Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.
материал на тему
Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.
Прежде чем приступить к производственному обучению разрабатывается рабочая программа на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В ней рассматриваются: профессиональный модули и составляющих их профессиональных компетенций (ПК), а также общих компетенций (ОК).
Все это предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.
Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.
Учебная практика предполагает выполнение сварочных видов работ и направлена на:
- формирование у студентов практических профессиональных умений;
- приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
- на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.
Учебная практика организовывается и проводится в сварочной мастерской, а в теплое время года на сварочном полигоне, в соответствии разработанному плану КТП и тематическому плану.
Сварочная мастерская оснащена следующим производственно-техническим оборудованием:
-приспособления;
сварочное оборудование:
- Aurora ULTIMATE 350 -полуавтомат-инвертор, вид сварки: ручная дуговая (ММА); полуавтоматическая;
- BRIMA- инверторный сварочный аппарат;
- KEMPPI Master TIG -сварочный аппарат для аргонодуговой сварки;
- KEMPPI KЕMPACT 323R-сварочный полуавтомат, высокого качества.
Кроме оборудования в мастерской имеются инструменты, макеты, плакаты и типовые стенды «Виды сварных соединений и швов», «Разделка кромок», «Газовая сварка» и «Сборочно-сварочные приспособления», «Измерительные инструменты и приспособления» необходимые для качественного проведения уроков производственного обучения.
Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.
По результатам учебной практике был проведен мониторинг качества знаний, за последние 3 года обучения.
Рассмотрим процент качества знаний по учебной практике (группа 3-14).
2014г.-2015г-85%
2015г.-2016г.- 91%
2016г.-2017г.-96%
Можно сделать вывод: что в процессе обучения повышается уровень практических и профессиональных умений студентов при освоении специальности.
Говоря о учебной практики видно что сам процесс организации и проведения в колледже находится на достаточно высоком уровне, о чем говорит и качество знаний студентов.
Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.
Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.
Основные задачи производственной практики:
адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,
воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,
закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,
накопление опыта самостоятельного выполнения работ,
изучение технической документации, новых производственных технологий.
приобретение навыков работы на современном оборудовании.
В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как
- быстрота реакции,
- аккуратность,
- согласованность действий,
- наблюдательность.
Результатом освоения рабочей программы профессиональных модулей является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными компетенциями.
Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электросварочных и газосварочных работ.
Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.
Студенты «ЛИСК» проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики условия обеспечения безопасности выполнения работ.
На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.
Группы проходят практики на предприятиях г. Липецка:
ООО «МЕТАЛЛИСТ»,
ООО «Огнеупорстрой Липецк»,
ЗАО « Липецк Коксохиммонтаж»,
ООО «Ремстроймонтаж»,
ООО «Европрофиль»,
ООО «Стройгарант»,
ООО «ЗМК Форвард».
По результатам мониторинга процент качества знаний по учебной практике за 3 года в группе 3-14.
2014г.-2015г-81%
2015г.-2016г.- 90%
2016г.-2017г.-96%
Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.
- Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент - практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 курсе.
- Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
- К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
- Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
- Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для сельских ребят. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания ( рассказать про ИП).
- Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
- Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
- Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.
Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:
- спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
- учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
- во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.
Прежде чем приступить к производственному обучению разрабатывается рабочая программа на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В ней рассматриваются: профессиональный модули и составляющих их профессиональных компетенций (ПК), а также общих компетенций (ОК).
Все это предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.
Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.
Учебная практика предполагает выполнение сварочных видов работ и направлена на:
- формирование у студентов практических профессиональных умений;
- приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
- на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.
Учебная практика организовывается и проводится в сварочной мастерской, а в теплое время года на сварочном полигоне, в соответствии разработанному плану КТП и тематическому плану.
Сварочная мастерская оснащена следующим производственно-техническим оборудованием:
-приспособления;
сварочное оборудование:
- Aurora ULTIMATE 350 -полуавтомат-инвертор, вид сварки: ручная дуговая (ММА); полуавтоматическая;
- BRIMA- инверторный сварочный аппарат;
- KEMPPI Master TIG -сварочный аппарат для аргонодуговой сварки;
- KEMPPI KЕMPACT 323R-сварочный полуавтомат, высокого качества.
Кроме оборудования в мастерской имеются инструменты, макеты, плакаты и типовые стенды «Виды сварных соединений и швов», «Разделка кромок», «Газовая сварка» и «Сборочно-сварочные приспособления», «Измерительные инструменты и приспособления» необходимые для качественного проведения уроков производственного обучения.
Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.
По результатам учебной практике был проведен мониторинг качества знаний, за последние 3 года обучения.
Рассмотрим процент качества знаний по учебной практике (группа 3-14).
2014г.-2015г-85%
2015г.-2016г.- 91%
2016г.-2017г.-96%
Можно сделать вывод: что в процессе обучения повышается уровень практических и профессиональных умений студентов при освоении специальности.
Говоря о учебной практики видно что сам процесс организации и проведения в колледже находится на достаточно высоком уровне, о чем говорит и качество знаний студентов.
Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.
Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.
Основные задачи производственной практики:
адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,
воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,
закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,
накопление опыта самостоятельного выполнения работ,
изучение технической документации, новых производственных технологий.
приобретение навыков работы на современном оборудовании.
В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как
- быстрота реакции,
- аккуратность,
- согласованность действий,
- наблюдательность.
Результатом освоения рабочей программы профессиональных модулей является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными компетенциями.
Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электросварочных и газосварочных работ.
Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.
Студенты «ЛИСК» проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики условия обеспечения безопасности выполнения работ.
На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.
Группы проходят практики на предприятиях г. Липецка:
ООО «МЕТАЛЛИСТ»,
ООО «Огнеупорстрой Липецк»,
ЗАО « Липецк Коксохиммонтаж»,
ООО «Ремстроймонтаж»,
ООО «Европрофиль»,
ООО «Стройгарант»,
ООО «ЗМК Форвард».
По результатам мониторинга процент качества знаний по учебной практике за 3 года в группе 3-14.
2014г.-2015г-81%
2015г.-2016г.- 90%
2016г.-2017г.-96%
Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.
- Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент - практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 курсе.
- Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
- К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
- Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
- Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для сельских ребят. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания ( рассказать про ИП).
- Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
- Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
- Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.
Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:
- спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
- учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
- во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сотрудничество колледжей с медицинскими организациями в вопросах организации учебных и производственных практик студентов"
14.04.2016 г. – состоялась областная научно-практическая конференция для главных медицинских сестёр ЛПУ г. Саратова и Саратовской области на тему «Отдельные вопросы управления сестринской деятельность...
Корректирующие и предупреждающие действия при организации учебной и производственных практик.
УМК, планирование практик в СПО....
Методические рекомендации по организации учебной и производственной практики студентов
Методические указания содержат необходимые сведения об организации учебной и проихзводственной практик студентов колледжа в соответствии с ФРОС СПО, а также систематизированные нормы и правила по офор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Методические рекомендации по учебной и производственной практике студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и программы практики по профессии23.01.03_Авто...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и н...
СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...