Методическое пособиее по выполнениню ВКР.
учебно-методический материал на тему

Введение

 

Формой государственной итоговой аттестации по образовательной программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 151902.04 Токарь-универсал в техникуме является защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Защита ВКР является завершающей, обязательной и ответственной частью государственной итоговой аттестации выпускников.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы. Выпускная квалификационная работа(ВКР)представлять собой самостоятельное законченное исследование в избранной области, относящейся к профилю основной специальности,  демонстрирует глубину профессиональных знаний выпускника,  её выполнение ориентирует на индивидуализацию учебной деятельности.

ВКР должна показать у выпускника:

·      готовность квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии;

·      готовность к целостной профессиональной деятельности;

·      способностьсамостоятельно применять полученные теоретические знания для решения производственных задач;

·      умение пользоваться учебниками, учебными пособиями, современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами;

·      знания современной техники и технологии;

·      подготовленность к разработке и чтению  технологической документации;

·      способность рациональной организации рабочего места;

·      знаниянорм и правил по охране труда.

Данное методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся в ходе выполнения ВКР по профессии Токарь-универсал. 

Целью данного пособия является обеспечение единых требований к выполнению ВКР. В  пособии даны рекомендации по  методике выполнения как всей  письменной экзаменационной работы, так и каждого ее раздела.

Методическое пособие содержит указания, которые позволяют сформировать у студентов представление о порядке выполнения, оформления и подготовке к защите  работ.

Методическое пособие содержит:

·       общие требования, предъявляемые к выпускнику при выполнении работы;

·       правила и последовательность выполнения работы;

·       рекомендации по оформлению текстовых и графических документов;

·       справочные данные, необходимые для разработки технологии обработки детали

·       рекомендации по выбору режимов резания;

·       примеры заполнения технологической документации.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский авиационный техникум имени В.П.Чкалова»

(ГБПОУ ВО  «ВАТ имени В.П.Чкалова»)

Методическое пособие для обучающихся

по выполнению выпускной квалификационной работы

по профессии 151902.04 токарь-универсал


Введение

Формой государственной итоговой аттестации по образовательной программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 151902.04 Токарь-универсал в техникуме является защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Защита ВКР является завершающей, обязательной и ответственной частью государственной итоговой аттестации выпускников.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы. Выпускная квалификационная работа(ВКР)представлять собой самостоятельное законченное исследование в избранной области, относящейся к профилю основной специальности,  демонстрирует глубину профессиональных знаний выпускника,  её выполнение ориентирует на индивидуализацию учебной деятельности.

ВКР должна показать у выпускника:

  • готовность квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии;
  • готовность к целостной профессиональной деятельности;
  • способностьсамостоятельно применять полученные теоретические знания для решения производственных задач;
  • умение пользоваться учебниками, учебными пособиями, современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами;
  • знания современной техники и технологии;
  • подготовленность к разработке и чтению  технологической документации;
  • способность рациональной организации рабочего места;
  • знаниянорм и правил по охране труда.

Данное методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся в ходе выполнения ВКР по профессии Токарь-универсал.  

Целью данного пособия является обеспечение единых требований к выполнению ВКР. В  пособии даны рекомендации по  методике выполнения как всей  письменной экзаменационной работы, так и каждого ее раздела.

Методическое пособие содержит указания, которые позволяют сформировать у студентов представление о порядке выполнения, оформления и подготовке к защите  работ.

Методическое пособие содержит:

  • общие требования, предъявляемые к выпускнику при выполнении работы;
  • правила и последовательность выполнения работы;
  • рекомендации по оформлению текстовых и графических документов;
  • справочные данные, необходимые для разработки технологии обработки детали
  • рекомендации по выбору режимов резания;
  • примеры заполнения технологической документации.

1.Тематика  и объем выпускной квалификационной работы

(письменной экзаменационной работы)

Тематика выпускной квалификационной работы, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта,должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Учитывая условия реализации подготовки  обучающихся по профессии 151902.04 Токарь-универсал  в ГБПОУ ВО  «ВАТ имени В.П.Чкалова», тематика  выпускных квалификационных работ соответствует содержанию   профессионального  модуля ПМ 01.01 «Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов»

Наименование темы письменной экзаменационной работыформулируется: «Технология токарной обработки детали «название детали»», например, «Технология токарной обработки детали «Муфта»»

Объем ВКР(письменной экзаменационной работы):

  • пояснительная записка 20-25 листов форматом А4;
  • технологическая карта1-2 листа форматом А1;
  • рабочий чертеж детали 1 лист форматом А4.

2. Общие методические указания по выполнению

выпускной квалификационнойработы (письменной экзаменационной работы)

2.1.Структура работы

Письменная экзаменационная работа состоит из двух частей:

1 часть - графическая

Графическая частьсостоитиз:

  • операционной карты токарной обработки, котораявыполняется на1-2  листах формата А1
  • рабочий чертеж детали, выполненный на листах формата А4(210x297 мм) (ГОСТ 2.301-68).

2 часть – пояснительная записка к письменной экзаменационной работе.

 Она представляетсобой текстовый документ, выполненный на листах формата А4, объемом 20-25 листов.

Пояснительная записка должна быть единой по оформлению, структуре.

Пояснительная записка имеет следующее содержание:

1. Титульный лист. Является первым листом документа и имеет  единую форму.Правила выполнения титульного листа смотри в Приложении 1.

2.Лист задания. Содержит наименование темы письменной экзаменационной работы, данные о руководителе и обучающемся, выполняющем работу. Лист задания утверждается заместителем директора по УПР и выдается обучающемуся руководителем письменной экзаменационной работы. Правила выполнения титульного листа смотри в Приложении 2.

3.Содержание. На листе содержания записываются все разделы по порядку и указываются страницы, соответствующие этим разделам. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (симметрично тексту). Содержание пояснительной записки раскрывается следующими разделамии подразделами:

Введение

 Раздел 1. Технология обработки детали.

1.1. Обоснование выбора заготовки .                                                                                      

1.2.Марка материала , ее химический состав и механические свойства.

1.3. Выбор оборудования и приспособлений для обработки деталей .      

1.4. Выбор режущего инструмента.

1.5. Выбор мерительного инструмента.

1.6. Расчёт режимов резания для каждого перехода.

Раздел 2. Организация рабочего места .

Раздел 3. Техника безопасности.

3.1. Техника безопасности при работе на токарном станке .

3.2. Техника безопасности в цехе и на территории предприятия.

Раздел 4.Технологические возможности карусельных, револьверных и расточных станков.

4.1.Конструкция карусельных, револьверных и расточных станков.

4.2Режущий инструмент, применяемый на станках.

4.3 Технологические возможности карусельных, револьверных и расточных станков.

Список используемой литературы.

Приложения.

2.2.Требования к печатному тексту

Текст пояснительной записки к письменной экзаменационной работе выполняется на компьютере в программе Word через 1,5 интервала, 12 шрифтом TimesNewRomanс одной стороны листа без ошибок и опечаток. Форма оформления основной надписи листов пояснительной записки  приведена в Приложении 3.

Нумерация страниц пояснительной записки должна быть сквозной. Первой страницей пояснительной записки является титульный лист. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом углу основной надписи. На титульном листе и на странице, где помещено задание, номер страницы не проставляется . На первой странице Содержание ставят порядковый номер 3, после этого идет сквозная нумерация страниц до окончания текстового документа, включая и список литературы.

