Рабочая программа по дисциплине Охрана труда и бережливое производство
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по ТОП-50 по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 114.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский техникум»
Утверждаю:
Директор ГАПОУ МО
«Егорьевский техникум»
__________Л.С. Астрова
«______»____________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 ОХРАНА ТРУДА И БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
к программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности
15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)»
г. Егорьевск, 2022 г.
ОДОБРЕНО
цикловой методической комиссии преподавателей
и мастеров производственного обучения
дисциплин профессионального цикла
(общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей)
по специальности СПО: 15.02.12 Монтаж,
техническое обслуживание и ремонт
промышленного оборудования (по отраслям)
Председатель ЦМК
____________________Л.Л. Гулина
Протокол № 01_
от «___30_»________08_____2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)», утвержденного «09»_12_2016 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 1580
- основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утвержденной директором ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» Астровой Л.С. 29 июня 2022г.
- Рекомендаций по оформлению рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с актуализированными ФГОС и ФГОС СПО по ТОП-50
- Примерной рабочей программы учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство» Приложение II.16 ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)». Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ под номером: 15.02.12 – 170331 от 31.03.2017 г.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевской техникум»
Разработчик: Гулина Л.Л., преподаватель ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Киктенко Т.Г., заведующий методическим кабинетом ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Содержательная экспертиза: Шихова В.А., преподаватель ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 9 |
| 14 |
| 16 |
| 20 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 09 ОХРАНА ТРУДА И БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по ТОП-50 по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина ОП.09 Охрана труда и бережливое производство является учебной дисциплиной технического профиля и входит в профессиональный учебный цикл на этапе освоения ФГОСа подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет меж предметные связи с общепрофессиональными дисциплинами: ОП. 01 Инженерная графика, ОП. 02 Материаловедение, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроника, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 10 Экономика отрасли, ОП. 11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП. 12 Безопасность жизнедеятельности профессиональными модулями: ПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организация ремонтных работ, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию, ПМ. 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;
- визуально определять при-годность СИЗ к использованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов;
- категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
- правила безопасной эксплуатации механического оборудования;
- профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;
- предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
Общие и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | - производит поиск информации для решения профессиональной задачи; - составляет план деятельности для выполнения задачи; - определяет необходимые ресурсы; - анализирует результаты деятельности; | - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; - определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | - Пользуется разнообразной справочной литературой - Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) - Извлекает информацию с электронных носителей для решения поставленных задач - Сопоставляет информацию из различных источников - Обосновывает выбор информации - Определяет соответствие информации поставленной задаче - Классифицирует информацию - Обобщает информацию - Интерпретирует информацию из одного вида в другой - Выделяет главную мысль в полученной информации - Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей специальности) | - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; - структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; -оформлять результаты поиска | - номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | - Выбирает необходимые нормы экологической безопасности - Правильно определяет направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности - Обосновывает выбор правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности - Определяет основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности - Правильно выбирает и обосновывает пути обеспечения ресурсосбережения | - соблюдать нормы экологической безопасности; - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности. | - правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; - основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; - пути обеспечения ресурсосбережения. |
ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу | - Соблюдает правила состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; - Выполняет планировку и оснащение рабочего места согласно требований охраны труда при выполнении монтажных работ- | - поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; | - требования охраны труда при выполнении монтажных работ; - требования к планировке и оснащению рабочего места |
ПК 1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией | - Производит сборку механизмов с соблюдением требований охраны труда - Применяет нормативные требования по проведению монтажных работ промышленного оборудования; | - выполнять операции сборки механизмов с соблюдением требований охраны труда | - нормативные требования по проведению монтажных работ промышленного оборудования; |
ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией | - Выполняет требования инструкции по охране труда и производственной инструкций для ввода в эксплуатацию и испытаний промышленного оборудования при проведении испытаний промышленного оборудования на холостом ходу, на виброустойчивость, мощность, температурный нагрев, чистоту обработки деталей, жесткость, точность |
| - требования охраны труда при проведении испытаний промышленного оборудования; - инструкция по охране труда и произвоственная инструкция для ввода в эксплуатацию и испытаний промышленного оборудования; |
ПК 2.1. Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. | - Выполняет профилактическое обслуживание про-мышленного оборудования с соблюдением требований охраны труда - Соблюдает требования охраны труда при регулировке промышленного обо-рудования |
