Дуальное (практикоориентированное) обучение
статья на тему
Система дуальной подготовки предполагает теоретичекое обучение в техникуме, а практическое - на конкретном рабочем месте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_dualnogo_obucheniya.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Прохорова Светлана Станиславовна
ГБПОУ ВО «БТПИТ», зам. директора по учебной работе
г. Борисоглебск
В основу системы дуального обучения положена концепция совершенствования модели подготовки специалистов с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах, повышения качества подготовки выпускников посредством реализации образовательного процесса, ориентированного на реальное производство с использованием вариативных индивидуальных образовательных программ.
Основными задачами организации и осуществления дуального обучения являются:
- комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО, требованиями профессиональных стандартов, мировых стандартов WorldSkills и требованиями работодателей;
- повышение качества профессионального образования и профессиональных навыков выпускников;
- удовлетворение потребностей конкретных предприятий в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах;
- адаптация выпускников к реальным производственным условиям;
- увеличение количества выпускников, трудоустроенных в соответствии с полученной специальностью после окончания обучения;
- расширение сферы взаимодействия техникума с предприятиями;
- повышение конкурентоспособности техникума.
Дуальное образование строится на следующих принципиальных аспектах:
- совмещение теоретической и практической подготовки, при котором практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте на предприятии, а теоретическая часть – на базе образовательной организации;
- максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки;
- совместное ресурсное обеспечение программ подготовки кадров под конкретное рабочее место предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале.
Совмещение учебы в техникуме и на предприятии способствует формированию и развитию не только знаний, умений и навыков, абстрактно-логического мышления, но и социальной и личностной компетентности, то есть внутренней мотивации, способности работать в коллективе и принимать решения, компетентности в работе с машинами, оборудованием и производственными процессами, а также способности к поиску стратегии для решения проблем.
Важным является подбор и определение обучающихся по дуальной форме, который может быть основан только на принципе добровольности со стороны студентов. Таким образом, выявляются наиболее мотивированные на профессиональную подготовку и соответствующую трудовую карьеру студенты, а предприятие получает дополнительную возможность подбора кадров – будущих специалистов. Отбор претендентов на дуальное обучение осуществляется посредством реализации двух направлений:
- тестирование по заранее подготовленным совместно с работодателем материалам, направленным на определение уровня общетеоретической подготовки;
- собеседование с работодателем, имеющее своей целью выявление степени мотивации на обучение в производственных условиях конкретного предприятия.
Работодатели заинтересованы в лучших студентах, что связано с необходимостью поддержки и развития экономического потенциала и трудовых ресурсов. Поэтому необходимо тщательно подбирать студентов для конкретной организации. Важным инструментом такой работы могут стать конкурсы профессионального мастерства, которые техникум проводит среди студентов на основе заданий работодателей.
Также эффективной является мотивационная работа со студентами, задача которой – разъяснить перспективы участия в дуальном обучении, определить индивидуальный вектор развития каждого.
Основой дуального обучения является процедура модернизации образовательной программы, которая включает в себя элементы, связанные с формирование именно тех образовательных результатов, которые необходимы выпускникам для успешного трудоустройства на предприятиях.
Обновление образовательной программы, требующее конструктивного диалога профессиональной образовательной организации и конкретных предприятий, дает возможность отойти от стандартного, единого для всех «потокового» обучения, совместно формировать содержание подготовки с учетом пожеланий работодателей по поводу того, чему учить будущих специалистов. Все вариативные дисциплины вводятся по заявке предприятий.
Образовательная программа согласуется с предприятиями, кроме того, согласование с предприятиями проходят контрольно-оценочные материалы по профессиональному циклу.
При дуальном обучении предполагается обеспечение на младших (первом-втором) курсах общетеоретической базы, а на третьем-четвертом курсах - работа по индивидуальному плану, содержащему практикоориентированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. Вместо общих занятий в учебной группе выстраиваются индивидуальные траектории профессионального обучения. При этом соблюдаются требования и условия ФГОС СПО, которые гарантируют качество образования.
Важным направлением дуального обучения является совместное с предприятиями использование кадрового потенциала.
Со стороны предприятий для проведения учебных занятий в техникуме приглашаются высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие углубленную практикоориентированную подготовку по междисциплинарным курсам и вариативным дисциплинам.
Предприятия предлагают своих наиболее опытных специалистов для работы в качестве наставников на период прохождения студентами учебной и производственной практики.
Ведущие специалисты предприятий являются руководителями и рецензентами дипломных проектов выпускников техникума, а также приглашаются в состав ГЭК в период государственной итоговой аттестации. Для оценки качества подготовки студентов обеспечивается участие специалистов предприятий в промежуточной аттестации при проведении экзаменов (квалификационных).
Высокая эффективность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, студентов, образовательной организации.
Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах, на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации, при этом есть возможность отобрать самых лучших студентов. При дуальном подходе к обучению предприятие будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально образования - разрыв между теорией и практикой.
Обучение по дуальной системе дает следующие преимущества выпускникам:
- понимание производства и овладение более глубокими практическими знаниями;
- более высокий уровень профессиональной подготовки, знание правил внутреннего распорядка и трудового ритма на предприятии;
- получение необходимого производственного опыта, что упрощает поиск постоянного места работы после окончания учебного заведения;
- адаптация к конкретному производству, коллективу и условиям работы;
- быстрое продвижение по карьерной лестнице, минуя испытательный срок.
Таким образом, взаимодействие образовательной организации с предприятиями в плане реализации системы дуальной подготовки кадров расширяет возможности обучения студентов и повышает качество образования с учетом потребностей и перспектив развития современного производства.
Список литературы:
Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. - Минобрнауки РФ, ФИРО, 2016. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация производственной практики с использованием элементов дуального обучения
В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подг...
Дневник дуального обучения ПМ 02 для 32 ПКС на 2015-2016 учебный год
Дневник дуального обучения ПМ 02 для 32 ПКС на 2015-2016 учебный годУважаемые студенты! Читаем темы, находим материалы, изучаем!!!По МДК 02.02 и МДК 02.03 - уточняем у ведущих препод...
Доклад "Применение практикоориентированных методов обучения при подготовке по профессии "Оператор связи"
Прохождении производственной практики обучающихся в почтамте....
Статья Проблемы практикоориентированного обучения в СПО
За последние годы изменился формат самого обучения в СПО. Появились ФГОС 50, изменились стандарты. Понятие "дуального обучения" становится реальностью. Хотелось бы поделиться собственным оыт...
Доклад: "Дуальное обучение-перспективная система обучения"
Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практич...
Дуальная модель обучения, опыт и перспективы.
Дуальная модель обучения, опыт и перспективы....
Дуальная модель обучения
Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО....