РП по дисциплине Бережливое производство
рабочая программа на тему

Кураев Артём Алексеевич

Рабочая программа по дисциплине Бережливое производство для студентов 3 курса, обучающихся по профессиям 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, 15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы), 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, 23.01.03 Автомеханик.

Объем программы 81 час, в т.ч. аудиторная работа - 54 часа, самостоятельная - 27 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_berezhlivoe_proizvodstvo_kuraev_mr_egs_em_am_2016.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное  
профессиональное образовательное учреждение

"НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

УД.17 Бережливое производство

профессии:

11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,

23.01.03 Автомеханик

2016 г.

Рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413).

2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессиям

11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,

23.01.03 Автомеханик.

  1. Учебного плана по программе подготовки специалистов среднего звена. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,

23.01.03 Автомеханик.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»

Разработчик:

Кураев А.А., преподаватель

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж»

Заключение Экспертного совета №1  от «_01_» сентября 2016 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Бережливое производство является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по профессиям

11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов,

15.01.05 Сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы),

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования,

23.01.03 Автомеханик.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные учебные дисциплины (вариативная часть).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения  учебной  дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Общие компетенции

Личностные компетенции

Метапредметные результаты

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту.

Использование различных видов познавательной деятельности для решения  задач в области бережливого производства.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности. Владеть сведениями о бережливом производстве.

Правильно и эффективно организовывать свое рабочее место

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности.

Знать основные принципы применения инструментов бережливого производства

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Умение самостоятельно добывать новые для себя знания в области технологии монтажа, используя для этого доступные источники информации.

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, пользоваться справочной литературой и читать инструктивную документацию.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, научно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

1.3.2. Предметные результаты изучения учебной дисциплины 

  • сформированность представлений о роли бережливого производства в современной научной картине мира;, понимание роли бережливого производства в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями бережливого производства, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование терминологией;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в бережливом производстве: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений;
  • сформированность умений решать задачи в области бережливого производства;
  • сформированность умений применять полученные знания для выявления потерь в производственном процессе, разработке планов автономного обслуживания.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 81 час, в том числе,

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа;
  • самостоятельной работы обучающегося – 27 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

   практические занятия

15

   контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Бережливое производство

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Введение в Бережливое производство

Содержание

6

Традиционное и бережливое производство Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство. Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ. Структура группы ГАЗ. Характеристика выпускаемой продукции дивизионов.

2

2

История развития бережливого производства Успехи предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити Оно – «отец» бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран. Производственная система ГАЗ.

2

Основные понятия и терминология Дать основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда.

2

Тема 2. Философия бережливого производства

Содержание

10

Принципы бережливого производства Принципы бережливого производства. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик (полное осознание того, что нужно заказчику, мгновенная реакция на изменение требований заказчика). Люди - самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба».

2

2

Идеалы бережливого производства Идеалы Бережливого производства. Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затра-ты.

2

Потери. Классификация потерь.Понятие муда (потери). Муда первого, второго и третьего рода. Муда, мура, мури и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на муду. Мероприятия по искоренению потерь.

2

Виды потерь. Причины и способы борьбы.Виды потерь. Перепроизводство товаров. Ожидание следующей производственной стадии. Ненужная транспортировка материалов. Лишние этапы обработки. Большие межоперационные запасы. Ненужные перемещения людей. Дефекты продукции.

2

Практическая работа

Поиск потерь в производственном процессе Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном процессе

2

3

Тема 3. Инструментарий бережливого производства

32

3.1. Система 5С

2

2

Система 5С Понятие "Система 5С". Сортируй – Соблюдай порядок – Содержи в чистоте –Стандартизируй – Совершенствуй. Практические способы их реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности. Отсутствие порядка как источник потерь.

2

3.2. Стандартизированная работа. Хронометраж.

4

Стандартизированная работа. Хронометраж Стандарты качества и стандарты процесса. Стандартизированная работа. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Стабильность и нестабильность цикла. Значимая работа. Циклическая работа оператора. Стандартный незавершенный задел. Время цикла. Хронометраж. Бланки стандартизированной работы. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места.

2

2

Практическая работа

Стандартизация действий рабочего Проведение наблюдений за действиями рабочего. Заполнение бланков стандартизированной работы.

2

3

3.3. Расчет численности основного производственного персонала (ОПР)

4

Методика расчета численности ОПР Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. Суммарное время цикла. Средневзвешенное время цикла.

2

2

Практическая работа

Расчет численности персонала Проведение расчета численности персонала участка сборки автомобилей.

2

3

3.4. Управление потоком создания ценности. Поток единичных изделий.

.

4

Поток создания ценности. Поток единичных изделий Поток создания ценности. Описание потока создания ценности. Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий. Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. Время выполнения заказа. Компоновки рабочих ячеек. Создание рабочих ячеек. Преимущества потока единичных изделий.

2

2

Практическая работа

Моделирование потока единичных изделий Деловая игра. Организация потока единичных изделий. Поиск путей повышения производительности потока создания ценности.

2

3

3.5.  Хейджунка –

выравнивание производства

4

Выравнивание производства Выравнивание производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала "Одно за другим". Методика внедрения выравнивания производства. Жесткой закладка. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов.