Текст пояснительной записки разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов сострят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также должна ставиться точка.

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Наименования разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) прописными (заглавными) буквами. Наименования подразделов записываются в виде заголовка строчными буквами, кроме первой прописной. Заголовки должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяю точкой. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа. Текст пояснительной записки должен излагаться кратко, технически и стилистически грамотно

Подразделы выпускной письменной экзаменационной работы должны быть логически связаны между собой. Применяемые термины и обозначения должны быть едиными во всем документе и соответствовать установленным стандартам или общепринятыми в научно-технической литературе. Не допускаются различные толкования.

Условные буквенные обозначения математических, физических и других величин, условные графические обозначения, а также сокращения слов в тексте и подписях под рисунками должны соответствовать Государственным стандартам.

В текстовом документе необходимо делать ссылки на источники, список которых обязательно должен быть в конце пояснительной записки. Ссылки должны заключаться в квадратные скобки. При этом указывается порядковый номер документа в списке литературы. Например: [1],[7] и т.д.

Изложение текста должно идти от первого лица множественного числа (принимаем, определяем). Может быть использована безличная форма глагола (принимается, определяется) и т.д.

Иллюстрации в текстовом документеобязательны.Они даются для пояснения текста, могут располагаться по тексту или в конце его, в приложениях. При этом необходимо руководствоваться тщательно продуманным тематическим планом, который поможет избавиться от случайных иллюстраций. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту. В качестве иллюстраций в пояснительной записке могут быть использованы графики и рисунки, выполненные тушью или пастой (черной), фотоснимки с натуры, иллюстрации, полученные с помощью множительной техники.

Все иллюстрации, если их в пояснительной записке более одной, нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: 1.1., 1.2. ссылку в тексте на рисунок дают в конце предложения в скобках: (рис.1.1) или (рис.1.2).

Иллюстрации могут иметь наименования и поясняющие данные (подрисуночный текст). Наименование помещают над иллюстрацией, поясняющие данные - под ним. Иллюстрации могут располагаться либо непосредственно в тексте, либо на отдельных листах.

Цифровой материал следует оформлять в виде таблиц. Таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. После таблицы располагается обобщающий абзац типа: «Из таблицы видно, что...»

Ссылки на таблицы в тексте пишут так: (см. табл.1.1) или «приведенные в табл.1.2» и т.д. таблицы последовательно нумеруют арабскими цифрами по всему тексту выпускной письменной экзаменационной работы. Порядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием ее порядкового номера без значка № перед первой цифрой и точкой после номера (например, «таблица 17»).

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают над таблицей ниже надписи «Таблица 1». Они печатаются с прописной буквы. При переносе таблицы на следующую страницу нумерацию граф следует повторить, а справа поместить надпись «продолжение таблицы 1». На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

При оформлении пояснительной записки в формулах в качестве символов следует применять единые обозначения. Формулы располагают по центру листа, симметрично тексту. Порядок написания формулы и её решения следующий: пишут символами формулы, после нее - знак равенства, затем подставляют числовые значения величин, входящих в формулу, после чего снова ставят знак равенства, а затем результат вычислении и размерность в сокращенном варианте. Если формула и подставленные в неё числовые выражения не помещаются на одной строке, то запись можно переносить на другую строку, применив для этого математические правила и знаки переноса.

Впервые встречающиеся символы должны быть приведены с пояснениями непосредственно под формулой и её решением. В таком случае после размерности ставится запятая. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Раскрыв содержание формулы, пишут следующее: Полученные числовые значения подставляем в формулу (в скобках указывают номер формулы) и получаем результат...
Если рисунки и таблицы располагаются на отдельных листах, их необходимо включать в общую нумерацию..

Каждый раздел пояснительной записки целесообразно завершать краткими выводами. Это усиливает логику всей работы.

В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Из текста заключения должны быть ясно, что цель и задачи выпускной письменной экзаменационной работы полностью достигнуты.

Список использованной литературы является существенной частью выпускной экзаменационной работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора. Списокрасполагают в конце текстового документа и включают все использованные источники, расположенные в алфавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать не менее 10 наименований литературных источников. В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые, фактически не были использованы при подготовке выпускной письменной экзаменационной работы.

Законодательные и нормативные источники размещают по алфавиту в начале списка; иностранные источники - после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Сведения о книгах (учебниках, справочниках, методических руководствах и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилия с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. При наличии трёх и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а далее указывать: и др.

Список литературы имеет общую нумерацию, т.е. каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке на странице выпускной письменной экзаменационной работы. При указании в основном тексте источника, страница источника заключается в квадратную скобку. Например: [25,с.55], означает: 25 источник, 55 страница. Размещать ссылки на литературный источник в нижней части страницы не следует. Там можно разместить примечания, оформленные как сноски. Примеры записей источников в списке литературы:

книги одного, двух, трех и более авторов
Ивлиев А.А. Отделочные строительные работы, - М.: Академия, 1998.-150с.
Ганенко А.Л. Оформление тестовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ - М.: Академия, 1999.-98с.
Немчинов В.Н. Учет и операционная техника в банках. - М.: ЮНИТИН, 1999.-312с.
Козлова Е.П., Галанина Н.Н. Бухгалтерский учёт в коммерческих банках - М.: Финансы и статистика, 1997.-250с.

книги авторского коллектива «Под редакцией».

Информатика: данные, технология, маркетинг \ Под ред. А.И. Романова. - М.: Финансы и статистика, 2000.-270с. статья в журнале или газете
Черникова О.А. Новое в бухгалтерском учёте векселей \ Финансовая газета \Регион. Вып., 1998, №12, с.10

нормативные документы
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» №17-ФЗ от 3 февраля 1996г.
Целевая программа реформирования статистики в 1997-2000 годах.- М.: Госкомстат РФ, 1996.

Приложения располагаются после списка использованной литературы. Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть выпускной письменной экзаменационной работы ( рисунки, таблицы, схемы, , фрагменты нормативных документов и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части выпускной письменной экзаменационной работы, его страницы не входят в общий объем работы. Связь приложения с текстом осуществляется с помощью ссылок, например: (см. приложения).

Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрации, определяется по согласованию с руководителем выпускной письменной экзаменационной работы.

Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок, выполненный прописными  буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером.

В содержание (план) выпускной письменной экзаменационной работы приложения включаются в виде самостоятельной рубрики одной строкой «Приложения».

Оформление текста пояснительной записки должно быть аккуратным. Готовые текстовые документы пояснительной записки следует сшить и поместить всоответствующего размера папку или переплести.

2.3. Требования к оформлению графической части

Графическая часть письменной экзаменационной работы, в зависимости от сложности и объема, выполняется на листах чертежной бумаги формата А1 (594*841мм), А4 (210*297мм), тушью (черной) или карандашом.

Все чертежи графической части должны выполнятся при строгом соблюдении требований стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС) и других нормативных документов. Распределение графической части по листам, компоновка листов, а также выбор масштаба согласуется с руководителем работы.

В соответствии с действующей в стране Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) рамки и основные надписи (смотри Приложение 4) вычерчивают либо карандашом, либо тушью. Смешанное использование карандаша, туши, фломастеров не допускается.

