) робот" и линий гибких автоматизированных производств (ГАП), применяемых в технологическом, электротехническом, подъемно-транспортном и теплосиловом производствах;

устанавливать технологическую последовательность обработки;

выполнять подбор режущего, контрольно-измерительного инструмента и приспособлений по технологической карте;

устанавливать и выполнять съем приспособлений и инструмента;

выполнять проверку и контроль индикаторами правильности установки приспособлений и инструмента в системе координат;

выполнять наладку, изготовление пробных деталей и сдачу их в ОТК;

выполнять расчеты, связанные с наладкой, управлением и пуском станков с программным управлением;

корректировать режимы резания по результатам работы станка;

вести журнал учета простоев станка;

выполнять сдачу налаженного станка оператору;

инструктировать оператора станков с программным управлением;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

технику безопасности при работах;

устройство обслуживаемых однотипных станков, промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением и штабелеров;

способы и правила механической и электромеханической наладки;

правила проверки станков на точность, манипуляторов и штабелеров на работоспособность и точность позиционирования;

устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов и приборов;

правила заточки, доводки и установки универсального и специального режущего инструмента;

способы корректировки режимов резания по результатам работы станка;

основы электроники, гидравлики и программирования в пределах выполняемой работы; правила чтения режимно-технологических карт обработки деталей;

способы установки инструмента в блоки;

правила регулирования приспособлений.


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ МДК 03.02 «Технология работ по наладке станков и манипуляторов с программным управлением» раскрывают у студентов  формирование  системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности  и уровня  подготовки студентов  по специальности 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Виды самостоятельной работы студентов: реферат, доклад, презентация, сообщение и т.д.

На выполнение самостоятельной работы студентам по учебному плану отводится 87 часов.

        Структура и содержание самостоятельной работы

Содержание  самостоятельной работы

 (вопросы для изучения)

Кол-во часов

Формы контроля

Особенности наладки и подналадки металлорежущих станков с ПУ

12

  • устный опрос

тестирование по теме

Установка и закрепление зажимных приспособлений на металлорежущих станках с ПУ

12

  • проверка индивидуальных заданий
  • тестирование по теме

Выбор метода обработки и настройка режимов резания при точении, фрезеровании, сверлении, шлифовании  

12

  • проверка индивидуальных заданий
  • тестирование по теме

Наладка режущего инструмента и приспособлений,   закрепление заготовок при обработке на металлорежущих станках

12

  • самоотчет
  • тестирование по теме

Подготовка к лабораторной работе, оформление отчетов.

1

  • самоотчет

Наладка режущего инструмента и зажимных приспособлений при сверлении.

1

  • самоотчет тестирование по теме

Настройка режимов резания при сверлении.

1

  • устный опрос по теме 2.1

Наладка центровых шлифовальных кругов.

3

  • представление сообщения, презентации

Подготовка к лабораторной, практической работе, оформление отчетов.

16

  • самоотчет

Проверка соосности центров.

1

защита реферата мини-коллективами

Настройка станков с ПУ

1

  • самоотчет

Наладка металлорежущих станков с ПУ.

12

  • самоотчет

Подготовка к дифференцированному зачету

1

  • устный опрос

         Целью самостоятельной работы обучающегося является:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, справочную и специальную литературу, ресурсов Интернет, аудио- и видеозаписей, компьютерной техники;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

        Содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Виды заданий:

  • для овладения знаниями: чтение текста (работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами учебником, дополнительной литературой); составление плана текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом урока; работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; поиск информации по теме с последующим ее представлением в форме сообщения, презентации, реферата (в том числе работа в коллективе); подготовка к дифференцированному зачету;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к лабораторной, практической работе, оформление отчетов.

 

Формы и методы контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:

  • устный опрос
  • проверка индивидуальных заданий;
  • зачет по теме, разделу, дисциплине;
  • тестирование;
  • самоотчет
  • отчет и экспертная оценка защиты лабораторных работ
  • защита реферата мини-коллективами
  • представление сообщения, презентации

Методические рекомендации по выполнению реферата

        Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

        Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов, как по содержанию, так и по форме.

        Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.

