Дуальная модель обучения, опыт и перспективы.
статья

Ирина Сергеевна Склярова

Дуальная модель обучения, опыт и перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dualnaya_model_obucheniya_opyt_i_perspektivy.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дуальная модель обучения, опыт и перспективы.

Склярова Ирина Сергеевна, преподаватель

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум».

г. Лиски, Воронежская обл.

Профессиональная квалификация молодых специалистов имеет большое значение для успеха каждого предприятия в отдельности и экономики страны в целом. Поэтому инвестиции в профессиональное образование являются инвестициями в будущее, обещающими среднесрочную и долгосрочную отдачу, что прописано в положении «Стратегии развития государства на период до 2020 г.» [1, С.13].

Немецкая дуальная модель обучения находит признание на международном уровне и практикуется в ряде стран, таких как: Австрия, Венгрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Словения, Македония, Черногория, Швейцария, Португалия, Дания, Нидерланды, Франция и Египет; в течение нескольких лет в Китае и других странах Азии. Систему обучения одной страны невозможно, просто скопировав ее, применять в другой. Ее необходимо проанализировать и адаптировать к условиям в системе образования данной страны.

Дуальная модель обучения обеспечивает подготовку компетентных специалистов. Д. А. Торопов, самый известный популяризатор идей немецкой дуальной модели обучения, пишет о том, что в любой развитой стране появление постоянно обновляющихся требований на рынке труда к его участникам оказывают влияние на систему образования. Этот факт обусловлен постоянными экономическими изменениями и возрастающими темпами технологической революции [2, С.32].

В Германии на протяжении уже нескольких десятилетий взаимодействие образования с производственной областью и постоянный анализ тенденций развития этого союза дает положительные результаты. Дуальная модель обучения, сформированная в течение второй половины ХХ века в ФРГ, подразумевает затрачивание значительных средств предприятия на повышение профессиональной квалификации будущего специалиста. Несмотря на то, что ни одно предприятие не обязано проводить обучение, и ни один подросток не обязан в нем участвовать, тем не менее, около70% возрастного контингента приходит сегодня на обучение по данной системе [3, С.127]. Дуальная модель обучения имеет ряд преимуществ для всех, вовлеченных в образовательный процесс, особенно для будущих выпускников. Современное поколение, оканчивая школу, должно получать как можно более квалифицированное образование, поэтому необходимо, чтобы места обучения предлагались в достаточном количестве, были разными и равномерно распределены по регионам.

Обучение по дуальной системе в Германии разрешено только в отношении официально признанных профессий, требующих специальной подготовки, содержание которых, как и предъявляемые к ним требования контролируются государством. В зависимости от профессии, требующей специальной подготовки, обучение продолжается от двух до трех с половиной лет. Так как почти невозможно точно предусмотреть среднесрочные и долгосрочные изменения профессиональных требований в рамках обучения будущие специалисты готовятся к гибкому реагированию на новые тенденции в профессиональном развитии. Поэтому содержание обучения направленно на профессиональную мобильность в будущем и готовность к повышению квалификации. Учащийся приступает к обучению не только с поиска учебного заведения, но и с поиска предприятия, в котором будут проводиться практические занятия. Нагрузка учащихся рассчитывается так, что около 40 % приходится на лекционные занятия, а примерно 60% на практические. Таким образом, основное учебное время тратится на формирование компетенций учащегося по специальности. Такая форма обучения сотрудничества, урегулированная законодательством, полностью себя оправдывает в следующих областях: ремесло, промышленность, торговля, сфера услуг, судоходство, сельское хозяйство и государственная служба. Отметим, особенно такой вид обучения популярен в области художественного образования [4].

 На настоящий момент в России запущено несколько пробных проектов в Пермском крае, Республике Татарстан, Красноярском крае, Калужской, Ярославской, Ульяновской, Свердловской, Нижегородской, Волгоградской и Московской областях. В зависимости от целей и условий образовательной организации в графике учебного процесса должна прописывается очерёдность теоретических и практических занятий. Происходит переструктурирование содержания учебной дисциплины. Таким образом, происходит взаимопроникновение науки и производства, что положительно влияет на образовательную систему в целом. Чередование позволяет на практике закрепить теоретические знания, совершенствуя из года в год теорию и практику в тесной взаимовыгодной взаимосвязи друг с другом. Предприятие к обучению допускается в качестве учебного только при выполнении им определенных требований. Деятельность специалиста, курирующего учебный процесс на производстве, принципиально связана с определенной профессиональной квалификацией. Дуальная система обучения предусматривает ответственность и сотрудничество всех его участников: образовательного учреждения, обучающегося и предприятия, которые взаимодействуют на всех уровнях, разделяя между собой ответственность.

В Российской Федерации проводятся первые шаги по апробации дуальной системы образования. Необходимо рассмотреть следующие явные преимущества такого вида обучения перед «традиционной» системой подготовки специалистов. Дуальная модель обучения в своей основе исключает диссонанс между теорией и практикой обучения, провоцируя студента на высокую мотивацию получения практических навыков и знаний. Учащийся фактически является на определенный срок сотрудником компании, получая задание согласно его способностям и учебной программе. Если компания готова принять будущего специалиста, который прошел обучение на производстве этого предприятия, то она получит сотрудника, который будет уже знаком с рабочим процессом этой организации. Будущий специалист, обучаясь в двух местах одновременно – на предприятии и в образовательном учреждении, осваивает профессию на производстве. Следовательно, студент развивается как будущий профессионал в реальных условиях и может сразу определиться на месте – сможет или захочет ли он выполнять эту работу и дальше, уже после получения диплома. Профессиональная адаптация учащегося происходит во время обучения, а не после, что благотворно сказывается на рабочем процессе в будущем. Также безусловным достоинством данного вида обучения является возможность плавного перехода от школы обучения к непосредственно профессиональной деятельности. Учебное заведение, которое ведет обучение по дуальной модели вырабатывает у своих подопечных ответственное отношение к труду и активную жизненную позицию, способствует разностороннему профессиональному развитию учащегося.

Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри техникума, то ее элементы используются при подготовке специалистов уже давно. Теоретическое и практическое обучение производится в техникуме, на предприятиях и в учебных центрах при предприятиях. Считаю, что наш техникум вполне может перейти на дуальное обучение и реализовать обучение через тесное взаимодействие с работодателями..

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию  ФГОС СПО. Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика, преддипломная практика.

Результатом плодотворного сотрудничества и налаженными деловыми отношениями с основным работодателем, является то, что на сегодня техникум трудоустраивает более 85% своих выпускников.

Дуальная система обучения продиктована жизнью, требованиями современного производства, необходимостью успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 373-р «Об утверждении плана реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. –16.03.2015. – № 11. – Ст. 1648.
  2. Торопов Д. А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии: автореф. дисс. д-ра педаг. наук : 13.00.01 – Казань, 2005. – 42 с.
  3. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (Опыт ФРГ и России): Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 : Москва, 2002. – 340 c.
  4. Гатальская Е. А. Тенденции художественного профессионального образования в Академии визуальных искусств г. Лейпцига [Электрон. ресурс] / Е.А. Гатальская. – Педагогика искусства: электронный научный журнал. – Москва, 2011, №4 (140-144). – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/tendencii-hudozhestvennogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-akademii-vizualnyh (дата обращения: 24.12.2016).
  5. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). – ART 14087. – 0,4 п. л. – URL:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Организация внеурочной деятельности.Опыт,проблемы,перспективы"

Внеурочная деятельность - является составной частью учебно –воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается   сегодня пре...

Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Опыт и перспективы подготовки среднего медицинского персонала»

Сборник содержит материалы Межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Опыт и перспективы подготовки среднего медицинского персонала», посвященной 110-летию со дня осно...

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы

Формирование профессиональных компетенций студентов заочной формы обучения: опыт, проблемы, перспективы...

Дуальная модель обучения

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО....

Публикая статьи в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы", БелИРО 2018

Публикая статьи "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья" в сборнике материалов всероссийс...

Демонстрационный экзамен в форме итоговой аттестации по программам СПО: опыт, проблемы, перспективы

Демонстрационный экзамен в форме итоговой аттестации по программам СПО: опыт, проблемы, перспективы...

Доклад на тему: Опыт и перспективы развития образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями

В данном докладе представлен опыт работы по программам профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями...