Рабочая программа Основы материаловедения -2016
рабочая программа на тему

Дмитриева Зоя Алексеевна

Рабочая программа Основы  материаловедения -2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_osnovy_materialovedeniya_-2016.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области                                                       государственное бюджетное   профессиональное  

 образовательное учреждение  

«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы материаловедения

по профессии СПО

15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Касли 2016 г.

ОДОБРЕНА                                                                                   УТВЕРЖДАЮ:               на ПЦК:                                                                         Директор ГБПОУ   КПГТ                                                                                                                                                                                                                Протокол  №_______                                                      ________А.В. Шебалин

 «__»________2016г.                                                              «____» ______2016г.

 ______  

Составлена в соответствии с

требованиями Федерального

Государственного

образовательного

Стандарта по профессии

 15.01.05 Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 

Разработчик:   Дмитриева Зоя Алексеевна, преподаватель    ГБПОУ   КПГТ,       высшей квалификационной  категории.

                                                                                                       ___________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы материаловедения»

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       «Основы материаловедения»

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        «Основы материаловедения»

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        «Основы материаловедения»

5. ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                       

 

 11

14

     

 

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «Основы материаловедения»

        1.1. Область применения программы

     

        Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Основы материаловедения» является частью рабочей основной профессиональной образовательной  программы в соответствии с   Федеральным государственным образовательным  стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016г. № 50), входящей в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «Основы материаловедения» разработана  на основе примерной программы и рабочего учебного плана «КПГТ» на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по профессии Сварщик в ГБПОУ   КПГТ

        1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • У1  Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
  • У2 Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • З1 Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
  • З2  Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
  • З 3 Механические испытания образцов материалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: 

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
  • ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

        1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы материаловедения»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

     лабораторные  работы

4  

     практические занятия

12  

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:  

     внеаудиторная самостоятельная работа  

18

 1.Составление конспектов учебной и специальной технической литературы.

2.Оформление  отчетов лабораторно-практических работ.

3.Подготовка рефератов.

4.Подготовка сообщений.

5.Подготовка презентаций.

6.Работа со справочной литературой.

7.Выполнение творческих заданий.

8. Выполнение индивидуальных заданий: Решение задач.  Заполнение таблиц. Составление кроссвордов. Зарисовка схем.

9. Выполнение заданий по чертежу

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Осваиваемые

элементы   компетенций

1

2

3

4

5

Тема 1. Металловедение

Содержание учебного материала

1.

Основные материалы для машиностроительной отрасли. Строение металлов. Понятие о кристаллизации металлов. Свойства металлов  и методы их испытания. Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов. Железоуглеродистые сплавы.  Диаграмма Fe-C. Чугуны. Стали. Углеродистые и легированные стали.

14

2

ОК 1, ОК2, ОК 4- ОК 6

ПК1.1

2.

Производство чугуна и стали. Цветные металлы и сплавы. Маркировка сплавов. Производство   цветных металлов и сплавов. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сварных конструкций.

3.

Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: прокат, литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Отпуск.   Оборудование для термической обработки.

4.

Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла.   Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы и методы   защиты. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.

Контрольная работа  

  Стали и чугуны. Цветные сплавы.

1

Лабораторная работа№1

Механические испытания образцов материалов.

Лабораторная работа№2

Макроскопические исследования изломов сталей  и сварных соединений.  

4

Практические работы

1. Практическая работа№1

Ознакомление со структурой и свойствами  сталей

2. Практическая работа№2                                                                                                                     Ознакомление со структурой и свойствами чугунов

3. Практическая работа№3                                                                                                        Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали

4. Практическая работа № 4                                                                                                                                          Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов

5. Практическая работа № 5                                                                                                                                        Изучение микроструктуры сварного соединения.

          10

Самостоятельная работа обучающихся

12

ОК 1, ОК2, ОК 4- ОК 6 ПК1.1

 Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы

1.Составление конспектов учебной и специальной технической литературы:

 «Способы обработки металлов резанием», «Обработка металлов давлением», «Структура и свойства различных зон сварного соединения».

2.Оформление  отчетов лабораторно-практических работ.

3.Подготовка рефератов:  «Вклад российских ученых в развитие науки о металлах», «Материалы и изделия железного  века», «Материалы и изделия бронзового  века».  «Свойства и структура металлов», «Понятие о кристаллизации металлов», «Кристаллизация  сварочной ванны», «Испытание механических свойств», «Методы контроля твердости»,  «Материалы сварных конструкций».

4. Подготовка сообщений, докладов: «Роль материалов в современной технике»,  «Классификация сталей»,  « Производство сталей»,  «Доменное производство чугуна», «Производство цветных металлов», «Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке».

5.Подготовка презентаций: «Стали», «Чугуны», « Цветные металлы и сплавы», «Сортамент конструкционных сталей», «Термическая обработка металлов», «Коррозия.  Способы и методы   защиты».

6.Работа со справочной литературой: «Определение механических свойств по марке материала», «Расшифровка марок сталей, чугунов»,   «Расшифровка марок цветных сплавов»,  «Расшифровка марок твердых сплавов».

7. Оформление отчетов по лабораторно-практическим работам.

8. Выполнение индивидуальных заданий: Решение задач.  Заполнение таблиц. Составление кроссвордов. Зарисовка схем.

9. Выполнение заданий по чертежу

Тема 2. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

5

2

ОК 1, ОК2, ОК 4- ОК 6

ПК1.1

1.

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.  

2.

Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.

3.

  Строение и назначение композиционных материалов.

4.

Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.

5.

Порошковые материалы, свойства и область применения. Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

Практическая работа

2

  Практическая работа № 6                                                                                                                                        Ознакомление с видами, марками, структурой и свойствами абразивных материалов

Самостоятельная работа обучающихся

6

ОК 1, ОК2, ОК 4- ОК 6

ПК1.1

Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы

1.Составление конспектов учебной и специальной технической литературы:

«Пластмассы», «Композиционные материалы», «Порошковые материалы, свойства и область применения».

2.Подготовка реферата: « Неметаллические материалы».

2. Оформление  отчетов  по лабораторно-практическим работам.

3.Подготовка сообщений: «Производство пластмасс», «Антикоррозионные материалы».  

4. Подготовка презентаций:  «Классификация неметаллических материалов», «Абразивные материалы».  «Лакокрасочные материалы».

 5.Выполнение творческих заданий: «Материалы ХХI века», «Материалы космической техники».

 6.Выполнение индивидуальных заданий:    Заполнение таблиц. Составление кроссвордов. Зарисовка схем.

Всего:

54

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ  «Основы материаловедения»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории материаловедения.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.

Оборудование:

Кабинет теоретических основ сварки и резки металлов: столы, стулья по количеству обучающихся, доска, рабочее место преподавателя, комплекты плакатов, система интерактивного опроса комплект деталей, инструментов, приспособлений; комплект бланков технологической документации; комплект учебно-методической документации; наглядные пособия (планшеты по технологии сварке и резке).

Технические средства обучения: Автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМ).

Лаборатория материаловедения: Столы и стулья по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя (АРМ), разрывная машина, машина на выносливость, прибор на скручивание, тематические стенды, компьютеры, программное обеспечение, DVD, комплект плакатов, система интерактивного опроса.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: Академия, 2012. 288 с.
  2. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: Академия, 2015. 272 с.

Дополнительные источники:

  1. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н. Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.Н.Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов, В.С.Новосёлов] ; под ред. В.Н.Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  3. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: Академия, 2005.
  4. Соколова Н.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010;
  5. Стуканов В.А.  Материаловедение: Учебное пособие  – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М,  2010.-368 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://metalhandling.ru – «Слесарные работы».

     2. http://www.osvarke.com/ - О сварке. Информационный сайт;

 3. http://weldingsite.com.ua/ - Все о сварке, сварочных технологиях и оборудовании;

4.http://www.welder.kiev.ua/ - журнал СВАРЩИК

5.http://www.cbapka.ru/ - Сварка и сварочное оборудование

6.http://svarka-info.com - Виртуальный справочник сварщика

7.http://www.svarkainfo.ru – Все для надежной сварки

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ  «Основы материаловедения»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Текущий контроль:

Практические занятия;  

Лабораторные работы;

Внеаудиторная самостоятельная работа

Промежуточный контроль:  

Практические занятия;

Лабораторные работы;

Тестирование;

Контрольная  работа;

Итоговый контроль:  дифференцированный зачет

умения:

  • У1  Пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

Защита отчетов по лабораторно-практическим работам

  • У2 Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

Защита отчетов по практической работе

Выполнение индивидуальных заданий

знания:

  • З1 Наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

Контрольная работа

Тестирование

Выполнение индивидуальных заданий

Защита рефератов, конспектов

Защита электронных презентаций

  • З2  Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

Контрольная работа

Тестирование

Выполнение индивидуальных заданий

Заслушивание  сообщений

Защита рефератов

Защита электронных презентаций

  • З 3 Механические испытания образцов материалов.

Тестирование

Заслушивание докладов, сообщений

Выполнение индивидуальных заданий

Дифференцированный зачет

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины позволят  проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих и профессиональных  компетенций.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

ОК2

Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.

Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач.

Оценка эффективности и качества выполнения.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

ОК4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине.

Использование различных источников, включая электронные.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности

ОК5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности

ОК6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения.

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности.

ПК 1.1

Демонстрация профессиональных знаний и умений чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций

Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, лабораторных работах,  внеурочной деятельности.

Демонстрация профессиональных знаний и умений чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень практических и лабораторных  работ

Наименование разделов и тем

Практические  и  лабораторные работы

Объем

часов

1

2

3

Тема 1 Металловедение

 

 Практическая работа№1

Ознакомление со структурой и свойствами  сталей

2

Практическая работа№2                                                             Ознакомление со структурой и свойствами чугунов

2

Практическая работа№3                                                             Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали

2

Практическая работа№4                                                                                                  Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов

2

Практическая работа№5                                                           Изучение микроструктуры сварного соединения

2

Лабораторная работа№1

Механические испытания образцов материалов

2

Лабораторная работа№2

Макроскопические исследования изломов сталей  и сварных соединений

2

Тема 2.  Неметаллические материалы

Практическая работа№6                                                                Ознакомление с видами, марками, структурой и свойствами абразивных материалов

2

                                         Итого  практические работы:

12

                                             Итого лабораторные работы:

4

Всего:

16

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                                            Перечень контрольных  работ

Наименование разделов и тем

Контрольные работы

Объем

часов

Тема 1. Металловедение

Контрольная работа по теме 1.                                   Стали и чугуны. Цветные сплавы.

1

Всего:

1

Содержание  практических работ и внеаудиторных самостоятельных  работ                 отражено в методических указаниях по их выполнению

Наименование разделов и тем

Самостоятельные внеаудиторные   работы

Объем

часов

Тема 1. Металловедение

1.Составление конспектов учебной и специальной технической литературы:

 «Способы обработки металлов резанием», «Обработка металлов давлением», «Структура и свойства различных зон сварного соединения».

2.Оформление  отчетов лабораторно-практических работ.

3.Подготовка рефератов:  «Вклад российских ученых в развитие науки о металлах», «Материалы и изделия железного  века», «Материалы и изделия бронзового  века».  «Свойства и структура металлов», «Понятие о кристаллизации металлов», «Кристаллизация  сварочной ванны», «Испытание механических свойств», «Методы контроля твердости»,  «Материалы сварных конструкций».

4. Подготовка сообщений, докладов: «Роль материалов в современной технике»,  «Классификация сталей»,  « Производство сталей»,  «Доменное производство чугуна», «Производство цветных металлов», «Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке».

5.Подготовка презентаций: «Стали», «Чугуны», « Цветные металлы и сплавы», «Сортамент конструкционных сталей», «Термическая обработка металлов», «Коррозия.  Способы и методы   защиты».

6.Работа со справочной литературой: «Определение механических свойств по марке материала», «Расшифровка марок сталей, чугунов»,   «Расшифровка марок цветных сплавов»,  «Расшифровка марок твердых сплавов».

7. Оформление отчетов по лабораторно-практическим работам.

8. Выполнение индивидуальных заданий: Решение задач.  Заполнение таблиц. Составление кроссвордов. Зарисовка схем.

9. Выполнение заданий по чертежу

12

Тема 1. Неметаллические материалы

1.Составление конспектов учебной и специальной технической литературы:

«Пластмассы», «Композиционные материалы», «Порошковые материалы, свойства и область применения».

2.Подготовка реферата: « Неметаллические материалы».

2. Оформление  отчетов  по лабораторно-практическим работам.

3.Подготовка сообщений: «Производство пластмасс», «Антикоррозионные материалы».  

4. Подготовка презентаций:  «Классификация неметаллических материалов», «Абразивные материалы».  «Лакокрасочные материалы».

 5.Выполнение творческих заданий: «Материалы ХХI века», «Материалы космической техники».

 6.Выполнение индивидуальных заданий:    Заполнение таблиц. Составление кроссвордов. Зарисовка схем.

6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по дисциплинам на 2016 - 2017 уч.г.

В данном разделе размещены рабочие программы по преподаваемым дисциплинам по специальностям...

Рабочие программы учебной дисциплины ОУД.04 История 2015 - 2016

Рабочие программы учебной дисциплины ОУД.04 История 2015 - 2016:ОУД.04 История по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексыОУД.04 История по специальности 09.02.03 Программирование в ком...

Рабочие программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История 2015 - 2016

Рабочие программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История 2015 - 2016:ОГСЭ.02 История по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексыОГСЭ.02 История по специальности 09.02.03 Программирование в ...

Рабочие программы учебной дисциплины Обществознание 2015 - 2016

Рабочие программы учебной дисциплины Обществознание 2015 - 2016:ОДБ.05 Обществознание для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахОДБ.05 Обществознание для специальности 43.02.0...

Рабочие программы учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности 2015 - 2016

Рабочие программы дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности 2015 - 2016:ОП.07 Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности 230115 Программирование в компьюте...