Статья Проблемы практикоориентированного обучения в СПО
статья
За последние годы изменился формат самого обучения в СПО. Появились ФГОС 50, изменились стандарты. Понятие "дуального обучения" становится реальностью. Хотелось бы поделиться собственным оытом первого взаимодействия с работодателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья отражает новые тенденции в специальном профессиональном образовании | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы практикоориентированного обучения в СПО.
За последние годы заметно изменился формат учебного процесса в средних специальных учебных заведениях нашего города. Появились новые государственные стандарты (ФГОС ТОР 50), подразумевающие, в первую очередь, практикоориентируемое обучение.
Фактически ФГОС ТОР 50 изменили сам подход к содержанию среднего профессионального образования специалистов, сделав приоритетной связь образования с производством, и стоит отметить, что подобная практика давно является превалирующей в процессе профессионального обучения в большинстве развитых странах мира.
Если говорить об отечественных попытках дуального обучения, то здесь все не так просто.
Напомним, что дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором предполагается, что теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте, т.е. у работодателя, который также принимает активное участие в составлении и корректировке учебной программы.
Разумеется, в первую очередь, это зависит от профиля учебного заведения и конкретной специальности, которую там преподают. Специальность, о которой сегодня пойдет речь - 43.02.11 «Гостиничный сервис».
Перед началом дуального обучения среди студентов 3-го курса данной специальности был проведен небольшой опрос. Ниже приведены вопросы и варианты ответов.
1. Насколько Вы заинтересованы в освоении будущей профессии после двух лет обучения?
Увлечен (а)
Заинтересован (а)
Равнодушен (на)
2. Планируете ли Вы в дальнейшем работать в гостинице?
Да, конечно
Не уверен (а)
Точно «нет»
3. Если «да», то, предполагаете ли Вы в какой конкретно гостинице, и на какой должности будете работать?
Да, конечно
Не уверен (а) по поводу места работы
Не уверен (а) по поводу должности
Результаты опроса показали, что всего лишь треть студентов курса заинтересованы в освоении выбранной профессии и планирует работать по специальности, а конкретное место работы и будущую должность представляют себе всего лишь примерно 1,5% учащихся.
Несмотря на то, что у нашего учебного заведения существует учебная часть, оборудованная под гостиницу, этого явно недостаточно для проведения практикоориентированных занятий по модели дуального обучения. В начале прошлого учебного года нашему образовательному заведению посчастливилось найти себе достойного партнера. Трехзвездочная гостиница, находящаяся недалеко от центра города, взяла на себя обязательство провести на базе своего гостиничного комплекса цикл профессинальных занятий.
К сожалению, обеими сторонами не был учтен ряд обстоятельств, воспрепятствовавших успешному проведению обучения.
1) Самое главное из них, гостиница является коммерческим предприятием, и никогда не пожертвует комфортом гостей ради проведения учебных мероприятий.
2) Сотрудники, занятые на своем рабочем месте, не в состоянии выделить необходимое количество сил и времени для обучения группы студентов. В противном случае, они не справятся со своими прямыми обязанностями.
3) И, наконец, экзаменационная сессия совпадает по времени с периодом «высокого» сезона, т.е. с моментом наибольшей загрузки гостиницы, когда весь ее персонал максимально нацелен на обслуживание прибывших гостей.
Перегружена в это время и материально-техническая база гостиницы, что делает невозможным осуществить подготовку и проведение квалификационного экзамена на ее площадке.
А ведь именно квалификационный экзамен, в формате Ворлд Скилс по специальности ТОР 50 в демонстрационной форме, должен проводиться на базе работодателя и оцениваться в баллах специальной экспертной группой.
Но вернемся к результатам дуального обучения. После проведенного ряда занятий в гостинице опрос среди студентов был повторен.
Вопреки ожиданиям, количество студентов, заинтересованных в освоении выбранной профессии и планирующих работать по специальности, повысилось, но повысилось весьма незначительно. Однако заметно вырос процент учащихся, определившихся с конкретным местом будущей работы и даже будущей должности. Нетрудно догадаться, что этим местом работы оказалась та самая гостиница, в которой в течение года проводились занятия.
Подводя итоги, можно сказать, что повышение мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на конкретном рабочем месте после окончания обучения, возможно только в соответствующих условиях, формируемых не одной лишь образовательной организацией, но и ее партнером - работодателем.
Однако, специфическая модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразовательной организации и одного работодателя, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку и пр.
Необходимы дополнительные бонусы или субсидии, позволяющие работодателю возместить ущерб от проводимых занятий со студентами.
Хотелось бы выразить надежду, что среднее профессиональное образование и сфера трудоустройства найдут пути взаимодействия, которые позволят им стать партнерами, которые уже не могут существовать раздельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"
Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — ...
Статья "Проблемы старые - решения новые"
В данной статье раскрываются основные проблемы и пути их решения, с которыми могут встретиться многие педагоги....
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...
Статья "Проблемы обучения английскому языку в колледже".
Данная статья отражает актуальные проблемы обучения английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях. Выделяются ключевые трудности в обучении, и предлагаются пути...
Дуальное (практикоориентированное) обучение
Система дуальной подготовки предполагает теоретичекое обучение в техникуме, а практическое - на конкретном рабочем месте....
Статья по проблемам дистанционного обучения в ОУ СПО
Статья по проблемам дистанционного обучения в ОУ СПО...
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...