2

2

Практическая работа

Поток единичных изделий при широкой номенклатуре Деловая игра. Организация потока единичных изделий в условиях широкой номенклатуры выпускаемой продукции. Поиск путей повышения производительности потока создания ценности.

2

3

3.6. Тянущая система Канбан

4

Системы подачи материалов. Система канбан Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов. Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода "точно вовремя". Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный канбан. Сигнальный канбан.

2

2

Практическая работа

Организация подачи материалов по Канбан Деловая игра. Внедрение системы подачи материалов по Канбан в условиях широкой номенклатуры выпускаемых изделий.

2

3

3.7. Быстрая переналадка SMED

2

2

Переналадка оборудования. Быстрая переналадка. Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства.

Последовательности шагов операции переналадки. Быстрая переналадка.  Основные этапы быстрой переналадки. Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой переналадки.

2

3.8 ТРМ - всеобщее обслуживание оборудования. Плановое и автономное обслуживание оборудования

2

2

Всеобщее и автономное обслуживание оборудования Понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования.  Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Понятие "превентивные меры". Способы сбора данных по отказу оборудования.

2

3.9. Решение проблем. Производственный анализ.

4

2

Решение проблем. Производственный анализ. Понятия "проблема", "контрмера", "коренная причина проблемы". Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах. Эффективность своевременного решения проблем. Методология решения проблем. Метод "Пять "почему?" - одно "как?" для выяснения коренной причины проблемы.

2

2

Практическая работа

Практика решения производственных проблем Деловая игра. Решение производственной проблемы.

2

3

Контрольная работа

2

Тема 4.  Трансформация предприятия в бережливое. Особенности применения БП в сфере слуг.

4

2

Необратимость изменений. Бережливое производство в сфере услуг.

2

Обучение персонала. Формирование команд.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:

Основные понятия курса «Бережливое производство». «Тейлоризм» и опыт Генри Форда в организации производства. Доказательства эффективности «Бережливого производства». Необходимость нового подхода к производству в Японии («догнать и перегнать Америку за 3 года»). Философия непрерывного усовершенствования кайдзен как основа успеха. Принципы и идеалы производственной системы Тойота. Спагетти из плоского жгута. Стандартизированная работа. Составляющие стандартизированной работы. Хронометраж. Хронометрирование операции и заполнение бланков стандартизированной работы. Этапы стандартизации рабочего места. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места. Стандарт уборки рабочего места слесаря. Стандарт безопасности  рабочего места слесаря. Влияние численности персонала на себестоимость продукции. Система 5С. Этапы. Роль системы 5С в построении бережливого производства на предприятии. Выравнивание производства по видам изделий. Составление потока простых и сложных изделий в виде таблицы сбалансированной работы. Расчет загрузки по средневзвешенному времени цикла. Тянущая система и система Канбан. Основные принципы системы Канбан. Организация системы Канбан. Правила системы Канбан. Способы сокращения времени переналадки. Основные этапы процесса быстрой переналадки. Анализ работы оборудования в ТРМ. Направления развертывания ТРМ. Этапы автономного обслуживания. Особенности планового обслуживания оборудования. Карта стандартных операций. Методика решения проблем. Доска производственного анализа. Лист производственного анализа.

27

Дифференцированный зачет

2

Всего:

81

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда.

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением;

– мультимедийный проектор;

– мультимедийный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Бережливое производство. Основы: учеб. пособие: - М.: Маркет ДС,
  2. Авдеенко, Н.О. Бережливое производство. Основы: тетрадь-практикум / Н.О. Авдеенко, Н.С. Береславская. – М.: Маркет ДС, Дополнительные источники:
  1. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 400 с.
  2. Лайкер, Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер ; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 586 с.

Интернет-ресурсы

Деловой портал «Управление производством» – http://www.up-pro.ru/

– Leaninfo.ru [Блог о производственном менеджменте] – http://www.leaninfo.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно-практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Предметные результаты изучения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • сформированность представлений о роли бережливого производства в современной научной картине мира;, понимание роли бережливого производства в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

-тестирование

-устный опрос

-самостоятельные работы

- лабораторно-практические работы

-индивидуальное сообщение

-доклад

  • владение основополагающими понятиями бережливого производства, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование терминологией;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в бережливом производстве: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений;
  • сформированность умений решать задачи в области бережливого производства;
  • сформированность умений применять полученные знания для выявления потерь в производственном процессе, разработке планов автономного обслуживания.

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект плана мероприятий («дорожной карты») по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж»

Проект плана мероприятий («дорожной карты»)по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного...

КТП по дисциплине Бережливое производство

Календарно-тематический план по дисциплине Бережливое производство к рабочей программе на 81 час (в т.ч. 54 часа ауд работы) для профессий СПО 11.01.01 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов...

Бережливое производство на СТО

Бережливое производство при техническом обслуживании и ремонте автомобилей в автосервисе представляет собой внедрение прогрессивных методов организации производственной деятельности, направленной на п...

Бережливое производство

бережливое производство...

Рабочая программа по дисциплине Охрана труда и бережливое производство

Рабочая  программа учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство» является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по ТО...

Тест : Введение в дисциплину "Основы бережливого производства"

Тест: Введение в дисциплину "Основы бережливого производства"...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине СГ. 04 Основы бережливого производства

Методические указания по выполнению практических работ "Основы бережливого производства"...