2.4. Требования к выполнению операционной технологической карты

 Операционная технологическая карта выполняется на  листах форматом А1 (594x841 мм), объемом 1-2 листа. Технологическая карта должна содержать:

1)        чертеж детали с указанием размеров, допусков на эти размеры, шероховатости поверхностей и технических условий на изготовление детали (не параллельность, неперпендикулярность поверхностей и т.д.);отдельный чертеж детали вкладывается в расчетно-пояснительную записку, чертеж выполняется на листе ватмана форматом А4;

2)        описание технологического процесса обработки детали;

3)        эскизы обработки детали для каждого перехода (допускается вычерчивание совмещенных эскизов, т.е. на одном эскизе можно показать обработку в нескольких переходах); на каждом эскизе должен быть указан способ закрепления детали;

4)        режимы резания для одного перехода;

5)        для каждого перехода должны быть указаны:

а)        режущие инструменты с указанием их наименования и размера (диаметр и длина сверла и т.д.) и материала режущей части (например:«Твердый сплав Т14К9 »)        

б) контрольно-измерительные инструменты — наименование, пределы измерения, точность (например, «Штангенциркуль ШЦ; О— 125 мм кл. 1; 0,1 мм»);

в) вспомогательные инструменты — наименование, основные размеры и т.д. (например, «Патрон трехкулачковый, D = 320 мм»);

б) число изготовляемых деталей (размер партии деталей);

7) тип используемой заготовки и ее габаритные размеры.

При выполнение технологической карты необходимо соблюдать требования:

  • выполнить все требования ГОСТ 2.109—73*.Основные требования к чертежам.
  • обработанные поверхности на операционных эскизах выделить красным цветом. Это требование относится только к поверхностям, обработанным в переходе, для которого вычерчен операционный эскиз. На эскизах заводских технологических процессов обработанные поверхности выделяются в 2 — 3 раза более толстыми линиями.
  • на чертеже детали, размещаемой на технологической карте, указать размеры с допусками и шероховатость поверхности. Все обрабатываемые поверхности должны быть пронумерованы.
  • на операционных эскизах размеры (диаметр и длина с указанием допусков) и шероховатость указывать только на обрабатываемых поверхностях каждого перехода.
  • контрольно-измерительные и режущие инструменты указывать в соответствующих графах напротив эскизов и описания соответствующего перехода.
  • для каждого перехода указать диаметр и длину обрабатываемой поверхности (с допусками на изготовление).
  • для каждого перехода указать подсчитанные пояснительной части элементы режима резания.

2.5.Требования к чертежу детали

Требования к чертежу детали определяются ГОСТ 2.109—73.На чертеже должны быть нанесены размеры всех поверхностей (диаметр, длина и т.д.) с указанием допусков, требований к качеству обработанной поверхности, шероховатости, технические условия на изготовление детали (непараллельность или неперпендикулярность поверхностей и т.д.), материал детали.  

При определении шероховатости обрабатываемых поверхностей используются данные из таблицы .2.5.1.        

Таблица .2.5.1.

Обозначение  шероховатости поверхности.

Обозначение шероховатости

Соотношение параметров               шероховатости и базовой

длины    / по ГОСТ 2789-73*

Класс шерохова-тости до введения ЕСКД

По ГОСТ 2.309—73*

системы ЕСКД

Значение параметра, мкм

/, мм

Rz

1

-

От 400 до 160

      8,00

2

-

От 160

до 80

3

-

От 80

до 50

4

-

От 50

до 20

2,05

5

-

От 20 до 12

2,50

6

От 2,5

до 1,25

0,80

7

От 1,25

до 0,63

8

От 0,63до0,4

до 0,4

9

От 0,4

до 0,16

0,25

10

От 0,16

до 0,08

11

От 0,08

до 0,04

12

От 0,04

до 0,025

13

-

0,08

14

-

-

На многих заводах используются чертежи, на которых обозначения соответствуют шероховатости и классам точности устаревших ГОСТов. Для сопоставления устаревшего и действующего стандартов при определении классов точности можно воспользоваться данными табл. .2.5.2.

Таблица 2.5.2.

Сопоставление классов точности и квалитетов

Назначение допуска по ЕСДП

Точность обработки до введения

ЕСДП

Концевые меры длины

Калибры и особо точные изделия

Размеры сопрягаемых деталей

Размеры относительно низкой точности

Квалитет ЕСДП

01

01

0

0

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Класс точности по ОСТу и ГОСТу:      

Основное

отверстие

Основной вал

03

04

05

06

07

08

09

1

1

2

2

-

За

3

4

5

7

8

9

10

При обозначении допусковформы воспользуйтесь таблицей  2.5.3. и ..2.5.4.

Таблица.2.5 .3 .

Графическое изображение видов допуска расположения поверхностей по ГОСТ 2.308-79

Вид

допуска

Знак допуска

по его виду

Допуск параллельности        

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.png

Допуск перпендикулярности

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.png

Допуск соосности

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.png

Допуск пересечения осей

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image4.png

Допуск симметричности

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.png

Допуск биения

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image6.png

Таблица 2.5. 4.

Графическое изображение видов допуска формы поверхностей по ГОСТ 2.308-79

Вид допуска

Знак допуска

по его виду

Допуск прямолинейности

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image7.png

Допуск плоскостности

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image8.png

Допуск круглости

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image9.png

Допуск цилиндричности

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image10.png

Допуск профиляпродольного

сечения

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image11.png

Чертеж детали желательно выполнять в масштабе 1:1; если в натуральную величину изображение не помещается на листе выбранного формата, то его уменьшают, применяя масштаб 1:2, 1:2,5 или 1:5.

2.6.Требования к разделу «Введение»

В разделе «Введение» пояснительной записки  необходимо раскрыть актуальность, проблематику и цель письменной экзаменационной работы, дать описание новейших достижений науки и техники в отрасли, привести ссылки на новейшие материалы, применяемые при обработке деталей на станках.

2.7.Требования к разделу «Обоснование выбора заготовки»

При обосновании выбора заготовки необходимо:

  • описать деталь: назначения, форму, точность обработки, ее классификацию.

При классификации детали указывается ее тип: «Деталь относится к классу валов, у нее имеется две ступени...» привести соответствующие требования к детали в целом и к ее отдельным поверхностям, указать точностные характеристики каждой из поверхностей, заполнить таблицу по образцу табл.2.7..1.

Если допуски на деталь не указаны, а проставлен только квалитет, то по справочным таблицам допусков необходимо определить конкретные значения отклонений размеров.

При определении допусков нужно пользоваться справочником [6], в котором содержатся таблицы допусков и посадок.

Таблица 2.7.1.

Точностные характеристики поверхности детали

Размер детали,

мм

Система

Ква-литет

Верхнее отклонение размера es, мм

Нижнее отклонение размера ei, мм

Номинальный размер Dном,мм

Наибольший предельный размер Dmах, мм

Наименьш-ий предельный-размер-Dmin,мм

Допуск

T D mm

  • выбрать вид заготовки    

Правильный выбор заготовки оказывает существенное влияние нарациональное построение технологического процесса обработки заготовки.

При обосновании выбора заготовки необходимо указать ее вид и габаритные размеры.

Выбор вида заготовки зависит от материала детали иее массы (габаритов), величины производственной партии, требований кточности формы, размеров и взаимного расположения поверхностей, их шероховатости, а иногда и от некоторых других факторов.

Основными видами заготовок для деталей, изготовляемых из металлови их сплавов, являются:

а) сортовой материал, изготовляемый прокатом, волочением и т.п. из черных

металлов и цветных сплавов (прутки круглого, квадратного ишестигранного сечения.)

б) отливки (литые заготовки);

в) поковки и штамповки.