| - требования охраны труда при регулировке промышленного оборудования; |
ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов | - Содержит рабочие места с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места при проведении диагностирования и дефектации |
| - требования охраны труда при диагностировании и дефектации промышленного оборудования |
ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. | - Подбирает и проверяет пригодность приспособлений, средств индивидуальной защиты, инструмента, инвентаря соблюдая требования охраны труда при наладочных и регулировочных работах |
| - требования охраны труда при наладочных и регулировочных работах |
ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства | - Организовывает рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам, в рамках должностных полномочий
|
| - правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, правила внутреннего трудового распорядка - виды, периодичность и правила оформления инструктажа; |
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | Признает приоритетную ценность личности человека. Проявляет уважение к собственной и чужой уникальности в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдает нормы поведения в обществе. Лоялен к особенностям поведения других людей. При необходимости препятствует действиям, направленным на ущемление прав и унижение достоинства (в отношении себя и др.людей) | - принимать индивидуальные особенности человека; - осуществлять осознанный выбор общественных норм и принципов поведения | - личностные особенности человека, виды их проявления - общественные нормы поведения; - этику поведения и общения; - особенности корпоративной культуры |
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | Участвует в мероприятиях по защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | - применять различные меры по защите окружающей среды; - применять средства защиты граждан от ложной информации и информации содержащей подчистки - предупреждать собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве | - нормативно-правовые документы в области охраны окружающей среды - обеспечение информационной безопасности граждан |
ЛР.13 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в области машиностроения личностного роста как профессионала | Достигает поставленных целей, стремится к формированию в области машиностроения личностного роста как профессионала | - находить диалог с другими людьми; - ставить и достигать поставленных целей в профессиональной деятельности | - этикет общения; - правила корпоративной культуры в области профессиональной деятельности |
ЛР 14. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития личностных профессиональных качеств при выполнении работ по монтажу, регулировке и наладке оборудования | Ставит перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития личностных профессиональных качеств при выполнении работ по монтажу, регулировке и наладке оборудования | - грамотно решать профессиональные задачи - использовать имеющиеся ресурсы, способствующие развитию личностных профессиональных качеств - совершенствовать свои профессиональные навыки при монтаже, регулировке и наладке оборудования | - тенденции в области машиностроения - технологии обучения и методики развития личностных качеств, позволяющие окунуться в специфику отрасли - проблемы развития отрасли в регионе |
ЛР.15 Содействующий формированию образа ответственного работника и поддержанию престижа своей профессии | Содействует формированию образа ответственного работника и поддерживает престиж своей профессии | - четко определять образ конечного результата - внедрять технологически новое оборудование способствующее повышению престижа профессии - способствовать повышению уровня самостоятельности работников при выполнении трудовых функций - рационально организовать производственный процесс | - методы подбора кадров - требования рынка труда, необходимые для выполнения трудовых функций - способы развития мотивации совершенствования своих личностных профессиональных качеств, способствующих поддержанию престижа профессии |
ЛР.17 Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов деятельности в профессиональной сфере | Выдвигает альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов деятельности в профессиональной деятельности | - находить нестандартные решения производственных и технологических проблем - рационально определять степень важности и приоритетности поставленных перед работником задач | - стандарты в области машиностроения - технологии и способы гибкой адаптации под изменения рынка труда - технологии эффективной организации рабочего времени |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной учебной нагрузки обучающегося _54_часа, в том числе:
учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем _54 часа;
самостоятельной работы обучающегося _-_часа;
консультации _2часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) | 54 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 38 |
консультации | 2 |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Охрана труда и бережливое производство
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | 12 | |||
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1. Правовые и нормативные основы безопасности труда: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. | 2 | |||
2. Структура системы стандартов безопасности труда Ростехрегулирования России. | ||||
Тематика практических занятий | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 1.2. Организация работы по охране труда в организации | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1,2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.4 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
| 2-3 | |||
| ||||
Тематика лабораторно-практических занятий | 4 | |||
1.Практическая работа №1 Решение ситуационных задач «Проведение классификации, расследования, оформления и учёта несчастного случая в организации». | 2 | |||
2. Практическая работа № 2 Разработка инструкций по охране труда. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | 13 | |||
Тема 2.1. Потенциально опасные и вредные производственные факторы | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1,2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.4 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1.Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов: производственный шум и вибрация; микроклимат производственных помещений; производственное освещение; электрический ток. | 2 | |||
2.Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность; герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое электричество. | ||||
Тематика лабораторно-практических занятий | 2 | |||
1.Практическая работа №3 Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам показателей опасных и вредных производственных факторов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 2.2. Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1,2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.4 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1. Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования. Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. | 2 | |||
2.Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Экобиозащитная техника | ||||
Тематика лабораторно- практических занятий | 2 | |||
1.Практическая работа № 4 Оценка состояния микроклимата производственного помещения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Консультация по разделу «Защита человека от вредных и опасных производственных факторов» | 1 | |||
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности | 15 | |||
Тема 3.1. Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | ОК 01 ОК02 ОК 07 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1. Требования к устройству и размещению промышленного оборудования и их инженерному оборудованию. Системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). Требования к оборудованию. Требования к монтажным работам. | 2 | |||
Тематика лабораторно -практических занятий | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 3.2. Требования по охране труда при эксплуатации промышленного оборудования | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01 ОК02 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1,2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.4 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1. Требования к работникам и к рабочим местам промышленного оборудования. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Применение индивидуальных средств защиты. | 2 | |||
| ||||
Тематика лабораторно -практических занятий | 2 | |||
1. Практическая работа № 5 Оказание первой медицинской помощи пострадавшему от воздействия аммиака. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01 ОК02 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1,2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.4 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
| 2 | |||
| ||||
Тематика лабораторно -практических занятий | 2 | |||
1.Практическая работа №6 Выполнение расчёта количества первичных средств пожаротушения для производственных помещений. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Консультация по разделу «Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности» | 1 | |||
Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность | 14 | |||
Тема 4.1. Охрана окружающей среды | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ПК 1.1 ПК 1,2 ПК 1.3 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.4 ПК 3.4 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1. Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. | 2 | |||
2.Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды. | ||||
Тематика лабораторно -практических занятий | 2 | |||
1. Практическая работа №7 Составление экологического паспорта организации. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 4.2 Контроль и надзор в области охраны окружающей среды | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 07 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 13-15, ЛР 17 |
1. Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества окружающей среды. | 2 | |||
2. Принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и захоронение отходов. Методы и средства защиты воздушного бассейна. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Охрана недр и почв. | ||||
3.Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии. | ||||
Тематика лабораторно -практических занятий | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего: | 54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие:
Кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;
- комплекты индивидуальных средств защиты;
- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;
- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
- медицинская аптечка.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- комплект видеофильмов и видео-инструктажей по охране труда.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
(печатные издания):
- В. Т. Медведев, Охрана труда и промышленная экология. Москва. Академия, 2017
- М.В. Минько Охрана труда в машиностроении. Москва. Академия, 2017
- А.В. Девесилов Охрана труда. Учебник Москва. Форум, 2015
- Маньков В.Д. Методическое пособие по изучению и применению "Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок",- М.: Аксиома Электро, 2016.
(электронные издания, интернет ресурсы):
- Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах», http://e.otruda.ru/.
- Электронные журналы по охране труда, http://magazinot.ru/zhurnaly_po_ohrane_truda_i_tehnike_bezopasnosti/?uid%3A00071616.
- Электронный журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", http://ohrprom.panor.ru/.
- Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru.
- Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
- Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
- База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
- Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/
- Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/
- Информационный портал по охране труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudohrana.ru/
- Трудовой кодекс Российской Федерации (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudkodeks.ru/
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.06.1997 г. № 116-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/11900785
- www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
- www.academia-moscow.ru (Электронные образовательные ресурсы).
Дополнительные источники (печатные издания):
- Кузьмин В.И. Охрана труда. Учебник Москва. Форум, 2001
- Софоновский В.И. Охрана труда. Учебное пособие. Москва. Форум, 2001
- Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.- М: Энас, 2014.
- Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, -М: Омега-Л, Рипол Классик 2014.
- Бубнов В.Г. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, -М.: Гало Бубнов, 2012.
- Правила по охране труда при эксплуатации промышленного оборудования, М.: Нормативка ,2015.
3.3. Организация образовательного процесса
Знания и умения, полученные на учебных занятиях УД «Охрана труда и бережное производство» позволят успешно приобрести умения необходимые для освоения основных видов деятельности – по профессиональным модулям «ПМ.01.Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы», «ПМ.02 Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» и «ПМ.03.Ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию».
С целью оказания методической помощи обучающимся испытывающим затруднения при освоении программы учебной дисциплины предусмотрено проведение консультаций.
3.4 Требования к условиям для достижения обучающихся личностных результатов
Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы.
Информационное обеспечение воспитательной работы
Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре объекты, Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, Интернет-ресурсами и специализированным оборудованием.
Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на:
- информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности;
- информационную и методическую поддержку воспитательной работы;
- планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения;
- мониторинг воспитательной работы;
- дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности);
- дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы.
Информационное обеспечение воспитательной работы включает: комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (ком-пьютеры, принтеры, сканеры и др.).
Система воспитательной деятельности представлена в:
- Аккаунт в Instagram: https://www.instagram.com/egorevskiitekhnikum_official/
- Группа в «ВКонтакте»: https://vk.com/tehnikum_epet
-Официальный сайт: http://егорьевск-техникум.рф
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Уровень освоения обучающимися содержания дисциплиныоценивается путем использования различных типов, видов и форм контроля:
Типы: педагогический, взаимоконтроль, самоконтроль.
Виды: - текущий
- промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Формы: практические работы с последующей защитой, устный опрос, тестирование, составление конспекта по теме
Инструментарий: тесты, методические указания по выполнению практических работ, карточки-задания, индивидуальные домашние задания.
Результаты освоения учебной дисциплины | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания Действие токсичных веществ на организм человека; Меры предупреждения пожаров и взрывов; Категорирование производств по взрыво- и пожароопасности; Основные причины возникновения пожаров и взрывов; | Показывает высокий уровень знания основных понятий, принципов и законов в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; | Текущий контроль:
Промежуточная аттестация: в виде дифференцированного зачета по дисциплине. |
Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты; Правила безопасной эксплуатации механического оборудования; Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии; Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты; Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | Демонстрирует системные знания требований по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении монтажных работ, техническом обслуживании и ремонте промышленного оборудования. | |
Умения Применять средства индивидуальной и коллективной защиты. | Демонстрирует умение использовать средства индивидуальной защиты и оценивать правильность их применения. Владеет навыками по организации охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении нескольких видов технологических процессов. | Текущий контроль:
Промежуточная аттестация: в виде дифференцированного зачета по дисциплине. |
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; Использовать экобиозащитную и противопожарную технику. | Демонстрирует умение пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; Способен разрабатывать систему документов по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды в монтажной или сервисной организации в целом. | |
Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды; Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса. | Способен осуществлять идентификацию опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека. | |
Визуально определять пригодность СИЗ к использованию. | Демонстрирует самостоятельность во владении навыков оценки технического состояния и остаточного ресурса промышленного оборудования в целом, отдельных элементов и СИЗ. | |
Общие компетенции | ||
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | - производит поиск информации для решения профессиональной задачи; - составляет план деятельности для выполнения задачи; - определяет необходимые ресурсы; - анализирует результаты деятельности; |
|
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | - Пользуется разнообразной справочной литературой - Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) - Извлекает информацию с электронных носителей для решения поставленных задач - Сопоставляет информацию из различных источников - Обосновывает выбор информации - Определяет соответствие информации поставленной задаче - Классифицирует информацию - Обобщает информацию - Интерпретирует информацию из одного вида в другой - Выделяет главную мысль в полученной информации - Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей специальности) |
|
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | - Выбирает необходимые нормы экологической безопасности - Правильно определяет направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности - Обосновывает выбор правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности - Определяет основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности - Правильно выбирает и обосновывает пути обеспечения ресурсосбережения |
|
Профессиональные компетенции | ||
ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу | - Соблюдает правила состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места; - Выполняет планировку и оснащение рабочего места согласно требований охраны труда при выполнении монтажных работ- | Практические работы |
ПК 1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией | - Производит сборку механизмов с соблюдением требований охраны труда - Применяет нормативные требования по проведению монтажных работ промышленного оборудования; | Практические работы |
ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией | - Выполняет требования инструкции по охране труда и производственной инструкций для ввода в эксплуатацию и испытаний промышленного оборудования при проведении испытаний промышленного оборудования на холостом ходу, на виброустойчивость, мощность, температурный нагрев, чистоту обработки деталей, жесткость, точность | Практические работы |
ПК 2.1. Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. | - Выполняет профилактическое обслуживание про-мышленного оборудования с соблюдением требований охраны труда - Соблюдает требования охраны труда при регулировке промышленного обо-рудования | Практические работы |
ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов | - Содержит рабочие места с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правилами организации рабочего места при проведении диагностирования и дефектации | Практические работы |
ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. | - Подбирает и проверяет пригодность приспособлений, средств индивидуальной защиты, инструмента, инвентаря соблюдая требования охраны труда при наладочных и регулировочных работах | Практические работы |
ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства | - Организовывает рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам, в рамках должностных полномочий
| Практические работы |
Личностные результаты | ||
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | - принимать индивидуальные особенности человека; - осуществлять осознанный выбор общественных норм и принципов поведения | - наблюдение за действиям на практике - анализ выступлений на уроках и конференциях |
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | - применять различные меры по защите окружающей среды; - применять средства защиты граждан от ложной информации и информации содержащей подчистки - предупреждать собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве | - наблюдение за действиям на практике - анализ выступлений на уроках и конференциях |
ЛР13 Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в области машиностроения личностного роста как профессионала | - находить диалог с другими людьми; - ставить и достигать поставленных целей в профессиональной деятельности | - наблюдение за действиям на практике - анализ выступлений на уроках и конференциях |
ЛР 14. Способный ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития личностных профессиональных качеств при выполнении работ по монтажу, регулировке и наладке оборудования | - грамотно решать профессиональные задачи - использовать имеющиеся ресурсы, способствующие развитию личностных профессиональных качеств - совершенствовать свои профессиональные навыки при монтаже, регулировке и наладке оборудования | - наблюдение за действиям на практике - анализ выступлений на уроках и конференциях |
ЛР15 Содействующий формированию образа ответственного работника и поддержанию престижа своей профессии | - четко определять образ конечного результата - внедрять технологически новое оборудование способствующее повышению престижа профессии - способствовать повышению уровня самостоятельности работников при выполнении трудовых функций - рационально организовать производственный процесс | - наблюдение за действиям на практике - анализ выступлений на уроках и конференциях |
ЛР.17 Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов деятельности в профессиональной сфере | - находить нестандартные решения производственных и технологических проблем - рационально определять степень важности и приоритетности поставленных перед работником задач | - наблюдение за действиям на практике - анализ выступлений на уроках и конференциях |
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке работников в области Машиностроения.
Аннотация
рабочей программы учебной дисциплины
ОП.09 Охрана труда и бережливое производство
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда и бережливое производство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)», утвержденного «09»_12_2016 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 1580
Рекомендаций по оформлению рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50
Примерной рабочей программы учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство» Приложение II.16 ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)». Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ под номером: 15.02.12 – 170331 от 31.03.2017 г
Цели дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;
- визуально определять пригодность СИЗ к использованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов; Категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
- правила безопасной эксплуатации механического оборудования;
- профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;
- предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
Обязательная учебная нагрузка 54 часа, в том числе: учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 54 часа. В ходе изучения дисциплины проводятся практические занятия - 14 часов. С целью оказания методической помощи обучающимся испытывающим затруднения при освоении программы учебной дисциплины предусмотрены консультации – 2 часа.
Вид итоговой аттестации – дифференцированный зачет.
Основные разделы (темы) дисциплины:
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда
Тема 1.2. Организация работы по охране труда в организации
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
Тема 2.1. Потенциально опасные и вредные производственные факторы
Тема 2.2. Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности
Тема 3.1. Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования
Тема 3.2. Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования
Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика
Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность
Тема 4.1. Охрана окружающей среды
Тема 4.2. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по дисциплине "Охрана труда"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Охрана труда специальность 190631 « Техническое обслуживание и ремонт атомобильного транспорта».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Тех...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА и ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана труда и окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой, во...
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Охрана труда»
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Охрана труда» для специальностей: 230113 - Компьютерные системы и комплексы, 140448 - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Охрана труда
Программа учебной дисциплины Охрана труда – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Охрана труда и окружающей среды на лесозаготовительных предприятиях"
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда и окружающей среды на лесозаготовительных предприятиях» разработана в рамках вариативной части ОПОП по профессии 15.01.09 Машинист ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 19601 О...