РП по дисциплине Бережливое производство
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине Бережливое производство для студентов 3 курса, обучающихся по профессиям 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, 15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы), 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, 23.01.03 Автомеханик.
Объем программы 81 час, в т.ч. аудиторная работа - 54 часа, самостоятельная - 27 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_berezhlivoe_proizvodstvo_kuraev_mr_egs_em_am_2016.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
"НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
УД.17 Бережливое производство
профессии:
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,
15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,
23.01.03 Автомеханик
2016 г.
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413).
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессиям
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,
15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,
23.01.03 Автомеханик.
- Учебного плана по программе подготовки специалистов среднего звена. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,
15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,
23.01.03 Автомеханик.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»
Разработчик:
Кураев А.А., преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»
Заключение Экспертного совета №1 от «_01_» сентября 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Бережливое производство является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по профессиям
11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,
15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,
23.01.03 Автомеханик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные учебные дисциплины (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1.3.2. Предметные результаты изучения учебной дисциплины
- сформированность представлений о роли бережливого производства в современной научной картине мира;, понимание роли бережливого производства в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями бережливого производства, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование терминологией;
- владение основными методами научного познания, используемыми в бережливом производстве: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений;
- сформированность умений решать задачи в области бережливого производства;
- сформированность умений применять полученные знания для выявления потерь в производственном процессе, разработке планов автономного обслуживания.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 час, в том числе,
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
практические занятия | 15 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Бережливое производство
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Введение в Бережливое производство | Содержание | 6 | |
Традиционное и бережливое производство Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство. Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ. Структура группы ГАЗ. Характеристика выпускаемой продукции дивизионов. | 2 | 2 | |
История развития бережливого производства Успехи предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити Оно – «отец» бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран. Производственная система ГАЗ. | 2 | ||
Основные понятия и терминология Дать основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда. | 2 | ||
Тема 2. Философия бережливого производства | Содержание | 10 | |
Принципы бережливого производства Принципы бережливого производства. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик (полное осознание того, что нужно заказчику, мгновенная реакция на изменение требований заказчика). Люди - самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба». | 2 | 2 | |
Идеалы бережливого производства Идеалы Бережливого производства. Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затра-ты. | 2 | ||
Потери. Классификация потерь.Понятие муда (потери). Муда первого, второго и третьего рода. Муда, мура, мури и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на муду. Мероприятия по искоренению потерь. | 2 | ||
Виды потерь. Причины и способы борьбы.Виды потерь. Перепроизводство товаров. Ожидание следующей производственной стадии. Ненужная транспортировка материалов. Лишние этапы обработки. Большие межоперационные запасы. Ненужные перемещения людей. Дефекты продукции. | 2 | ||
Практическая работа Поиск потерь в производственном процессе Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном процессе | 2 | 3 | |
Тема 3. Инструментарий бережливого производства | 32 | ||
3.1. Система 5С | 2 | 2 | |
Система 5С Понятие "Система 5С". Сортируй – Соблюдай порядок – Содержи в чистоте –Стандартизируй – Совершенствуй. Практические способы их реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности. Отсутствие порядка как источник потерь. | 2 | ||
3.2. Стандартизированная работа. Хронометраж. | 4 | ||
Стандартизированная работа. Хронометраж Стандарты качества и стандарты процесса. Стандартизированная работа. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Стабильность и нестабильность цикла. Значимая работа. Циклическая работа оператора. Стандартный незавершенный задел. Время цикла. Хронометраж. Бланки стандартизированной работы. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места. | 2 | 2 | |
Практическая работа Стандартизация действий рабочего Проведение наблюдений за действиями рабочего. Заполнение бланков стандартизированной работы. | 2 | 3 | |
3.3. Расчет численности основного производственного персонала (ОПР) | 4 | ||
Методика расчета численности ОПР Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. Суммарное время цикла. Средневзвешенное время цикла. | 2 | 2 | |
Практическая работа Расчет численности персонала Проведение расчета численности персонала участка сборки автомобилей. | 2 | 3 | |
3.4. Управление потоком создания ценности. Поток единичных изделий. . | 4 | ||
Поток создания ценности. Поток единичных изделий Поток создания ценности. Описание потока создания ценности. Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий. Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. Время выполнения заказа. Компоновки рабочих ячеек. Создание рабочих ячеек. Преимущества потока единичных изделий. | 2 | 2 | |
Практическая работа Моделирование потока единичных изделий Деловая игра. Организация потока единичных изделий. Поиск путей повышения производительности потока создания ценности. | 2 | 3 | |
