Викторина "Юный токарь"
план-конспект занятия на тему

Данная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал». Для проведения данного мероприятия приходится опираться на знания студентов, которые они получили при изучении общеобразовательных предметов в средней школе: физика, химия, геометрия, алгебра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_viktorina_yunyy_tokar.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное  учреждение

Архангельской области

«Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»

(ГБПОУ АО « СТСС»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия  

Викторина «Юный токарь»


                                                                            ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Волошина Светлана Борисовна

МАСТЕР:

Абрамова Валентина Анатольевна

           

СЕВЕРОДВИНСК

2015


Содержание:

Пояснительная записка

3

Сценарий мероприятия

5

Заключение

7

Список литературы

8

Приложение 1

9

Приложение 2

14


Пояснительная записка

к внеклассному мероприятию по профессии «Токарь-универсал»

Викторина «Юный токарь»

Перед мастерами производственного обучения и преподавателями специальных предметов стоит важнейшая задача: не только сообщить студентам определённую сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное,  научить ребят применять полученные знания на практике. Внеклассные мероприятия приучают к самостоятельной творческой деятельности, развивают инициативу студентов, вносят элементы исследования в их работу. Внеклассные мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию чувства ответственности за порученное дело.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных мероприятиях. Один из самых верных путей повышения качества обучения профессии токаря – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.

Данная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал». Для проведения данного мероприятия приходится опираться на знания студентов, которые они получили при изучении общеобразовательных предметов в средней школе: физика, химия, геометрия, алгебра.

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать знания по общеобразовательным предметам  средней школы: физика, химия, геометрия, алгебра.

Развивающие:

  • Способствовать формированию и развитию познавательной деятельности студентов  к предметам.
  • Выявление индивидуальных особенностей студентов.
  • Способствовать наиболее полному проявлению возможностей студентов.
  • Способствовать формированию и развитию  умений и навыков работы в команде.
  • Воспитание взаимопомощи, ответственности.
  • Формирование наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
  • Повышение технологической культуры, расширение кругозора.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к профессии.
  • В процессе работы на занятии развивать чувство коллективизма.
  • Создать принцип «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.

Структура мероприятия:

  1. Сообщение преподавателем целей проведения викторины.
  2. Приветствие команд.
  3. Объявление состава жюри.
  4. Проведение технической викторины.
  5. Подведение итогов.
  6. Награждение команд.
  7. Сообщение преподавателя о достижении целей мероприятия.
  8. Рефлексия.

Методика проведения: беседа (вопросно-ответная), использование мультимедиа.

Мероприятие рассчитано на 1-2 академических часа.


Сценарий мероприятия:

Ведущий:  Ищите красоту не только у природы,
Не только в струях ласковых, живых.
Ищите красоту в туманной мгле завода,
В грохочущих и шумных мастерских.
                                        Ольга Берггольц

  1. Преподаватель: Добрый день. Вы знаете, что у нас в техникуме проводится Неделя. Сегодня мы проведем с вами техническую викторину по профессии «Токарь-универсал».

В викторине принимают участие три команды из группы № 129/130.

Команды! Поприветствуйте друг друга! (участники команд приветствуют друг друга и высказывают пожелания соперникам).

Болельщиками будут студенты этих групп.

Судить сегодняшний конкурс – викторину будет многоуважаемое жюри в составе:

Попова Ирина Павловна, Коковин Олег Васильевич, Егорова Наталья Григорьевна

  1. Условия проведения викторины. Участие принимают три команды. Проводится игра в два тура. Командам поочередно предлагаются вопросы. Вопросы будут выведены через проектор на экран. Всего предлагается 4 шуточных вопроса для разминки по различным профессиям и по 7 основных вопросов для каждой команды из разделов разных наук.

Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ команды не правильный, тогда право ответа переходит второй команде. Если обе команды ответили не правильно, тогда никакой команде баллы не присваиваются.

Если обе команды не дали правильный ответ на какой-либо вопрос, тогда на этот вопрос может ответить студент  из команды поддержки. В этом случае по окончании игры объявляется самый активный участник из группы поддержки, который набрал наибольшее количество баллов.

Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Команда – победительница награждается призами. Кроме этого лучший игрок команды награждается специальным призом зрительских симпатий.

  1. Преподаватель: Внимание! Начинаем техническую викторину. (Приложение 1)
  2. Подведение итогов игры.
  3. Поздравление победителей. Вручение призов.
  4. Подведение итогов преподавателем: сообщение  о достижении целей мероприятия.

Преподаватель. Сегодня мы с вами провели техническую викторину по выбранной вами профессии «Токарь-универсал». Вы еще раз убедились, как много всего должен знать квалифицированный рабочий. Объём его теоретических знаний должен содержать сведения из разных отраслей науки. Для этого нужно знать химию (металлы и сплавы), физику (физические величины), геометрию (движения резания), геометрию (углы резца и углы резания). Грамотный рабочий должен знать и правильно применять безопасные приемы работы и соблюдать технику безопасности. Для этого он должен знать разделы физики (вибрация, электрический ток), биологии (организм человека), электротехники (заземление, зануление, допустимое, номинальные и безопасное напряжения). Современный рабочий должен в совершенстве владеть приемами работы на современном оборудовании. Азы этих знаний и умений вы получили в школе на уроках технологии, а в техникуме вы совершенствуете свой профессионализм. Но только одно умение работать на станках не достаточно – надо уметь правильно наладить и настроить их. Для того, чтобы ваше изделие было качественным, оно должно быть правильно изготовлено. Поэтому его необходимо изготовить с соблюдением технологии производства.  Без знания геометрии, математики и черчения это будет сложно сделать. Для того, чтобы приступить к изготовлению детали надо выполнить чертеж или прочитать готовый. А для этого необходимо для начала уметь читать и грамотно писать.

Вот сколько разных знаний и умений должно быть в арсенале современного рабочего! Сегодня вы продемонстрировали, что много знаете и умеете. Молодцы!

  1. Рефлексия: расскажите, понравилось ли вам участие в викторине? Что для вас было интересно? Понравилось ли вам работать в команде?

Перед вами на слайде представлена воображаемая диаграмма вашего участия в викторине. Оцените каждый себя – на каком пути к профессиональному олимпу вы находитесь?

Спасибо всем участникам, зрителям и членам жюри за участие! Всем удачи!


Заключение

Выбранная форма внеклассной работы наиболее интересна и доступна всем возрастам студентов.  При помощи данной викторины можно проверить степень обученности  студентов, их умение давать доказательные и точные ответы. Подобные викторины расширяют представления учащихся о сфере применения профессии «токарь».

Учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, любознательность, стремление знать и уметь больше других. Всё это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того материала, о котором идет речь в данных мероприятиях. Материал для заданий подбирается дифференцированно. Решается проблема организации общения. Коллективные формы работы влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Благодаря увлекательной, интересной и захватывающей форме мероприятия студенты испытывают удовлетворение от понимания значимости приобретенных знаний.

Уделяя внеклассной работе серьезное внимание, вправе рассчитывать на ее положительный результат. У студентов формируется устойчивый интерес к изучению специальности.

У студентов появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к преподавателям и своим товарищам.

По окончании мероприятия студенты «проголосовали» разноцветными карточками, высказав тем самым впечатление о проведенной викторине. Абсолютное большинство показали, что мероприятие понравилось, принесло пользу и ребята готовы участвовать и дальше в подобных мероприятиях.

Высокую оценку мероприятию дали и гости, присутствующие на данном мероприятии: Гагарин, Коковин О.В., Цывов Э.А.


Использованная литература:

  1. Багдасарова Т.А.  Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф. образования, 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
  2. Багдасарова Т.А.  Токарь: технология обработки: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
  3. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский  Центр  «Академия», 2007-368 с.
  4. Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. М.: Высшая школа, 2005

Приложение 1

Внеклассное мероприятие по профессии «Токарь-универсал»

Викторина «Юный токарь»

Разминка

Шуточный конкурс

Предлагаются четыре вопроса, которые используют кадровые агентства мирового уровня, для того, чтобы оценить умственные способности кандидатов на вакантные должности. Вопросы задаются обеим командам. Побеждает та, участники которой быстрее ответят на вопрос правильно.

Вопрос 1.Как засунуть жирафа в холодильник?

Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения простых задач.

Вопрос 2.Как засунуть в холодильник слона?

Неправильный ответ: открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник.

Правильный ответ: открыть холодильник, достать из него жирафа, засунуть гуда слона, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий.

Вопрос 3.Лев созвал всех животных на собрание. Явились все, кроме одного. Кто не явился?

Правильный ответ: слон. Он в холодильнике. Этот вопрос проверяет вашу память.

Вопрос 4.Вам нужно пересечь реку, в которой живет много крокодилов. Как вы это сделаете?

Правильный ответ: Вплавь, потому, что все крокодилы на собрании у льва.

Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

Техническая викторина

Вопросы из разделов физики

1 вопрос

1 команда

Микрометр (мкм) – это сколько:

А) 0,1 мм;

Б) 0,01 мм;

В) 0,001 мм?

Правильный ответ: В) 0,001 мм.

Микрометр(мкм, µm, от греч.μικρός — маленький и μέτρον — мера, измерение) — единица измерения длины, равная одной миллионной доле метра (10−6 метра или 10−3 миллиметра). Также в 1879—1967 годах официально использовалось название микрон (мк, µ) (ныне устарело).

1 мкм = 0,001 мм = 0,0001 см = 0,000001 м

Для лучшего представления этой единицы длины можно привести некоторые данные: диаметр эритроцита составляет 7 мкм, толщина человеческого волоса (для жителей России) — в среднем 40 мкм.

Микрометр является стандартным допуском отклонений от заданного размера (по ГОСТу) в машиностроительном и практически почти в любом производстве изготовления каких-либо деталей где требуется исключительная точность размеров. В микрометрах также измеряют длину волн инфракрасного излучения.

2 команда

На машиностроительных чертежах размеры указываются в …

А) миллиметрах;

Б) сантиметрах;

В) микронах?

Правильный ответ: А) миллиметрах.

3 команда

Что такое дюйм:

А) мера веса;

Б) мера длины;

В) угловая величина?

Правильный ответ: Б) мера длины.

1 локоть  46 см

1 фут  30 см

1 дюйм  2,5 см

2 вопрос

1 команда

Какой прибор измеряет силу тока?

А) ареометр;

Б) вольтметр;

В) амперметр?

Правильный ответ:В) амперметр.

Силу тока в цепи измеряют прибором, называемым амперметром. Амперметр – это тот же гальванометр, только приспособленный для измерения силы тока, его шкала проградуирована в амперах. На шкале амперметра обычно ставят букву А.  На схемах его изображают кружком с буквой А.

Сила тока – очень важная характеристика электрической цепи. Работающим с электрическими цепями надо знать, что для человеческого организма безопасной считается сила тока до 1 мА. Сила тока больше 100 мА приводит к серьезным поражениям организма.

2 команда

Какой прибор измеряет напряжение в сети:

А) ареометр;

Б) вольтметр;

В) амперметр?

Правильный ответ:Б) вольтметр.

Для измерения напряжения на полюсах источника тока или на каком-нибудь участке цепи применяют прибор, называемый вольтметром. Многие вольтметры по внешнему виду очень похожи на амперметры. Для отличия вольтметра от других электроизмерительных приборов на его шкале ставят букву V. На схемах вольтметр изображают кружком с буквой V внутри.

3 команда

Каким прибором измеряется величина силы:

А) амперметром;

Б) вольтметром;

В) динамометром?

Правильный ответ:В) динамометром.

Он предназначен для измерения сил (греч. "динамис" – сила). Единица измерения силы называется 1 Ньютон (1 Н), в честь Исаака Ньютона.

Этот шуточный рисунок иллюстрирует измерение динамометром силы, с которой рука тянет упирающегося ослика.

3 вопрос

1 команда

Чем характеризуется сила:

А) направлением и величиной;

Б) скоростью и временем;

В) мощностью и напряжением?

Правильный ответ:А) направлением и величиной.

2 команда

В чем измеряется угловая скорость:

А) м/мин;

Б) об/мин;

В) км/ч?

Правильный ответ:Б) об/мин.

3 команда

С помощью какого инструмента получают более точные измерения деталей:

А) штангенциркуль;

Б) линейка;

В) микрометр?

Правильный ответ:В) микрометр.

4 вопрос

Вопросы из разделов химии и МДК

1 команда

Сталь – это…

А) химически чистое железо;

Б) чугун;

В) сплав железа с углеродом?

Правильный ответ:В) сплав железа с углеродом.

2 команда

Латунь - это…

А) химический элемент;

Б) сплав меди с цинком;

В) сплав бронзы с оловом?

Правильный ответ:Б) сплав меди с цинком.

3 команда

Чугун - это:

А) химический элемент;

Б) сплав железа с углеродом;

В) сплав алюминия с углеродом?

Правильный ответ:Б) сплав железа с углеродом.

5 вопрос

1 команда

Какой из перечисленных материалов имеет большую твердость:

А) медь;

Б) сталь;

В) алмаз?

Правильный ответ:В) алмаз.

2 команда

Какой из перечисленных материалов имеет меньшую твердость:

А) сталь;

Б) закаленная сталь;

В) железо?

Правильный ответ:В) железо.

3 команда

Какой из перечисленных материалов не обладает пластичностью:

А) сталь;

Б) серый чугун;

В) ковкий чугун?

Правильный ответ:Б) серый чугун.

6 вопрос

Вопрос из разделов алгебры

Задача

1 команда

Конусность детали определяется по формуле k =

найти величину конусности, если

D = 50 мм; d = 40 мм; l = 100 мм.

Правильный ответ:Конусность детали k = 0,1

2 команда

Уклон детали определяется по формуле У =

найти величину конусности, если

D = 50 мм; d = 40 мм; l = 100 мм.

Правильный ответ:Уклон детали У = 0,05

3 команда

Скорость резания определяется по формуле v =

найти величину скорости, если

π= 3,14;  D = 50 мм; n = 1000 об/мин.  

Правильный ответ:Скорость резания v = 157 м/мин

7 вопрос

Вопрос из разделов геометрии

1 команда

Какое получится тело, если вращать прямоугольник относительно одной из своих сторон?

Правильный ответ: если вращать прямоугольник относительно одной из своих сторон получится цилиндр.

2 команда

Назовите геометрическую фигуру, состоящую из всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного.

Правильный ответ: геометрическая фигура, состоящая из всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного – шар.

3 команда

Назовите тело в пространстве, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины) и проходящих через плоскую поверхность.

Правильный ответ: тело в пространстве, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины) и проходящих через плоскую поверхность – конус. Если основание конуса представляет собой многоугольник, такой конус называется пирамидой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка профессионального модуля по профессии "Токарь-универсал" ПМ 02 "Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках"

Разработка предназначена для мастеров производственного обучения  по профессии "Токарь-универсал" согласно ФГОС...

МЕтодическая разработка конкурса "Токарь-золотые руки"

Методичпеская разработка предназначена для специальности 15.02.08 Технологии машиностроения студентов 3 и 4 курсов...

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

«Скажи мне и я забуду    Покажи мне и я запомню    Вовлеки меня и я научусь»                        ...

Профессиональный модуль ПМ 04 Технология машиностроения. Выполнение работ по профессии токарь

Профессиональный модуль ПМ 04 Технология машиностроения. Выполнение работ по профессии токарь...

Методическая разработка "Оформление письменной экзаменационной работы по профессии: Токарь-универсал"

Методическая разработка "Оформление письменной экзаменационной работы по профессии: Токарь-универсал"...

программа производственной практики по профессии 15.01.26 Токарь-универсал с квалификацией «Токарь»

Программ производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программой по подготовке квалифицированных рабочих,служащих(ФГОС СПО ППКРС)по профессии  15.01.26 Тока...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профессии «Токарь-универсал» ТЕХНИЧЕСКИЙ ТУРНИР «МОЛОДОЙ ТОКАРЬ»

Данное мероприятие предназначено для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования по профессии «Токарь-универсал» со сроком обучения 2 года 5 месяцев. Содержание вопросов технического ту...