        В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

        Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

        Рефераты в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным критериями:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов.

Составление списка использованной литературы.

        В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним.

Основные этапы работы над рефератом

        В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

        Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

        Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

        Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 через полтора интервала
  • размер шрифта-14; TimesNewRoman, цвет- черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы
  • Нумерация страниц текста – в нижнем правом углу страницы

Структура реферата

Введение

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата 10-15 страниц, может составлять одну страницу.

Основная часть.

        В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

        В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение

        Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.

Список использованных источников

        Методические рекомендации по выполнению сообщений (докладов)

При подготовке дополнительных сообщений (докладов), необходимо, изучив определенный объем информации, представить ее в форме тезисов. Информация должна быть емкой, краткой, образной, конкретной. Не следует переписывать какие-либо разделы учебников или общие фразы из интернета. Необходимо четко представлять, что Вы хотите дополнительно сообщить. При подготовке дополнительных сообщений необходимо использовать орфографические словари (для правильной постановки ударения) и словарями иностранных слов (для верного их употребления)

Подготовка презентаций:

Технические требования по оформлению презентации:

  1. компьютерный текст не менее 10 сладов;
  2. 14 кегель в редакторе WORD;
  3. интервал – полуторный;
  4. шрифт – TimesNewRoman;
  • принимаются только отредактированные презентации, соответствующие вышеперечисленным требованиям;
  • при подготовке презентации необходимо учитывать последовательность изложения и структуру работы;

При выполнении презентации можно использовать рисунки, схемы, таблицы, в том числе и фотографии, если они отражают сущность работы.

Выступление студента не должно превышать 10 минут.

Список рекомендуемой литературы:

Основные источники:

1.          Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация: Учебник для НПО / под ред. Б.И. Черпакова. – М.: Академия, 2011. – 192 с.

2.        Кузнецов Ю.И., Маслов А.Р., Байков А.Н. Оснастка для станков с ЧПУ: Справочник. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Машиностроение, 2012. – 512 с.

3.        Фельдштейн Е.Э. Обработка деталей на станках с ЧПУ: Учебное пособие / Е.Э. Фельдштейн, М.А. Корниевич. – 3-е изд., доп.– Минск: Новое знание, 2012. – 299 с.

4.        Черпаков Б.И. Металлорежущие станки: Учебник для НПО / Б.И. Черпаков, Т.А. Альперович. – 3-е изд., стер.  – М.: Академия, 2012. – 368 с.

Дополнительная литература:

1.        Банников Е.А. Справочник фрезеровщика.  – Ростов н/ Д.: Феникс, 2012. – 320 с.

2.        Вереина Л.И. Справочник токаря: Учебное пособие для НПО. – 2-е изд., стер.– М.: Академия, 2013Ф – 448 с.

3.        Металлорежущие станки: Комплект фолий по курсу. -  Челябинск: РНПО Росучприбор, 2008. – 120 с.

4.        Обработка деталей на токарных станках с ЧПУ: Комплект фолий по курсу. - Челябинск:  РНПО Росучприбор, 2008. – 30 с.

5.        Программа профессиональной подготовки по профессии «Оператор станков с ЧПУ»: Комплект модульных блоков и учебных элементов. - М.: Международный центр развития модульной системы обучения (Проект Международной организации труда), 2008. – 12 модульных блоков

6.        Резание материалов: Комплект фолий по курсу. – Челябинск: РНПО Росучприбор, 2008. – 163 с.

7.        Технологическая оснастка металлорежущих станков: Комплект фолий по курсу. - Челябинск:  РНПО Росучприбор, 2008. – 102 с.

8.        Отечественные журналы «Инструмент. Технология. Оборудование», «Информационные технологии», «Машиностроитель», «Технология машиностроения»

Интернет-источники:

1.        Металлообработка [Электронный ресурс].  URL: - http://metalstanki.ru/

2.        Металлообработка, Википедия [Электронный ресурс].  URL: - http://ru.wikipedia.org/wiki

3.        Металлорежущие  станки [Электронный ресурс]. URL: - http://www.uss-stanko.com/index.htm и др.

4.        [Электронный ресурс]. http://www.elektronik-chel.ru/schpu_3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в ...

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...