3.5. Хейджунка – выравнивание производства | 4 | ||
Выравнивание производства Выравнивание производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала "Одно за другим". Методика внедрения выравнивания производства. Жесткой закладка. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов. | 2 | 2 | |
Практическая работа Поток единичных изделий при широкой номенклатуре Деловая игра. Организация потока единичных изделий в условиях широкой номенклатуры выпускаемой продукции. Поиск путей повышения производительности потока создания ценности. | 2 | 3 | |
3.6. Тянущая система Канбан | 4 | ||
Системы подачи материалов. Система канбан Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов. Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода "точно вовремя". Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный канбан. Сигнальный канбан. | 2 | 2 | |
Практическая работа Организация подачи материалов по Канбан Деловая игра. Внедрение системы подачи материалов по Канбан в условиях широкой номенклатуры выпускаемых изделий. | 2 | 3 | |
3.7. Быстрая переналадка SMED | 2 | 2 | |
Переналадка оборудования. Быстрая переналадка. Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства. Последовательности шагов операции переналадки. Быстрая переналадка. Основные этапы быстрой переналадки. Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой переналадки. | 2 | ||
3.8 ТРМ - всеобщее обслуживание оборудования. Плановое и автономное обслуживание оборудования | 2 | 2 | |
Всеобщее и автономное обслуживание оборудования Понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования. Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Понятие "превентивные меры". Способы сбора данных по отказу оборудования. | 2 | ||
3.9. Решение проблем. Производственный анализ. | 4 | 2 | |
Решение проблем. Производственный анализ. Понятия "проблема", "контрмера", "коренная причина проблемы". Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах. Эффективность своевременного решения проблем. Методология решения проблем. Метод "Пять "почему?" - одно "как?" для выяснения коренной причины проблемы. | 2 | 2 | |
Практическая работа Практика решения производственных проблем Деловая игра. Решение производственной проблемы. | 2 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 4. Трансформация предприятия в бережливое. Особенности применения БП в сфере слуг. | 4 | 2 | |
Необратимость изменений. Бережливое производство в сфере услуг. | 2 | ||
Обучение персонала. Формирование команд. | 2 | ||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся: Основные понятия курса «Бережливое производство». «Тейлоризм» и опыт Генри Форда в организации производства. Доказательства эффективности «Бережливого производства». Необходимость нового подхода к производству в Японии («догнать и перегнать Америку за 3 года»). Философия непрерывного усовершенствования кайдзен как основа успеха. Принципы и идеалы производственной системы Тойота. Спагетти из плоского жгута. Стандартизированная работа. Составляющие стандартизированной работы. Хронометраж. Хронометрирование операции и заполнение бланков стандартизированной работы. Этапы стандартизации рабочего места. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места. Стандарт уборки рабочего места слесаря. Стандарт безопасности рабочего места слесаря. Влияние численности персонала на себестоимость продукции. Система 5С. Этапы. Роль системы 5С в построении бережливого производства на предприятии. Выравнивание производства по видам изделий. Составление потока простых и сложных изделий в виде таблицы сбалансированной работы. Расчет загрузки по средневзвешенному времени цикла. Тянущая система и система Канбан. Основные принципы системы Канбан. Организация системы Канбан. Правила системы Канбан. Способы сокращения времени переналадки. Основные этапы процесса быстрой переналадки. Анализ работы оборудования в ТРМ. Направления развертывания ТРМ. Этапы автономного обслуживания. Особенности планового обслуживания оборудования. Карта стандартных операций. Методика решения проблем. Доска производственного анализа. Лист производственного анализа. | 27 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 81 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедийный проектор;
– мультимедийный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Бережливое производство. Основы: учеб. пособие: - М.: Маркет ДС,
- Авдеенко, Н.О. Бережливое производство. Основы: тетрадь-практикум / Н.О. Авдеенко, Н.С. Береславская. – М.: Маркет ДС, Дополнительные источники:
- Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 400 с.
- Лайкер, Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер ; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 586 с.
Интернет-ресурсы
– Деловой портал «Управление производством» – http://www.up-pro.ru/
– Leaninfo.ru [Блог о производственном менеджменте] – http://www.leaninfo.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно-практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Предметные результаты изучения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| -тестирование -устный опрос -самостоятельные работы - лабораторно-практические работы -индивидуальное сообщение -доклад |
| |
| |
| |
| |
Дифференцированный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект плана мероприятий («дорожной карты») по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж»
Проект плана мероприятий («дорожной карты»)по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного...
КТП по дисциплине Бережливое производство
Календарно-тематический план по дисциплине Бережливое производство к рабочей программе на 81 час (в т.ч. 54 часа ауд работы) для профессий СПО 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов...
Бережливое производство на СТО
Бережливое производство при техническом обслуживании и ремонте автомобилей в автосервисе представляет собой внедрение прогрессивных методов организации производственной деятельности, направленной на п...
Бережливое производство
бережливое производство...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда и бережливое производство
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по ТО...
Тест : Введение в дисциплину "Основы бережливого производства"
Тест: Введение в дисциплину "Основы бережливого производства"...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине СГ. 04 Основы бережливого производства
Методические указания по выполнению практических работ "Основы бережливого производства"...