Сортовой материал следует применять в тех случаях, когда профиль материала соответствует профилю детали.

    Круглые прутки применяются в основном для изготовления таких деталей:ось, валик.Для втулки можно подобрать трубу с целью сокращения расхода материала и уменьшения времени на обработку, а следовательно, и затрат на механическую обработку.

Исходя из необходимости максимального приближения формы и размеров заготовки к параметрам готовой детали, следует применятьпрогрессивные методы и способы получения заготовок, такие как литье, ковка, штамповка и т.д. Прогрессивные способы получения заготовок снижают затраты иповышают качество продукции.

     Так использование в качестве заготовки круглого проката экономично только для изготовления гладких и ступенчатых валов с небольшой разницей в диаметрах шеек, так как в противном случае получаются значительные отходы металла в стружку и затраты на обработку резанием. Заготовки для многоступенчатых и коленчатых валов, изготовляемых единицами, получают при помощи свободной ковки, ковочными молотами и прессами.

Однако нужно учитывать, что заготовки, получаемые точным литьем, штамповкой и другими способами, значительно дороже проката, что снижает экономичность обработки.

  • определить размеры заготовки

Для этого необходимо определить припуски на обработку, руководствуясьсправочником [3].

Например, для обработки десяти валов Ø 82 мм с допуском ±0,05 мм и длиной 100 мм достаточно давать припуск 5...6 мм на диаметр. Тогда диаметр прутка должен быть, например, 82 + 6 = 88 мм. Принимается ближайший больший стандартный размер прутка, т.е. используется заготовка Ø 90 мм. Припуск на длину достаточен 1,5 мм на сторону. Тогда размеры заготовки составят D = 90 мм и = (103 ± 0,5) мм. Рационально такие заготовки нарезать в заготовительном отделении. Вид, способ получения и размеры заготовки согласуются с руководителем выпускной работы. Технически обоснованный выбор заготовки это необходимое условие, обеспечивающее максимальную экономию материалов и энергии.

2.8.Требования к разделу «Марка материала, ее химический состав и механические свойства».

По справочнику[9] необходимо определить химический состав материала детали, например, для стали в пояснительную записку вносят следующие данные о содержании элементов: углерод (С) — ... %; сера (S) — ... %; остальное железо (Fe) — ... %. Состав других материалов также определяют по справочникам.

        Далее по справочнику [3] определяют и выписывают механические свойства материала обрабатываемой детали: временное сопротивление (предел прочности на растяжение), σВ  Н/мм2, твердость НВ ед.., относительное удлинение в %.

2.9. Требования к разделу  « Выбор оборудования и приспособлений для обработки деталей»

Выбор станка для обработки заданной детали проводится с учетом типа производства, характера обработки, габаритных размеров обрабатываемой детали, технических возможностей станка. Окончательно модель выбранного станка согласуется с руководителем выпускной работы. Желательно выбирать модели, используемые на базовом предприятии или в учебных мастерских (цехах). Например, для обработки детали Ø120 мм не требуется станок с высотой центров более 110 мм, так как технические возможности такого станка будут использоваться нерационально. В то же время для обработки детали Ø580 мм нужен станок с высотой центров не менее 300 мм, например мод. 1Д63.

Технические данные станка выписывают из его паспорта. Паспорт станка можно взять у механика цеха или в отделе главного механика завода. Технические данные некоторых токарных станков приведены далее. Для выпускной работы достаточно выписать следующие паспортные данные: высоту центров, наибольший диаметр обработки в патроне и над суппортом, расстояние между центрами, пределы частот вращения шпинделя и подач (продольных и поперечных), предельные значения шагов нарезаемых резьб, мощность электродвигателя главного привода, габаритные размеры и массу станка.

Способ установки и закрепления заготовок на станке выбирают в зависимости от их размеров, жесткости и требуемой точности обработки,типа производства. При L / D < 4 (где L — длина обрабатываемой заготовки, D — ее диаметр) заготовки закрепляют в патроне; при 4 < L / D < 10 — в центрах или в патроне с поджимом задним центром; при L / D > 10 — в центрах или в патроне и центре задней бабки и с поддержкой люнетом. Наиболее распространенным зажимным приспособлением на токарных станках является трехкулачковый самоцентрирующий патрон. При обработке валов обычно используются центры и хомутики, а для повышения точности или для обработки длинных деталей применяют еще и дополнительные опоры — люнеты (подвижные и неподвижные). Широко используются цанговые и другие патроны, различные оправки, угольники и т.п.

 Выбор установочного устройства необходимо обосновать. Например, при обработке блока шестерен, имеющего шлицевое отверстие, рационально подрезать торец одной стороны и обработать отверстие, закрепив деталь в трехкулачковом патроне. Затем, после изготовления шлицов, установить деталь на шлицевой оправке и выполнить обработку детали поверху.

2.10.Требования к разработкетехнологического процесса обработки

Технологический процесс обработки детали разрабатывается с учетом типа производства, вида заготовки, конфигурации детали, технических условий на ее обработку (нормы точности, шероховатость, взаимная параллельность или перпендикулярность поверхностей деталей и т.д.). Единая система технологической документации (ЕСТД) посредством ГОСТ 3.1702—79* устанавливает два вида описания технологических процессов: маршрутный и операционный.

Маршрутные технологические процессы используются в единичном производстве. Операционные технологические процессы применяются во всех видах производства.

 Описание операции должно содержать перечень всех необходимых действий по обработке изделия, выполняемых в их технологической последовательности при безусловном обеспечении безопасности труда рабочего. Каждая операция должна содержать перечень переходов, а переходы — перечень проходов. В содержании операции должны присутствовать:

а)        ключевое слово, характеризующее метод обработки  :« точить»,

б)        наименование или обозначение обрабатываемой поверхности типа «Цилиндрическая поверхность», «Отверстие «Сверлить отверстие   Ø19,25 мм»;

в)        размер обрабатываемой поверхности, допуски и шероховатость (шероховатость должна быть проставлена на операционном эскизе).

Запись содержания операции может быть полной

Образец заполнения технологической карты приведен в таблице .2.10.1.

 Пример записи технологических переходов приведен в таблице 2.10.2.

Таблица 2.10.1. Образец заполнения технологической карты

При разработке технологического процесса, необходимо сразу четко сформулировать словесные описания переходов, используя термины технологических переходов в соответствии с ГОСТ 3.1702—79*:

Наименование операций: токарная.

Ключевые слова:                                                      

 Для технологических переходов:зенкеровать, зенковать, накатать, нарезать,  отрезать, подрезать развернуть, рассверлить, расточить, сверлить, точить , центровать.

Длявспомогательных переходов: закрепить, настроить, переустановить  (и закрепить), поджать, снять, установить, установить (и закрепить).

Выполняемая в каждом переходе технологическая обработка в текстовом описании формулируется в повелительном наклонении: «Сверлить...», «Нарезать резьбу...» и т.д. Для каждого перехода  на черновике необходимо вычерчивать эскизы обработки с указанием способа базирования и закрепления заготовки, используя при этом принятые условные обозначения.

Примеры обозначения опор, зажимов и установочных устройствприведены в табл.2.10.3.и на рисунке 2.10.1.

Таблица 2.10.3.Примеры обозначений опор, зажимов и установочных устройств на технологических

операционных эскизах

п/п

Наименование операции

Пример эскиза

1

Установка детали внеподвижнома и вращающемсяб центрах с поводковым патроном в

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.png

2

Установка на неподвижном а и обратном вращающемся бцентрах с рифленой поверхностью

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.png

3

Установка в трехкулачковом пневматическом патронеа с использованием вращающегося центра б, неподвижного в и подвижного г люнетов и упором в торец д

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.png

4

Установка на оправках: цилиндрической а, конической, роликовой б, цилиндрической, резьбовой в, шлицевой г, цанговой (цанга обозначается буквой Ц) д

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image4.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image6.png

5

Зажим в тискахас призматическими губками б, гидравлический зажим вна неподвижной опоре (буква Н)

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image7.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.png

Рисунок 2.10.1Примеры изображения зажимных устройств и инструментов на технологических эскизах:

а— на центрах с поводком (хомутиком); б — в патроне с поджатием задним центром; в — в патроне

Условные изображения инструментов при вычерчивании операционных технологических эскизов приведены на рис. 2.10.2.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.png

Комбинированные резцы, их применение и условное обозначение

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.pngC:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.png

       Резец

Сельцова

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.pngC:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image4.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image6.png

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image7.png

Рисунок 2.10.2.   Условные изображения режущих инструментов: стрелки указывают направление перемещения резца при обработке

Операционные эскизы вычерчивают в технологической карте начисто только после проверки и утверждения преподавателем.

Номера операций должны проставляться римскими цифрами (I, II и т.д.), а номера переходов арабскими (1, 2, 3 и т.д.). Во всех операциях нумерация переходов должна быть сквозной, т.е. если операция I кончается переходом 5, то операция II должна начинаться с перехода 6. Каждая операция может быть выполнена за один или несколько установов, их обозначают заглавными буквами А, Б, В и т.д., например «Операция I, установ Б». В каждой следующей операции нумерация установов начинается с буквы А.

Для облегчения работы и правильной разработки технологического процесса рекомендуется использовать учебники токарного дела, где практически в каждом разделе изображены эскизы обработки, даны рекомендации по выбору способа обработки. В качестве примера можно рекомендовать использование ранее приведенной технологической карты. Во многих учебниках по технологии машиностроения эти вопросы изложены в доступной форме и приведены примеры технологических процессов, например [3, 8, 14, 16, 17].

2.11. Требования к разделу «Выбор режущего инструмента».

Выбор режущего инструмента определяется материалом обрабатываемой детали, видом обработки, типом производства, требованиями точности и качества изготовления детали и т.д. Во всех случаях нужно отдавать предпочтение нормализованному инструменту и только для больших партий деталей применять специальые инструменты. Особое внимание необходимо уделять выбору инструментального материала, для облегчения выбора которого нужно использовать учебник [2], в котором дано описание современных инструментальных материалов, инструментов и приведены рекомендации по их применению. Особое внимание следует обращать на применение наиболее прогрессивных инструментальных материалов и инструментов, обеспечивающих значительное повышение производительности труда и стойкости инструментов. Выбор того или иного инструментального материала должен быть обоснован, т. е. необходимо привести аргументированные доводы, определяющие выбор именно этого материала, например, то, что резец с пластинкой твердого сплава Т30К4 можно применять для чистовой обработки детали из стали 45. Далее привести химический состав выбранного инструментального материала. Если применяются инструменты с каким-либо покрытием, то необходимо указать химический состав покрытия. Марку твердосплавного резца можно приводить как по ГОСТ 3882 — 74, так и по международной классификации.

При обосновании выбора резца указать форму и способ крепления многогранной неперетачиваемой пластинки, а также углы резца: главные (передний, задний, заострения и резания), угол фаски, главный угол резца в плане (рекомендуется применять вспомогательный угол резца в плане больше нуля, т. е. φ> 0). Кроме того, указать радиус при вершине резца, величину фаски, размеры державки. Вычерчивается резец так, чтобы все эти параметры можно было показать. Для выбора углов и линейных размеров инструментов рекомендуется использовать соответствующие справочники или учебник [1]. Если применяется резец с углом наклона главной режущей кромки больше или меньше нуля, то приводится и его значение.

При обосновании выбора сверла, развертки или другого инструмента также необходимо указать его основные параметры, например, для сверла: материал, диаметр, длину, угол заточки, угол подъема спирали, нормальная или специальная заточка, номер конуса Морзе .

Описание выбора инструмента проводится после согласования с руководителем выпускной работы. Для выполнения данного этапа выпускной работы следует использовать литературные данные, например [1—4, 8, 9, 15].

2.11. Требования к разделу «Выбор контрольно-измерительного инструмента».

Выбор контрольно-измерительного инструмента определяется точностью и качеством обработанной детали и типом производства. Основные сведения о применении различных контрольно-измерительных приборов и инструментов учащиеся получили из курса «Допуски, посадки и технические измерения», а также при изучении специальной технологии и во время производственной практики. При выборе контрольно-измерительных инструментов предпочтение необходимо отдавать стандартным измерительным инструментам: различным калибрам или универсальным измерительным инструментам, которые позволяют произвести измерение с требуемой точностью. При обосновании выбора измерительного инструмента учащийся должен изложить соображения, объясняющие этот выбор.

Например, для измерения линейного размера с точностью ±1 мм вполне достаточно обычной линейки, а если необходимо измерить диаметр цилиндра, для которого отклонения могут достигать сотых долей миллиметра, то в этом случае используют либо соответствующего размера стандартную скобу, либо микрометр, точность измерения которого 0,01 мм.

При обработке больших партий деталей экономически целесообразно использовать и специальный контрольно-измерительный инструмент. Затраты на его изготовление окупятся повышением производительности за счет сокращения времени, затрачиваемого на измерения. Во время работы на заводе учащимся следует внимательно изучать опыт работы квалифицированных рабочих, это позволит значительно повысить собственную квалификацию.

Определение шероховатости обработанных поверхностей рационально производить сравнением с образцами шероховатости.

Для работы рекомендуется использовать следующую литературу [2, 3, 6, 7, 9]

2.12.Требования к разделу «Расчет режима резания».

Выбор рациональных режимов резания — один из основных факторов, непосредственно определяющих производительность труда и качество обрабатываемых деталей. Правильно выбранные по таблицам, рассчитанные и откорректированные для станка элементы режима резания не только обеспечивают оптимальные условия обработки, но и выявляют знания и навыки учащегося, его умение назначать режимы резания в случае отсутствия разработанного технологического процесса. Умение выполнять расчет режимов резания необходимо для самостоятельной работы токаря в условиях единичного и мелкосерийного производства, эта деятельность способствует повышению его квалификации токаря.

   Принята следующая последовательность назначения режима резания: глубина резания t, мм; подача ,S0, мм/об; скорость резания V, м/мин.

Сочетание оптимальных значений глубины резания, подачи и скорости резания должно обеспечить наивысшую для данных конкретных условий производительность труда, минимальную себестоимость, заданное техническими условиями качество детали, а также максимальное использование технических возможностей станка и инструмента.

   При выборе глубины резания и подачи руководствуются требованиями точности и шероховатости обработанной поверхности и другими факторами. Перед выполнением расчета режимов резания необходимо повторить раздел курса специальной технологии, посвященный изучению физических основ процесса резания. После назначения режима резания проверяют силовые возможности станка, оценивают возможность обработки на нем. В завершение расчета вычисляют основное время на выполнение обработки в рассчитываемом переходе.

Перед тем как приступить к назначению и расчету элементов режима резания, необходимо до конца уяснить условия обработки, еще раз внимательно рассмотреть чертеж детали, изучить технологический процесс обработки.

Выбор глубины резания

Глубину резания, мм, определять по формуле*i (мм)

где D — диаметр обрабатываемой поверхности, мм; d — диаметр обработанной поверхности; i — число рабочих ходов.

При выполнении расчетов режимов резания перед технологом стоит задача распределить срезание всего припуска, руководствуясь соответствующими рекомендациями по определению глубины резания для каждого рабочего хода в зависимости от марки материала обрабатываемой детали, марки инструментального материала, вида обработки и требований к точности и качеству обрабатываемой поверхности, что обычно делается с помощью соответствующих таблиц в справочниках технолога или токаря (молодого токаря) [8], [15].На практике число рабочих ходов рекомендуется выбирать таким, чтобы глубина резания была в пределах 2,5... 5 мм; при этом для жестких деталейТ= 5 мм. Для получистового и чистового точения глубина резания, естественно, будет меньше.

Выбор подачи

Назначение подачи Sо табл, мм/об, проводить по данным табл. 2.12.1 -  в зависимости от глубины резания, размеров державки и диаметра обрабатываемой детали. Полученное табличное значение подачи Sотабл необходимо откорректировать по паспорту выбранного станка и принять действительное значение подачи Sдейств.

Таблица 2.12.1.

Подачи при черновом точении стали твердосплавными резцами без дополнительной режущей кромки

Размеры

стержня

Диаметр заготовки, мм,

Величина подачи S0, мм/об, при глубине резания /, мм, не более

резца, мм

не более

3

5

8

12

16x25

40

0,4... 0,5

0,3…0,4

...0,4

60

0,5 ...0,7

0,4…0,6

...0,6

0,3...0,5

100

0,6...0,9

0,5…0,7

...0,7

0,5...0,6

0,4...0,5

400

0,8... 1,2

0,7…0,8

..1,0

0,6...0,8

0,5...0,6

20x30

40

0,4...0,5

0,3…0,4

...0,4

60

0,6...0,7

0,5…0,7

...0,7

0,4... 0,6

25x25

100

0,8... 1,0

0,7…0,9

..0,9

0,5...0,7

0,4... 0,7

600

1,2... 1,4

1,0…1,2

...1,2

0,8... 1,0

0,6...0,9

25х40

60

0,6…0,9

0,5…0,8

0,4…0,7

Свыше

25х40

100 и более

0,8…1,2

0,7…1,1

0,6…0,9

0,5…0,8

Таблица 2.12.2

Подачи при чистовом точении твердосплавными и быстрорежущими резцами, мм/об

Шероховатость обработанной поверхностиRz, мкм

Обрабатываемый

материал

Величина подачи S0, мм/об, при радиусе у вершины резца, мм

0,5

1,0

2,0

40

Сталь

Чугун и медные сплавы

0,40...0,55 0,25 ...0,40

0,55...0,65 0,40...0,50

0,65...0,70 0,50

20

Сталь

Чугун и медные сплавы

0,20...0,30 0,15 ...0,25

0,30...0,45 0,20...0,40

0,35...0,50 0,35...0,50

2,5

Сталь

Чугун и медные сплавы

0,11...0,18 0,10...0,15

0,14...0,24 0,12...0,20

0,18...0,32 0,20...0,35

Таблица 2.12.3.

Подача при чистовом точении стали и чугуна минералокерамическими резцами, мм/об

Обрабатывае-мый

материал

Шероховатость обработанной поверхности Rz, мкм

Вспомогательный угол

φ1, °

Величина подачи S0, мм/об, при радиусе у вершины, мм

1,0

1,5

Сталь

20,0

5

0,45...0,50

0,50...0,60

2,5

10...15

0,40...0,45

0,45...0,50

5

0,25...0,30

0,33...0,37

Чугун

20,0

5

0,25...0,30

0,35...0,55

2,5

10...15

0,20...0,25

0,30...0,50

5

0,12...0,25

0,15 ...0,30

Паспортные значения подач станка модели 1К62 и 1А625 приведены в табл.2.12.4.

Таблица .2.12.4.Величины продольных и поперечных подач

Мод. 1К62

Мод. 1А625

Продольная

Поперечная

Продольная

Поперечная

0,070

0,035

0,070

0,035

0,074

0,037

0,075

0,037

0,084

0,042

0,085

0,042

0,097

0,048

0,092

0,045

0,110

0,055

0,010

0,050

0,120

0,060

0,110

0,055

0,130

0,065

0,120

0,060

0,140

0,070

0,125

0,062

0,150

0,074

0,130

0,065

0,170

0,084

0,150

0,075

0,195

0,097

0,170

0,085

0,210

0,110

0,185

0,097

0,230

0,120

0,200

0,100

0,260

0,130

0,220

0,110

0,280

0,140

0,230

0,115

0,300

0,150

0,250

0,125

0,340

0,170

0,270

0,135

0,390

0,195

0,300

0,150

0,430

0,210

0,330

0,165

0,470

0,230

0,370

0,185

0,520

0,260

0,400

0,200

0,570

0,280

0,430

0,215

0,610

0,300

0,470

0,235

0,700

0,340

0,500

0,250

0,780

0,390

0,530

0,270

0,870

0,430

0,600

0,300

0,950

0,470

0,670

0,330

1,040

0,520

0,730

0,370

1,140

0,570

0,800

0,400

1,210

0,600

0,860

0,430

1,400

0,700

0,930

0,470

1,560

0,780

1,000

0,500

1,740

0,870

1,070

0,530

1,900

0,950

1,200

0,600

2,080

1,040

1,330

0,670

2,280

1,140

1,460

0,730

2,420

1,210

1,600

0,800

2,800

1,400

1,730

0,860

3,120

1,560

1,860

0,930

3,480

1,740

2,000

1,000

3,800

1,900

2,140

1,070

4,160

2,080

2,400

1,200

2,660

1,340

2,920

1,460

3,200

1,600

3,460

1,720

3,724

1,862

Назначение скорости резания.

   Назначение скорости резания Vтабл в зависимости от глубины резания tи подачи S0.Действнеобходимо проводить с использованием данных табл. 2.12.5 2.12.6  или соответствующих таблиц справочников [15, 16].

Таблица 2.12.5.  Скорости резания при черновом точении углеродистой, хромистой, хромоникелевойстали и стального литья резцами с пластинами твердого сплава

Глубина резания /, мм

Скорость резания, Vтабл, м/мин, при подаче S0.действ, мм/об

0,3

0,5

0,6

0,8

1,0

1,2

1,5

3

198

166

157

140

127

4

190

160

150

134

122

117

6

178

150

141

126

113

112

98

8

144

131

121

110

105

94

10

127

117

106

100

90

12

113

103

98

88

Таблица2.12.6.

Скорость резания при чистовом точении углеродистой, хромистой, хромоникелевой стали и стального литья твердосплавными резцами без дополнительной режущей кромки

Глубина резания /, мм

Скорость резания, Vтабл, м/мин, при подаче S0.действ, мм/об

0,15

0,20

0,30

0,40

0,50

0,60

1

270

235

222

210

1,5

253

220

208

199

2

244

211

199

191

176

166

Расчетная и действительная частота вращения шпинделя.

По вычисленному значению Vрасч, определяют расчетную частоту вращения шпинделя, мин-1: (об/мин)

где D— диаметр обрабатываемой поверхности, мм; 1000— коэффициент пересчета (1 м = 1000мм). Полученное значение Vрасч необходимо откорректировать по паспорту станка. Принимается ближайшее значение nдейст. При этом необходимо учитывать, что значительное уменьшение частоты вращения шпинделя по сравнению с nрасч приводит к снижению производительности, а увеличение — к снижению периода стойкости резца

Действительная скорость резания

По принятой для станка частоте вращения шпинделя nдейств подсчитать действительную скорость резания, м/мин:V=(мм/мин.)

При всех расчетах необходимо после записи расчетной формулы подставлять в нее конкретные цифровые значения соответствующих величин и только после этого записывать результат вычислений.

Расчет режима резания завершен, теперь необходимо проверить возможность обработки по мощности и крутящему моменту, допустимому для выбранного станка.

Требования к разделу «Техника безопасности»

Вопросы безопасности труда являются наиболее злободневными на производстве, поэтому к правилам безопасности труда необходимо относиться с большим вниманием. Важно отразить в выпускной работе все характерные технологические особенности процесса обработки заданной детали и логически увязать проблемы производства с проблемами безопасности труда.

В любом учебнике по токарному делу практически в каждом подразделе имеются указания по технике безопасности. Данные указания могут служить руководством при подготовке этого раздела выпускной работы. Можно пользоваться справочной литературой по вопросам безопасности при работе на станках. Например, в работах [10, 13] отражены общие вопросы охраны труда и приведены рекомендации по обеспечению безопасности труда приработе на разных станках, а также дано описание технологической оснастки, предложенной новаторами ряда предприятий для повышения безопасности труда.

Требования к разделу «Организация рабочего места»

От умения хорошо и правильно организовать свое рабочее место во многом зависят результаты работы и физическое состояние рабочего. В последнее время аттестации рабочих мест уделяется значительное внимание, как и проблемам, связанным с максимальным повышением четкости, точности, научности организации рабочего места, учета эргономики, применения современной оснастки Учащимся рекомендуется использовать опыт организации лучших рабочих мест в цехах базового завода, в мастерских училища. Хорошо освещены эти вопросы в учебниках по токарному делу, а также в книгах [10, 13] о безопасности труда при работе на металлорежущих станках.

2.13.Требования к списку литературы.

В этом разделе учащийся указывает всю литературу, которую использовал при выполнении выпускной работы. В перечень использованной литературы должны быть включены использованные книги, статьи, конспекты. Располагать их лучше в порядке использования литературного источника в тексте расчетно-пояснительной записки. Порядок описания использованных источников рекомендуется привести в соответствие с ГОСТ 7.1 — 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Примеры оформления смотреть в пункте 2.2.Требования к печатному тексту.

2.14.Требования к составлению содержания работы.

В содержании должны быть указаны заглавия подразделов пояснительной части выпускной работы и номера страниц текста, на которых эти заглавия расположены. Каждый новый раздел выпускной работы должен начинаться с нового листа.

3.Критерии оценки выполнения письменной экзаменационной работы:

  • -оценка "5" (отлично) - работа выполнена в указанные сроки, в полном объеме,   содержание представленной работыполностью раскрывает тему задания, просматривается четкая целевая направленность, необходимая глубина исследования. Стиль изложения корректен, логичен, работа оформлена грамотно, в соответствии с ГОСТ.Допустима одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания излагаемого материала.  Работа выполнена самостоятельно;
  • оценка "4" (хорошо) - работа выполнена в указанные сроки, в полном объеме, содержание представленной работы в целом раскрывает тему задания,  просматривается в большей части целевая направленность. При выполнении работы аттестуемый соблюдает логическую последовательность изложения материала, работа оформлена в соответствии с ГОСТ. Допущены одна ошибка или два-три недочета в оформлении работы, выкладках, эскизах, чертежах. Работа выполнена большей частью самостоятельно.
  • оценка "3" (удовлетворительно) - работа выполнена с отклонениями в сроке, не в полном объеме,  допущено более одной ошибки или трех недочетов, но при этом аттестуемый обладает обязательными знаниями по излагаемой теме задания;
  • оценка "2" (неудовлетворительно) - допущены существенные ошибки, аттестуемый не обладает обязательными знаниями по излагаемой теме в полной мере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Список литературы.

1.        Богдасарова Т. А. Токарь-универсал / Т. А. Багдасарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.

2.        Багдасарова Т. А. Допуски, посадки и технические измерения : рабочая тетрадь / Т. А. Багдасарова. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 95 с.

3.        Вереина Л. И. Справочник токаря / JI. И. Вереина. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 448 с.

4.        Драгун А. П. Режущий инструмент (для молодых рабочих) / А. П. Драгун. — JI.:Лениздат, 1986. — 112 с.

5.        Денежный П. М. Токарное дело / П. М. Денежный, Г. М. Стискин [и др.]. — М.: Высш. шк., 1979. — 240 с.

6.        Зайцев С. А. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении / С. А. Зайцев, А. Д. Куранов, А. Н.Толстов. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.

7.        Контрольно-измерительные приборы и инструменты / [С. А. Зайцев, Д.Д. Грибанов, А. Н.Толстов, Р.В.Меркулов]. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.

8.        Зайцев Б. Г. Справочник молодого токаря / Б. Г. Зайцев, С. Б. Рыцев. — М.: Высш. шк., 1988. — 333 с.

9.        Краткий справочник металлиста / под общ.ред. П. Н. Орлова и Е. А. Скороходова. — М.: Машиностроение, 1987. — 960 с.

10.        Куликов О.Н. Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности / О.Н.Куликов, Е.И.Ролин. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.

11.        Палей М.А. Единая система допусков и посадок (ЕСДП СЭВ) : комплект плакатов / М.А.Палей, Г.С.Кудинова [и др.]. — М. : Изд-во стандартов, 1980.

12.        Сидоров В.Н. Безопасность труда при работе на металлорежущих станках / В. Н. Сидоров. — Л.: Лениздат, 1985. — 112 с.

13.        Соболь А. М. Пути повышения производительности труда станочников (на примере токарей) / А. М. Соболь, Г. Ф. Соболь. — М.: Высш. шк., 1985.-74 с.

14.        Справочник инструментальщика / под ред. И. А. Ординарцева. — Л.: Машиностроение, 1987. — 845 с.

15.        Справочник технолога-машиностроителя: в 2 т. Т. 1 и Т. 2 / под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. — М.: Машиностроение, 1985. — 654 с. + 485 с.

16.        Черпаков Б. И. Технологическое оборудование машиностроительного производства / Б. И. Черпаков, Л. И. Вереина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с.

Приложение 1

Приложение 2

Работа должна состоять из:

Пояснительной записки.

Технологической карты (с эскизами).

                            Список рекомендуемой литературы.

 1.Гоненко А.П. «Оформление текстов и графических материалов при подготовке         дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационныхработ».М.: Академия. 1999.-98с.

2. Денежный П.М. и др. «Токарное дело». - М.: Высшая школа. 1976.- 240с.

3.Фещенко В.Н. «Токарная обработка». - М.: Высшая школа. 1990.- 303с.

4.Вереина Л.И. «Справочник токаря». - М.: Издательский дом «Академия» 2008-.448с.

5.Адаскин В.М. и др. Материаловедение (металлообработка)-М.: Изд. .«Академия», 2007.- 80с.

 6.Холодкова А.Г. «Общая технология машиностроения». - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 224с.

7. «Металлорежущие станки». Под редакцией Черпакова  Б.И. - М.: Машиностроение. 2008.- 471с.                                                                                                      

9.Новичихин Л.И. «Черчение».- Минск: Высшая школа. 1986. 304с.

10.Журавлев А.Н. «Допуски и технические измерения». - М.: Высшая школа. 2009.255с.

9. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации: учеб. Пособие для нач. проф. образования / Л.И. Вереина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

11. Черпаков Б.И. Металлорежущие станки: учебник для нач. проф. образования / Б.И. Черпаков, Т.А. Альперович. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-368 с.

12. Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки: учебник для студентов вузов / В.К.Тепинкичиев. – М.: Машиностроение, 1973. – 472 с.

13. Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки /Н.С. Ачеркан. – М.: Машиностроение, 1965. – 764 с.

Приложение 3

        

Структура обозначения документов ВКР

ВКР. 151902.04.15.09.00. ПЗ

где:

ВКР – выпускная квалификационная работа;    

230111  шифр специальности;

15 – год выпуска;

01 – № фамилии студента по списку;  

00 – порядковый регистрационный номер документа;

ПЗ – пояснительная записка  (шифр документа);                                                

Например,  виды шифров документов.

Чертеж детали - шифра НЕТ (ВКР. 230111.15.01.01)

Сборочный  чертеж  - шифр СБ (ВКР. 230111.15.01.02. СБ)

Спецификация – шифра НЕТ (ВКР.230111.15.01.02)

Технологический процесс – шифр ВД (ВКР.230111.15.01.00.ВД)

Схема электрическая принципиальная - шифрЭ3 (ВКР. 230111.15.01.00.Э3)

Схема электрическая структурная – шифрЭ1 (ВКР. 230111.15.01.00. Э1)

Схема электрическая функциональная – шифрЭ2 (ВКР. 230111.15.01.00. Э2)

 и т.д.

        

Приложение 4

Оформление чертежей и схем

Содержание.

Введение        ………………………………………………………………………….…………………...2

1.Тематика и объем письменной экзаменационной работы……………………….…………………...3

2. Методические указания по выполнению письменно экзаменационной работы..…........................4

3.Структура работы……………………………………………………………………………….……....4

4. Требования к печатному тексту………………………………….………………………………….…4

5. Требования к оформлению графической части…………………………….………………………..7

6. Требования к выполнению операционной технологической карты……..…………………….………7

7.Требования к чертежу детали……........................................................................................................8

8. Требования к разделу «Введение»………………………...…………………………………………10

9.Требования к разделу «Обоснование выбора заготовки»…...………………………………………10

10.Требования к разделу «Марка материала, ее химический состав и механические свойства»…………….......................................…………………………………………………….…….12

11. Требования к разделу  « Выбор оборудования и приспособлений для обработки деталей»......12

12. Требования к разработке операционной карты токарной обработки…………………………….13        

13.Требования к разделу «Выбор контрольно-измерительного инструмента»….……..……..…….19

14.Требования к разделу «Расчет режима резания»………………….…….…………………………19

15.Требования к списку литературы…………………………….………………………………..……24

16.Требования к составлению содержания работы……….…………………………………………..24

17.Критерии оценки выполнения работы.

Завершенная и выпускная квалификационная работа передается обучающимися за месяц до защиты для проверки руководителю работы. Готовая работа с внесенными исправлениями в соответствии с замечаниями руководителя, оформленная согласно изложенным требованиям и отредактированная, - должна быть переплетена.

Переплетенная и подписанная обучающимся выпускная письменная экзаменационная работа передается руководителю для окончательного контроля и подготовки отзыва. Полностью готовая выпускная письменная экзаменационная работа вместе с отзывом сдается обучающимся заместителю директора по УПР для окончательного контроля и подписи. Если выпускная письменная экзаменационная работа подписана, то она включается в приказ о допуске к защите. Отзыв на выпускную письменную экзаменационную работу не подшивается. Подписанная зам. директора по УПР работа лично представляются учащимся аттестационной комиссии в день защиты.

Письменная работа может быть не допущена к его защите при невыполнении существенных разделов «Задания», а также при грубых нарушениях правил оформления работы.

Выпускнику в процессе защиты разрешается пользоваться пояснительной запиской. В процессе защиты обучающийся делает доклад в форме пересказа без зачтения текста, которым пользуется только для уточнения цифрового материала. Выпускник должен свободно ориентироваться в своей письменной экзаменационной работе.

На защите в своем выступлении выпускник наибольшее внимание должен уделить вопросам: технологии, организации рабочего места, правилам безопасности труда при выполнении выпускной квалификационной работы.

Доклад должен быть кратким (5-8 мин), конкретным, интересным с профессиональной точки зрения.

В докладе рекомендуется отразить:

актуальность темы;

цель выпускной квалификационной работы;

задачи, решаемые для достижения этой цели;

суть проведенного исследования;

выявленные в процессе анализа недостатки.

В процессе выступления выпускнику необходимо периодически обращаться к графической части. Выступление должно содержать: сведения по основным разделам пояснительной записки, разбор, обоснование и доказательство графической и технологической частей работы. Доклад должен продемонстрировать приобретенные выпускником навыки самостоятельной работы, необходимые современному квалифицированному рабочему.

При подготовке доклада следует внимательно ознакомиться с рецензией (приложение  ). Особое внимание следует уделить отмеченным в ней замечаниям и заранее подготовиться к ответу на них. В процессе защиты члены аттестационной комиссии задают выпускнику ряд вопросов, в основном связанных с темой защищаемой работы. Ответы должны быть краткими и по существу вопроса.

После окончания защиты аттестационная комиссия обсуждает результаты и объявляет итоги защиты письменных экзаменационных работ с указанием оценки, полученной на экзамене каждым выпускником, и присвоенного разряда по профессии (профессиям).

При рассмотрении аттестационной комиссией вопроса о присвоении тарифного разряда по профессии (профессиям) и выдаче документа об уровне образования необходимо учитывать: доклад выпускника на защите письменной экзаменационной работы; ответы на дополнительные вопросы; итоги успеваемости и посещаемости по предметам учебного плана; выполнение программы производственного обучения; результаты выпускной практической квалификационной работы; данные производственной характеристики.

7 Критерии оценка письменной экзаменационной работы:
Критериями оценки письменной экзаменационной работы, выполненной обучающимся, являются:
- степень усвоения обучающимся понятий и категорий по теме работы;
- умение самостоятельно работать с документальными и литературными источниками;
- умение формулировать основные выводы по результатам;
- грамотность и стиль изложения;
- соответствие оформления письменной экзаменационной работы установленным требованиям.
Критерии, при наличии хотя бы одного из которых письменная экзаменационная работа оценивается только на "неудовлетворительно":
- тема и (или) содержание работы не соответствует выданному заданию (согласно тематики выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ);
- выявленное несоответствие между выпускной практической квалификационной работой и письменной экзаменационной работой;
- работа перепечатана из Интернетресурсов, или других электронных носителей информации;
- оформление курсовой работы не соответствует требованиям. 
При оценке письменных экзаменационных работ преподаватель обращает также внимание на следующие распространенные ошибки в работах обучающихся:
- отсутствие четкости в обоснований, выводов;
- нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки;
- излагаемые по тексту примеры не подкреплены смысловым содержанием, не соответствуют теме работы;
- письменная экзаменационная работа представляет собой пересказ литературных источников, набор цитат, фраз.

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"

      В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личност­ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекс...